Научная статья на тему 'МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ'

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ЛИКВИДАЦИЯ / МИНИМИЗАЦИЯ / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ / CRIME / PREVENTION / ELIMINATION / MINIMIZATION / SUPPRESSION / CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эсенбулатова Эльвира Хасулбековна, Исаев Гаджимурад Магомедович

В насилии, которое применяется в отношении лиц осуществляющих полноценную государственно-управленческую деятельность в органах государственной власти, и в органах местного самоуправления, выполняющих различные государственные и общественные функции, нужно видеть не только насилие, либо угрозу ее применения по отношению к лицу, осуществляющему политическую деятельность, члену общества, а в первую очередь посягательство на государственный авторитет. Основной целью данного исследования является проведение уголовно-правового и криминологического анализа применения насилия в отношении лица, осуществляющего политическую деятельность, представителя власти, гражданина общества, а также разработка программ и предложений по совершенствованию предупредительной и профилактической деятельности. Также, целью данной работы является разработка системы предупредительных, профилактических мер, направленных на пресечение, ликвидацию, либо минимизацию последствий совершения преступлений в отношении представителей власти. Основная роль в данном направлении отводиться экономическим, политическим, социальным, организационным мерам, но нами предложен новый комплекс предупредительных мер, которые могли бы использовать в своей практической деятельности сотрудники правоохранительных органов. Для повышения эффективности мер по профилактике преступлений в данной области внесены предложения по совершенствованию уголовного законодательства, и предложена подкорректированная редакция статьи 318 УК РФ, предусматривающая порядок привлечения лица к ответственности за применение насилия в отношения лица, осуществляющего политическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эсенбулатова Эльвира Хасулбековна, Исаев Гаджимурад Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO PREVENT VIOLENCE AGAINST GOVERNMENT OFFICIALS

Violence that is used against persons who are engaged in full-fledged state-management activities in public authorities, and in local governments that perform various state and public functions, should be seen not only as violence or the threat of its use against a person who is engaged in political activities, a member of society, but primarily as an attack on state authority. The main purpose of this study is to conduct criminal-legal and criminological analysis of violence against a person engaged in political activity, representative government, citizen companies, as well as the development of programmes and proposals on improving prevention activities. Also, the purpose of this work is to develop a system of preventive measures aimed at preventing, eliminating, or minimizing the consequences of committing crimes against government officials. The main role in this direction is assigned to economic, political, social and organizational measures, but we have proposed a new set of preventive measures that could be used in their practical activities by law enforcement officers. To improve the effectiveness of measures to prevent offences in this area, proposals for improving the criminal legislation, and a proposed adjusted revision of article 318 of the criminal code providing for the imposition of liability for the use of violence against individuals engaged in political activity.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ»

Меры предупреждения применения насилия в отношении представителей власти

Эсенбулатова Э.Х.

Исаев Г.М.

11. МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ УГОЛОВНОГО ПРАВА

УДК: 343

11.1. Меры предупреждения применения насилия в отношении представителей власти

©Эсенбулатова Эльвира Хасулбековна © Исаев Гаджимурад Магомедович

Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г.Махачкала, РД, Росия [email protected]

Аннотация

В насилии, которое применяется в отношении лиц осуществляющих полноценную государственно-управленческую деятельность в органах государственной власти, и в органах местного самоуправления, выполняющих различные государственные и общественные функции, нужно видеть не только насилие, либо угрозу ее применения по отношению к лицу, осуществляющему политическую деятельность, члену общества, а в первую очередь посягательство на государственный авторитет.

Основной целью данного исследования является проведение уголовно-правового и криминологического анализа применения насилия в отношении лица, осуществляющего политическую деятельность, представителя власти, гражданина общества, а также разработка программ и предложений по совершенствованию предупредительной и профилактической деятельности.

Также, целью данной работы является разработка системы предупредительных, профилактических мер, направленных на пресечение, ликвидацию, либо минимизацию последствий совершения преступлений в отношении представителей власти. Основная роль в данном направлении отводиться экономическим, политическим, социальным, организационным мерам, но нами предложен новый комплекс предупредительных мер, которые могли бы использовать в своей практической деятельности сотрудники правоохранительных органов.

