Научная статья на тему 'О предупреждении женской преступности мерами общесоциальной профилактики'

О предупреждении женской преступности мерами общесоциальной профилактики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6139
739
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женская преступность общесоциальные меры предупреждения преступле-ний динамика женской преступности экономические / социальные / политические меры предупреждения женской преступности / female criminality general-and-social measures of crime prevention dynamics of female crime economic / social and political measures of female criminality prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лелеков Виктор Андреевич, Урусова Татьяна Валерьевна

В статье рассматриваются экономические, социальные, политические меры общесоциальной профилактики женской преступности. Приведены статистические показатели женской преступности за последние годы, определена ее динамика. Внесен ряд предложений по совершенствованию мер обще-социальной профилактики женской преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMALE CRIMINALITY PREVENTION BY MEANS OF GENERAL-AND-SOCIAL PRECAUTIONS

The paper examines the economic, social and political measures of general-and-social prevention of fe-male criminality. The statistics of female crime in recent years is defined in its dynamics. A number of proposals to improve the general social measures of female crime prevention is made.

Текст научной работы на тему «О предупреждении женской преступности мерами общесоциальной профилактики»

В.А. Лелеков,

доктор юридических наук, профессор

Т.В. Урусова

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ женской преступности мерами ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

FEMALE CRIMINALITY PREVENTION BY MEANS OF GENERAL-AND-SOCIAL PRECAUTIONS

В статье рассматриваются экономические, социальные, политические меры общесоциальной профилактики женской преступности. Приведены статистические показатели женской преступности за последние годы, определена ее динамика. Внесен ряд предложений по совершенствованию мер общесоциальной профилактики женской преступности.

The paper examines the economic, social and political measures of general-and-social prevention of female criminality. The statistics of female crime in recent years is defined in its dynamics. A number of proposals to improve the general social measures of female crime prevention is made.

Преступления, совершаемые женщинами, в последние годы привлекают все большее внимание ученых, практических работников и широкой общественности. Однако данные, приведенные в статистических сборниках Главного орга-

низационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не отражают неблагоприятных тенденций женской преступности [1]:

Удельный вес женщин в общем числе лиц, совершивших преступление

Год Количество лиц, совершивших преступление, человек Удельный вес женщин в общем числе выявленных лиц, %

всего в т. ч. женщин

2009 1219789 194202 15,9

2010 1111145 172375 15,1

2011 1041340 159329 15,3

2012 1010938 154368 15

2013 924400 156868 15,4

Анализируя приведенные данные, целесообразно построить динамический ряд для наглядного

представления изменения количества выявленных женщин-преступниц за последние несколько лет:

Рис.1. Динамика количества женщин, совершивших преступление, за период с 2009 по 2013 г.

Приведенный динамический ряд показывает общую тенденцию к снижению количества женщин, совершивших преступления, в Российской Федерации. Однако стоит обратить внимание не на количественную, а на качественную составляющую женской преступности. В настоящее время наблюдается опасная динамика изменения категории совершаемых женщинами преступлений. Например, можно выделить такие опасные тенденции: интенсивный рост тяжких деяний, увеличение рецидивных преступлений, снижение возраста правонарушительниц, немотивированная жестокость и другие. Насильственные способы разрешения конфликтов, подготовленность преступных актов стали характерными признаками личности современной преступницы. Весьма настораживающей реальностью стало выравнивание удельного веса мужчин и женщин, совершивших тяжкие насильственные преступления. Эти показатели отличаются весьма незначительно и составляют соответственно 4,1% и 3,8% [2].

Имеет место еще один неприятный факт, свидетельствующий о падении нравов, противоречащий традиционному укладу жизни, способствующий росту социальной напряженности, переоценке социально-нравственных ориентиров и развитию девиантного поведения населения — феминизация преступлений против семьи и несовершеннолетних. Исследование приговоров [3] судов пяти областей: Курской, Тамбовской, Белгородской, Воронежской, Липецкой показало неутешительную статистику:

1) около 10% злостных неплательщиков алиментов — женщины;

2) абсолютное большинство осужденных за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних — женщины;

3) женщины также составили абсолютное большинство осужденных за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.

