Научная статья на тему 'Меры по повышению эффективности противодействия манипулированию рынком в Российской Федерации'

Меры по повышению эффективности противодействия манипулированию рынком в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ РЫНКОМ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / СПОСОБЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / COUNTERACTION / MARKET MANIPULATION / FINANCIAL MARKET / METHODS OF MANIPULATION / CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова И.А.

На базе действующего уголовного законодательства рассматриваются некоторые теоретические и практические проблемы противодействия манипулированию рынком, проведен анализ соответствующих норм, даны рекомендации по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF COMBATING MARKET MANIPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Based on the existing criminal law, this article considers some theoretical and practical problems of combating market manipulation. We also present an analysis of the relevant norms of law and give some recommendations for their improvement.

Текст научной работы на тему «Меры по повышению эффективности противодействия манипулированию рынком в Российской Федерации»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 4, с. 123-127

123

УДК 343.72

МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЮ РЫНКОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2016 г. И.А. Кузнецова

Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Н. Новгород

fyntyasha@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.06.2016

На базе действующего уголовного законодательства рассматриваются некоторые теоретические и практические проблемы противодействия манипулированию рынком, проведен анализ соответствующих норм, даны рекомендации по их совершенствованию.

Ключевые слова: противодействие, манипулирование рынком, финансовый рынок, способы манипулирования, уголовная ответственность.

Исследуя в уголовно-правовом аспекте проблемы противодействия манипулированию рынком, необходимо отметить практическую значимость и важность данного вопроса как для нормализации и стабилизации экономического развития России, так и для обеспечения национальной безопасности государства. Развитие российской экономики, глубоко интегрированной в мирохозяйственное разделение труда и распределение финансовых потоков, происходит в условиях мирового системного кризиса, влияние которого существенно осложнено внешнеполитическими санкциями. Данная проблематика нашла отражение в Стратегии национальной безопасности РФ, где отмечается, что «возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений» [1]. В этой связи повышение конкурентоспособности национальной экономики обозначено в качестве одного из национальных интересов, а экономический рост - стратегических национальных приоритетов, от степени реализации которых напрямую зависит состояние национальной безопасности. Особенно существенное влияние негативные тенденции оказывают на денежно-кредитную и финансовую сферы государства, а также на нефтегазовый комплекс России. В условиях санкций и контрсанкций, а также по причине несвоевременной разработки антикризисной программы данные объекты экономики испытывают серьезные последствия экономического спада в виде:

- увеличения уровня безработицы;

- роста инфляции;

- падения биржевых индексов;

- спада производства;

- оттока капиталов за рубеж и т.д.

Об ограничении производственного потенциала свидетельствует официальная статистика. В 1-м квартале 2015 г. ВВП снизился на 2.2% (к соответствующему периоду 2014 г.), промышленное производство - на 1.5% [2, с. 5]. Неожиданной для экспертов оказалась и отрицательная динамика цен на нефть (среднегодовая цена нефти сорта Urals в 2014 г. составила 98 долл./баррель, на 9.5% ниже аналогичного показателя 2013 г.; к концу 2014 г. было отмечено падение от максимального уровня более чем в два раза) [3]. Не оправдались и инвестиционные ожидания. К концу 2014 г. вместо роста инвестиций в основной капитал на 3% зафиксировано их сокращение на 2.7%. Причиной этому стали: нарастание экономических рисков (внезапное падение нефтяных котировок), ослабление рубля и последовавшее за ним удорожание импорта инвестиционных товаров, ухудшение неценовых условий кредитования, увеличение стоимости кредитных ресурсов и т.д. [2, с. 6]. В итоге инфляция (одним из продуцентов которой является процентная политика, направленная на удорожание кредитных ресурсов) в 2014 г. составила 11.4%, или в 2.3 раза выше прогнозного целевого ориентира. Банк России объяснил этот скачок непредвиденными факторами, главными из которых стали ослабление рубля и введение внешнеэкономических ограничений [4].