Для повышения эффективности мер по профилактике преступлений в данной области внесены предложения по совершенствованию уголовного законодательства, и предложена подкорректированная редакция статьи 318 УК РФ, предусматривающая порядок привлечения лица к ответственности за применение насилия в отношения лица, осуществляющего политическую деятельность.

Ключевые слова: преступность, предупреждение, профилактика, ликвидация, минимизация, пресечение, последствия.

Для цитирования: Эсенбулатова Э.Х., Исаев Г.М. Меры предупреждения применения насилия в отношении представителей власти // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №6. С. 223-226.

Measures to prevent violence against government officials

©Esenbulatova Elvira Hasulbecovna © Isaev Gadgimurad Magomedovich

North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia) kafedra_ ugolovnogopra va@mail. ru

Abstract

Violence that is used against persons who are engaged in full-fledged state-management activities in public authorities, and in local governments that perform various state and public functions, should be seen not only as violence or the threat of its use against a person who is engaged in political activities, a member of society, but primarily as an attack on state authority.

The main purpose of this study is to conduct criminal-legal and criminological analysis of violence against a person engaged in political activity, representative government, citizen companies, as well as the development of programmes and proposals on improving prevention activities.

Also, the purpose of this work is to develop a system of preventive measures aimed at preventing, eliminating, or minimizing the consequences of committing crimes against government officials. The main role in this direction is assigned to economic, political, social and organizational measures, but we have proposed a new set of preventive measures that could be used in their practical activities by law enforcement officers.

To improve the effectiveness of measures to prevent offences in this area, proposals for improving the criminal legislation, and a proposed adjusted revision of article 318 of the criminal code providing for the imposition of liability for the use of violence against individuals engaged in political activity.

Keywords: crime, prevention, prevention, elimination, minimization, suppression, consequences.

For citation: Esenbulatova E.H., Isaev G.M. Measures to prevent violence against government officials // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №6. Pp. 223-226. (in Russ.).

Введение

Знания о предупреждении преступности, сформулированные и существующие как основной предмет криминологического исследования, превратились в теорию, отражающую закономерности определенной общественно полезной деятельности. Предупреждение преступности в широком смысле представляет собой устойчивую, сложившуюся на протяжении многих лет криминологическую систему преодоления преступных явлений в обществе с целью оказания корректирующего воздействия на негативные процессы.

В узком смысле, предупреждение преступности представляет собой деятельность уполномоченных на то институтов государства по нейтрализации, либо уменьшению причин (детерминантов) преступности, а также совокупность условий, побуждающих личность совершить противоправное деяние с целью оказания профилактического воздействия на лиц, характеризующихся девиантным поведением. По мнению ученых и юристов, осуществляющих практическую деятельность, предупреждение отождествляется с термином профилактика преступных проявлений, пресечение и предотвращение деятельности преступника [Трофимов Ю.В., Кайгородцев В.А., 2018].

Многие ученые полагают, что данные термины отражают не процесс, направленный на предупреждение отдельных преступлений, а в целом на всю преступность, с чем мы не можем согласиться. Процесс предупреждения преступности объективно существует в обществе и проходит определенные этапы в развитии и совершенствовании вместе с этим обществом. Окончательно искоренить преступность, причины и условия, порождающие преступность представляется невозможным. По мнению А.Н. Литвинова, Т.С. Гавришина предупреждение преступности сложное и весьма неудачное понятие, поскольку представляется невозможным предупредить то, что уже существует и развивается вместе с обществом [Литвинов, Гавришина, 2003].

Меры, направленные на уменьшение численности преступлений

Согласно мнению ученых более удачным является понятие борьба с преступностью, то есть дается возможность бороться с тем, что уже существует, стараться уполномоченными на то органами снизить, ликвидировать, минимизировать влияние детерминирующих факторов. По нашему мнению предпочтительней было бы рассматривать предупреждение, как совокупность трех взаимодополняющих элементов: профилактика, предупреждение, пресечение. Считаю целесообразным сформулировать понятие предупреждение как разработанные способы воздействия общества, институтов социального контроля, граждан на детерминанты девиантного поведения, на факторы способствующие порождению данного поведения, тем самым приводя к сокращению количества преступлений, изменению структуры девиации и несовершению противоправных поступков.