Статистические данные свидетельствуют об активной преступной деятельности лиц женского пола. В 2013 году среди выявленных преступников женщины составили:

1) убийство матерью новорожденного ребенка — 100 % (по данным статистических исследований прошлых лет показатели не поднимались до столь высокого положения в связи с тем, что указанные преступления в некоторых случаях совершались в соучастии с мужчинами);

2) убийство и покушение на убийство — 14,2%;

3) убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление — 36,9 %;

4) причинение смерти по неосторожности —

23,6 %;

5) вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления — 15,6 %;

6) вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий — 45,0 %;

7) злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей — 26,2 %;

8) присвоение или растрата — 44,0 %;

9) преступления против собственности —

16,6 % [4].

Анализируя приведенную качественную составляющую женской преступности, мы приходим к выводу о том, что предупреждение женской преступности — многогранная деятельность общественных и государственных структур, отдельных граждан и всего общества, состоящая из совокупности мероприятий по недопущению преступлений.

Классификаций мер предупреждения в криминологии немало. Одной из них является деление мер предупреждения преступности на общесоциальные и специально-криминологические.

Важное антикриминогенное значение для предупреждения совершения преступлений с «женским лицом» имеют общесоциальные меры снижения преступности, хотя в последнее время известные ученые [5] склоняются к прикладному аспекту, т.е. к специально-криминологическим мерам. Несмотря на это, не следует забывать известную аксиому: «Невозможно понять общество, не понимая преступности. Невозможно понять преступность, не понимая общества» [6], — и с этим постулатом согласно большинство криминологов, в том числе и зарубежных. Общесоциальные меры предупреждения преступности не имеют непосредственной направленности на предупреждение антисоциального поведения, но они предопределяют основное содержание профилактики [7].

Общесоциальные меры предупреждения женской преступности многоплановы, арсенал их достаточно велик. Это экономические, социальные, политические, нравственные, а также педагогические, организационные, медицинские, технические меры. Остановимся на некоторых из них.

Экономические меры общесоциального предупреждения женской преступности — базовые, фундаментальные меры. Нестабильность экономики, как следствие этого — невысокий уровень жизни, расширение криминальных видов бизнеса, провоцирующих наркоманию и проституцию, безработица — таково современное состояние российского общества. Перечисленные выше факторы являются плодородной почвой для процветания женской преступности — ведь в ее структуре приоритет принадлежит корыстным посягательствам (2/3 женской преступности) [8].

Особое внимание привлекает проблема женской безработицы, так как она становится привычным для нашего общества явлением, принявшим за последнее время глобальные размеры и требующим всестороннего изучения. Для женской безработицы характерны более высокие показатели, чем для мужской, и эта тенденция, по мнению экспертов, не изменится к лучшему в

ближайшее время. Об этом говорится в совместном докладе «Глобальные тенденции в сфере занятости женщин в 2012 году», подготовленном Международной организацией труда и ООН по обеспечению гендерного равенства «ООН-женщины» и опубликованном Центром новостей ООН [9]. Выражение «У безработицы — женское лицо» день ото дня приобретает все большую актуальность.

Существуют определенные категории женщин, слабо защищенных от безработицы: имеющие малолетних детей, детей-инвалидов; одинокие матери; выпускницы средних и высших учебных заведений, не имеющие опыта работы; женщины предпенсионного возраста; жены военнослужащих, которые из-за частых переездов теряют квалификацию; многодетные матери, девушки и молодые женщины, не имеющие трудового стажа и профессии. Безработица лишает источника средств к существованию, обычной среды общения, порождает состояние нестабильности, чувство незащищенности, тревожности, которые усиливаются тем больше, чем дольше человек не может трудоустроиться. Соответственно, те виды занятий, которые предлагает девушкам и женщинам криминальный мир, привлекают их как выход из сложившейся ситуации [10].

