Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИРАЗВИТИЯ'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИРАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
34
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / регион / управление / государственная поддержка / сельское хозяйство / продовольственная безопасность. / agro-industrial complex / region / management / state support / agriculture / food security.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Сулейманлы Э. Г.

В статье рассматривается сущность и структура формирования агропромышленного комплекса России, раскрываются законодательные основы, особенности, инструменты управления АПК в стране. Особое значение в статье автор уделяет мерам государственной поддержки российского АПК, прежде всего финансово-экономическим. Делается вывод о влиянии эффективности мер господдержки АПК на продовольственную и экономическую безопасность страны, и необходимости развития мер государственно в регионах РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF STATE SUPPORT FOR THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE RUSSIAN FEDERATION: DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION AND DEVELOPMENT

The article examines the essence and structure of the formation of the agro-industrial complex of Russia, reveals the legislative foundations, features, and management tools of the agro-industrial complex in the country. The author pays special attention to the measures of state support of the Russian agro-industrial complex, primarily financial and economic. The conclusion is made about the impact of the effectiveness of state support measures for the agroindustrial complex on the food and economic security of the country, and the need to develop state measures in the regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИРАЗВИТИЯ»

УДК 338.43

Сулейманлы Э.Г. студент магистратуры 2 курса направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» Южно-Российский-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Россия, г.Ростов-на-Дону Научный руководитель: Садовникова Ю.Ю.,

доцент

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте РФ Россия, г.Ростов-на-Дону

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИРАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и структура формирования агропромышленного комплекса России, раскрываются законодательные основы, особенности, инструменты управления АПК в стране. Особое значение в статье автор уделяет мерам государственной поддержки российского АПК, прежде всего финансово-экономическим. Делается вывод о влиянии эффективности мер господдержки АПК на продовольственную и экономическую безопасность страны, и необходимости развития мер государственно в регионах РФ.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, регион, управление, государственная поддержка, сельское хозяйство, продовольственная безопасность.

Suleymanli E.H.

2nd -year master's student, training area "State and Municipal

Administration"

South-Russian-branch of the Russian Academy of

National Economy and Public Administration under the President of the

Russian Federation, Rostov-on-Don Scientific supervisor: Sadovnikova Yu. Yu., сandidate of economics

associate professor

The South Russian Institute of Management-branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Russian Federation, Rostov-on-Don

MEASURES OF STATE SUPPORT FOR THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE RUSSIAN FEDERATION: DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION AND DEVELOPMENT

Abstract. The article examines the essence and structure of the formation of the agro-industrial complex of Russia, reveals the legislative foundations, features, and management tools of the agro-industrial complex in the country. The author pays special attention to the measures of state support of the Russian agro-industrial complex, primarily financial and economic. The conclusion is made about the impact of the effectiveness of state support measures for the agro-industrial complex on the food and economic security of the country, and the need to develop state measures in the regions of the Russian Federation.

Keywords: agro-industrial complex, region, management, state support, agriculture, food security.

Актуальность темы исследования. Российская Федерация проживает сложные времена: экономика находится в условиях кризиса, геополитическая ситуация усложняется, санкционное давление усиливается с каждым днём. В связи с этим особое значение приобретают стратегические задачи, одной из которых является поддержание и укрепление продовольственной безопасности. Ключевым элементом ее обеспечения выступает агропромышленный комплекс (АПК) страны. В этом контексте особенно важной задачей представляется исследование основных мери направлений развития государственной поддержки АПК.

В исследовании применялись общенаучные методы, а именно анализ и синтез, обобщение и систематизация, индукция и дедукция.

Агропромышленный комплекс, выполняя ряд важнейших функций, таких как: укрепление и обеспечение продовольственной и экономической безопасности РФ, формирование рынка продовольственных товаров, предоставление рабочих мест в сельских территориях и развитие сельской местности; является одной из ключевых экономических сфер. В его состав входят сельскохозяйственный и продовольственный комплексы РФ [1].

