2000. - № 11.
16. Калинина А.Д. Десять лет работы по борьбе с детской беспризорностью. - М., 1928.
17. Схатум Б.А., Упоров И.В. Естественное и позитивное право: понятие, история, тенденции и перспективы развития / Под ред. Рассказова Л.П. - Краснодар, 2000.
18. Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование детей Московских приютов. М., 1998. С.32-41.
19. Агафонов Ю.А., Рассказов Л.П., Упоров И.В. Становление и особенности развития современного российского права. -Краснодар, 2000.
References and Sources
1. Medvedeva N.T., Uporov I.V. Istoki i razvitie ugolovnogo nakazaniya. - Ryazan', 1997.
2. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobr. pervoe. № 8601.
3. Berner A.F. Uchebnik ugolovnogo prava. - SPb., 1865.
4. Kurdyuk P.M., Uporov I.V., Akopyan A.V. Prestupnost' kak social'no-opasnoe yavlenie i gosudarstvennoe prinuzhdenie kak metod ego nejtralizacii. -Krasnodar, 2007.
5. Groshev A.V., Uporov I.V. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshchaya chast'. Kratkij uchebnyj kurs. - Rostov-na-Donu, 2006.
6. Uporov I.V. Pravovoe regulirovanie estestvennyh prav cheloveka v mestah lisheniya svobody / Pod red. M.P. Melent'eva. Ryazan', 1998.
7. Zakonodatel'stvo Ekateriny II. - M.: Yuridicheskaya literatura, 2001.
8. Uporov I.V. Ot ponyatiya «mzdoimstvo» k ponyatiyu «vzyatka» // Rossijskaya yusticiya. - 2001. - N° 2.
9. Kurdyuk P.M., Uporov I.V., Kurdyuk G.P. Pravotvorchestvo v sovremennoj Rossii. - Krasnodar, 2003.
10. Turicyn I.V., Uporov I.V. Ugolovnoe nakazanie v ugolovnyh i teoreticheskih konstrukciyah (istoriko-pravovoj aspekt) // Pravo i praktika. 2014. № 4. S. 11-19.
11. Svod zakonov Rossijskoj imperii. - SPb., 1957. T. HU.
12. Uporov I.V. Konstituciya Rossii 1993 goda i ugolovnyj zakon: dvadcat' let spustya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2014. - № 1. - S. 75-82.
13. Uporov I.V. Istoriko-mental'nye prichiny pravovogo nigilizma v Rossii i usloviya ego transformacii v pravovoj pozitivizm // Pravo i praktika. -2013. - № 4. - S. 4-9.
14. Radishchev A.N. Izbrannye filosofskie sochineniya. - M., 1949.
15. Uporov I.V. Institut ugolovnogo nakazaniya v sovetskom gosudarstve nachal'nogo perioda // ZHurnal rossijskogo prava. - 2000. - № 11.
16. Kalinina A.D. Desyat' let raboty po bor'be s detskoj besprizornost'yu. - M., 1928.
17. Skhatum B.A., Uporov I.V. Estestvennoe i pozitivnoe pravo: ponyatie, istoriya, tendencii i perspektivy razvitiya / Pod red. Rasskazova L.P. -Krasnodar, 2000.
18. Smolenskaya N.E. Trudovoe vspomoshchestvovanie detej Moskovskih priyutov. M., 1998. S.32-41.
19. Agafonov Yu.A., Rasskazov L.P., Uporov I.V. Stanovlenie i osobennosti razvitiya sovremennogo rossijskogo prava. - Krasnodar, 2000.
СОЛОННИКОВА НИНА ВОЛЕРЬЕВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики, Краснодарский университет МВД России ([email protected]).
БОНДАРЬ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ - кандидат экономических наук, преподаватель кафедры конституционного и административного права, Краснодарский университет МВД России ([email protected]).
SOLONNIKOVA NINA V - Ph.D. in Law, Senior Lecturer in the Department of Criminalistics, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
BONDAR, OLEG O. - Ph.D. in Economics, Lecturer of the Chair of Constitutional and Administrative Law (Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - [email protected]).