Комплекс мер по уменьшению уровня безработицы безусловно находится в ведении властей конкретной страны. В Российской Федерации 2010 год был объявлен годом борьбы с безработицей и ознаменовался претворением в жизнь ряда социальных программ по повышению гибкости рынка труда [11]. Данные меры улучшили экономическую обстановку в стране, но статистика женской безработицы продолжает находиться на достаточно высоком уровне. Необходимо понимать, что помимо общих мер по минимизации безработицы необходимо также предоставление дополнительных гарантий занятости.

В отношении женщин такими дополнительными гарантиями могут стать:

- обеспечение первоочередного направления на профессиональное обучение по востребованным на рынке труда специальностям безработных матерей, которые долго не работали в связи с уходом за ребенком;

- направление молодых специалистов, не имеющих опыта работы, на специализированную практику с внесением ее в стаж работы и с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда;

- дополнение списка категорий граждан, для которых осуществляется квотирование рабочих мест в Российской Федерации, многодетными матерями-одиночками, женщинами, находящимися в крайне тяжелом социальном положении, с

обеспечением системы квот системой выплат или субсидий и т.д.

Если рассуждать об экономических мерах предупреждения женской преступности более широко, то ими могут стать:

- деятельность, направленная на обеспечение финансовой стабильности общества;

- ограничение возможности легализации средств, нажитых преступным путем;

- установление размеров прожиточного минимума, пособий (по беременности и родам, по уходу за ребенком, по безработице, единовременное пособие при рождении ребенка), субсидий в соответствии с реалиями современной жизни;

- обеспечение своевременной выплаты пенсий, пособий, зарплат.

В свете «ярлыкового» нацеливания общества на успех и прибыль, которое ощутимо влияет на собственные представления женщины о ее будущем, такие структурные факторы, как нищета и неравенство, являются причиной большей части преступлений, совершаемых женщинами, роста их экономической маргинальности. В связи с этим первое место в системе общесоциальных мер предупреждения преступности занимают экономические меры.

Воздействие социальных мер предупреждения женской преступности на ее причинность также весьма заметно и очевидно. Социальные меры предупреждения женской преступности представляют собой органическую составную часть широкой системы мер, направленных на дальнейшее совершенствование общественных отношений, участниками которых являются женщины; создание наиболее благоприятных для формирования их личности условий (с учетом психофизических особенностей женщин), предупреждение различных форм отклоняющегося поведения.

Способность женщин совершать преступления зачастую ограничена социальным контролем. За женщинами, как правило, внимательно наблюдают, особенно в течение того периода, когда происходит формирование их личности, и любое неподобающее поведение влечет за собой определенные санкции. Агрессивное поведение, некоторая доля авантюризма, зачастую поощряемая окружающим социумом (родителями, родственниками, друзьями) у мальчиков, откровенно критикуется и подвергается общественному порицанию у девочек. Девочек контролируют, чтобы свести к минимуму потенциальное влияние сверстников, склонных к правонарушениям [12]. Ослабление или полное исчезновение контроля общественности за поведением, конфликтными ситуациями в коллективе, семье приводит к негативным тенденциям в поведении. В силу этого целесообразными представляются такие

меры социального предупреждения женской преступности, как:

- усиление социального контроля за выполнением женщиной ее главной социальной функции — семейной;

- контроль обстановки в семье, быту, коллективе женщин с целью выявления факторов, детерминирующих совершение преступления;

- меры, направленные на предотвращение асоциального поведения (пьянства, наркомании и т.д.);

- контроль, помощь и социальная реабилитация женщин, ведущих антиобщественный образ жизни, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.

Нужно четко понимать необходимость отказа от идеологических иллюзий: невозможно полное искоренение женской преступности, снижение ее удельного веса не всегда обусловлено реальным снижением числа совершаемых женщинами преступлений. При учете всех негативных тенденций фактический уровень женской преступности следует оценивать реалистично и взвешенно. Современное общество должно быть готово к профессиональной борьбе с преступностью, к систематической разработке и осуществлению реалистических программ по контролю над преступными проявлениями в строгих рамках законности.

