ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГАИ МВД УКРАИНЫ
С.Г. ГОЛУБОВ
соискатель кафедры административного права и процесса Харьковского национального университета внутренних дел Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс Научный руководитель: кандидат юридических наук, профессор Салманова ЕЮ.
Рецензент: доктор юридических наук, профессор Мельник К.Ю.
E-mail :[email protected]
Аннотация. Приводится аргументация позиции, согласно которой ГАИ имеет полномочия применять административное принуждение для борьбы с нарушениями правил безопасности дорожного движения, определяет их перечень и особенности применения некоторых из них.
Ключевые слова: методы деятельности, административное принуждение, Госавтоинспекция.
ADMINISTRATIVE-ENFORCEMENT METHODS OF ROAD TRAFFIC POLICE UKRAINE
S.G. GOLUBOV
сompetitor of the Department of Administrative Law and Procedure of Kharkiv National University of Internal Affairs
Annotation. Grounded position, according to which police empowered with administrative enforcement measures to combat violations of road safety. Determined their specific list and features of some of them. Key words: methods of operation, administrative enforcement, Traffic police.
Деятельность по предотвращению нарушений Правил дорожного движения и контроля за безопасностью дорожного движения со стороны работников государственной автомобильной инспекции нельзя считать удовлетворительной. Количество дорожно-транспортных происшествий увеличивается, растет число раненых и погибших во время дорожно-транспортных происшествий. Несмотря на многочисленные меры, принимаемые подразделениями ГАИ МВД Украины, а также организациями местных органов власти по обеспечению безопасности дорожного движения, ситуация с аварийностью на дорогах остается сложной.
По данным Департамента ГАИ МВД Украины в среднем за сутки в 2012 г. на автодорогах Украины в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) погибали 14 человек и получали травмы более 100 участников дорожного движения. Главной причиной ДТП с пострадавшими, которые были совершены в течение 2012 г., являет-
ся превышение безопасной скорости движения — 6477 аварий или почти 23,7% от всех ДТП с пострадавшими. Кроме того, в этом году ДТП произошли из-за нарушения правил маневрирования, нарушения правил проезда перекрестков, несоблюдения дистанции, управления транспортным средством в нетрезвом состоянии. Следует заметить, что система управления дорожным движением должна гарантировать безопасное и непрерывное движение, техническое, финансовое, информационное и кадровое обеспечение. Согласно «Положению о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел» Государственная автомобильная инспекция (Госавтоинспекция) является главным органом, на который возлагается обеспечение безопасности дорожного движения в Украине [1, С. 2].
Главными причинами высокого уровня аварийности на автодорогах В. Егупенко считает низкую дисциплину и правовую культуру участников до-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
рожного движения (особенно владельцев частного транспорта), пренебрежение элементарными требованиями безопасности [2, С. 8]. А. Небрат к указанным негативным факторам добавляет неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, ужасное состояние автомобильных дорог (отсутствие разметки на дорогах, состояние асфальтового покрытия), безнаказанность лиц, совершивших правонарушения, связанные с транспортом [3].
В ч. 2 «Термины и определения» приказа Министерства транспорта Украины «Об утверждении положения о Системе управления безопасностью движения на автомобильном транспорте» указано, что безопасность дорожного движения — это характеристика дорожного движения; она определяется аварийностью [4]. В свою очередь, в п. 1.3 приказа Министерства внутренних дел Украины «Об утверждении Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД» обеспечение безопасности дорожного движения обозначается как деятельность, направленная на предупреждение причин и условий возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий [5]. Для обеспечения безопасности дорожного движения органами власти и управления различных уровней разрабатываются, утверждаются и реализуются соответствующие профилактические программы.
Непосредственное обеспечение государственного надзора за безопасностью дорожного движения возложено на Государственную автомобильную инспекцию МВД Украины (далее — Госавтоинспекция), которая действует на основании Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины [1].
