Научная статья на тему 'Меры предупреждения женской преступности'

Меры предупреждения женской преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4680
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / WOMEN'S CRIME / CAUSES OF CRIME / PREVENTION / LEGAL BASIS / CRIME PREVENTION / PREVENTION MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пимакова О.Г.

В статье рассматриваются экономические, социальные, политические меры общесоциальной профилактики женской преступности. Внесен ряд предложений по совершенствованию мер общесоциальной профилактики женской преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES FOR THE PREVENTION OF FEMALE CRIME

In the article the author considers economic, social, political measures of General social prevention of female crime. A number of proposals have been made to improve measures for the General social prevention of female crime.

Текст научной работы на тему «Меры предупреждения женской преступности»

УДК 343.8 С. 84—88

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Пимакова О. Г.

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова E-mail: olgapimakova@yandex.ru

В статье рассматриваются экономические, социальные, политические меры общесоциальной профилактики женской преступности. Внесен ряд предложений по совершенствованию мер общесоциальной профилактики женской преступности.

Ключевые слова: женская преступность, причины преступности, профилактика, правовая основа, предупреждение преступлений, меры предупреждения.

MEASURES FOR THE PREVENTION OF FEMALE CRIME

Pimakova O. G.

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia E-mail: olgapimakova@yandex.ru

In the article the author considers economic, social, political measures of General social prevention of female crime. A number of proposals have been made to improve measures for the General social prevention of female crime.

Keywords: women's crime, causes of crime, prevention, legal basis, crime prevention, prevention measures.

Подходя к рассмотрению мер предупреждения женской преступности, стоит отметить, что под профилактикой в научной литературе понимают систему объективных и субъективных предпосылок, отвечающих за ликвидацию основных причин преступности, а также комплекс мер как со стороны государства, так и общества, направленный на устранение таких явлений как преступность, причины и условия, порождающие преступность.

Преступность женщин отличается от преступности мужской не только количеством совершаемых (регистрируемых) преступлений, но и своеобразием поведенческих актов разных полов [1, с. 35—36], характером преступлений и последствиями совершения таких преступлений, а также ролью, которую выполняют женщины в механизме преступного поведения, выбором жертв, на которые преступное посягательство направлено, влиянием на преступниц-женщин семейно-бы-товых и иных обстоятельств [9, с. 70].

Все перечисленные особенности связаны, в первую очередь, с исторически определенной ролью и местом женщины в системе общественных правоотношений, а также рядом биологических и психологических факторов.

Такие причины, как социально-экономическая обстановка в стране (обострение социально-экономического кризиса, рост безработицы, социальной напряженности и прочее), современное состояние и проблемы нравственности, низкий уровень правовой культуры, увеличение числа антиобщественных явлений (рост алкоголизма, наркомании и пр.) должны непременно учитываться при рассмотрении вопросов профилактики женской преступности.

Как справедливо отмечает В. А. Леле-ков, деятельность правоохранительных органов по профилактике женской преступности должна охватывать такие сферы жизни, в которых происходит формирование негативных черт личности женщины, в которых они наиболее часто совершают преступления,

то есть в семейно-бытовой сфере, на производстве и прочее [5].

Предупреждение женской преступности на общесоциальном уровне достигается теми же средствами, которые являются эффективными для предупреждения преступности в целом. Однако оно имеет и свою специфику, обусловленную социальной ролью женщины, психофизиологическими свойствами ее личности, особенностями совершаемых ею преступлений и их причинным комплексом.

Правовую основу государственной политики общесоциального предупреждения женской преступности составляют общепризнанные международные нормы, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции ООН о политических правах женщин (1954 г.), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинской платформе действий IV Всемирной конференции по положению женщин (сентябрь 1995 г.), Итоговых документах Генеральной Ассамблеи ООН и других документах международно-правового характера.

Правовую основу профилактики женской преступности составляют также нормы Конституции РФ, которая регламентирует общие положения о защите семьи, материнства и детства (ст. 38) [4].

Специальным нормативным правовым актом, который направлен на улучшение положения женщин в Российской Федерации является Постановление Правительства от 8 января 1996 г. «О концепции улучшения положения женщин в России» [7]. В соответствии с данным нормативно-правовым актом внесены основы в общую систему профилактики женской преступности, т. к. в нем определены главные направления деятельности государства в данном направлении. Так, к примеру, провозглашены соблюдение прав женщин в единстве с основными правами и свободами, соблюдение условий для полноправного участия женщин в механизме принятия решений на различных уровнях управления и др.