В настоящее время существует довольно много программ, проектов, методик борьбы с преступностью, разработанных алгоритмов действий тоже хватает, а результатов нет. Это объясняет в своей книге профессор А.А. Жижилен-ко, указывая, что «борьба с преступностью только тогда может быть рациональной, когда она направлена против тех явлений, которые питают преступность»[13]. Это означает, что для успешной борьбы с преступностью нужно знать ее причины. Следовательно, необходимы проведение криминологических экспертиз нормативных актов, касающихся изменения правового статуса женщин; систематический мониторинг и системное изучение меняющейся причинной базы женской преступности, которые должны основываться на серьезной оперативной, информационной, аналитической и прогностической работе; использование возможности программноцелевого управления по подготовке комплексных федеральной и региональных программ борьбы с женской преступностью; дифференциация индивидуальных предупредительных мероприятий. Совокупность указанных мер даст возможность сдерживать женскую преступность в социально приемлемых рамках.

Приняв 8 января 1996 г. Постановление «О концепции улучшения положения женщин в России» [14], Правительство Российской Федерации внесло большой вклад в общее предупреждение

женской преступности, так как оно определило главные направления деятельности государства в отношении женщин. Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека, соблюдение условий для полноправного участия женщин в принятии решений на всех уровнях управления, недопущение и пресечение насилия в отношении женщин; разработка и реализация программ правового просвещения женщин, разъясняющих женщинам их права и основные свободы, предоставленные как законодательством Российской Федерации, так и международными договорами, признанными Российской Федерацией, объективное освещение в средствах массовой информации подлинной роли женщин в экономической, социальной и политической жизни, организация в средствах массовой информации широкой информационной, пропагандистской работы, ориентированной на активизацию участия женщин в социально-экономических преобразованиях, увеличение их числа в органах власти действительно ведут к предупреждению женской преступности. Но не отдельные шаги в сторону противодействия преступности возымеют желаемое действие, необходим постоянный мониторинг криминогенной ситуации в стране, ее объективная оценка и адекватный прогноз. Лишь эти факторы, лежащие в основе криминологической политики государства, обеспеченные необходимыми (финансовыми, кадровыми и др.) ресурсами, способны в своей совокупности минимизировать женскую преступность.

Необходимо отметить, что все рассмотренные и просто упомянутые меры должны применяться в совокупности, взаимно дополняя друг друга и реализуясь тогда и там, где они нужны и могут принести наибольшую пользу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Состояние преступности в России: сборник статистических материалов // Сайт «Портал правовой статистики» Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — иКЬ: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 15 октября 2013 г.).

2. Степанян Ш.У. Современная женская преступность в России и пути ее предупреждения // Российский следователь. — 2011. — №8. — С.15—20.

3. Государственная автоматизированная система «Правосудие» // Интернет-портал «Правосудие». — иЯЬ: http://www.sudrf.ru/ (дата обращения: 18 октября 2013 г.).

4. Статистический сборник. — М.: ГИАЦ МВД России, 2014. — 180 с.

5. Герасимов С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения

преступности: дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2006. — С. 49.

6. Кристи Нильс. Плотность общества. — М.: Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2001. — 140 с.

7. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть.

— М.: Юрайт, 2011. — 1003 с.

8. Преступность и правонарушения (2008— 2012): статистический сборник. — М., 2012.

9. Глобальные тенденции в сфере занятости женщин в 2012 году: доклад Международной организации труда и ООН от 11 декабря 2012 г. // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций. — URL: http:// www.un.org/ (дата обращения: 18.02.2013 г.).

10. Текущие данные по занятости населения

России // Сайт «Уровень безработицы в РФ». — URL: http:// уровень-безработицы.рф (дата об-

ращения: 19.02.2013 г.).

11. Содействие занятости населения: Государственная программа Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения. — URL: http:// www.rosmintrud. ru/docs/government/ 90/TELO_GP.doc (дата обращения: 17.02.2013 г.).

12. Криминология / под. ред. Дж.Ф. Шели. — СПб.: Питер, 2003. — С.153.