УДК 342.25
БОНДАРЬ О.О., СОЛОННИКОВА Н.В. МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ: ПОИСКИ КОНЦЕПЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Ключевые слова: местные Советы, перестройка, депутаты, КПСС, пленум, власть, самоуправление.
Рассматриваются особенности развития института местных Советов народных депутатов в период проведения перестройки (1985-1991 гг.), которая предшествовала распаду СССР. Анализируются соответствующие законодательные акты, материалы пленумов КПСС, научные труды по заявленной теме. Отмечается, что местные Советы народных депутатов в обстановке бурных политических событий перестроечных лет были излишне политизированы, что не позволяло им эффективно выполнять функции, присущие местной власти.
BONDAR, O.O., SOLONNIKOVA, N.V. LOCAL SOVIETS IN YEARS OF PERESTROIKA: SEARCHING OF CONCEPT AND ORGANIZATIONAL-LEGAL REGULATION
Keywords: local Soviets, perestroika, deputies, CPSU, plenum, power, self-government.
It is researched the features of the development of the institution of local Soviets of People's Deputies during the period of perestroika (1985-1991-ies.), which preceded the collapse of the USSR. It analyzed the relevant legislative acts, materials of plenums of the CPSU, scientific papers on the declared topic. It is noted that the local Soviets of People's Deputies in the midst of turbulent political events of the perestroika years were excessively politicized, which did not allow them to effectively carry out the functions inherent in local authorities.
Сравнительно недавно исполнилось 35 лет с начала советской перестройки 1985-19991 гг., в рамках которой за очень короткий срок распалась мировая держава - СССР. В этом процессе особый интерес вызывает трансформация института местных Советов народных депутатов,
учитывая, что именно через них, в конечном счете, осуществлялись на практике решения как партийных инстанций, так и вышестоящих Советов народных депутатов [1].
Как известно, перестройка была объявлена Генсеком ЦК КПСС М.С. Горбачевым на апрельском (1985 г) Пленуме ЦК КПСС, где он, характеризуя необходимость перемен, указывал, что их предназначение состоит в совершенствовании социализма: «Это линия на ускорение социально-экономического развития страны, на совершенствование всех сторон жизни общества. Речь идет о преобразовании материально-технической базы производства. Речь идет о совершенствовании системы общественных отношений, прежде всего экономических. Речь идет о развитии самого человека, о качественном улучшении материальных условий его жизни и труда, его духовного облика» [2]. Таким образом, ни о какой смене социалистической (коммунистической) парадигмы речи не велось. Соответственно, как справедливо отмечается многими исследователями, суть перестройки, среди прочего, сводилась не к радикальным изменениям действующей системы Советов, которые упраздняли бы ее, или уменьшали ее возможности, а в расширении самодеятельности Советов. На данной основе, прежде всего, на принципах «открытости и гласности», виделось социально-политическое развитие государства.
Актуализируя связь «перестройки» с проблемами эволюции местной власти, необходимо иметь чёткое представление о том, что также не велось речи и о каком-либо заимствовании зарубежного опыта, хотя положительные примеры для того времени развитые западноевропейские муниципальные системы представляли. Перестройка должна была реализовать потенциал отечественного законодательства в области местного самоуправления раскрыться которому, на наш взгляд, не позволяли различного рода бюрократические «проблемы». Отсутствие мотивации в трудовой деятельности мелкого чиновника, а также депутата Совета, могло перечеркнуть все начинания. Ведь именно с такого субъекта начиналась реализация местной власти, действующей в интересах населения [3, с. 184].
Совершенствование деятельности местных Советов народных депутатов началась с того, что уже в августе 1985 г. на законодательном уровне приняли Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства [4]. Данная инновация обосновывалась тем, что в обществе назрела необходимость совершенствования социалистического самоуправления [5, с. 38]. Именно такое развитие позволяло раскрыть потенциал и предназначение местных Советов, в контексте концептуального реформирования местной власти. По содержанию самого Положения (ст. 1), которое определило, что собрания (сходы) граждан обеспечивают «одну из форм непосредственного участия населения в решении вопросов местного и общегосударственного значения» [4], данный документ представляется весьма противоречивым.
