Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА С НАУЧНЫМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕГИОНА'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА С НАУЧНЫМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИЯ / БИЗНЕС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАУЧНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробей Е.К., Брюханова Г.Д.

В статье раскрываются направления и механизмы повышения инвестиционной привлекательности исследований и разработок для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Рассматриваются вопросы создания стимулов и необходимой предпринимателям инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие бизнеса, науки и государства. В статье проанализирован российский и зарубежный опыт финансировании научных исследований и разработок. Для активизации сотрудничества бизнеса и науки как в масштабе страны, так и на уровне отдельного регионов определены задачи, которые необходимо решать. Описаны пути решения данных задач. Приведены примеры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае, поскольку глобальные тренды развития индустрии гостеприимства и туризма ставят задачу научного обоснования и поддержания конкурентоспособной инфраструктурной и ресурсной обеспеченности. Использование предложенных в статье мер государственной поддержки и инфраструктурных решений для бизнеса, как пример на уровне Краснодарского края, и как образец для других территорий, будут, на наш взгляд, способствовать эффективному взаимодействию бизнеса с научными и образовательными организациями региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT SUPPORT MEASURES AND INFRASTRUCTURE SOLUTIONS IN TOURISM AND HOSPITALITY REQUIRED FOR EFFECTIVE INTERACTION OF BUSINESS WITH SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE REGION

The article reveals the directions and mechanisms for increasing the investment attractiveness of research and development for the tourism and hospitality industries. The issues of creating incentives and the infrastructure necessary for entrepreneurs to ensure the interaction of business, science and the state are considered. The article analyzes Russian and foreign experience in financing research and development. To intensify cooperation between business and science both on the national scale and at the level of individual regions, tasks have been identified that need to be solved. The ways to solve these problems are described. Examples of state support for small and medium-sized businesses in the Krasnodar Territory are given, since global trends in the development of the hospitality and tourism industries set the task of scientifically justifying and maintaining competitive infrastructure and resource security. The use of the measures of state support and infrastructure solutions for business proposed in the article, as an example at the level of the Krasnodar Territory, and as a model for other territories, will, in our opinion, contribute to the effective interaction of business with scientific and educational organizations of the region.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА С НАУЧНЫМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕГИОНА»

Принятие такой классификации ресурсов позволяет определить ресурсный потенциал экономической системы, как совокупность всех доступных ей экономических ресурсов, а производственный потенциал (производственные возможности) как ту часть экономических ресурсов, которые вовлечены в экономический оборот, т.е. совокупность факторов производства.

Выяснение состава наличных ресурсов позволяет выделить два направления применения механизмов и инструментов устойчивого развития экономики - реализация существующих производственных возможностей и расширение их за счёт увеличения объёма и номенклатуры экономических факторов, которыми располагает экономическая система.

В первом случае инструментарий политики задействуется для обеспечения полного участия в экономике всего технологически сбалансированного объёма факторов, которыми располагает экономическая система. В этом случае применяются преимущественно инструменты оперативного управления.

Во втором случае обеспечение устойчивого экономического развития предполагает реализацию мер преимущественно стратегического характера, направленных на устранение факторных диспропорций либо на комплексное увеличение объёма экономических факторов, которыми располагает экономическая система.

Источники:

1. Абалкин Л.И. Диалектика социалистической экономики. - М.: Мысль, 1981.

2. Абрамов Н. (Переферкович Н. А.) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20 000 синонимов / Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М.: Русские словари [и др.], 2008.

3. Авдеенко В.Н., Котлов В.Н. Производственный потенциал произ водственного предприятия - М.: Экономика, 1989.

4. Андрейчук В.Г. Эффективность использования производственного потенциала в сельском хозяйстве. - М.: Экономика. 1983.

5. Анчишкин А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. - М.: Экономика, 1973.

6. Василенко Ю.В. Производственный потенциал сельскохозяйственных предприятий. - М.: Агропромиздат. - 1985.