Опираясь на различные точки зрения о сущности агропромышленного комплекса, можно определить его как масштабную межотраслевую систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных экономических сфер, секторов и направлений деятельности, которые обеспечивают воспроизводственный процесс продукции сельскохозяйственного назначения и влияют на продовольственную безопасность, занятость населения и общее экономическое развитие.

Агропромышленный комплекс собственной отраслевой структурой, в которую входят сельское хозяйство, обслуживающие отрасли и отрасли, занимающиеся переработкой, хранением и реализацией продукции сельхозназначения (см. рисунок 1). К ключевым структурным элементам

АПК относятрастениеводство (сектор ориентированный на выращивание разнообразных зерновых, технических, овощных, фруктово-ягодных и иных культур) и животноводство (сектор, связанный сразведением скота, птицы, а также производством молока, яиц и мяса). В хозяйственной системе России растениеводство традиционно занимает ведущее положение, составляя около 56% от общего объема продукции, в то время как животноводство - около 44% [2]. Эти два направления являются фундаментом АПК, создавая сырьевую базу для дальнейшей переработки.

Рисунок 1.Отраслевая структура АПК151

Следующим базовым элементом АПК выступает пищевая промышленность, подструктуры которойохватывают все этапы переработки сельскохозяйственной продукции: от первичной обработки и упаковки до высокотехнологичного производства готовых продуктов питания. На данном этапе важным аспектом является внедрение инновационных технологий и стандартов качества, что позволяет создать продукцию с высокой добавленной стоимостью и удовлетворить потребности потребителей.

В состав агропромышленного комплекса помимо вышеуказанных секторов также входят предприятия ресурсного обеспечения АПК (агрохимикаты, семена, корма, оборудование для обработки земли и ухода за животными, техника, строительные материалы и прочее), а также транспортно-логистическая отрасль, важный элемент АПК, обеспечивающий доставку продукции от поля до потребителя.

Агропромышленный комплекс России отличается дисбалансом в развитии между производственными и сервисными секторами. Основа комплекса — сельское хозяйство — играет ключевую роль, обеспечивая более половины всей выпускаемой продукции, обладая примерно 70%

151 Составлен автором по материалам исследования

производственных фондов комплекса и нанимая свыше 65% рабочих в производственных сферах.

Агропромышленный комплекс, являющейся сложной совокупностью взаимосвязанных элементов, требует эффективной координации и управления деятельностью всех отраслей и секторов, которые осуществляют соответствующие государственные и частные структуры. Государственное регулирование путем субсидий, дотаций, налоговых льгот и кредитных программ направлено на поддержку сельскохозяйственных производителей и стимулирование развития отрасли. Частные компании и кооперативы обеспечивают инновационное развитие, инвестиции и интеграцию в международные агропромышленные процессы.

Можно определить управление АПК как процесс, который осуществляется органами государственной власти и их представителями для реализации аграрной политики, а также для поддержания интересов государства, регионов и муниципалитетов в сельскохозяйственной отрасли.

В России в сфере управления АПК установлена трехуровневая система управления. Нафедеральном уровне основным органом управления выступает Министерство сельского хозяйства РФ, выполняющее ряд важнейших функции и специальных компетенций в области формирования законодательной основы, организации, координации, контроля и регулирования функционирования всех элементов и отраслей АПК страны.

В Российской Федерации законодательная основа в области агропромышленного комплекса достаточно развита, и представлена следующими ключевыми документами: Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"», «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» и «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». В указанных нормативно-правовых актах закреплены фундаментальные принципы работы агропромышленного комплекса как системы, основные принципы антимонопольная политики и регулирования ценообразования.

В настоящее время важнейшим инструментом государственного регулирования выступает программно-целевой метод, включающий разработку и реализацию государственных программ(ГП) в сфере развития АПК и сельского хозяйства. Перечень госпрограмм [3], реализуемых Правительством России с 2019 года, представлен в таблице 1.

Эффективная деятельность АПК любой страны, обеспечение продовольственной безопасности и эффективное применение аграрных инноваций напрямую связаны с механизмами государственной поддержки в этой сфере.