С одной стороны, это, бесспорно, был шаг в развитии народной демократии, поскольку граждане на своих собраниях (сходах) могли обсуждать и принимать соответствующие решения по достаточно широкому кругу вопросов. В том числе, согласно ст. 9 они могли: «заслушивать информации о работе Советов народных депутатов ... участковых инспекторов милиции, руководителей дворцов, домов культуры, клубов и спортивных сооружений ... обсуждать проекты законов, решений местных Советов народных депутатов по важнейшим вопросам . вопросы благоустройства населенных пунктов . рассматриваются вопросы воспитания населения в духе советского патриотизма» [4] и др. К работе собраний (сходов) граждан допускались лица, достигшие возраста 16 лет. При этом, согласно ст. 17, принятые на собраниях (сходах) решения являлись «обязательными для исполнения всеми жителями соответствующих населенных пунктов, микрорайонов, кварталов, улиц, жилых домов» [4]. Более того, указывалось, что собрания (сходы) должны созываться не реже одного раза в год. Получался своеобразный мини-представительный орган по месту жительства. Однако, с другой стороны, собрание (сход) граждан должно было созываться и проводиться исполкомом местного Совета народных депутатов, исполком же исполнял решения собраний (сходов). То есть, инициатива граждан зависела от отношения к ней исполкома местного Совета народных депутатов. Нереальными являлись нормы об обязательности решений собраний (сходов) и их проведении не реже одного раза в год. В итоге, это Положение оказалось «бумажным», далеким от реальности, и так и не заработало.
Следующим заметным шагом в развитии института местных Советов народных депутатов стало изменение избирательного законодательства с целью реализации действительной альтернативности выборов депутатов всех уровней, в том числе местных Советов. Начиная с 1987
г., высшие партийные структуры осознали, что, используя некую состязательность в выборах, можно обеспечить реальную возможность выбора населением, а не безмолвное согласие населения с единственным возможным вариантом [6, с. 117].
В период проведения XIX Всесоюзной партийной конференции (1988 г.) была принята резолюция «О демократизации советского общества и реформе политической системы», которая по своему содержанию обеспечивала реализацию демократических начал на уровне местных Советов путем обеспечения конкуренции на выборах [7, с. 204]. Данное обстоятельство вызвало череду далеко идущих последствий, которые фактически воплотились в изменениях основного закона того времени - Конституции СССР [8, с. 61]. При этом демократическое зерно, лежащее в основе формирования «нового социалистического общества», состояло в решении первостепенной задачи - обеспечения прав и свобод человека [9]. Конференция ознаменовалась также предложением главы КПСС М.С. Горбачева, инициировавшего властные разграничения между партией и государством [10, с. 59], что развивало далее реформу системы Советов, включая и местные Советы. По сути, посредством расширения гласности местные Советы наделялись особой самостоятельностью [11]. Концептуально новым стало положение о полномочиях местных Советов, деятельность которых осуществлялась по двум направлениям власти - законодательной (правотворческой) и исполнительной.
Реформирование действующей системы обеспечивало формирование более благоприятных условий для деятельности народных депутатов и гарантий для системы местных Советов. Однако наделение собственными полномочиями создало ряд вопросов, в том числе и об административной подчиненности местных Советов народных депутатов вышестоящим Советам, причем этот вопрос рассматривался в контексте, прежде всего, разделения госсобственности между разными публично-территориальными образованиями. Последнюю проблему все активнее поднимали представители союзных республик. Так, на сентябрьском (1989 г.) Пленуме ЦК КПСС первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Е.Е. Соколов указывал на то, что «Верховный Совет СССР должен однозначно определить степень автономности республиканской собственности по отношению к союзной. Верховные же Советы республик в свою очередь определят степень зависимости областной собственности от республиканской, а Советы областей это сделают по отношению к городской и районной собственности» [12, с. 103]. Однако этот вопрос так и не было решен.