7. Костюков Д.Б. Экономические проблемы управления ресурсным потенциалом предприятий хлебопекарной промышленности: дис. ... канд. экон. наук. - М.: 2002.

8. Львов Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. - М.: Экономика, 1999.

9. Лукинов И., Онищенко А. Аграрный потенциал: исчисление и использование // Вопросы экономики. - 1988. - № 1.

10. Макконнел К., Брю С. Экономикс: Принципы, промышленность и политика: пер. с англ. В 2 т. - М.: Республика, 1992 г.

11. Миско К.М. Ресурсный потенциал региона. (теоретические и методические аспекты исследования. - М.: Наука, 1991.

12. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика. М.: Вильямс, 2018. С. 41.

13. Свободин В.И. Производственный потенциал сельскохозяйственного предприятия и оценка эффективности его использования // Вестник статистики. - 1984. - №10.

14. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д.Н. Ушаков. - М.: Аль-та-Принт [и др.], 2008.

15. Хомутов А.В. Эволюция научных взглядов на производственный потенциал промышленного предприятия // Вестник КГУ. 2011. .№4.

16. Черников Д. Эффективность использования производственного потенциала и конечные народнохозяйственные результаты // Экономические науки. - 1981. - № 10.

17. Чернова О.А., Климук В.В. Рациональное импортозамещение в промышленности: инструментарий оценки // Вестн. Том. гос. унта. Экономика. 2017. №38.

18. Шевченко Д.К. Проблемы эффективности использования экономического потенциала. - Владивосток, 1984.

19. Экономическое положение страны: мониторинг, https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ ehkonomicheskoe-polozhenie-strany-monitoring (дата обращения: 22.10.2022 г.).

EDN: UYCCKO

Е.К. Воробей - д.э.н., доцент, начальник управления научной политики и исследований, доцент кафедры инновационных технологий в экономике и управлении, Сочинский государственный университет, Сочи, Россия, vorobei.sochi@yandex.ru,

E.K Vorobey - doctor of economics, head of the department ofscientific policy and research, associate professor of the department of innovative technologies in economics and management, Sochi state university, Sochi, Russia;

Г.Д. Брюханова - д.мед.н., и.о. зав. кафедрой управления и технологий в туризме и рекреации, Сочинский государственный университет, Сочи, Россия, bryukhanov2@mail.ru,

G.D. Bryukhanova - doctor of medical sciences, acting head of the department of management and technology in tourism and recreation, Sochi state university, Sochi, Russia.

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА С НАУЧНЫМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕГИОНА GOVERNMENT SUPPORT MEASURES AND INFRASTRUCTURE SOLUTIONS IN TOURISM

AND HOSPITALITY REQUIRED FOR EFFECTIVE INTERACTION OF BUSINESS WITH SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE REGION

Аннотация. В статье раскрываются направления и механизмы повышения инвестиционной привлекательности исследований и разработок для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Рассматриваются вопросы создания стимулов и необходимой предпринимателям инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие бизнеса, науки и государства. В статье проанализирован российский и зарубежный опыт финансировании научных исследований и разработок. Для активизации сотрудничества бизнеса и науки как в масштабе страны, так и на уровне отдельного регионов определены задачи, которые необходимо решать. Описаны пути решения данных задач. Приведены примеры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае, поскольку глобальные тренды развития индустрии гостеприимства и туризма ставят задачу научного обоснования и поддержания конкурентоспособной инфраструктурной и ресурсной обеспеченности.

Использование предложенных в статье мер государственной поддержки и инфраструктурных решений для бизнеса, как пример на уровне Краснодарского края, и как образец для других территорий, будут, на наш взгляд, способствовать эффективному взаимодействию бизнеса с научными и образовательными организациями региона.