Государственная поддержка сельхозпроизводителей и агропромышленного комплекса является жизненно необходимой, так как именно государство способно нивелировать основные проблемы, связанные с неэффективностью, низкой рентабельностью и рискованностью сельского хозяйства.

Государственная поддержка выступает основным способом регулирования сельскохозяйственной отрасли и агропромышленного комплекса страны в целом, обуславливая экономическую стабильность и способность к конкуренции аграрных регионов.

Таблица 1

Перечень ГП в сфере развития АПК и сельского хозяйства в РФ 152

Название ГП ЕЛА. утверщения ГП

Государственная программа по ржвзтжо сельского хозяйства и регулированию рынгов сельскохозлиственной продукции. сырья и продовольствия Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 (в ред. от 19.04.2022 N 704)

Фадеральная нггчно-техническая программа развития сельского хозяйства аа 2017-3030 гг. Постановление Правительства РФ от 25.03.2017 N№6 (рад. от 30.09.2023)

Государственная программа зффекпшного е св лечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитая мелиоративного комплекса РФ Постановлением Правитель ств а Российской Фадерашш от 14.012021 г. № 731 "0 " (ред. 2111.2023 года №1992)

Развитие рыбохозяйственного комплекса РФ Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04. 2014 г. N 314 (е ред. от 2103.2023 г. № 1336)

Государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий* Постановление Правитель сте а РФ от 31.012019 № Ь% (в рад. от 22.12. 2023г. № 2243)

В РФ сегодня поддержка сельского хозяйства и сельхозпроизводителей является одним из государственных приоритетов, реализуемых с помощью Минсельхоза России. С 2020 года сельхозпроизводители пользуются многими государственными привилегиями и льготами, введение которых связано с короновирусными ограничениями, расширением санкций против РФ и резким снижением конкуренции на внутреннем российском рынке.

Меры государственного вмешательства подразделяются на прямые и косвенные, которые представлены в таблице 2. Наиболее значимая роль в системе господдержки сельхозпроизводителей отводится мерам прямой поддержки посредством субсидирования затрат, и предоставления льгот.

152 Составлена автором по материалам исследования

Таблица 2.

Меры государственной поддержки АПК в России [3] 153

Пряное воздействие Косвенное воздействие

Компенсирующая субгптия и Стииушрующая ЛЬГОТНЫЙ лизинг

Компенсация части затрат на сертификацию продукции АПК Льготное кредитование

Возмещение сельхозтоваропроизводителям части расходов наыелжратнвные мероприятия Льготное ьредитование по СПК

С^бгидия на возмещение части процентной ставки по инвестициснным кредитам, взятым до 1 января 2017 года Инвестиционная тарифная льгота

Екшпевсацая пэгти пряных ттн?г-:=1чтгт,п; чэтрягг на создание иили модернизацию объектов АПК Поддержка сельскохозяйственного страхования

Г^твпттпш цнжБОДНГеляы ;т.тгта пч яйпт: техники Специальный инвестилиснный контракт (СПИК 2.0)

Компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК Льготные тарифы на знерго- и теплоносители

Компенсация части заграт на создание и (шш) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции Госгарантии при получении ьредитов

Компенсация части заграт на приобретение семян Льготный тариф на перевозку железнодорожным транспортом сельскохозяйственной прсд\книи. а также продукции для организации сель скохозяйств енного произв одств а

С^бгидия на стимулирование развития виноградарства и виноделия

Стимулирование увеличения производства отдельных видов масличных культур (с^бгидия)

Компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (шш) модернизацию картофеле и (ши) овошехраниипп в рамках Федерального проекта ((Развитие овощеводства и картоф ел ев од ств а Определение функциональных характеристик (потребительских свойств) и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования

Меры поддержки субъектов МСП в сфере переработки сельскохозяйственной продукции (гранты) Создание и развитие агробиотехнопарков

Каждая из указанных мер господдержки рассчитана на определенные категории получателей средств или льгот, отнесение к которым и условия получения закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней.