Общим вопросам исследования административного принуждения и системы его мероприятий посвятили свои труды такие ученые, как Д.Н. Бахрах, Ю.И. Битяк, Л.Р. Белая, И.И. Веремеенко, И.А. Га-даган, А.В. Джафарова, М.И. Еропкин В.В. Зуй, С.В. Кивалов, А.П. Клюшниченко, Л.В. Коваль, Т.А. Коломоец, Т.И. Козырева, В.К. Колпаков, А.П. Коренев, Р.С. Мельник, В.К. Щкарута.
Меры административного принуждения в деятельности милиции неоднократно становились предметом научных изысканий. Так, А.М. Бан-
дурка посвятил отдельное монографическое исследование систематизации, классификации и особенностям применения мер административного пресечения в деятельности милиции [6], А.Е. Бессмертный — административно-предупредительным мерам [7]. Отдельное внимание также уделено мерам административного принуждения в деятельности отдельных подразделений милиции, например органов государственной автомобильной инспекции [8] или местной милиции [9] и т.п.. Безусловно фундаментальным исследованием проблем и особенностей применения мер административного принуждения в деятельности милиции в Украине выступает диссертационное исследование А.Т. Комзюка «Административное принуждение в правоохранительной деятельности милиции в Украине» [10].
Впрочем, при определении перечня мер административного принуждения в деятельности милиции и особенностей их применения ученые дают характеристику таким мероприятиям сквозь призму правоохранительного воздействия в сфере обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка. Поэтому большинство мер административного принуждения, выделенные авторами в деятельности милиции, имеют, так сказать, четко выраженный «полицейский» характер. При этом, как справедливо, отмечает А.Т. Комзюк, «... меры административного принуждения применяются в целях охраны правопорядка, т.е. предупреждения или прекращения правонарушений или привлечения виновных к ответственности (как правило, административной)» [10, с. 47].
Приведенный выше уровень смертности на дорогах Украины обусловливает необходимость совершенствования действующего законодательства, в том числе по применению административного принуждения сотрудниками ГАИ, что и определяет актуальность темы.
Постоянные реформирования службы, изменения в ее компетенции и в законодательстве привели к тому, что деятельность ГАИ на сегодня нельзя признать совершенной. Подтверждением тому является общественное мнение о деятельности ГАИ, многочисленные указания участников дорожного движения на неправомерные действия ее работников и т.п.. Все это требует принятия адекватных
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
мер, направленных на выработку оптимальной модели организационно-управленческой деятельности данной службы. Указанные факторы требуют модернизации системы и структуры ГАИ, усовершенствования уже имеющихся форм и методов ее деятельности, разработки и активного внедрения новых, более эффективных и действенных мер, направленных на обеспечение необходимого уровня безопасности на автодорогах страны. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость проведения соответствующих научных исследований. Целью данной статьи является освещение различных подходов к понятию метода административного принуждения, определение видов административного принуждения и особенностей применения некоторых из них.
Административное принуждение как средство обеспечения Госавтоинспекцией безопасности дорожного движения состоит в применении ее компетентными должностными лицами предусмотренных административно-правовыми нормами мер воздействия морального, имущественного, организационно-правового, личностного и иного характера с целью предупреждения и пресечения нарушений общеобязательных правил в этой сфере, а также привлечения виновных в их совершении к ответственности.
А.Т. Комзюк отмечает, что полномочия милиции, в том числе по применению различных мер принуждения, определены Законом Украины «О милиции» [11, С. 47]. Поэтому при систематизации мер административного принуждения в деятельности милиции автор исходит из необходимости анализа ст. 11 «Права милиции» указанного закона. Система обеспечения безопасности дорожного движения со стороны Госавтоинспекции предусматривает широкий комплекс мероприятий — от разработки проектов законов и ведомственных нормативных актов о дорожном движении до обобщения практики применения законодательства по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и его совершенствования. Важной функцией Госавтоинспекции является контроль за соблюдением всеми участниками дорожного движения требований Закона Украины «О дорожном движении», правил, норм и стандартов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламен-
тируют требования относительно прав и обязанностей участников дорожного движения.