Abstract. The article reveals the directions and mechanisms for increasing the investment attractiveness of research and development for the tourism and hospitality industries. The issues of creating incentives and the infrastructure necessary for entrepreneurs to ensure the interaction of business, science and the state are considered. The article analyzes Russian and foreign experience in financing research and development. To intensify cooperation between business and science both on the national scale and at the level of individual regions, tasks have been identified that need to be solved. The ways to solve these problems are described. Examples of state support for small and medium-sized businesses in the Krasnodar Territory are given, since global trends in the development of the hospitality and tourism industries set the task of scientifically justifying and maintaining competitive infrastructure and resource security.

The use of the measures of state support and infrastructure solutions for business proposed in the article, as an example at the level of the Krasnodar Territory, and as a model for other territories, will, in our opinion, contribute to the effective interaction of business with scientific and educational organizations of the region.

Ключевые слова: сфера туризма и гостеприимства, государственная поддержка, развитие, территория, бизнес, взаимодействие, научные и образовательные организации.

Keywords: sphere of tourism and hospitality, state support, development, territory, business, interaction, scientific and educational organizations.

Согласно Стратегии научно-технического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента № 642 от 01.12.2016 г., в стране должна быть сформирована эффективная современная система управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающая, в том числе - повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок.

Данная задача остается актуальной как для страны в целом, так и для отдельных регионов. Несмотря на активные усилия государства, устойчивые схемы взаимодействия науки и бизнеса пока не нашли широкого применения в России. Развитию практики многоплановых контактов научных и образовательных организаций с бизнесом препятствует целый ряд проблем и ограничений общеэкономического, технологического и институционального характера. Среди этих проблем:

- низкая инновационная активность;

- высокие экономические риски;

- недостаточный спрос в сферах российской экономики на результаты научных исследований и разработок (как прикладные, так и фундаментальные);

- разбалансированная институциональная структура научной сети (доминирование самостоятельных исследовательских институтов и государственной формы собственности);

- функциональная разобщенность и несогласованность исследовательских стратегий вузов, научных организаций и компаний;

- фрагментарность и противоречивость нормативно-правовой базы;

- отраслевые и региональные экономические дисбалансы.

Вследствие этих и других проблем в России по-прежнему действует так называемая «перевернутая пирамида финансирования» [1], когда в финансировании научных исследований и разработок доминирует государственный сектор: 60-70 % средств поступает из государственных источников и только около 30 % - от заказчиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (таблица 1) [2].

Таблица 1 - Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования [2]

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

В действующих ценах, млрд рублей

Внутренние затраты на ИР — всего 523.4 610.4 699.9 749.8 847.5 914.7 943.8 1019.2 1028.2 1134.8

Средства государства* 368.2 409.4 474.8 507.2 586.7 635.9 643.4 674.3 689.3 752.3

Из них федерального бюджета 287.1 327.4 381.2 418.1 469.8 516.7 506.9 536.4 539.9 602.7

Средства предпринимательского сектора 133.5 169.0 190.5 211.1 229.4 242.2 265.3 307.5 303.2 342.8

Средства иностранных источников 18.6 26.1 27.8 22.7 21.0 24.2 25.4 26.8 24.2 27.2

Прочие средства 3.1 5.9 6.8 8.7 10.4 12.4 9.7 10.5 11.6 12.5

В постоя нных ценах 2010 г.**. ллгш рублей

Внутренние затраты на ИР — всего 523.4 526.7 554.5 564.1 593.2 597.2 599.4 614.7 558.2 593.5

Средства государства* 368.2 353.3 376.2 381.6 410.6 415.1 408.6 406.7 374.2 393.4

Из них федерального бюджета 287.1 282.5 302.0 314.6 328.8 337.3 321.9 323.5 293.1 315.2

Средства предпринимательского сектора 133.5 145.8 151.0 158.9 160.6 158.1 168.5 185.4 164.6 179.3

Средства иностранных источников 18.6 22.6 22.0 17.1 14.7 15.8 16.1 16.2 13.1 14.2