В криминологической науке и ее классификации можно выделить три вида предупреждения посягательств на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов: индивидуальный, общесоциальный и специально-криминологический. [Пышнова Е.С., 2020].

Система общесоциальных мер предупреждения преступности базируется на совокупности социально-экономических направлений, представляющих собой необходимый инструмент устранения недостатков в политических, социальных, нравственно-духовных и психологических сферах развития общества. Меры по

предупреждению применения насилия в отношении представителя власти целенаправленно воздействуют на объективно существующие причины и условия, порождающие преступные посягательства на криминогенную ситуацию в различных регионах страны, являющиеся детерминантом данных посягательств [Скиба И.Ю., 2017].

По нашему мнению наиболее эффективными мерами, направленными на уменьшение численности преступлений являются разработка и реализация уполномоченными органами программ по укреплению экономики страны, повышения уровня социальной обеспеченности и жизненного уровня населения посредством создания бюджетных рабочих мест, увеличения заработной платы, пособий, выплат гражданам, формирования позитивного климата, искоренение из общества таких явлений как пьянство, наркомания, бедность, нелегальная миграция. В соответствии с постановлением правительства в субъектах РФ созданы межведомственные комиссии, деятельность которых направлена социальную профилактику и предупреждение правонарушений, что обязывает представителей местной администрации осуществлять контрольно-управленческую деятельность по предупреждению как общей преступности, так и применение насилия в отношении представителей власти.

Основным направлением стабилизации криминогенной обстановки является обеспечение должного уровня экономического и социального развития, посредством решения вопросов занятости и достижения должного уровня материального обеспечения населения. В рамках реализации общесоциальных мер, направленных на предупреждение посягательств на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов, ведущее значение имеет борьба с безработицей. Вот, например, проблема занятости в Республике Дагестан в связи с введёнными санкциями и финансовым кризисом является предметом острых дискуссий на заседаниях правительства [Красковский Я.Э., Денисов В.С., 2018].

В целях снижения уровня социальной напряжённости и обеспечения занятости населения предлагается разработка территориальных программ, предусматривающих меры, направленные на создание 20 тыс. рабочих мест в Республике Дагестан, привлечения 28 тыс. граждан на выполнение общественных работ, оказание содействия развитию предпринимательства, создание структур общественного питания и бытового обслуживания посредством использования труда молодежи. Существенное место в предупредительных мерах так же занимают центры занятости населения, которые ориентированы не только на официально зарегистрированных лиц, но и тех, кто остался без постоянных источников существования по различным жизненным обстоятельствам. Меры политической направленности, борьба с угрозами национальной безопасности также занимают важное место среди общесоциальных мер.

Социально-криминологические меры, направленные на устранение причин преступности или конкретных ее проявлений в отношении представителей власти занимают так же приоритетное место в криминологической системе предупреждения и профилактики преступных деяний. Но масштаб применения данных мер гораздо меньше общесоциальных, хотя при наличии определенных случаев, связанных с отдельной категорией лиц несовершеннолетних преступников, рецидивистов, данные меры приобретают значительные размеры. Система социально - криминологических мер предупреждения преступлений представляет собой социальный процесс, в основу которого входит совокупность прие-

224 Gaps in Russian legislation

Vol 13. №6 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Меры предупреждения применения насилия в отношении представителей власти

Эсенбулатова Э.Х.

Исаев Г.М.

мов и способов, знаний и навыков, основанных на морали и законности, направленных на ликвидацию отрицательных последствий, связанных с совершением преступлений. Система специально-криминологических мер направлена на разработку комплексных планов и целевых программ, необходимых для предупреждения отдельных видов преступлений.

В рамках реализации данных мер возникает необходимость создания общественных объединений, оказывающих содействие правоохранительным органам при обеспечение общественного порядка, а также органам государственной власти, ведь каким бы мощным не было государство оно не в состоянии на должном уровне обеспечить социальный контроль без помощи общества. В связи с этим считаю целесообразным создание координационно-управленческих профилактических структур, деятельность которых направлена на предупреждение преступлений, также легализовать самоуправленческие правозащитные инициативы общества, функционирующие на основе превенции, средствами общественных и частных фондов, созданными посредством реализации программы государственного поощрения спонсорства.

