Научная статья на тему 'Меры административного принуждения в регистрационной деятельности государственной автомобильной инспекции МВД Украины'

Меры административного принуждения в регистрационной деятельности государственной автомобильной инспекции МВД Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ / ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT / PREVENTION / SUPPRESSION / RESPONSIBILITY / THE STATE AUTOMOBILE INSPECTION / REGISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Владимир Васильевич

В статье раскрываются вопросы содержания и систематизации мер административного принуждения, применяемых Государственной автомобильной инспекцией МВД Украины, с целью обеспечения соблюдения регистрационной дисциплины физическими и юридическими лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures of administrative coercion in registration activities of the State Automobile Inspectorate of the Ukrainian Interior Ministry

The article is devoted to the issues of the matter content and classification of the ways of administrative enforcement, applied by the State automobile inspection of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine for the purpose of ensuring the compliance of registration discipline by physical and legal persons.

Текст научной работы на тему «Меры административного принуждения в регистрационной деятельности государственной автомобильной инспекции МВД Украины»

Административное принуждение наряду с убеждением еще с советских времен считается одним из основных правовых методов государственного управления. Приоритетное значение этот метод имеет в деятельности правоохранительных структур. Одной из таких выступает Государственная автомобильная инспекция МВД Украины.

Во внешней деятельности ГАИ МВД Украины тесно переплетены управленческая и юрисдикционная деятельность. Так, ГАИ МВД Украины наделена регистрационными, контрольно-надзорными, разрешительными полномочиями, которые органически дополняются правом применения мер административного принуждения к лицам, нарушающим соответствующие административно-правовые режимы.

Вопросы административного принуждения глубоко исследованы в современной украинской административно-правовой науке. Так, исследования в указанном направлении проводили И.П. Голосниченко, Е.В. Додин, Т.О. Коломоец, В.К. Колпаков, Д.М. Лукьянец, В.К. Шкарупа и не только, а также А.Т. Комзюк, который разработал теорию административного принуждения в правоохранительной деятельности милиции. Система мер административного принуждения в деятельности ГАИ МВД Украины выступала предметом анализа в работах А.В. Гаркуши и В.В. Егупенко.

Вместе с тем, несмотря на глубокую исследованность института административного принуждения, на данный момент отсутствуют работы, предметом исследования в которых выступало бы административное принуждение в регистрационной деятельности ГАИ МВД Украины.

Таким образом, целью статьи выступает выделение системы мер административного принуждения, применяемых в регистрационной деятельности ГАИ МВД Украины.

Система регистрационных производств в деятельности ГАИ МВД Украины достаточно емка и разнообразна. Объектами регистрации, которая проводится с целью легализации, выступают транспортные средства, торговые организации, предприятия-производители и субъекты предпринимательской деятельности, связанной с реализацией транспортных средств и их составных частей, имеющих идентификационные номера, а также субъекты хозяйствования, уполномоченные осуществлять проверку технического состояния транспортных средств во время государственного технического осмотра.

С целью обеспечения исполнения физическими и юридическими лицами общеобязательных требований, связанных с проведением государственной регистрации, нормативно-правовыми актами предусмотрена возможность применения к нарушителям указанных предписаний мер административного принуждения. Указанным мерам присуща многовариантность внешних форм проявления - психическое или физическое воздействие в виде ограничений личного, организационного, имущественного характера [1, с. 131].

Вопросы классификации мер административного принуждения были предметом рассмотрения многих ученых. Базовым в административном праве принят вариант классификации мер административного принуждения, предложенный М. Еропкиным в 1957 г. Исходя из способа охраны правопорядка все меры административного принуждения делятся на:

- меры административного предупреждения;

- меры административного пресечения;

- административные взыскания (административная ответственность) [1, с. 139].

Эта концепция была положена А.В. Гаркушей [2, с. 88] и В.В. Егупенко [3, с. 10] в основу систематизации мер административного принуждения в деятельности ГАИ МВД Украины.

Проведенная ими систематизация имеет существенное значение для познания системы мер административного предупреждения и пресечения, применяемых ГАИ МВД Украины с целью обеспечения исполнения правовых предписаний физическими и юридическими лицами в сфере регистрации, проводимой с целью легализации.