Исходя из указанных и других проблем, изменения в статусе Советов стали закрепляться в нормативно-правовых актах. Однако наиболее важные решения были приняты лишь к концу перестроечного периода. К их числу следует отнести союзный закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. [13], а также Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. [14]. Следует признать, что, в плане формирования муниципальной системы России, данный период следует считать переходным, поскольку вся инициатива тогда фактически перешла от М.С. Горбачева к Б.Н. Ельцину.
Проблемы местной власти отразилось в тексте действующей Конституции РСФСР, которая в своем содержании приобрела полноценную главу, посвященную местной власти - «Местное самоуправление». Местная власть, в соответствии с Конституцией, могла осуществляться на трех уровнях: микрорайона, района и на городском уровне. Очень важным новшеством стало закрепление в тексте Основного закона полномочий Советов в законодательной и исполнительной сфере [15, с. 51], поскольку прежде данные полномочия имели формальных характер. В новой модели местного самоуправления коллегиальные органы местных Советов эволюционировали до местных администраций, действующих на принципе - единоначалия и формировавшихся путем прямых выборов главы местной администрации. К возможным формам местной власти следует отнести территориальные общественные самоуправления, позволявшие местному населения осуществлять собственные инициативы в границах территориального самоуправления.
На наш взгляд, реализованные инициативы 1989-1990 гг. имели скрытые негативные последствия для интересов местного населения [16, с. 48]. Прежде всего, в их числе выделим формирование политических фракций, которые по своей природе не были готовы к консенсусу, в то время, как их противоборство являлось бесплодной борьбой. Другой довольно сложной проблемой следует признать отсутствие достаточного финансирования для реализации новых начал. Вместе с тем, несмотря на совокупность негативных трендов того времени, нельзя не
указать на главную позитивную линию изменений, согласно которой вышестоящие Советы утрачивали возможности диктата над местной властью [17, с. 32]. Изменения конца 80-х годов в сфере формирования местных органов показывают совершенствование системы, уход в прошлое формальной системы назначения. Новая система упразднила действующие механизмы искусственного регулирования демократизма на местах, поскольку удовлетворение народного интереса через «статусных депутатов» не обеспечивало жизненно необходимых потребностей того времени. Данные изменения довольно сильно уменьшили численность советской и партийной номенклатуры.
Однако, как отмечалось, оставался не решенным финансовый вопрос функционирования местных Советов. Проблему дотаций местные депутаты решить были не способны [18, с. 58]. На закате системы Советов насчитывалось несколько десятков тысяч местных депутатов. Однако в связи с отсутствием должного финансирования и тотальным проникновением в жизнь общества гласности, деятельность последних сводилась в основном к бесконечным спорам и многочасовым митингам. К примеру, в Мордовской АССР это время запомнилось многочасовыми митингами на площадях Саранска [19, с. 11].
В целом, волна демократизации системы Советов рассматривалась реформаторами как средство усиления ее жизнеспособности. Однако в научной литературе немалое число авторов не разделяют такую точку зрения. В этой связи, отмечается, что «в жизни на местах стали набирать силу два противоположных процесса. С одной стороны, демократизация начала перерастать в бесконечную критику и политизацию органов местной власти, с другой - набирали силу процессы общественного самоуправления, инициативы снизу, открывавшие возможности для реализации принципа местного самоуправления в его классическом виде. В результате в период перестройки произошла определенная демократизация и обновление советской системы государственного управления, появилась реальная возможность для возникновения на базе местных Советов органов местного самоуправления» [20, с. 71].
Произошедшие изменения в обществе, связанные с реформированием местной власти, породили усталость общества и стали катализатором формирования деструктивных процессов. Изменения, которые назрели и фактически были отражены в источниках права без должного финансирования остались декларативными и, следовательно, не только не оптимизировали процессы, протекавшие в обществе, но, наоборот, сформировали отрицательные оценки и происходящего. Первым индикатором неблагополучного состояния общества стали стихийные забастовочные процессы, которые накрыли стратегические сферы народного хозяйства. К тому времени КПСС не имела веса, поскольку весь авторитет был растрачен, а молодая местная власть не обрела необходимой поддержки и не имела полной независимости [21, с. 164].