Необходимо расширить географию мер, направленных на воспитание в молодежи уважения и почитания национальных приоритетов и ценностей, в целях предупреждения реальной возможности перехода на преступный путь. Проведение индивидуальной и непосредственной профилактической работы с конкретным человеком в целях предупреждения вовлечения в группировки религиозного и национального экстремизма. По мнению Е.Б. Кургузкина индивидуальное предупреждение представляет собой комплекс государственно правовых мер и общественных мероприятий, направленных на выявление, устранение, нейтрализацию объективных и субъективных факторов побуждающих лиц с антиобщественными установками на совершение преступлений, посредством оказания психологической помощи, в случаях необходимости убеждению либо принуждению. В практическом применении меры индивидуального предупреждения выражаются в выявлении криминогенных лиц, склонных к постоянному совершению противоправных деяний, изучению их психологии для оказания положительного воздействия и недопущения совершения ими преступлений в дальнейшем [Кургузкин, 2003].

Объектами индивидуального предупреждения являются лица характеризующиеся антисоциальным поведением, склонным к совершению насильственных преступлений в отношении представителей власти. Основной направленностью индивидуальной профилактики является исправление агрессивно-насильственной ориентации преступной личности, устранение отрицательных особенностей внутреннего мира, путем формирования личностных качеств, способствующих соблюдение общепринятых норм и правил. В этом контексте необходимо получать постоянно информацию из банка данных о безработных, следовательно поддерживать на высоком уровне оперативность и своевременность информационного взаимодействия, выявлять лиц агрессивно настроенных, проводить с ними непосредственную психологическую профилактическую работу, а также маргинальных личностей способных применить насилие в отношении представителей власти, поставленных на учет правоохранительных структур.

Заключение

Процесс формирования преступного поведения не является единовременным актом, это длительный, постепенный процесс с неодинаковой степенью интенсивности на различных этапах жизнедеятельности выражающийся по различному. Кроме объективных признаков, характеризующих личность преступника, осуществляющего посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов необходимо учитывать и субъективные признаки при разработке комплекса предупредительных программ. К субъективным признакам относятся такие характерологические черты личности преступника как: грубое, агрессивное поведение; дерзость, мстительность, циничность; склонность к приступам аффекта и гнева; различные расстройства психики; порочность потребностей и неразборчивость при удовлетворении этих потребностей.

Выводы

Для того, чтобы разработать и реализовать наиболее эффективную программу профилактики и предупреждения преступности, следует уточнить содержание и диспозицию ст. 318 УК РФ и внести некоторые изменения в рассматриваемую уголовно-правовую норму. На наш взгляд достаточно серьезной проблемой в рассматриваемой статье является отсутствие квалифицирующих признаков. В целях совершенствования уголовно-правового законодательства, индивидуализации наказания, ужесточения порядка привлечения к уголовной ответственности считаем необходимым дополнить часть третью ст. 318 УК РФ новыми квалифицирующими обстоятельствами:

- совершение группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

- из хулиганских побуждений;

- с целью скрыть другое преступление.

Так как мы внесли предложение включить в статью новые квалифицирующие обстоятельства, возникает необходимость коррекции диспозиции ст. 318 УК РФ следующим образом:

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти.

1. Применение насилия, не опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти или его близких в целях воспрепятствования законной деятельности представителя власти, либо из мести за такую деятельность,—

наказывается...

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи,—

наказывается...

3. Применение насилия в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, совершенное:

- группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

из хулиганских побуждений;

с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение,-наказывается...

Примечание. 1. Представителем власти в настоящей статье и в других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Список литературы:

1. Верменко А.В. Проблемы квалификации применения насилия в отношении представителя власти/Сборник: Институционально - воспроизводственные механизмы российской экономике в условиях санкций.-2019. - С. 16-21.

2. Климина К.А. Особенности применения насилия в отношения представителя власти//Сборник статей по материалам МНПК.- 2018. - С. 111-118.