При выделении системы мер административного принуждения, применяемых для обеспечения исполнения физическими и юридическими лицами общеобязательных предписаний в сфере регистрационной деятельности ГАИ, необходимо учитывать ряд факторов.

Во-первых, меры административного пресечения подлежат классификации по ряду критериев, что позволяет более глубоко исследовать их сущность. Последние подразделяются на самостоятельные меры административного пресечения общего назначения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры принуждения специального назначения [4, с. 119139].

Во-вторых, требует уточнения видовая принадлежность отдельных мер административного принуждения. Речь, прежде всего, идет об остановке транспортных средств и проверке документов.

В соответствии с п. 21-1 ч. 1 ст. 11 Закона Украины «О милиции» [5, ст. 11], последней предоставлено право останавливать транспортные средства, как в случаях совершения правонарушения, так и в не связанных с совершением правонарушения случаях. Таким образом, остановка транспортных средств при наличии признаков правонарушения выступает мерой административного пресечения. В случаях, не связанных с совершением правонарушений, остановка транспортных средств является мерой административного предупреждения.

Проверка документов как мера административного принуждения, применяемая ГАИ, также имеет свою специфику. В зависимости от цели и обстоятельств проведения, а также документов, подлежащих проверке, последняя может быть отнесена к мерам административного предупреждения либо к мерам административного пресечения.

Проверка регистрационных документов на транспортные средства, проводимая при регистрации транспортных средств, направлена на выявление признаков их подделки [6] и выступает мерой административного предупреждения.

Вместе с этим при выявлении признаков правонарушения сотрудники ГАИ могут проверять у водителей удостоверения водителя и регистрационный документ на транспортное средство и соответствие грузов товарно-транспортным документам, наличие полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата «Зеленая карта»), а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки на транспортное средство [5, ст. 11].

В-третьих, система мер административного пресечения в сфере регистрационной деятельности ГАИ является лишь частью ее принудительной деятельности. Поэтому ряд мер административного принуждения, применяемых ГАИ, не может быть включен в данную систему.

С другой стороны, специфика регистрационной деятельности ГАИ объективно расширяет систему мер административного принуждения.

Так, согласно «Положению о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины» [7] в ее функции входит осуществление контроля за деятельностью, связанной с изготовлением, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств, другими видами деятельности субъектов хозяйствования, которые влияют на безопасность дорожного движения.

Госавтоинспекция с соблюдением требований Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» [8] проводит плановые и внеплановые проверки торговых организаций, предприятий-производителей и субъектов предпринимательской деятельности, деятельность которых связана с реализацией транспортных средств, а также их составных частей, имеющих идентификационные номера; субъектов хозяйствования, уполномоченных осуществлять проверку технического состояния транспортных средств во время государственного технического осмотра.

Анализ оснований проведения неплановых проверок вышеупомянутых субъектов хозяйствования позволяет говорить о том, что они проводятся при наличии информации о правонарушении. Меры же предупреждения характеризуются, прежде всего, отсутствием информации о правонарушении.

Таким образом, к мерам административного предупреждения могут быть отнесены только плановые проверки субъектов хозяйствования, а неплановые - к мерам административного пресечения.

Анализ содержания нормативно-правовых актов и теоретических положений отечественной административно-правовой науки позволяет определить систему мер административного пресечения, применяемых с целью обеспечения исполнения физическими и юридическими лицами своих обязанностей в сфере регистрационной деятельности ГАИ.

По нашему мнению, их целесообразно классифицировать следующим образом.

Меры административного предупреждения правонарушений:

- остановка транспортных средств (при отсутствии признаков правонарушения);

- осмотр транспортных средств и документов на них (экспертами, например, при постановке на учет);

- проверка сведений о транспортных средствах и документов к ним на наличие в информационных системах ГАИ (например, при постановке на учет);

- плановые проверки субъектов хозяйствования;

- внесение государственным органам, объединениям граждан, предприятиям, организациям, должностным лицам обязательных к рассмотрению представлений о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Меры административного пресечения общего назначения:

- остановка транспортных средств (при наличии признаков правонарушения);

- проверка документов;

- требование прекратить противоправное поведение;

- запрет эксплуатации транспортных средств;

- неплановые проверки субъектов хозяйствования;

- временное приостановление выдачи бланковой продукции ГАИ или зарегистрированных в ГАИ бланков биржевых договоров.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

- административное задержание;

- личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств;

- изъятие вещей и документов;

- временное задержание транспортных средств.