Прочие средства 3.1 5.1 5.4 6.6 7.3 8.1 6.2 6.4 6.3 6.5

В процентах к итогу

Внутренние затраты на ИР — всего 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

Средства государства* 70.3 67.1 67.8 67.6 69.2 69.5 68.2 66.2 67.0 66.3

Из них федерального бюджета 54.8 53.6 54.5 55.8 55.4 56.5 53.7 52.6 52.5 53.1

Средства предпринимательского сектора 25.5 27.7 27.2 28.2 27.1 26.5 28.1 30.2 29.5 30.2

Средства иностранных источников 3.5 4.3 4.0 3.0 2.5 2.6 2.7 2.6 2.3 2.4

Прочие средства 0.6 1.0 1.0 1.2 1.2 1.4 1.0 1.0 1.1 1.1

* Включая средства бюджета, бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций высшего образования и средства организаций государственного сектора (в том числе собственные).

** Данные в постоянных ценах рассчитаны с учетом дефлятора ВВП по состоянию на 01.04.2020.

Данным фактом структура затрат на исследования и разработки в России принципиально отличается от структуры затрат в более развитых экономиках и показывает наибольшее сходство с Индией (рисунок 1) [2].

Рисунок 1 - Структура внутренних затрат на исследовательские работы по источникам финансирования в первой десятке лидеров по общему объему внутренних затрат в 2019 г. (в %) [2]

В России и Индии затраты предпринимательского сектора на исследования и разработки составляют менее 40 %, тогда как в США их доля более 60 %, в Китае и Японии - около 80 %, в Германии - около 70 %, во Франции - около 60 %.

Столь невысокая доля финансирования научных исследований и разработок предпринимательским сектором в России свидетельствует о достаточно слабой связи науки и бизнеса, что является на сегодняшний день весьма серьезной проблемой.

Для активизации сотрудничества бизнеса и науки как в масштабе страны, так и на уровне отдельного регионов необходимо как минимум решить три задачи:

1) установить факторы, влияющие на заинтересованность частных предприятий в коммерциализации результатов научных исследований и разработок;

2) оценить восприимчивость частных компаний к государственной поддержке, оказываемой с целью стимулирования кооперации с научными и научно-образовательными организациями;

3) определиться с возможными формами кооперации.

По первому пункту «факторы, влияющих на заинтересованность частных предприятий в коммерциализации результатов научных исследований и разработок» следует заметить, что заинтересованность бизнеса в научных исследованиях и разработках зависит, с одной стороны, от способности этих исследований и разработок давать быструю и ощутимую отдачу в виде конкурентных преимуществ, то есть в конечном счете - от характера самих исследований. Очевидно, что таким требованиям в гораздо большей степени удовлетворяют прикладные исследования, чем фундаментальные. Поэтому практически для всего мира характерна ситуация, когда прикладные исследования находят финансирование намного легче, чем фундаментальные (при этом следует отметить особенную сложность получения частного финансирования по тематикам, связанным с теоретическими социо-гуманитарными исследованиями, например, с философией познания, философией науки и техники и т.д.).

Однако, существуют фундаментальные научные направления, прикладное применение которых предсказать практически невозможно. Многое из того, что на сегодняшний день считается продуктом фундаментальной науки, в ближайшем будущем может стать сначала технологией, а затем - продуктом. Поэтому ряд крупных компаний стремится осуществлять поддержку некоторых фундаментальных научных направлений. Например, Сбербанк учредил ежегодную научную премию, задачей которой является поощрение ученых, работающих по направлениям биологии, медицины, физики, химии, информатики, астрономии, математики.

С другой стороны, заинтересованность бизнеса в исследованиях и разработках зависит и от особенностей самих компаний. Согласно исследованию Высшей школы экономики [3], проведенному в 2017 году, склонность бизнеса к кооперации с научными организациями и вузами прямо зависит от таких факторов, как размер предприятия (то есть - среднесписочная численность работников), доля государственной собственности в ней и общий технологический уровень отрасли.