В итоге, стал реальностью процесс разрушения государства. Тотальное разгосударствление собственности, злоупотребление интересами населения страны формировали негативную оценку деятельности Советов. Финансовые операции не прошли мимо криминальной сферы. Изменившаяся система формирования местных органов власти позволила проникнуть криминальным элементам и «нечистым на руку» лицам, которые использовали свое служебное положение исключительно в своих корыстных интересах. Ведь, несмотря на то, что у муниципалитетов не было больших бюджетов, у них сохранялось имущество, права по регулированию процессов разрешительного характера на строительство, аренду, реализация механизмов приватизации собственности и пр. Разумеется, все это вошло в повседневность. И сегодня мы можем стать невольными свидетелями злоупотреблений на местном уровне власти, начиная с отсутствующей инфраструктуры и заканчивая нецелевым использованием земель, в результате которого на территориях бывших промышленных и аграрных структур растут многоквартирные высотки, торговые центры и иные объекты собственности, которые не являются источниками доходов и рабочих мест.
В целом, система местных Советов после распада СССР оказалась не готовой эффективно осуществлять публичную власть на местном уровне. В 1993 г. институт местных Советов был распущен президентским указом (с последующими выборами органов местной власти уже по новым российским законам). Вместе с тем, как представляется, опыт функционирования местных Советов народных депутатов по отдельным вопросам в перестроечный период может быть востребован и в современной России для совершенствования института местного самоуправления.
При этом особого внимания заслуживают такие формы участия населения в решении вопросов местного значения, как собрания (сходы) граждан в указанной выше трактовке.
Литература и источники
1. Упоров И.В., Грицай В.В. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. - Краснодар, 2015.
2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г. - М.: Политиздат, 1985.
3. МатвеевМ.Н. Власть и общество в системе Советов народных депутатов в 1977-1993 годах. - Самара: Самарск. ун-т, 2006.
4. Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР от 3 сентября 1985 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1985. - № 36. - Ст. 1269.
5. Звягольский А.Ю., Турицын И.В., Упоров И.В., ЕпифанцевА.А. Местные советы депутатов трудящихся в послевоенное время (1945-1953 гг.). - М., 2016.
6. Упоров И.В. Особенности правового регулирования выборов муниципальных депутатов в актах законодательных органов субъектов Российской Федерации // Современная научная мысль. - 2014. - № 3. - С. 141-147.
7. Материалы XIX Всесоюзной партийной конференции. - М.: Политиздат, 1988.
8. УпоровИ.В., КурдюкП.М., КурдюкГ.П. Правотворчество в современной России. - Краснодар, 2003.
9. Упоров И.В., Схатум Б.А. Естественное и позитивное право: понятие, история, тенденции и перспективы развития / Под ред. Рассказова Л.П. - Краснодар, 2000.
10. Доклад М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции. - М.: Политиздат, 1988.
11. Упоров И.В., Кузовлева Г.В. Представительство народа (населения) в органах публичной власти: сущность и политико-правовая характеристика // Общество и право. - 2015. - № 2(52). - С. 30-34.
12. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (19-20 сентября 1989 г.). - М.: Политиздат, 1989.
13. Закон СССР от 09.04. 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Свод законов СССР. 1990. Т. 1. Ст. 267.
14. Закон РСФСР от 06.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
15. Агафонов Ю.А., Рассказов Л.П., Упоров И.В. Становление и особенности развития современного российского права. -Краснодар, 2000.
16. Грицай В.В., Звягольский А.Ю., Упоров И.В., Эфрикян Р.А. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования: проблемы правового регулирования и реализации: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2016.
17. Ильинский И., Рожко И. Социалистическое самоуправление народа // Коммунист. - 1986. - № 2. - С. 30-43.
18. Звягольский А.Ю., Упоров И.В., Захаров А.К. Городской округ в системе муниципальных образований: праворегулирующий и правоприменительный аспекты. - М., 2016.
19. АбрамовВ.К. Борьба за власть в Мордовии на рубеже 1980-1990-х гг. // Журнал фронтирных исследований. - 2019. - № 1.
- С. 9-29.
20. Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. - 1990. -№10. - С. 70-81.