В целом, можно дать краткую характеристику основным группам мер господдержки АПК:

1. Субсидии и дотации - являются одним изнаиболее распространенных финансовых методов, направлены на поддержку доходов фермеров, компенсацию части затрат на приобретение семян, удобрений,

153 Составлена автором по материалам сайта Минсельхоза Российской Федерации

скота, техники и оборудования, а также наразвитие инновационных технологий и модернизацию хозяйств.

2. Программы льготного кредитования - предоставляются предприятиям аграрного сектора в виде льготных кредитов под низкие проценты, возможной отсрочки платежа, компенсации, государства на частичное погашением процентов или кредита, носят целевой характерна приобретение сельхозтехники, внедряние передовых технологий, модернизацию сельхозпроизводства и т.д.

3. Государственные и региональные гранты и конкурсы имеют четко выражены целевой характер, предназначены для поддержки инновационных проектов, исследований и разработок в аграрной сфере и стимулируютаграриев к внедрению новых технологий, разработке продуктивных сортов растений и пород животных.

4. Таможенно-тарифные и нетарифные меры (квоты, экспортные субсидии, льготные условия экспорта, повышенные таможенные пошлины и др.) относятся к мерам поддержки торговлии направлены на защиту внутреннего рынка или стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции.

5. Программы страхования аграрных рисков могут предоставляться в видесубсидирования страховых взносов или гарантий по компенсационнымвыплатам, ориентированы на защиту фермеров от потерь, связанных с неблагоприятными погодными условиями, эпидемиями и иными чрезвычайными ситуациями.

6. Ценовая поддержка и интервенционные закупки является меройстабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию и защиты фермеров от резких колебаний на рынке.

7. Важными мерами господдержки аграрного сектора являются меры законодательной поддержки (упрощение процедуры регистрации, предоставления налоговых льгот и др.), а также экспертно-техническая и консультативно-образовательнаяподдержка, которая помогает повышать квалификацию работников, внедрять передовые методы управления хозяйствами и технологии производства.

Отдельной весьма значимой группой государственной поддержки выступают комплексные социально-экономические и инфраструктурные программы и проекты, которые направлены на улучшение социально -бытовых условий (жилищных, медицинских, образовательных и др.) в сельской местности и обеспечение инфраструктуры для ведения сельскохозяйственного бизнеса (развитиетранспортной логистики, электро, водо-, тепло-коммуникаций и т.д.). Данные проекты могутфинансироваться как за счет государственных средств, так и через государственно-частное партнерство.

При этом важно отметить, что эффективная реализация всех перечисленных методов требует хорошо скоординированной работы

государственных органов, четких стратегических планов и учета специфики агропромышленного комплекса каждого региона.

С 2024 года Правительством Российской Федерации в систему господдержки АПК и сельского хозяйства был внесен ряд важных изменений [4]. Остановимся на них подробнее.

Первое по значимости изменение в 2024 году - это появление объединенной субсидии, в которую войдут компенсирующая и стимулирующая субсидии. Следовательно, это расширит региональный перечень приоритетных направлений господдержки для возмещения затрат аргариям, помимо уже определенных Минсельхоз РФ.В дополнительный список направлений по получению субсидии вошли следующие направления: приобретение посадочного материала ягодных культур, молодняка крупного рогатого скота и ягод у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. В сумме в рамках объединенной субсидии субъект РФ может определить для себя 8 направлений поддержки (5 из них доступны по умолчанию, а 3 дополнительных регион выбирает сам).

Также были расширены направления поддержки малых форм хозяйствования и поддержки семеноводства в рамках ФНТП (Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства).

В 2024 году продолжат действовать 2 программы агрострахования с господдержкой: мультирисковая программа агрострахования и программа страхования от убытков в результате ЧС.

Коснутся изменения условий получения льготного кредита на развитие сельхозхозяйства - обязательным станет страхование не менее 50% посевов. В связи с ростом ставки льготного кредита будут увеличены максимальные размеры льготного краткосрочного кредита и размер субсидии по нему (от 50 до 100 % ключевой ставки Центробанка, которая действует на дату заключения кредитного договора).