Административная ответственность как составляющая системы мер административного принуждения, применяемая ГАИ с целью обеспечения исполнения общеобязательных требований в сфере государственной регистрации, применяется к водителям транспортных средств или должностным лицам автотранспортных предприятий, ответственным за эксплуатацию транспортных средств.

Основанием такой ответственности выступает совершение 4-х правонарушений, закрепленных в Кодексе Украины об административных правонарушениях:

1) часть 6 статьи 121 - управление водителями транспортными средствами, не зарегистрированными в установленном порядке, без номерного знака или с номерным знаком, который не принадлежит этому транспортному средству или не отвечает требованиям стандартов;

2) статья 121-1 - эксплуатация транспортных средств, идентификационные номера составных частей которых не соответствуют записям в регистрационных документах, уничтожены или подделаны;

3) часть 1 статьи 126 - управление транспортными средствами водителями, которые не имеют при себе или не предъявили для проверки регистрационный документ на транспортное средство;

4) статья 128 - выпуск на линию транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке [9].

Таким образом, анализ научных исследований и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ГАИ МВД Украины, позволил выделить систему мер административного принуждения, применяемых к владельцам транспортных средств, торговым организациям, предприятиям-производителям и субъектам предпринимательской деятельности, связанной с реализацией транспортных средств и их деталей, имеющих идентификационные номера, а также субъектам

хозяйствования, уполномоченным проводить проверку технического состояния транспортных средств во время государственного технического осмотра.

Анализ этой системы в целом позволяет обратить внимание на тот факт, что преимущественное большинство мер применяется в отношении физических лиц и имеет своей целью обеспечение исполнения общеобязательных требований нормативно-правовых актов, касающихся регистрации транспортных средств.

Литература

1. Коломоець Т.О. Адмшютративний примус у публiчному правi Украши: теорiя досвщ та практика реатзаци: Дис. ... д-ра юрид. наук. Запорiжжя: Запорiзький державний ушверситет, 2005.

2. Гаркуша А.В. Адмшютративно-примусова дiяльнiсть пщроздшв ДА1: Дис. ... канд. юрид. наук. 1ртнь: Нащональна академiя ДПС Украши, 2004.

3. Сгупенко В.В. Заходи запоб^ання та припинення адмiнiстративних правопорушень на транспорт органами Державно1 автомобiльноï iнспекцiï МВС Украши: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харюв: Нац. юрид. акад. Украши iм. Я. Мудрого, 2002.

4. Комзюк А.Т. Заходи адмшютративного примусу в правоохороннш дiяльностi мiлiцiï: поняття, види та органiзацiйно-правовi питання реалiзацiï: Монографiя / За заг. ред. О.М. Бандурки. Харюв: Вид-во Нац. ун-ту внутр. справ, 2002.

5. Про мшщю: Закон Украши вщ 20.12.1990 № 565-12 [Електронний ресурс] // URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/565-12/print 1344965431094578

6. Про затвердження 1нструкци про проведення огляду транспортних засобiв та ix реeстрацiйних документiв пiд час реeстрацiï, перереeстрацiï i зняття з облшу: наказ Мiнiстерства внутрiшнix справ Украши № 987 вщ 10 листопада 2005 року // Офщшний вюник Украши. 2005. № 47. Ст. 2978.

7. Положення про Державну автомобшьну iнспекцiю Мiнiстерства внутршшх справ: постанова Кабiнету Мiнiстрiв Украши № 341 вщ 14 квггня 1997 року // Офiцiйний вюник Украши. 1997. № 16. Ст. 52.

8. Про основш засади державного нагляду (контролю) у сферi господарсько1' дiяльностi: Закон Украши № 877-V вщ 5 квiтня 2007 року // Вщомосп Верховно!' Ради Украши. 2007. № 29. Ст. 389.

9. Кодекс Украши про адмшютративш правопорушення: Постанова Верховно1' Ради Украшсько1' РСР № 8074-10 вщ 7 грудня 1984 року // Вiдомостi Верховно1' Ради Украши. 1984. Додаток до № 51. Ст. 1123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.