21. Упоров И.В. Развитие института местного самоуправления в новейшей России: основные тенденции и проблемы несбывшихся надежд // Историческая и социально-образовательная жизнь. - 2015. - № 1. - С. 163-168.
References and Sources
1. Uporov I.V., Gricaj V.V. Pravovye osnovy mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii. - Krasnodar, 2015.
2. Materialy Plenuma Central'nogo Komiteta KPSS, 23 aprelya 1985 g. - M.: Politizdat, 1985.
3. Matveev M.N. Vlast' i obshchestvo v sisteme Sovetov narodnyh deputatov v 1977-1993 godah. - Samara: Samarsk. un-t, 2006.
4. Polozhenie ob obshchih sobraniyah, skhodah grazhdan po mestu zhitel'stva v RSFSR ot 3 sentyabrya 1985 g. // Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. - 1985. - № 36. - St. 1269.
5. Zvyagol'skij A.YU., Turicyn I.V., Uporov I.V., Epifancev A.A. Mestnye sovety deputatov trudyashchihsya v poslevoennoe vremya (1945-1953 gg.).
- M., 2016.
6. Uporov I.V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya vyborov municipal'nyh deputatov v aktah zakonodatel'nyh organov sub"ektov Rossijskoj Federacii // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2014. - № 3. - S. 141-147.
7. Materialy XIX Vsesoyuznoj partijnoj konferencii. - M.: Politizdat, 1988.
8. Uporov I.V., Kurdyuk P.M., Kurdyuk G.P. Pravotvorchestvo v sovremennoj Rossii. - Krasnodar, 2003.
9. Uporov I.V., Skhatum B.A. Estestvennoe i pozitivnoe pravo: ponyatie, istoriya, tendencii i perspektivy razvitiya / Pod red. Rasskazova L.P. -Krasnodar, 2000.
10. Doklad M.S. Gorbacheva na XIX Vsesoyuznoj partijnoj konferencii. - M.: Politizdat, 1988.
11. Uporov I.V., Kuzovleva G.V. Predstavitel'stvo naroda (naseleniya) v organah publichnoj vlasti: sushchnost' i politiko-pravovaya harakteristika // Obshchestvo i pravo. - 2015. - № 2(52). - S. 30-34.
12. Materialy Plenuma Central'nogo Komiteta KPSS (19-20 sentyabrya 1989 g.). - M.: Politizdat, 1989.
13. Zakon SSSR ot 09.04. 1990 g. «Ob obshchih nachalah mestnogo samoupravleniya i mestnogo hozyajstva v SSSR» // Svod zakonov SSSR. 1990. T. 1. St. 267.
14. Zakon RSFSR ot 06.07.1991 g. «O mestnom samoupravlenii v RSFSR» // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov RSFSR i Verhovnogo Soveta RSFSR. 1991. № 29. St. 1010.
15. Agafonov Yu.A., Rasskazov L.P., Uporov I.V. Stanovlenie i osobennosti razvitiya sovremennogo rossijskogo prava. - Krasnodar, 2000.
16. Gricaj V.V., Zvyagol'skij A.Yu., Uporov I.V., Efrikyan R.A. Polnomochiya deputata predstavitel'nogo organa municipal'nogo obrazovaniya: problemy pravovogo regulirovaniya i realizacii: Monografiya. - M.: YUrlitinform, 2016.
17. Il'inskij I., Rozhko I. Socialisticheskoe samoupravlenie naroda // Kommunist. - 1986. - № 2. - S. 30-43.
18. Zvyagol'skij A.YU., Uporov I.V., Zaharov A.K. Gorodskoj okrug v sisteme municipal'nyh obrazovanij: pravoreguliruyushchij i pravoprimenitel'nyj aspekty. - M., 2016.
19. Abramov V.K. Bor'ba za vlast' v Mordovii na rubezhe 1980-1990-h gg. // ZHurnal frontirnyh issledovanij. - 2019. - № 1. - S. 9-29.
20. Krasnov M.A. Mestnoe samoupravlenie: gosudarstvennoe ili obshchestvennoe? // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1990. - №10. - S. 70-81.