Второй и третий пункты «государственная поддержка кооперации бизнеса и науки и возможные формы кооперации» взаимосвязаны, поскольку формы и объемы оказываемой государственной поддержки должны соответствовать реализуемым на практике формам взаимодействия.

Роль государства заключается не только в предоставлении финансовых ресурсов, но и в создании стимулов и необходимой предпринимателям инфраструктуры, обеспечении взаимодействия всех заинтересованных сторон, формировании соответствующей нормативно-правовой базы. Важное решение в этом направлении было принято в 2018 году, когда согласно указу Президента России от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4] в рамках федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука» [5] в России была организована сеть научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции ведущих научных и научно-образовательных организаций с предприятиями реального сектора.

Научно-образовательные центры создавались с целью построения современной модели научных исследований и разработок, основанной на научно-образовательной и производственной кооперации в цепочке «наука-университеты-бизнес», способствующей социально-экономическому развитию территорий субъектов

Российской Федерации. Научно-образовательные центры призваны интегрировать все уровни образования, возможности научных организаций и бизнеса для мощного технологического развития и обеспечения технологического суверенитета.

В настоящее время в России действуют 15 научно-образовательных центров, программы которых реализуются в 35 субъектах Российской Федерации, в том числе в Краснодарском крае. В частности, Сочинский государственный университет участвует в реализации программ межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня Юга России, действующего на территориях Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей и объединяющего вузы, научные организации, институты развития и предприятия реального сектора экономики этих трех регионов.

Отдельно следует остановиться на государственной поддержке малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае, поскольку такие предприятия вносят заметный вклад в валовой региональный продукт нашего региона (около 30 %) [6] и должны рассматриваться в качестве значимых субъектов возможной в дальнейшем кооперации с научными и научно-образовательными организациями.

В настоящее время в Краснодарском крае действует эффективная система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием инструментов кредитования под гарантии федеральных организаций «Корпорация МСП» и «МСП Банк» (рисунок 2) [7].

Рисунок - 2 Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе сферы туризма и индустрии гостеприимства) с использованием инструментов кредитования,

реализуемая в Краснодарском крае [7]

Принимая на себя часть финансовых рисков предпринимателей, кредитных рисков банков и других финансово-кредитных организаций, АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» расширяют возможности субъектов малого и среднего предпринимательства в получении кредитных ресурсов и стимулируют улучшение условий банковского кредитования.

Одной из ведущих сфер экономики Краснодарского края является сфера туризма и индустрии гостеприимства, о чем свидетельствует доля регионального туристского продукта в валовом региональном продукте, в разные периоды времени достигающая величин от 13 % до 26 % [8]. Поддержка данной сферы, в значительной степени, представленной именно малыми и средними предприятиями, представляется важной региональной задачей. Наряду с упомянутыми инструментами кредитования могут быть предложены и иные инструменты государственной поддержки, которые будут способствовать стабилизации данной сферы в сегодняшних непростых условиях. Именно предприятия туризма и индустрии гостеприимства часто выступаю заказчиками хоздоговорных научно-исследовательских работ для научно образовательных организаций, а получение дополнительных финансовых ресурсов будет стимулировать развитие бизнеса.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» расширены полномочия глав администраций регионов в части мер поддержки, которые могут быть применены в отношении предприятий и организаций. Среди таких мер: льготы и преференции при закупке товаров и оказании услуг, в том числе, при реализации проектов развития. Таким образом, органы государственной власти регионов полу-

чили больше возможностей для выбора инструментов поддержки предприятий тех или иных сфер экономики.

