Научная статья на тему 'Меры противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, в кредитных организациях ЕС (на примере ФРГ)'

Меры противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, в кредитных организациях ЕС (на примере ФРГ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЕС / КЛИЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парамонов Д.Р.

Представленная статья посвящена основным мерам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, рекомендованным Группой ФАТФ и Европейским Парламентом. К данным принципам относятся: «идентификация клиента», меры «надлежащей проверки», учета и хранения данных, сообщения о подозрительных сделках компетентным органам. Вместе с тем статья рассматривает практику имплементации необходимых превентивных мер в национальное законодательство на примере Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, в кредитных организациях ЕС (на примере ФРГ)»

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЕС (НА ПРИМЕРЕ ФРГ)

© Парамонов Д.Р.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Представленная статья посвящена основным мерам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, рекомендованным Группой ФАТФ и Европейским Парламентом. К данным принципам относятся: «идентификация клиента», меры «надлежащей проверки», учета и хранения данных, сообщения о подозрительных сделках компетентным органам. Вместе с тем статья рассматривает практику имплементации необходимых превентивных мер в национальное законодательство на примере Германии.

Ключевые слова: отмывание доходов, кредитные организации, ЕС, клиент.

Очевидно, что отмывание денег и финансирование преступности и терроризма часто осуществляются при использовании финансовых учреждений, а также ряда нефинансовых организаций и профессий. Подход к таким учреждениям и чиновникам позволяет преступникам переводить активы в иные финансовые учреждения, причем как внутри своей страны, так же и за ее границами. Возможен обмен валюты, а также другие преобразования прибылей, что весьма затрудняет их контроль.

В документе, который называется «Сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денег», ФАТФ предусматривает ряд мер, необходимые к принятию финансовыми учреждениями и целым рядом профессий (к примеру, агент по операции с недвижимостью, дилер драгоценностей и драгоценных металлов, адвокаты и нотариусы), в целях предотвращения использования денег и ценностей для целей того или иного преступления [1].

К одной из главных предусмотренных (особенно - для коммерческих и для публичных органов, для организаций и для учреждений) мер относят и процедура «due diligence». Если использовать перевод, приведенный на официальном сайте федеральной службы Росфинмониторинга [4], такая процедура названа как «процедура, надлежащей проверки клиента».

В состав элементов процедуры включены:

- во-первых, идентификация клиента, а также проверка его личности при использовании надежного, полученного из независимого источника перечня документов и информационных данных;

Магистрант.

Экономическая безопасность

125

- во-вторых, идентификация личности бенефициарного собственника, а также и принятие перечня разумных мер для проверки этой личности, что позволяют финансовому учреждению или организации посчитать, что им известно, кем на самом деле он является. Для целого ряда юридических лиц такая процедура должна содержать также принятие соответствующими финансовыми организациями разумных мер для выяснения происхождения денег своего нового клиента;

- в-третьих, получение информации кредитным учреждением о целях и о предполагаемом характере имеющихся деловых отношений банка с клиентом;

- в-четвертых, проведение постоянным образом проверок всех деловых отношений нового клиента и организация тщательного изучения ряда его операций, которые осуществляются в процессе таких отношений для подтверждения сведений про клиента, об его контрагентах и о характере риска.

На уровне Парламента Евросоюза данная предупредительная мера установлена документом - Директива 2005/60/EC от 26.10.2005 г. «О предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания доходов и финансирования терроризма» (Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 on the prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering and terrorist financing) [2], которая содержит описание процедуры «due diligence».

В соответствии с указанной Директивой, при организации отношений «банк-клиент» предусмотрено выполнение трех требований:

- во-первых, неформальная идентификация абсолютно всех клиентов до установления с ними банком деловых отношений;

- в-третьих, постоянный контроль деятельности нового клиента на случай ее несоответствия целям, которые заявлял клиен;

- в-третьих, информирование определенных уполномоченных органов насчет возможных фактов легализации неправильных преступных доходов и обязательно - о фактах финансирования международного терроризма.

Разница при анализе содержания процедуры «due diligence» в Сорока рекомендациях ФАТФ и в Директиве ЕС, - формальны. Это обусловлено тем, что не включенные в указанную процедуру Директивы проводится проверка показателей личности бенефициарного владельца и проводится информирование уполномоченных международных органов, что установлены ею в качестве превентивных мер в качестве дополнительных к надлежащим проверкам клиента.

Политика проведения идентификации клиентов в ЕС призвана не только помочь банкам и финансовым учреждениям в процедуре выявления, пре-

126 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

сечения и предупреждения отмывания средств и финансирования международного терроризма. Эта политика также направлена на цели оздоровления финансовой системы ЕС в целом. Так, она содействует увеличению прозрачности бизнеса, способствует управлению и также регулированию рисков европейских финансовых структур, эта политика способствует росту целостности европейской финансовой системы, способствует ее развитию, проведение подобной политики значительно сокращает количество случаев мошенничества, а также других финансовых правонарушений. Проведение этой политики повышает и деловую репутацию банков и финансовых организаций в восприятии общественности.