Для осуществления своих функций подразделения Госавтоинспекции обладают правами, предусмотренными законами Украины «О милиции», «О дорожном движении», «Об оперативно-розыскной деятельности», другими нормативно-правовыми актами, регулирующими их деятельность. В частности работники Госавтоинспекции при исполнении служебных обязанностей имеют право: проверять выполнение владельцами транспортных средств требований правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а в случае их невыполнения — привлекать виновных лиц к ответственности; принимать необходимые меры к розыску преступников и похищенных транспортных средств.
Анализ мер принуждения, применяемых Госавтоинспекцией для обеспечения безопасности дорожного движения, позволил разделить их на следующие три группы: 1) административно-предупредительные меры обеспечения безопасности дорожного движения, 2) меры пресечения нарушений правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения 3) меры административной ответственности за проступки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, положив в основу этой классификации критерий цели применения.
Исходя из анализа действующего законодательства и практики его применения в число административно-предупредительных следует отнести следующие мероприятия работников ГАИ: остановку транспортных средств; проверку документов (на право управления транспортным средством, на само транспортное средство, на груз и т.п.); осмотр транспортных средств, грузов, багажа и других объектов по поводу соответствия их различным требованиям, а также личный досмотр, ограничения (запрет) движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог и ряд других мероприятий.
Но отдельные меры, в зависимости от обстоятельств, и цели их применения могут быть и адми-нистративными-мерами и мерами административного пресечения (например, остановка транспортных средств, их осмотр). Однако, в действующем
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
законодательстве отсутствует четкое разграничение этих мероприятий как различных видов административного принуждения, действующих в сфере дорожного движения, противоречивы и основания их применения.
Следует отметить, что помимо административно-предупредительных мер, характер которых является неопределенным, работники милиции для обеспечения безопасности дорожного движения используют ряд достаточно нормативно определенных мероприятий. Например, различают два вида осуществления проверки документов: документов, удостоверяющих личность гражданина в случае его подозрения в совершении правонарушения, и различных документов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением правил, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, органы Госавтоинспекции имеют право посещать автохозяйства и другие предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности с целью проведения комплексных обследований, целевых и контрольных проверок в рамках деятельности по осуществлению контроля за соблюдением требований, правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения; по их результатам выдавать обязательные предписания об устранении выявленных недостатков в работе; беспрепятственно в установленных законом случаях использовать их транспортные средства и средства связи; ограничивать (запрещать) и вносить оперативные изменения в организацию движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог, а также применять другие меры административного предупреждения в этой сфере.
Административное прекращение, применяемое Госавтоинспекцией для обеспечения безопасности дорожного движения, — это меры воздействия, предусмотренные административным законодательством, влекущие неблагоприятные последствия морального, имущественного, организационного, личностного или иного характера; применяются в целях пресечения (прерывания) административных проступков, преступлений, а также объективно противоправных деяний в сфере функционирования автотранспорта, устранения их вредных последствий,
обеспечения условий для дальнейшего применения мер административной и иной ответственности, а также снижения уровня аварийности и травматизма в указанной сфере.
К мерам пресечения общего назначения можно отнести требование прекратить противоправное поведение, остановку транспортных средств, запрещение эксплуатации транспортных средств и другие. Несмотря на то, что эти меры на практике чаще всего применяются работниками Госавтоинспекции, их может осуществлять любой работник милиции.
Итак, рассмотрим некоторые из них более подробно.
Задержание транспортного средства путем доставки на специальную площадку или стоянку. Законодательство (ст. 265-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях [12]) предусматривает два возможных варианта задержания транспортного средства, а именно путем: блокирования;
доставки его для хранения на специальную площадку или стоянку.
Задержание, доставка и хранение транспортного средства может быть правомерным только в случае обязательной совокупности следующих четырех условий (составляющих).