В связи с этим, для поддержки значимой для Краснодарского края сферы туризма и индустрии гостеприимства могут быть применены некоторые нестандартные меры стимулирования, которые не использовались ранее. Ряд таких мер может быть заимствован из лучших практик мирового опыта поддержки туристской сферы. В частности, возможно применение мер социального стимулирования потребителей услуг туризма и индустрии гостеприимства (подобно французской система «отпускных чеков»), когда определенная часть стоимости приобретаемых продуктов оплачивается за счет государства, профсоюзов и работодателей; при этом заинтересованность работодателей обеспечивается применением различных налоговых льгот. На уровне региона может быть разработана гибкая шкала налоговых льгот по региональным налогам и специальным налоговым режимам с преференциями для субъектов малого и среднего бизнеса (как катализаторов развития сферы туризма индустрии гостеприимства) и предприятий, которые проявят наибольшую активность в области социального стимулирования. Кроме того, может быть разработан дифференцированный подход к социальному стимулированию групп населения с низким уровнем дохода, которые имеют мало возможностей пользоваться услугами туризма и индустрии гостеприимства. Например, могут выделяться субсидии разного размера для пенсионеров, учащихся и т.д., при этом размер субсидии может варьироваться в зависимости от уровня дохода потребителей услуг и от стоимости приобретаемых продуктов сферы туризма и индустрии гостеприимства.

Также возможно на уровне региона внедрить систему поощрения наиболее успешных компаний, работающих в сфере туризма и индустрии гостеприимства. В качестве мер поощрения могут применяться сертификация, гибкие системы налогообложения, премирование за инновации и т.д.

Международная практика свидетельствует о том, что страны, лидирующие в сфере индустрии туризма, опираются на партнёрство государства, бизнеса, научных кругов (включая специализированные научные институты, школы туризма и гостеприимства) и некоммерческих организаций в области развития науки, образования и практической деятельности. Такой многогранный подход позволяет проводить масштабные исследования с целью разработки национальных моделей развития туризма и преодоления негативных сторон его успешности (овертуризма), а также секторальные наблюдения, мониторинги, аналитические работы по экономическим, социологическим, экологическим и иным научным обоснованиям разных направлений туристской деятельности, их популяризации среди собственного населения, а также среди жителей зарубежных государств в интересах экспорта и продвижения туристских услуг. В частности, среди актуальных исследований текущего периода времени следует отметить проблемы влияния пандемии коронавирусной инфекции СОУГО -19 на индустрию туризма и гостеприимства в отдельных странах и регионах мира, на состояние туристского рынка и дефицит кадров, на потребительские предпочтения, на круизный туризм - в краткосрочной перспективе и в целях разработки долгосрочных прогнозов [9-11]. Отмечено усиление внимания исследователей также к моделированию последствий эпидемических событий и воздействия других факторов риска (например, климатических изменений) в пролонгированном периоде времени на состояние туризма и гостеприимства в разных регионах мира [12-14]. В рамках научных исследований проводят национальные, региональные опросы, формируют портфолио исследований, публикаций и серии официальных документов в формате цифровых коллекций, удобных для использования в грантовой деятельности, планировании туристско-рекреационных территорий, в образовательной деятельности. Происходящая в режиме реального времени трансформация геоэкономического и политического пространства, социальных конструкций уже влияют на туризм, который будет определяться новыми технологиями, более требовательными клиентами и потребителями, поиском экологических форм и социальной справедливости, высоко привлекательными персональными, виртуальными и гибридными форматами мероприятий, актуальной аналитикой событий и потребностью в новых лидерах в этой области для управления сложностью и динамичностью событий будущего в индустрии впечатлений и гостеприимства.

Глобальные тренды развития индустрии гостеприимства и туризма ставят перед профессионалами задачу научного обоснования и поддержания конкурентоспособной инфраструктурной и ресурсной обеспеченности. Необходимо развивать свои стратегии управления и сохранения ценностей в национальных интересах, основанные на сильных сторонах внутреннего и международного туризма, на совершенствовании межотраслевых и межгосударственных взаимодействий (мягкой силы) и расширении профессиональных знаний. Современная индустрия туризма - это анализ больших данных, включая прогнозные оценки, разработку алгоритмов и моделей для умных туристских городов и рекреационных территорий, интеллектуальных технологий и туристских систем, а также разработку качества систем обслуживания в конкретном контексте глобальных путешествий и туризма, что неосуществимо без государственной поддержки научных исследований в этой сфере.