В текущем году внесен рядзначимых изменения в действующую грантовую программу «Агростартап»:

- установлен минимальный размер гранта - 1,5 млн. руб., который получают для реализации стартапа по созданию или развитию фермерского хозяйства;

- на ряд направлений сельхозпроизводства размеры грантов увеличены - на разведение КРС мясного или молочного направления можно получить грант до 7 млн. руб., для других сфер агробизнеса - до 5 млн. руб.

Также усилятся меры господдержки российским производителям молока - появится 50-процентная субсидия на оборудование для ферм с поголовьем 200-400 голов, а у экспортеров — увеличенная компенсация затрат на транспортировку продукции.

Произойдет расширение объемов финансирования и направлений в грантовой программе на развитие семейной фермы. В 2024 году появится 2 варианта гранта «Семейная ферма»:

1) грант на капитальные затраты (строительство, приобретение и реконструкция помещений по производству и переработке хозяйственной продукции, обеспечение фермы оборудованием и техникой - размером до 30 млн. руб. с авансом, покрывающим до 60 % расходов;

2) грант на реализацию комплексных проектов (на приобретение отдельных единиц техники, оборудования или только сельскохозяйственных животных и птицы), который составляет до 20 млн. руб. и покрывает до 60 % затрат.

Необходимо отметить, что в текущем году вырастут объемы финансирования мер господдержки из федерального бюджета. Для развития малых форм хозяйствований — крестьянских (фермерских) хозяйств и малых сельхозорганизаций (до 100 работников), предусмотрено 5,6 млрд. руб. бюджетных ассигнований. На финансирование объединенной субсидиииз федерального бюджета запланировано 49,4 млрд. руб., из которых на поддержку производителей молока планируется выделить 14,3 млрд. руб., на племенное животноводство — 7,6млрд. руб., на поддержку многолетних насаждений — 5,8 млрд. руб.

В 2024 году свыше 8 млрд. рублей будет выделено на поддержку фермерских хозяйств. Постановлением Правительства РФ №2249 от 23 декабря 2023 года определены порядок и перечень предоставления средств для частичного возмещения государством затрат сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), расширены возможности и условиявключения в число СПоК [5]. Также для недавно созданных сельхозкооперативов предусмотрены дополнительные гранты исубсидии на возмещение затрат в размере до 10 млн. руб.

Размер различных мер поддержки (гранты, субсидии, компенсацию затрат, льготные кредитование и лизинг) субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в текущем году составит 15 млрд. руб. (в 2023 году — 13 млрд. руб.) [4]. В целом, объем финансирования федеральным бюджетом мер господдержки АПК и сельского хозяйства в 2024 году составит свыше 558,6 млрд. руб. по основным отраслевым программам и приоритетным направлениям.

Таким образом, роль государства в поддержке агропромышленного комплекса является многогранной и включает финансовую помощь, развитие инфраструктуры, научную и образовательную поддержку, страхование рисков, стимулирование экспорта, законодательное регулирование и др.

Методы государственной поддержки АПК занимают важное место в социально-экономической политике России, и направлены на обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства, продовольственной безопасности, на повышение качества жизни сельского населения страны, укрепление и развитие национальной экономики в целом.

Использованные источники:

1. Кондратьева И. В. Экономика отраслей сельского хозяйства [Текст]: учебное пособие / И. В. Кондратьева. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. - С.17-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Экономика сельского хозяйства [Текст]: учебник / Г.А. Петранёва, Н.Я. Коваленко, А.Н. Романов, О.А. Моисеева; под ред. проф. Г.А. Петранёвой.

- Москва: ИНФРА-М, 2019. 288 с.

3. Государственная поддержка агропромышленного комплекса // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https: //mcx.gov.ru/activity/state-support/

4. Направления господдержки АПК в 2024 году//Интернет-портал Sfera.fm

- [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://sfera.fm/articles/zakonodatelstvo/napravleniya-gospodderzhki-apk-v-2024-godu

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. № 2249 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717» //Информационно-правовой портал «Гарант.Ру» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408224767/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.