13. Жижиленко А.А. Преступность и ее факторы. — Спб.: Мир знаний, 1922. — С. 22.

14. О концепции улучшения положения женщин в России: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года №6 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2004 № 380) // СПС «КонсультантПлюс».

REFERENCES

1. Sostoyanie prestupnosti v Rossii: sbornik statisticheskih materialov // Sayt «Portal pravovoy statistiki» Generalnoy prokuraturyi Rossiyskoy Fed-eratsii. — URL: http://crimestat.ru/analytics (data obrascheniya: 15 oktyabrya 2013 g.).

2. Stepanyan Sh.U. Sovremennaya zhenskaya prestupnost v Rossii i puti ee preduprezhdeniya // Ros-siyskiy sledovatel. — 2011. — № 8. — S.15—20.

3. Gosudarstvennaya avtomatizirovannaya sistema «Pravosudie» // Internet-portal «Pra-vosudie». — URL: http://www.sudrf.ru/ (data obrascheniya: 18 oktyabrya 2013 g.).

4. Statisticheskiy sbornik. — M.: GIATs MVD Rossii, 2014. — 180 s.

5. Gerasimov S.I. Kontseptualnyie osnovyi i nauchno-prakticheskie problemyi preduprezhdeniya prestupnosti: dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2006.

— S. 49.

6. Kristi Nils. Plotnost obschestva. — M.: Tsentr sodeystviya reforme ugolovnogo pravosudi-ya, 2001. — 140 s.

7. Luneev V.V. Kurs mirovoy i rossiyskoy kriminologii: uchebnik: v 2 t. T. 1: Obschaya chast.

— M.: Yurayt, 2011. — 1003 s.

8. Prestupnost i pravonarusheniya (2008— 2012): statisticheskiy sbornik. — M., 2012.

9. Globalnyie tendentsii v sfere zanyatosti zhenschin v 2012 godu: doklad Mezhdunarodnoy organizatsii truda i OON ot 11 dekabrya 2012 g. // Ofitsialnyiy veb-sayt Tsentralnyih uchrezhdeniy Organizatsii Ob'edinennyih Natsiy. — URL: http:// www.un.org/ (data obrascheniya: 18.02.2013 g.).

10. Tekuschie dannyie po zanyatosti naseleniya Rossii // Sayt «Uroven bezrabotitsyi v RF». — URL: http:// uroven-bezrabotitsyi.rf (data obrascheniya: 19.02.2013 g.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Sodeystvie zanyatosti naseleniya: Gosudar-stvennaya programma Rossiyskoy Federatsii. Utver-zhdena rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 22 noyabrya 2012 g. № 2149-r // Ofitsialnyiy sayt Ministerstva truda i sotsialnoy zaschityi naseleniya. — URL: http:// www.rosmintrud.ru /docs/ government/90/TELO_GP.doc (data obrascheniya: 17.02.2013 g.).

12. Kriminologiya / pod. red. Dzh.F. Sheli. — SPb.: Piter, 2003. — S.153.

13. Zhizhilenko A.A. Prestupnost i ee faktoryi.

— Spb.: Mir znaniy, 1922. — S. 22.

14. O kontseptsii uluchsheniya polozheniya zhenschin v Rossii: Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 8 yanvarya 1996 goda № 6 (v red. Postanovleniya Pravitelstva RF ot 26.07.2004 № 380) // SPS «KonsultantPlyus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Лелеков Виктор Андреевич. Профессор кафедры уголовного права и криминологии. Доктор юридических наук, профессор.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53.

Урусова Татьяна Валерьевна. Адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53.

Lelekov Victor Andreevich. Professor of the Criminal Law and Criminology chair. Doctor of Law, Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.

Urusova Tatiana Valerievna. Post-graduate cadet of the Criminal Law and Criminology chair.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.

Ключевые слова: женская преступность; общесоциальные меры предупреждения преступлений; динамика женской преступности; экономические, социальные, политические меры предупреждения женской преступности.

Key words: female criminality; general-and-social measures of crime prevention; dynamics of female crime; economic, social and political measures of female criminality prevention.

УДК 343.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.