Сочинский государственный университет (СГУ) обладает опытом научного партнёрства с представителями бизнеса и удовлетворения спроса индустрии туризма и гостеприимства на научные разработки вуза; формирования кадрового потенциала и научно-практического базиса региона для реализации сложных междисциплинарных проектов в интересах разработки стратегии развития Краснодарского края, г. Сочи, неистощитель-ного преобразования туристско-рекреационного пространства региона; разработки перспективных подходов к нивелированию экономических, пандемических, деловых и финансовых факторов риска, которые могут повлиять на эффективность деятельности туристского предприятия; совершенствования современной законодательной и правовой базы, цифровой трансформации сферы туризма. В результате интеграции научно -интеллектуального потенциала СГУ в производственную и непроизводственную сферу региона перед вузом и его партнёрами открываются новые возможности для расширения горизонта планирования научных исследова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ний с целью повышения экономической эффективности и конкурентоспособности индустрии туризма и гостеприимства, развития местных сообществ, совершенствования человеческого потенциала, повышения конкурентоспособности Краснодарского края на внутреннем и внешнем рынках [15].

Возможно применение мер стимулирования развития туристской деятельности на тех территориях региона, где в настоящее время такая деятельность не является профилирующей (например, в предгорных и степных районах Краснодарского края). Зарубежный опыт показывает, что для многих территорий перспективным видом туризма является агротуризм. Природно-климатические особенности Краснодарского края позволяют рассматривать агротуризм как одно из перспективных направлений туристской деятельности. В качестве мер стимулирования развития агротуризма могут применяться дополнительные дотации; бюджетное субсидирование строительства и реконструкции инфраструктурных объектов; налоговые льготы для местного бизнеса и инвесторов, занятых в сфере агротуризма; софинансирование государством реконструкции частных домов в сельской местности, переводимых в разряд минигостиниц и т.д.

Возможна разработка региональных онлайн-платформ, связанных с деятельностью сферы туризма и индустрии гостеприимства и обеспечивающих потребителям услуг неограниченный доступ ко всей актуальной информации, касающейся организации их отдыха (например, информация о характеристиках объектов сферы туризма и индустрии гостеприимства и местах туристской привлекательности; о географических, климатических и погодных особенностях территории; о работе транспорта и существующих маршрутах; местах торговли и общественного питания; уровне цен; экологической ситуации; возможных аномальных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях; криминогенной обстановке и мерах обеспечения безопасности; возможности проявления «овертуризма» во время планируемого отдыха и т.д.).

На региональном уровне возможно применять меры по совершенствованию системы подготовки кадров для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Например, с целью повышения уровня профессионализма студентов, обучающихся по профильным специальностям, может быть организована их обязательная стажировка в организациях сферы туризма и индустрии гостеприимства.

Использование предложенных мер государственной поддержки и инфраструктурных решений для бизнеса на уровне Краснодарского края, и как пример для других территорий, будут, на наш взгляд, способствовать эффективному взаимодействию бизнеса с научными и образовательными организациями региона.

Источники:

1. Ефимов А. Точка пересечения. [Электронный ресурс]. // Наука и бизнес: как одни получают деньги, а другие - технологии. URL: https://postnauka.ru/longreads/156911 (дата обращения 20.11.2022).

2. Структура затрат на науку по источникам финансирования в России и ведущих странах мира. [Электронный ресурс]. // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://issek.hse.ru/news/ 424276145.html (дата обращения 20.11.2022).