Мы полагаем, что данное постановление в современных социально-экономических условиях развития нашего государства и общества, утратило свою силу, так как оно не в полной мере способствует улучшению положения женщин, и тем самым в наименьшей степени участвует в профилактике женской

преступности. Поэтому целесообразным будет принятие новой государственной стратегии (концепции) в сфере улучшения положения женщин, охраны материнства и детства. Новая концепция должна быть направлена на разработку комплекса направлений, направленных на решение таких проблем, с которыми сталкиваются современные женщины.

Стоит отметить, что предупреждение преступлений, совершаемых в семейно-бы-товой сфере, на сегодняшний день является важным направлением деятельности правоохранительных органов, в особенности для службы участковых уполномоченных полиции, как наиболее приближенной к населению, поскольку семейно-бытовые конфликты являются основной причиной совершения преступлений в семейно-бытовой сфере.

В целом на государственном уровне в последнее десятилетие ведется серьезная работа в направлении социальной защиты женщин, охраны материнства и детства, улучшения положения женщин и устранения гендерных диспропорций в развитии общества. В частности, сформировано законодательство в области социальной политики и экономики, направленное на создание основы для развития гендерно-ориентирован-ной и гендерно сбалансированной жизни. Однако имеющиеся сегодня проблемы практической реализации этих важных начинаний говорят о неэффективности предпринимаемых усилий.

Среди мероприятий социального направления [2] для улучшения положения женщин можно было бы предложить:

1) всестороннюю поддержку государством и обществом материнства, охрану здоровья женщины в течение всего жизненного цикла;

2) обеспечение и защиту наиболее уязвимых социальных групп, к которым относятся женщины и дети, от негативного влияния имущественной и социальной дифференциации;

3) осуществление общенациональных и региональных программ борьбы с бедностью и нищетой с установкой на скорейшее преодоление опасной тенденции феминизации бедности и безработицы и др.

В качестве экономических мер общесоциального предупреждения женской преступности можно предложить такие: стабилизация экономики, устранение последствий мирового экономического кризиса (санкций введенных против России), борьба с женской безработицей и пр.

Политические меры общесоциального предупреждения женской преступности

ориентированы на повышение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости в отношении женщин, повышение доверия граждан к государственным и общественным институтам, создание эффективного государственного механизма социального лифта для женщин, желающих реализовать свои способности в политике и управлении [10].

Идеологические меры общесоциального предупреждения женской преступности должны быть сосредоточены на создании у женщин осознанного отказа от решения собственных проблем путем совершения преступления [8]. Отсутствие сегодня в государстве единой идеологии, размытые нравственные ориентиры порождают чувство незащищенности, неуверенности в собственном будущем.

Меры культурного характера при условии их грамотного воплощения в жизнь способны положительно повлиять на формирование женщины, гармонично развивая ее внутренние способности и таланты. Ключевыми субъектами, в обязанности которых входит подобная деятельность, являются учреждения дополнительного образования, призванные направить интересы женщин в созидательную сторону [6]. Ведь именно за границами семьи, школы и работы девушки часто ищут возможности реализации собственных идей, самоутверждения, внимание и понимание единомышленниками. И если другие варианты по каким-либо причинам оказываются недоступными, функцию внешкольного и вне семейного «образования» принимает на себя улица с ее законами и приоритетами.

Определенный положительный превентивный эффект имеет применение технических мер, к которым относятся приспособления, затрудняющие совершение преступлений (средства инженерно-технической укрепленности в сочетании с оборудованием объектов системами охранной и тревожной сигнализации и др.).

Рассмотрев основы общей профилактики женской преступности, уделим внимание специальному виду профилактики преступности в рассматриваемой сфере, которая осуществляется специально уполномоченными органами (правоохранительные органы, органы социальной защиты и др.).

Наиболее значимыми субъектами профилактики женской преступности выступают участковые уполномоченные полиции, которые выполняют важную часть деятельности органов полиции в сфере

предупреждения преступности и охраны общественного порядка.

Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденным приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166, определен достаточно четкий алгоритм проведения участковым уполномоченным полиции индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений. В соответствии с данным Наставлением участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу с лицами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих. Профилактический учет указанной категории граждан и проведение с ними индивидуальной профилактической работы устанавливается решением начальника территориального органа МВД России при поступлении рапорта участкового уполномоченного полиции на имя начальника территориального органа МВД России, согласованного с начальником отдела (отделения, группы) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, о необходимости постановки гражданина на профилактический учет [3].

Снятие лиц, состоящих на учете в территориальных органах МВД России, с профилактического учета и прекращение индивидуальной профилактической работы с ними также производится решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП.

Важным направлением деятельности участкового уполномоченного полиции в рамках предупреждения женской преступности является осуществление разъяснительной работы среди тех женщин, которые поставлены на профилактический учет.

Также, стоит отметить, что важное значение в деятельности по профилактике женской преступности отводится комиссиям по делам несовершеннолетних, т. к. воспитательное воздействие на девушек, женщин (матерей), является эффективным способом борьбы с преступностью как несовершеннолетних, так и взрослой женской преступностью.

Сотрудниками комиссий по делам несовершеннолетних проводятся профилактические беседы в индивидуальном порядке с девушками-подростками, состоящими

на профессиональном учете. Ключевой задачей деятельности комиссий по делам несовершеннолетних является проведение встреч с населением, проведение бесед в образовательных учреждениях, информирование по вопросам профилактики преступлений и правонарушений через средства массовой информации и др.

Стоит отметить, что в сфере профилактики женской преступности важной проблемой является семейное неблагополучие, факторы которого способствуют и провоцируют женщин на совершение преступлений. Полагаем, в данном направлении необходима активизация работы государственных и общественных органов, а также отдельных групп населения. Для повышения степени эффективности профилактики женской преступности важным представляется организация четкого механизма взаимодействия и объединения усилий субъектов такой профилактической деятельности, взаимодействия между такими субъектами.

Важное место в системе мер профилактики женской преступности занимают меры индивидуального характера. Высокую степень влияния на поведение женщины оказывает микросоциальная атмосфера жизнедеятельности. Особенно остро данный факт ощущается в условиях мест лишения свободы, что подтверждает особую актуальность исследования вопросов профилактики в данной области.

Особую роль в системе индивидуальной профилактики женской преступности играет пенитенциарное и постпенитенциарное

предупреждение преступлений. Данный вид индивидуальной профилактики женской преступности направлен на социальную реабилитацию (ресоциализацию) осужденных к лишению свободы женщин.

Социальная реабилитация (ресоциа-лизация) женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, представляет собой систему упорядоченных действий, состоящую в воздействии карательно-воспитательными мерами и имеющие целью получение результатов субъективно-личностного воспитания осужденных к лишению свободы женщин.

Таким образом, обобщая рассмотрение основных аспектов предупреждения женской преступности, можно отметить, что такая работа должна основываться на определенных программах борьбы с преступностью в целом с учетом особенностей охраны материнства, семьи и детства, всесторонней поддержки института семьи.

Обеспечение законодательно закрепленной безопасности личности в семье, а также создание системы предотвращения насилия в семьях, ужесточение мер ответственности компетентных лиц за непринятие мер, направленных на защиту института семьи, должны выступать приоритетными направлениями в борьбе с женской преступностью.

Полагаем, что на сегодняшний день идет развитие и совершенствование системы профилактики в отношении различных видов преступности, в том числе и женской преступности.

Список литературы

1. Баранчикова, М. В. Типология личности преступника, совершившего хулиганство в сфере функционирования пассажирского транспорта / М. В. Баранчикова // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2019. — № 1 (48). — С. 33—40.

2. Вологина, Е. В. Предупреждение женской преступности: социальный аспект / Е. В. Вологина // Совр. проблемы противодействия преступности : мат. Всероссийской науч.-практ. конф. (22—23 июня 2017 г., г. Волгоград). — Волгоград : ВА МВД России, 2017. — С. 166.

3. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ — URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70244228/#ixzz4KXZfI8Rn (дата обращения: 12.08.2019).

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

5. Лелеков, В. А. О предупреждении женской преступности мерами общесоциальной профилактики / В. А. Лелеков, Т. В. Урусова // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — № 2. — С. 13.