21. Uporov I.V. Razvitie instituta mestnogo samoupravleniya v novejshej Rossii: osnovnye tendencii i problemy nesbyvshihsya nadezhd // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya zhizn'. - 2015. - № 1. - S. 163-168.
БОНДАРЬ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ - кандидат экономических наук, преподаватель кафедры конституционного и административного права, Краснодарский университет МВД России ([email protected]).
СОЛОННИКОВА НИНА ВОЛЕРЬЕВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики, Краснодарский университет МВД России ([email protected]).
BONDAR, OLEG O. - Ph.D. in Economics, Lecturer, Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]). Internal Affairs of Russia ([email protected]).
УДК 351.77(510)«2020»
ЛЮ БО
К ПРОБЛЕМЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КИТАЯ БОРЬБЫ С ЭПИДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА
Ключевые слова: профилактика и контроль эпидемии, политико-правовое регулирование, государственное управление, чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения.
В настоящее время в Китае все еще продолжается борьба с новой коронавирусной пневмонией. «Война» с пандемией отражает уникальные институциональные преимущества, с которыми сталкивается Китай, оказавшись перед лицом крупных событий и катастроф. Политико-правовое регулирование на основе создания модели управления многосторонней платформой взаимопомощи, построение правового правительства и применение концепции прав человека в работе правительства внесли выдающийся вклад в предотвращение критического развития эпидемической ситуации. В то же время практика выявила недостатки в деятельности по профилактике и борьбе с эпидемиями. Автор анализирует опыт деятельности государства в области предотвращения эпидемий и борьбы с ними, выдвигает предложения по ее совершенствованию.
LYU, BO
TO THE PROBLEM OF POLICY-LEGAL REGULATION BY THE GOVERNMENT OF CHINA OF THE COMBAT AGAINST CORONAVIRUS EPIDEMIC
Keywords: prevention and epidemic control, political-legal regulation, public administration, public health emergencies.
In current time in China it is still continue a struggle with new coronavirus pneumonia. The "war" with the pandemic reflects the unique institutional advantages, with which China faces, facing major events and catastrophes. Political-legal regulation on the basis of creating a management model of multilateral mutual assistance platform, building a legal government and applying the concept of human rights in the work of the government have made an outstanding contribution to preventing the critical development of the epidemic situation. At the same time, the practice has identified deficiencies in the activities for the prevention and combat against epidemics. The author analyzes the experience of the state in the field of epidemic prevention and control, puts forward proposals for its improvement.
I. Опыт государственного управления в области профилактики и борьбы с эпидемиями.
1. Создание модели управления многосторонней платформой взаимопомощи.
21-й век - это эпоха бурного развития интернет-технологий и революции платформ. В этом контексте в мире широко используется модель взаимного управления многосторонней платформой с характеристиками открытого обмена, высокой эффективности, интеграции ресурсов, низкой стоимости, возможности рециркуляции и др., что внесло определенный вклад в деятельность по предотвращению эпидемий и контролю эпидемической ситуации в Китае.
Перед лицом крупных событий в области медицины и общественного здравоохранения режим взаимного управления на многосторонней платформе правительства обеспечивает реальную и эффективную схему построения системы общественного здравоохранения в чрезвычайных ситуациях. Во-первых, система общественного здравоохранения в чрезвычайных ситуациях требует хорошего взаимодействия и взаимопомощи. Принцип модели управления многосторонней платформой взаимопомощи заключается в создании ценности путем подключения различных пользователей и содействии непосредственному взаимодействию, общению или обмену информацией о ресурсах каждой из сторон. В процессе предотвращения эпидемий и борьбы с ними платформа предоставляет право участвовать в управлении мероприятиями в области общественного здравоохранения заинтересованным сторонам в средствах массовой информации, органам общественного и административного надзора, с тем чтобы содействовать прямому обмену информацией между всеми сторонами и предотвратить блокировку эпидемической информации в процессе передачи. Во-вторых, это также требует определенной прозрачности и беспрепятственности. Благодаря Интернету, облачным вычислениям и другим сетевым информационным технологиям режим взаимного управления на многосторонней платформе ускоряет передачу и распространение информации среди различных