3. Взаимодействие науки и бизнеса в процессе коммерциализации исследований и разработок (на основе эмпирического анализа) [Электронный ресурс]. // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/data/2018/01/11/ 1160579103/Взаимодействие%20науки%20и%20бизнеса%20в%20процессе%20 коммерциализации%20разработок.pdf (дата обращения 20.11.2022).

4. Указ Президента России от 07.052018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 (дата обращения 19.11.2022).

5. Федеральный проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука» [Электронный ресурс]. // URL: https:// нтр.рф/upload/iЫock/1f2/ФП%201%20«Развитие%20научной%20 и%20научно-производственной% 20кооперации».pdf (дата обращения 06.11.2022).

6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республики Адыгея [Электронный ресурс]. // URL: https://krsdstat.gks.ru/VRP_kk (дата обращения 18.11.2022).

7. Воробей Е.К. Формирование системы государственной поддержки сферы рекреации и туризма в условиях новой реальности: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05 / Воробей Елена Константиновна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»]. - Сочи, 2021. - 451 с.: ил. [Электронный ресурс]. // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01010776676

8. Воробей Е. К. Оценка эффективности функционирования сферы рекреации и туризма Краснодарского края методами DEA-анализа в условиях новой реальности / Е. К. Воробей // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 32(6). - С. 94-105.

9. Bouarar, A. C., Mouloudj, S., Makhlouf, A., & Mouloudj, K. Bouarard, A. K., Muluj S., Makhlouf A. and Muluj K. (2022). Predicting intentions to continue using travel apps in a crisis after COVID-19. In L. Altinay, O. M. Karatepe and M. Tuna (ed.), Achievements in tourism management on different continents. 2022.Vol. 2, pp. 1-11. Pub. of USF M3. https://www.doi.org/10.5038/9781955833080 (дата обращения: 23.11.2022).

10. Sanchez-Sanchez F.J., Sanchez-Sanchez A.M. The impact of the COVID-19 outbreak on tourist tourism in Spain: a spatial approach to tourist destinations. nt J Environ Res 16, 94 (2022). https://www.researchgate.net/publication/363844948. https://doi.org/10.1007/s41742-022-00474-x. (дата обращения: 23.11.2022).

11. Raun J., Jarv O., Okkonen P., Rantanen M., Hyyrylainen T., Ryynanen T.& Toivonen T. (2022): New avenues for second home tourism research using big data: prospects and challenges, Current Issues in Tourism, DOI: 10.1080/13683500.2022.2138282 To link to this article: https://doi.org/10.1080/13683500.2022.2138282 (дата обращения: 25.11.2022).

12. Marino A., Parisot P. and Picarello M. (2022). Pandemic time and tourism in OECD countries: artificial intelligence and digital platforms. In L. Altinay, O. M. Karatepe and M. Tuna (ed.), Achievements in tourism management on different continents. 2022: Vol. 2, pp. 1-9. Pub. of USF M3. https://www.doi.org/10.5038/9781955833080 (дата обращения: 23.11.2022).

13. Agius K. (2022). Adaptation to climate change and mitigation in a small archipelago: the role of ecotourism in Malta. International Journal of Island Studies: Vol. 3: Iss. 1, article 6. doi: https://doi.org/10.21427/4nka-2s47 (дата обращения: 23.11.2022).

14. Wiweka K., Pickel-Chevalier S. Bali Tourism Research Trends. A Systematic_Review 1976-2022. Jurnal Kajian Bali (Journal of Bali Studies).-Vol. 12, No 2. October 2022. pp. 600 - 626. https://www.researchgate.net/ publication/364391179. DOI: 10.24843/JKB.2022.v12.i02.p14. (дата обращения: 23.11.2022).

15. Коновалова Г. М., Брюханова Г. Д., Воробей Е..К., Видищева Е. В., Волков А. Н., Копырин А. С. Научно-практическая деятельность в опорном университете //Высшее образование в России. 2018. №»11. URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/nauclino-prakticheskaya-deyatelnost-v-opornom-universitete (дата обращения: 23.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.