Идентификация нового клиента в практической деятельности не только представляет собой определенное требование по установлению и удостоверению личности клиента. Она также включает в себя процедуру верификации данных, которые получены на базе официальных документов, а также из определенных независимых источников.

Идентификация нового клиента осуществляется обязательно соответственно уровню того риска, что установлен каждому конкретному клиенту, который, может определяться, если исходить из личности этого клиента, а также страны его происхождения, при учете типа сделки, применяются и другие критерии.

Директива № 2005/60/EC ввела три различных варианта проведения процедуры идентификации клиента:

- стандартный вариант;

- упрощенная процедура;

- усиленный вариант.

Все они зависят от категории, под которую может попасть клиент субъекта проведения финансового мониторинга.

Одновременно вместе со стандартными проверками перечня рядовых клиентов анализируемая Третья директива стран ЕС устанавливает для банков и финансовых учреждений, а также ряда финансовых профессий необходимость проведения усиленной проверки новых клиентов, которые вовлечены в политическую, а также общественную деятельность. К ним относятся публичные должностные лица, в совокупности члены их семей, - то есть лица, которые наиболее подвержены данному виду международных преступлений [3].

Помимо перечисленных мер надлежащего проведения проверки, указанные превентивные меры включают в себя также необходимость сохранения полученных личных данных.

Так, рекомендация № 10 из документа «Сорок рекомендаций ФАТФ», которая устанавливает обязанность банков и финансовых учреждений Европы хранить полученные данные о внутренних, а также международных операциях, которые могут стать необходимыми компетентным органам, на

Экономическая безопасность

127

срок до пяти лет. Одновременно при этом предусмотрена для банков возможность увеличения указанного срока хранения данных внесением соответствующей нормы в соответствующее национальное законодательство.

Главным требованием перечисленных превентивных мер, используемых в европейской концепции, будет информирование соответствующего уполномоченного органа государства, которое является членом ЕС.

Финансовые организации, определенные нефинансовые учреждения и профессии в Европе не осуществляют сами подозрительные сделки именно до того момента, как они сообщают в соответствующий орган [5]. Указанными национальными органами станут Подразделения Финансовой Разведки (далее - ПФР).

Анализируемая Третья Директива стран ЕС обращает свое внимание субъектов конгломерации ЕС на организационные и хозяйственные взаимоотношения клиентов с финансовыми учреждениями в третьих странах, что подчеркивает высокую вероятность по легализации полученных преступным путем доходов и возможного финансирования терроризма. В этих целях в Директиву № 3 введено определение «шелл-банк». Данная категория касается кредитных и финансовых образований, которые, собственно, не находятся в рамках соответствующей действующей юрисдикции интеллектуального и административного руководства. В соответствии Директивой № 3 кредитным и банковским институтам государств ЕС запрещается вести хозяйственную и финансовую деятельность с такими учреждениями и банками.

В соответствии с Законом «О банковской деятельности» (Kreditwesenge-setz) Германии превентивные меры по предупреждению легализации доходов, полученных преступным путем, возложены на финансовые предприятия, долевые инвестиционные компании и ряд страховых компаний [6].

На финансовые учреждения Германии возложена обязанность по сбору достоверных данных о личности своих контрагентов при заключении с ними долгосрочных договоров. Исключением являются сделки открытия банковского счета, где клиентов идентифицируют вне зависимости от срока договора.

Вместе с тем обязанности по осуществлению превентивных мер возложены также и на участников определенного вида сделок и ряд профессий: индивидуальных юристов, адвокатов и нотариусов, в случае их участия от имени своих клиентов в операциях:

- купли-продажи недвижимости или предприятий;

- управления деньгами, ценными бумагами и другими финансовыми активами своих клиентов;

- открытия и ведения банковских счетов;

- покупки активов, необходимых для создания и управления компанией;

- формирования, ведения или управления деятельностью трастовых компаний, компаний или аналогичных структур;

128 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

- осуществления от имени и по поручению клиентов финансовых или имущественных сделок; бухгалтеров, налоговых консультантов и налоговых агентов; агентов по продаже недвижимости; казино, клиенты которых покупают или продают игровые жетоны на сумму от 1000 евро.

Итак, идентификационными данными, необходимыми для сбора, немецкое законодательство признает полученные на основании удостоверения личности или паспорта имя, дату рождения, место рождения, гражданство и адрес клиента, а также наименование выдавшей документы инстанции. Как правило, клиент должен физически присутствовать для идентификации. Однако если по уважительной причине фактическое присутствие личности не представляется возможным, то такая идентификация может осуществляться через нотариусов, представителей посольств или консульств от других государств ЕС.

Список литературы:

1. Директива по предотвращению использования финансовой системы для целей легализации преступных доходов и финансирования терроризма (Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 On the Prevention of the Use of the Financial System for the Purpose of Money Laundering and Terrorist Financing // Official Journal L 309. 25.11.2005. P. 15-36).

2. OJ L 309, 25.11.2005, p. 15-36 / Третья Директива ЕС.

3. Directive 2005/60/EC.

4. URL: http://www.fedsfm.ru/files/40recom.pdf.

5. FIU: financial information units - органы финансовой информации или financial intelligence units - органы финансовой разведки.

6. Kreditwesengesetz, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.