6. Лукаш, А. В. Трудовое воспитание молодого поколения средствами культуры как фактор снижения преступности / А. В. Лукаш // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе : сб. материалов XIV науч.-практ. конф. (17 февраля 2017 г.) : в 2 ч. Ч. 1. — Красноярск : СибЮИ МВД России, 2017. — С. 205.

7. О концепции улучшения положения женщин в России : пост. Правительства от 8 января 1996 г. № 6 (в ред. от 09.08.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 185.

8. Петин, И. А. Формирование и предупреждение преступного поведения: идеологические аспекты / И. А. Петин // Российский следователь. — 2011. — № 14. — С. 39.

9. Потапова, А. В. Профилактика женской преступности / А. В. Потапова // Современные проблемы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против жизни в Республике Бурятия : материалы Всероссийской научно-практической конференции / научные редакторы Ю. В. Хармаев, Э. Л. Раднаева. — 2017. — С. 70.

10. Фоман, А. А. Политический аспект борьбы с преступностью в современной России / А. А. Фоман, М. А. Фомин // Антиобщественный образ жизни и преступность молодежи : материалы Всероссийского круглого стола (16—17 сентября 2017 г.). — Ростов н/Д : ДЮИ, 2017. — С. 193.

References

1. Baranchikova, M. V. Tipologiya lichnosti prestupnika, sovershivshego khuliganstvo v sfere funktsionirovaniya passazhirskogo transporta / M. V. Baranchikova // Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii. — 2019. — № 1 (48). — S. 33—40.

2. Vologina, Ye. V. Preduprezhdenie zhenskoy prestupnosti: sotsialnyy aspekt / Ye. V Vologina // Sovr. problemy protivodeystviya prestupnosti : mat. Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. (22—23 iyunya 2017 g., g. Volgograd). — Volgograd : VA MVD Rossii, 2017. — S. 166.

3. Voprosy organizatsii deyatelnosti uchastkovykh upolnomochennykh politsii : prikaz MVD RF ot 31 dekabrya 2012 g. № 1166 [Elektronnyy resurs] // SPS GARANT. — URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70244228/#ixzz4KXZfI8Rn (data obrashcheniya: 12.08.2019).

4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. — 2014. — № 31. — St. 4398.

5. Lelekov, V. A. O preduprezhdenii zhenskoy prestupnosti merami obshchesotsialnoy profilaktiki / V. A. Lelekov, T. V. Urusova // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2014. — № 2. — S. 13.

6. Lukash, A. V Trudovoe vospitanie molodogo pokoleniya sredstvami kultury kak faktor snizheniya prestupnosti / A. V. Lukash // Aktualnye problemy borby s prestupnostyu v Sibirskom regione : sb. materialov XIV nauch.-prakt. konf. (17 fevralya 2017 g.) : v 2 ch. Ch. 1. — Krasnoyarsk : SibYul MVD Rossii, 2017. — S. 205.

7. O kontseptsii uluchsheniya polozheniya zhenshchin v Rossii : post. Pravitelstva ot 8 yanvarya 1996 g. № 6 (v red. ot 09.08.2004 g.) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 1996. — № 3. — St. 185.

8. Petin, I. A. Formirovanie i preduprezhdenie prestupnogo povedeniya: ideologicheskie aspekty / I. A. Petin // Rossiyskiy sledovatel. — 2011. — № 14. — S. 39.

9. Potapova, A. V. Profilaktika zhenskoy prestupnosti / A. V Potapova // Sovremennye problemy raskrytiya, rassledovaniya i preduprezhdeniya prestupleniy protiv zhizni v Respublike Buryatiya : materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / nauchnye redaktory Yu. V. Kharmaev, E. L. Radnaeva. — 2017. — S. 70.

10. Foman, A. A. Politicheskiy aspekt borby s prestupnostyu v sovremennoy Rossii / A. A. Foman, M. A. Fomin // Antiobshchestvennyy obraz zhizni i prestupnost molodezhi : materialy Vserossiyskogo kruglogo stola (16—17 sentyabrya 2017 g.). — Rostov n/D : DYul, 2017. — S. 193.

Рецензент: канд. юрид. наук Я. Н. Коротянец. Дата поступления статьи в редакцию: 26.08.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.