Научная статья на тему 'ОРГАНЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ НАКАНУНЕ РАСПАДА СССР: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ОРГАНЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ НАКАНУНЕ РАСПАДА СССР: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ / ДЕПУТАТЫ / ПОЛНОМОЧИЯ / ЗАКОН / КОНСТИТУЦИЯ / ПЕРЕСТРОЙКА / ПЛЕНУМ / LOCAL GOVERNMENT / DEPUTIES / POWERS / LAW / CONSTITUTION / RESTRUCTURING / PLENUM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бондарь Олег Олегович, Макаренко Андрей Иванович

Распаду СССР в 1991 г. предшествовали довольно интенсивные изменения эпохи перестройки (1985-1991 гг.). Коснулись они и института местной власти, которую тогда олицетворяли местные Советы народных депутатов. Рассматриваются особенности развития этого института на законодательном уровне. Показано, что решения по укреплению местных Советов народных депутатов, принятые в 1986-1988 гг. и направленные на повышение роли органов местной власти в управлении процессами экономической и социальной жизни, не привели к заметному повышению эффективности местных Советов народных депутатов. Вертикальная иерархия Советов и исполкомов, как явный анахронизм в системе местной власти в СССР, была упразднена. Однако при этом не была ясно регламентирована компетенция Советов народных депутатов различных уровней. Местные администрации, как исполнительные органы, довольно быстро стали доминировать в системе местной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бондарь Олег Олегович, Макаренко Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL GOVERNMENT ON THE EVE OF DECAY OF USSR: LEGAL ASPECT

The collapse of the USSR in 1991 was preceded by rather intensive reform of the epoch of restructuring (1985-1991-ies). This concerned the institution of local government, which was then personified by local Soviets of People's Deputies. It considered the features of the development of this institution at the legislative level. It is shown that decisions to strengthen the local Councils of People's Deputies, adopted in 1986-1988. and aimed at enhancing the role of local government in managing the processes of economic and social life, have not led to a marked increase in the effectiveness of local Councils of People's Deputies. The vertical subordination of the Soviets and executive committees - this is one of the main anachronisms in the system of local government in the USSR - was abolished. However, at the same time, the competence of the Councils of people's deputies of different levels was not properly defined. Local administrations, as executive authorities, quickly began to dominate the system of local government.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ НАКАНУНЕ РАСПАДА СССР: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 342.553

БОНДАРЬ О.О., МАКАРЕНКО А.И. ОРГАНЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ НАКАНУНЕ РАСПАДА СССР:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: местная власть, депутаты, полномочия, депутаты, закон, конституция, перестройка, пленум.

Распаду СССР в 1991 г. предшествовали довольно интенсивные изменения эпохи перестройки (1985-1991 гг.). Коснулись они и института местной власти, которую тогда олицетворяли местные Советы народных депутатов. Рассматриваются особенности развития этого института на законодательном уровне. Показано, что решения по укреплению местных Советов народных депутатов, принятые в 1986-1988 гг. и направленные на повышение роли органов местной власти в управлении процессами экономической и социальной жизни, не привели к заметному повышению эффективности местных Советов народных депутатов. Вертикальная иерархия Советов и исполкомов, как явный анахронизм в системе местной власти в СССР, была упразднена. Однако при этом не была ясно регламентирована компетенция Советов народных депутатов различных уровней. Местные администрации, как исполнительные органы, довольно быстро стали доминировать в системе местной власти.

BONDAR, O.O., MAKARENKO, A.I.

LOCAL GOVERNMENT ON THE EVE OF DECAY OF USSR: LEGAL ASPECT

Keywords: local government, deputies, powers, law, constitution, restructuring, plenum.

The collapse of the USSR in 1991 was preceded by rather intensive reform of the epoch of restructuring (1985-1991-ies). This concerned the institution of local government, which was then personified by local Soviets of People's Deputies. It considered the features of the development of this institution at the legislative level. It is shown that decisions to strengthen the local Councils of People's Deputies, adopted in 1986-1988. and aimed at enhancing the role of local government in managing the processes of economic and social life, have not led to a marked increase in the effectiveness of local Councils of People's Deputies. The vertical subordination of the Soviets and executive committees - this is one of the main anachronisms in the system of local government in the USSR - was abolished. However, at the same time, the competence of the Councils of people's deputies of different levels was not properly defined. Local administrations, as executive authorities, quickly began to dominate the system of local government.