3. Красковский Я.Э., Денисов В.С. Особенности и проблемы аспекты уголовной ответственности за применения насилия в отношении представителя власти// Наука. Общество. Государство. - 2018.- № 4. - С. 63-64.

4. Кургузкина Е.Б. Теория личности преступника и проблемы индивидуальной профилактики преступлений: ав-тореф. дис....д-ра юрид. наук. - М., - 2003. - 28 с.

5. Литвинов A.H., Гавришина Т.С. Профилактика преступлений. От теории к практике: научно-практическое пособие. - М.:ИКФ «ЭКМОС», 2003.

6. Майрова Е.А., Яковлева Л.В. Проблемы квалификации деяний, связанных с применениям насилия в отношении сотрудника полиции как представителя власти// Проблема предварительного следствия и дознания. -2017. - С. 58-66.

7. Сулейманова И.Е. Применение насилия в отношении представителя власти: проблемы квалификации и правоприменительной практики // Российский судья. -2017. - №4. - с. 30-32

8. Скиба И.Ю. Характеристика лиц, совершивших преступление с использованием колюще - режущих предметов и насилие в отношении представителей власти // Сборник научных статей МНПК. - 2017. - С 131-136.

9. Пышнова Е.С. Уголовная ответственность за применения насилия в отношении представителя вла-сти//Сборник: ВНПК студентов с международным участием, посвященной 65- летию Оренбургского государственного университета.- 2020.- С. 30-33.

10. Трофимов Ю.В., Кайгородцев В.А. Обеспечение безопасности органами внутренних дел при угрозе нападения с предметами, используемыми в виде оружия, как психолого-педагогическая проблема // Академическая мысль. - 2018. - № 2.- С. 145-148.

References:

1. Vermenko A.V. Problems of qualification of the use of violence against a government representative//Collector: Institutional and reproductive mechanisms of the Russian economy in the context of sanctions.- 2019. - P. 16-21.

2. Klimina K. A. Features of the use of violence in the relations of a representative of power//Collection of articles based on the materials of the mnpc.- 2018. - P. 111-118.

3. Kraskovsky Ya. E., Denisov V. S. Features and problems aspects of criminal responsibility for the use of violence against a government official// The science. Society. State, 2018, No. 4, Pp. 63-64.

4. Kurguzkina E. B. Theory of the criminal's personality and problems of individual crime prevention: autoref. dis....doctor of legal Sciences, Moscow, 2003, 28 p.

5. Litvinov A. H., Gavrishina T. S. crime Prevention. From theory to practice: a scientific and practical guide, Moscow: ecmos ICF, 2003.

6. Mayrova E. A., Yakovleva L. V. Problems of qualification of acts related to the use of violence against a police officer as a representative of the authorities// The problem of preliminary investigation and inquiry. - 2017. - P. 58-66.

7. Suleymanova I. E. Use of violence against a government representative: problems of qualification and law enforcement practice // Russian judge. - 2017. - no. 4. - p. 3032

8. Skiba I. Yu. Characteristics of persons who committed a crime with the use of stabbing objects and violence against government officials // Collection of scientific articles of mnpc. - 2017. - From 131-136.

9. Pyshnov, E. S., Criminal liability for violence against a representative of authorities//Collection: VNPC of students with international participation, dedicated to the 65th anniversary of Orenburg state University.- 2020. - P. 30-33.

10. Trofimov Yu. V., Kaigorodtsev V. A. Ensuring security by internal Affairs bodies at the threat of attack with objects used as weapons as a psychological and pedagogical prob-lem// academic thought.- 2018. - no. 2. - P. 145-148.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,4%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Эсенбулатова Эльвира Хасулбековна, канд. юрид. наук, доцент, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). ORCID: 0000-0002-78993159. E-mail: [email protected]

Исаев Гаджимурад Магомедович, магистрант, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России).

ABOUT THE AUTHORS

Esenbulatova Elvira Hasulbecovna, PhD (Law), Associate Professor, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia). ORCID: 0000-0002-7899-3159. E-mail: kafedra_ugolovnogoprava @mail.ru

Isaev Gadgimurad Magomedovich, master student, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia).

226 Gaps in Russian legislation

Vol 13. №6 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.