Соглашаясь с вышеизложенным, тем не менее, нельзя не учитывать влияние на инфляцию и иных факторов, которые вместе с разбаланси-рованностью валютного рынка России сделали его привлекательным для спекулятивной игры против рубля. Подтверждением тому является выступление Президента РФ В. Путина, кото-

124

И.А. Кузнецова

рый отметил, что «Центробанк России не должен допускать спекуляции на валютном рынке, в частности, необходимо противостоять игре на понижение или повышение курса рубля» [5]. В рамках круглого стола «Актуальные проблемы науки уголовного права и правоприменительной практики стран СНГ» А. Бастрыкин также обозначил, что «в современных условиях на курс рубля оказывают давление не только фундаментальные экономические факторы, но и спекуляции, особенно негативными среди которых являются основанные на манипулировании валютным рынком и использовании инсайдерской информации» [6]. Вместе с тем, по словам А. Бастрыкина, «имеющиеся правовые нормы об ответственности за манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации, в связи с их редакционным несовершенством, имеют крайне низкий правоприменительный потенциал. Нежелательность сохранения этих норм в таком виде в действующем уголовном законодательстве заключается в том, что они лишь создают видимость уголовно-правовой защищенности соответствующих общественных отношений, которые в действительности нисколько не защищены от посягательств» [6].

Учитывая продиктованную необходимость, целесообразно предложить варианты как законодательной корректировки существующей нормы, предусматривающей уголовную ответственность за манипулирование рынком, так и разработки комплекса мер, направленных на всестороннюю стабилизацию и совершенствование работы правоохранительной системы государства в области противодействия манипулированию рынком, а также адаптацию ее под существующие правоотношения.

Рассматривая манипулирование рынком как преступное деяние, следует отметить, что с точки зрения уголовного закона это умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся

от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере.

Диспозиция статьи является альтернативной, а общественно опасное деяние, характеризующее объективную сторону состава преступления, предусмотренного статьей 185.3 УК РФ, сложным по содержанию. Объективная сторона манипулирования рынком слагается из совершения указанных в законе и различающихся по внешним признакам действий, которые будут квалифицироваться как одно преступление: умышленное распространение заведомо ложных сведений, совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. В этой связи следует выделить две группы способов манипулирования рынком:

- распространение через средства массовой информации всех видов заведомо ложных сведений. Средством информационного манипулирования являются заведомо ложные сведения, содержащие информацию, позволяющую влиять на уровень цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товарами;

- манипулирование, основанное на совершении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, не связанное с распространением ложных сведений. Такая финансовая операция посылает рынку определенный информационный сигнал, который может являться недостоверным, но воспринимается рынком как реальный, настоящий. Средством манипулирования рынком в данном случае будут являться используемые при проведении финансовых операций финансовые инструменты, иностранная валюта или товары.

Диспозиция ст. 185.3 УК РФ бланкетная, т.е. при квалификации деяния как преступления, для полного уяснения всех признаков состава манипулирования рынком, необходимо обращаться к положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ [7]. Так, согласно п. 5 ст. 2 названного нормативного акта под распространением информации следует понимать действия:

а) направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц, в том

числе путем ее раскрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

б) связанные с опубликованием информации в средствах массовой информации, в том числе в электронных, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»);

в) связанные с распространением информации через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»)» [7]. Примером информационного манипулирования рынком является факт манипулирования рынком обыкновенных акций открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод» на торгах ЗАО «ФБ ММВБ» в марте 2012 года, выявленный Федеральной службой по финансовым рынкам (далее - ФСФР). Поводом к проверке явилось поступление в ФСФР России ряда заявлений от физических и юридических лиц. В ходе проверки ФСФР России установила, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» был создан сайт-клон Шр://см3.рф/, схожий по написанию и наименованию с адресом сайта ОАО «СМЗ» - Ьйр://смз.рф/. Кроме того, сайт-клон был визуально неотличим от сайта ОАО «СМЗ». На сайте-клоне была размещена заведомо ложная информация об обратном выкупе акций ОАО «СМЗ» по цене, значительно превышающей рыночную, сложившуюся на торгах ЗАО «ФБ ММВБ». В результате чего произошло существенное отклонение цены и иных рыночных параметров акций, что является манипулированием рынком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Статья 5 Федерального закона конкретизирует виды незаконных операций, совершаемых с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и раскрывает иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также определяет условия, при которых данные действия признаются манипулированием рынком. Примером манипулирования, основанного на совершении операций с финансовыми инструментами, являются выявленные Банком России факты ма-