Советское государство, как известно, просуществовало семьдесят четыре года, завершив свою историю в декабре 1991 г., когда Верховный Совет СССР принял соответствующую декларацию [1]. Однако не следует думать, что распад СССР произошел спонтанно - этому предшествовали серьезные общественно-политические и социально-экономические процессы завершающего периода функционирования советского государства, который осуществлялся в рамках так называемой «перестройки», объявленной Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, где он, в частности, сказал: «Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности» [2, с. 7].

Как видно, речь шла, среди прочего, о перестройке «управления», а это с неизбежностью должно было трансформировать имевшуюся тогда систему публичной власти, куда входили и местные органы власти, а именно местные Советы народных депутатов, институт которых закреплялся в главе 19 (ст. 145-149) Конституции СССР 1977 года. В частности, она устанавливала: «Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения. Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством;

утверждают планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны» [3].

В начале перестройки принципиальных изменений не происходило. Основные усилия сосредотачивались на модернизации государственной системы в духе перестройки [4, с. 53]. Соответственно, местные Советы народных депутатов предполагалась обновлять не на основе трансформации по типу местного самоуправления, которое имело место в Российской империи или по западноевропейскому типу, или как это сложилось в настоящее время в Российской Федерации, а как создание необходимых условий, обеспечивающих реальное действие уже принятых к тому советских законодательных актов в данной сфере общественных отношений.

Следует заметить, что действующие тогда советские законы, если судить с формальной точки зрения, то есть, исходя из содержания включенных в них юридических норм, предусматривали немалые возможности для жителей городов и сел участвовать в решении разного рода вопросов местной жизни (благоустройство, деятельность школ, учреждений здравоохранения и т.д.). Например, согласно ст. 11 утвержденного Президиумом Верховного Совета РСФСР Положения об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР: «Общие собрания, сходы граждан могут обращаться с предложениями в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам, которые обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть эти предложения и о принятых мерах сообщить исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов, который доводит об этом до сведения населения» [5]. Это была вполне демократичная норма. Другое дело, что в реальности данный закон практически не действовал.

В рамках перестройки стала обсуждаться тема дальнейшего углубления социалистического самоуправления [6, с. 38]. К примеру, И. Ильинский и И. Рожко констатировали, что «самоуправление трудящихся в Советах и общественных организациях, в республиках и на местах, а также в трудовых коллективах являются составными частями единой системы социалистического самоуправления народа» [7, с. 32]. При этом планировавшиеся преобразования имели немалый налет популизма. Так, начиная с 1987 года на выборах в Советы появились так называемые «альтернативные кандидаты» [8, с. 117]. Вслед за этим началось «осуществление политической реформы в целом. На первый план в концепции выдвигалась структурная перестройка системы Советов с целью решения проблемы их полновластия» [9, с. 141-147].

Важный этап перестройки связывается с проведением летом 1988 г. XIX Всесоюзной партийной конференции, где, пожалуй, впервые в СССР наблюдалась открытая дискуссия по насущным проблемам дальнейшего развития советского общества (это стало возможным благодаря провозглашению, принципа гласности, что, бесспорно, следует относить к позитивным явлениям времен перестройки). После бурных дебатов была все же принята резолюция конференции «О демократизации советского общества и реформе политической системы», акцентировавшая внимание на задаче расширения политической конкуренции на выборах [10, с. 204]. В литературе обосновывался тезис о необходимости закрепить эти изменения на конституционном уровне [11, с. 61], гарантируя тем самым базовые права человека [12]. М.С. Горбачев заявил также о «распределении властных полномочий между партией и государством» [13, с. 59].

Новый курс нашел отражение в законодательных актах - Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. [14], Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. [15]. Особая глава «Местное самоуправление» появилась в Конституции РСФСР. Теперь власть четко делилась на законодательную (Советы народных депутатов) и исполнительную (администрации) [16, с. 129-137]. Причем местные

администрации формировались в ходе выборов и работали на основе единоначалия. Низовым звеном самоуправления выступало территориальное общественное самоуправление (ТОС). Выборы в Советы с альтернативными кандидатами впервые были проведены в 1989-1990 гг. [17, с. 48].

По существу, реформаторы полагали, что теперь местные Советы народных депутатов заработают по-настоящему благодаря только лишь гласности [7, с. 32]. И действительно, определенные позитивные изменения в этой связи наблюдались [18, с. 174]. Гласность позволила активизировать население. Существенно обновился состав местных Советов, пополнившихся энергичными депутатами [19, с. 4-10].