нипулирования на торгах ЗАО «ФБ ММВБ» рынками паев ЗПИФ хедж-фонда «Альтаир» и ЗПИФ хедж-фонда «Искона» под управлением ООО «УК «Джи Пи Ай» (далее - Фонды) в 2011-2013 годах. Торговая активность на рынках вышеперечисленных паев поддерживалась путем совершения сделок по предварительному соглашению группой лиц: ООО «ХФЛ Фи-нанс», ООО «Эко-Инжиниринг», АКБ «ФИН-ПРОМБАНК» (ПАО), Palreco Ltd, UM Finance Ltd, связанных между собой, и с эмитентами облигаций, составивших имущество Фондов, -Ecolive Ltd и Yorkland Holdings Ltd, - а также с лицами, вносившими данные облигации в состав имущества Фондов. Объем сделок, совершенных между данными лицами по предварительному соглашению, составил свыше 95% от общего объема торгов паями ЗПИФ хедж-фонда «Альтаир» и 82% от общего объема торгов паями ЗПИФ хедж-фонда «Искона» в рассмотренный период. Сделки, совершенные вышеуказанными лицами в рассмотренный период с паями ЗПИФ хедж-фонда «Альтаир», ЗПИФ хедж-фонда «Искона» и приведшие к существенным отклонениям цены и/или объема торгов указанных паев, являются манипулированием рынком в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Банк России установил также, что АКБ «ФИНПРОМБАНК» (ПАО) осуществлял долгосрочные вложения в паи Фондов и в течение продолжительного времени производил их учет по стоимости, рассчитываемой по результатам сделок с паями Фондов, совершенных на торгах ЗАО «ФБ ММВБ», без формирования резервов на возможные потери. Выявленные факты, а также процедура проведения и качество оценки имущества Фондов свидетельствуют о том, что их учреждение было совершено в интересах выгодоприобретателей схемы по созданию рынков паев, не связанных с перспективами инвестирования в Ecolive Ltd и Yorkland Holdings Ltd. [4]

Законодатель в диспозиции статьи 185.3 УК РФ определил только одну форму деяния - действие; и в ст. 5 Федерального закона № 224-ФЗ установлен закрытый перечень способов манипулирования рынком. Однако многообразие манипулятивных схем в рыночной практике, а также постоянное «совершенствование» действий правонарушителей создают закономерные трудности для законодателя при формулировании в нормах закона всех возможных спо-

126

И.А. Кузрецсва

собов манипулирования. В частности, специалистами выделяется такой способ манипулирования, как искусственное завышение или занижение дивидендов в зависимости от направления манипулятивной игры [8, с. 311].

В связи с этим исследователями была высказана мысль о том, что подход Федерального закона № 224-ФЗ к определению указанного понятия оставляет желать лучшего; следовало бы дать базовое определение термину «манипулирование рынком» и установить общие критерии, по которым действия подпадают под это понятие [9, с. 72-73].

Несмотря на то что действующая редакция статьи 5 Федерального закона № 224-ФЗ предусматривает лишь один вид информационного манипулирования - умышленное распространение заведомо ложных сведений, нет препятствий к тому, чтобы рассматривать в качестве информационного манипулирования не только активные, но и пассивные действия лица, связанные с предоставлением информации. Так, раздел 17 (а) Закона о фондовых биржах и ценных бумагах США в числе прочих способов провозглашает незаконным получение денег или имущества посредством любого ложного заявления о материальном факте или по-средствм сокрытия материального факта, когда такое заявление должно быть сделано в свете сложившихся обстоятельств [10, с. 68].

Таким образом, отказ от раскрытия информации, которая должна быть раскрыта в установленном порядке, также может эффективно влиять на цену, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, а субъект манипулирования рынком достигает результата не за счет выполнения активных действий, а путем бездействия, уклонения от выполнения возложенной на него обязанности. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным дополнить законодательно установленный перечень способов манипулирования рынком таким способом, как несоблюдение правил о раскрытии информации. Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 185.3. УК РФ наступает в случае причинения пострадавшим лицам крупного ущерба или извлечения виновным лицом излишнего дохода, а равно при избежании им в результате совершения незаконных действий убытков в крупном размере. При отсутствии вышеперечисленных материальных последствий действия нарушителя квалифицируются как административное правонарушение по ст. 15.30 КоАП РФ.