Однако изначально очевидным стало и то, что местные Советы народных депутатов стали превращаться в площадки митинговой демократии. Чрезмерная политизация их деятельности крайне негативно стала сказываться на эффективности повседневной работы. В литературе отмечается, что «одновременно в жизни на местах стали набирать силу два противоположных процесса. С одной стороны, демократизация начала перерастать в бесконечную критику и запредельную политизацию органов местной власти, которые втягивались в процесс дележа власти.

С другой - набирали силу процессы общественного самоуправления, инициативы снизу, открывавшие возможности для реализации принципа местного самоуправления в его классическом виде. В результате в период перестройки произошла определенная демократизация и обновление советской системы государственного управления, появилась реальная возможность для возникновения на базе местных Советов органов местного самоуправления» [20, с. 71].

Очевидно, развитие института местной власти в завершающий период существования советского государства нельзя оценивать однозначно. Следует отметить развитие принцип демократизма (гласность, альтернативность выборов). Но одновременно административный ресурс не исчез. Напротив, он ярко проявился в деятельности местных администраций, некоторым образом снижая результаты демократических преобразований.

Литература и источники

1. Декларация Совета Республик Верховного Совета СССР от 26.12.1991 N 142-Н «В связи с созданием Содружества Независимых Государств» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета СССР. - 1991. - № 52.

2. Горбачев М.С. О созыве очередного 27-го съезда КПСС и задачах, связанных с его подготовкой и проведением // Материалы апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. - М.: Политиздат, 1985.

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.

4. Старков О.В., Упоров И.В. Теория государства и права / Под общ. ред. О.В. Старкова. - М., 2012.

5. Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР от 3 сентября 1985 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1985. - № 36. - Ст. 1269.

6. Звягольский А.Ю., Тамазов З.Г., Упоров И.В. Правовое регулирование института публичных слушаний и его реализация в муниципальных образованиях. - М., 2008.

7. Ильинский И., Рожко И. Социалистическое самоуправление народа // Коммунист. - 1986. - № 2. - С. 32.

8. Старков О.В., Упоров И.В. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2015.

9. Упоров И.В. Особенности правового регулирования выборов муниципальных депутатов в актах законодательных органов субъектов Российской Федерации // Современная научная мысль. - 2014. - № 3. - С. 141-147.

10. Материалы XIX Всесоюзной партийной конференции. - М.: Политиздат, 1988.

11. Конституционное (государственное) право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Смоленский М. Б., Упоров И. В., Звягольский А. Ю. - М., 2009.

12. Рябченко Е.В., Рябченко А.Г., Упоров И.В., Кашоида В.В. Естественное право и особенности его закрепления в нормах позитивного права в России. - Краснодар, 2004.

13. Доклад М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции. - М.: Политиздат, 1988.

14. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Свод законов СССР. Т. 1. Ст. 267. 1990 г.

15. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1010.

16. Упоров И.В. Трансформация принципа разделения властей и всеобщности избирательного права как признак угасания эпохи буржуазных государств // Современная научная мысль. - 2015. - №1. - С. 129-137.

17. Грицай В.В., Звягольский А.Ю., Упоров И.В., Эфрикян Р.А. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования: проблемы правового регулирования и реализации: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2016.

18. Старков О.В., Упоров И.В. Финансовое право. - М., 2013.

19. Турицын И.В., Упоров И.В. Теоретическая конструкция публичной власти и ее конституционно-правовое преломление в России // Право и практика. - 2015. - № 2. - С. 4-10.

20. Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. - 1990. -№10. - С. 70-81.

References and Sources

1. Deklaraciya Soveta Respublik Verhovnogo Soveta SSSR ot 26.12.1991 N 142-N «V svyazi s sozdaniem Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv» // Vedomosti Soveta narodnyh deputatov i Verhovnogo Soveta SSSR. - 1991. - № 52.

2. Gorbachev M.S. O sozyve ocherednogo 27-go s"ezda KPSS i zadachah, svyazannyh s ego podgotovkoj i provedeniem // Materialy aprel'skogo (1985 g.) Plenuma CK KPSS. - M.: Politizdat, 1985.

3. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (prinyata VS SSSR 07.10.1977) // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. - 1977. - № 41. - St. 617.

4. Starkov O.V., Uporov I.V. Teoriya gosudarstva i prava / Pod obshch. red. O.V. Starkova. - M., 2012.

5. Polozhenie ob obshchih sobraniyah, skhodah grazhdan po mestu zhitel'stva v RSFSR ot 3 sentyabrya 1985 g. // Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. - 1985. - № 36. - St. 1269.

6. Zvyagol'skij A.YU., Tamazov Z.G., Uporov I.V. Pravovoe regulirovanie instituta publichnyh slushanij i ego realizaciya v municipal'nyh obrazovaniyah. - M., 2008.

7. Il'inskij I., Rozhko I. Socialisticheskoe samoupravlenie naroda // Kommunist. - 1986. - № 2. - S. 32.

8. Starkov O.V., Uporov I.V. Municipal'noe pravo Rossijskoj Federacii. - M., 2015.

9. Uporov I.V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya vyborov municipal'nyh deputatov v aktah zakonodatel'nyh organov sub"ektov Rossijskoj Federacii // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2014. - № 3. - S. 141-147.

10. Materialy XIX Vsesoyuznoj partijnoj konferencii. - M.: Politizdat, 1988.

11. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo Rossii: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po special'nosti "YUrisprudenciya" / Smolenskij M. B., Uporov I. V., Zvyagol'skij A. YU. - M., 2009.

12. Ryabchenko E.V., Ryabchenko A.G., Uporov I.V., Kashoida V.V. Estestvennoe pravo i osobennosti ego zakrepleniya v normah pozitivnogo prava v Rossii. - Krasnodar, 2004.

13. Doklad M.S. Gorbacheva na XIX Vsesoyuznoj partijnoj konferencii. - M.: Politizdat, 1988.

14. Zakon SSSR «Ob obshchih nachalah mestnogo samoupravleniya i mestnogo hozyajstva v SSSR» // Svod zakonov SSSR. T.1. St. 267. 1990 g.

15. Zakon RSFSR ot 6 iyulya 1991 g. «O mestnom samoupravlenii v RSFSR» // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov RSFSR i Verhovnogo Soveta RSFSR. - 1991. - № 29. - St. 1010.

16. Uporov I.V. Transformaciya principa razdeleniya vlastej i vseobshchnosti izbiratel'nogo prava kak priznak ugasaniya ehpohi burzhuaznyh gosudarstv // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2015. - №1. - S. 129-137.

17. Gricaj V.V., Zvyagol'skij A.YU., Uporov I.V., EHfrikyan R.A. Polnomochiya deputata predstavitel'nogo organa municipal'nogo obrazovaniya: problemy pravovogo regulirovaniya i realizacii: Monografiya. - M.: YUrlitinform, 2016.

18. Starkov O.V., Uporov I.V. Finansovoe pravo. - M., 2013.

19. Turicyn I.V., Uporov I.V. Teoreticheskaya konstrukciya publichnoj vlasti i ee konstitucionno-pravovoe prelomlenie v Rossii // Pravo i praktika. -2015. - № 2. - S. 4-10.

20. Krasnov M.A. Mestnoe samoupravlenie: gosudarstvennoe ili obshchestvennoe? // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1990. - №10. - S. 70-81.

БОНДАРЬ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ - кандидат экономических наук, преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (2jul83@gmail.com)

МАКАРЕНКО АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ - преподаватель кафедры гражданского права и процесса Краснодарского университета МВД России. (Makarenkoai87@mail.ru)

BONDAR, OLEG O. Ph.D. in Economics, Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (2jul83@gmail.com).

MAKARENKO, ANDREY I. - Lecturer, Department of Civil Law and Process, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (Makarenkoai87@mail.ru).

УДК 343.98

СКАЧКО А.В.

ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ И ВЕРСИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ (229.1 УК РФ), СОВЕРШАЕМОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЛОБАЛЬНОЙ

СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Ключевые слова: контрабанда, наркотические средства, интернет, преступление, следственная ситуация, версия.

В статье рассмотрены типичные следственные ситуации и возможные к выдвижению версии, возникающие на первоначальном этапе расследования контрабанды наркотических средств, совершаемой с использованием глобальной сети Интернет, понятие и содержание исследуемых понятий. На основании анализа правоприменительной практики, типичные следственные ситуации, присущие рассматриваемой категории уголовных дел, объединены в две группы, в зависимости от источника информации о преступлении. В рамках анализа каждой из сформированных групп, конкретизированы следственные ситуации и возможные к выдвижению версии. В заключение определена их специфика и значение в расследовании преступлений.

SKACHKO, A.V.

TYPICAL INVESTIGATIVE SITUATIONS, AND VERSIONS OF THE INITIAL STAGE OF INVESTIGATION OF THE SMUGGLING OF NARCOTIC DRUGS (229.1 OF THE CC RF) COMMITTED WITH USAGE OF THE GLOBAL NETWORK INTERNET

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.