На наш взгляд, нецелесообразно связывать основания уголовной ответственности с наличием материальных последствий причинения

вреда, так как деяние становится общественно опасным уже в момент существенного отклонения уровня цены, спроса, предложения или объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами и его необходимо квалифицировать как преступление, безотносительно размера причиненного ущерба, извлеченного дохода или избежания убытков. Проведение финансовых операций, которые посылают организованному рынку недостоверные сигналы, уже существенно подрывает его экономическую эффективность. Если цены финансовых инструментов на рынке ценных бумаг перестанут отражать их действительную стоимость, это повлечет утрату доверия к такому рынку инвесторов, которые откажутся в дальнейшем приобретать ценные бумаги. В результате последует обвал такого рынка и отсутствие доступа к инвестициям, за счет эффективного использования которых и происходит рост любой рыночной экономики.

Таким образом, уголовно-правовые меры по противодействию преступлениям на финансовых рынках являются необходимым инструментом формирования здоровой конкурентной среды и залогом устойчивого состояния и развития экономической системы.

Стисск литературы

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.12.2015).

2. Симонов В.В. Экономика и банковская система России: некоторые актуальные проблемы антикризисной политики // Деньги и кредит. 2015. № 7.

3. Информационное агентство РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20 150112/1042166966.html (дата обращения: 30.05.2016).

4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=inside_detect (дата обращения: 30.05. 2016).

5. Русский курьер [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscur.ru/news/0/09/86/98696.shtml?news/0/ 09/86/98605 (дата обращения: 30.05. 2016).

6. URL: http://rg.ru/2016/02/12/bastrykin-nazval-insaj derov-prichastnymi-k-devalvacii-rublia.html (дата обращения: 30.05. 2016).

7. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31.

8. Правонарушения на финансовом рынке: выявление, анализ и оценка ущерба. Справочник для со-

трудников правоохранительных органов / Под общ. ред. Г.С. Полтавченко. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

9. Ясус М.В. О новом законе об инсайдерской информации и манипулировании рынком // Вестник

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. № 2.

10. Емельянова Е.А. Манипулирование информацией на рынках. М.: Инфотропик Медиа, 2015.

MEASURES TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF COMBATING MARKET MANIPULATION

IN THE RUSSIAN FEDERATION

I.A. Kuznetsova

Based on the existing criminal law, this article considers some theoretical and practical problems of combating market manipulation. We also present an analysis of the relevant norms of law and give some recommendations for their improvement.

Keywords: counteraction, market manipulation, financial market, methods of manipulation, criminal liability.

References

1. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Fed-eracii: Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Feder-acii ot 31dekabrya 2015 g. № 683 // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii. URL: http://www. pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 31.12.2015).

2. Simonov V.V. Ehkonomika i bankovskaya sistema Rossii: nekotorye aktual'nye problemy antikrizisnoj politiki // Den'gi i kredit. 2015. № 7.

3. Informacionnoe agentstvo RIA Novosti [Ehlek-tronnyj resurs]. URL: http://ria.ru/economy/ 20150112/1042166966.html (data obrashcheniya: 30.05.2016).

4. Oficial'nyj sajt Central'nogo banka Rossijskoj Feder-acii [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.cbr.ru/ fin-markets/?PrtId=inside_detect (data obrashcheniya: 30.05.2016).

5. Russkij kur'er [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.ruscur.ru/news/0/09/86/98696.shtml?news/0/09/

86/98605 (data obrashcheniya: 30.05. 2016).

6. URL: http://rg.ru/2016/02/12/bastrykin-nazval-insaj derov-prichastnymi-k-devalvacii-rublia. html (data obrashcheniya: 30.05. 2016).

7. O protivodejstvii nepravomernomu ispol'zovaniyu in-sajderskoj informacii i manipulirovaniyu rynkom i o vnese-nii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 27 iyulya 2010 g. № 224-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2010. № 31.

8. Pravonarusheniya na finansovom rynke: vyyavlenie, analiz i ocenka ushcherba. Spravochnik dlya sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov / Pod obshch. red. G.S. Poltavchenko. M.: Al'pina Biznes Buks, 2007.

9. Yasus M.V. O novom zakone ob insajderskoj informacii i manipulirovanii rynkom // Vestnik Vysshego Arbi-trazhnogo Suda Rossij skoj Federacii. 2011. № 2.

10. Emel'yanova E.A. Manipulirovanie informaciej na rynkah. M.: Infotropik Media, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.