1. Задержанию обязательно должно предшествовать совершение одного из правонарушений, предусмотренных ст. 265-2 КУоАП, а именно:
нарушения, предусмотренные ч.ч. 1, 2, 3, 5 и 6 ст. 121 КУоАП (Нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств); ф нарушение, предусмотренное ст. 121-1 КУоАП (Эксплуатация водителями транспортных средств, номера агрегатов которых не отвечают записям в регистрационных документах); ф нарушения, предусмотренные ст. 126 КоАП (Управление транспортными средствами лицами, которые не имеют соответствующих документов или не предъявили их для проверки);
нарушения, предусмотренные ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 130 КУоАП (Управление транспортными средствами или судами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекар-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
ственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции) ;
нарушения, предусмотренные ст. 132-1 КУоАП (Нарушение правил перевозки опасных грузов и правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами);
нарушения, предусмотренные ст. 206-1 КУоАП (Незаконная перевозка иностранцев и лиц без гражданства по территории Украины). Особое внимание следует обратить на то, что уполномоченным лицам ГАИ запрещается принимать участие в осуществлении блокирования или эвакуации транспортных средств в случаях, не предусмотренных законом (абз. 2 п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 17 декабря 2008 г. № 1102).
2. На месте выявления административного правонарушения, предусматривающего задержание транспортного средства, невозможно устранить причину задержания (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 17 декабря 2008 г. № 1102).
3. Размещение транспортного средства в месте задержания существенно препятствует дорожному движению (ч. 1 ст. 265-2 КУоАП, п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 17 декабря 2008 г. № 1102). При этом, транспортное средство должно создавать значительные/существенные препятствия дорожному движению, делать невозможным движение транспортных средств по проезжей части автомобильной дороги (п. 8.1. Инструкции, утвержденной приказом МВД от 26 февраля 2009 г. № 77).
Наличие этого условия является необходимым для задержания путем доставки автомобиля на специальную площадку или стоянку для дальнейшего хранения. При отсутствии этого условия транспортное средство задерживается путем блокирования. Таким образом, законодательство фактически не предоставляет сотруднику ГАИ права выбора относительно того, какое именно мероприятие применить при задержании транспортного средства — просто заблокировать на месте или доставить его с помощью эвакуатора для хранения на специальную площадку или стоянку. Законом установлено, что временное задержание транспортно-
го средства путем доставки его для хранения на специальную площадку или стоянку, в том числе с помощью эвакуатора, возможно только в том случае, если размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению.
4. Сотрудником ГАИ предоставлена водителю возможность принять меры по возврату автомобиля к месту постоянной дислокации, но водитель не воспользовался этой возможностью. В случае временного задержания транспортного средства, сотрудник ГАИ обязан предоставить лицу возможность сообщить о временном задержании транспортного средства и своем местонахождении другому лицу по собственному выбору и принять меры относительно возвращения автомобиля к месту постоянной дислокации (ч. 2 ст. 265-2 КУоАП). Это условие должно выполняться при задержании транспортного средства как путем блокирования, так и доставки на специальную площадку для дальнейшего хранения.
Итак, сотрудник ГАИ, в качестве крайней меры, имеет право временно задержать транспортное средство путем его доставки для хранения на специальную площадку или стоянку с помощью эвакуатора только при обязательном наличии всех вышеуказанных четырех составляющих в совокупности:
1) совершение соответствующего правонарушения, определенного ст. 265-2 КУоАП;
2) на месте остановки невозможно устранить причину задержания;
3) размещение транспортного средства в месте задержания существенно препятствует дорожному движению;
4) водителю предоставлена возможность вернуть автомобиль на место постоянной дислокации, а он такой возможностью не воспользовался.
Относительно юридической природы осмотра как меры административного принуждения в последнее время получила распространение точка зрения, согласно которой осмотр, в зависимости от обстоятельств и цели применения, может быть и административно-предупредительной мерой и мерой административного пресечения [1, С. 89, 9, С. 109]. При этом осмотр заключается в проведении личного досмотра и досмотра вещей, грузов, багажа, про-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
изводственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и других мест хранения и использования имущества и т.п.. Применение сотрудниками ГАИ осмотра как административно-предупредительной меры может иметь место при осмотре вещей, багажа, транспортных средств при отсутствии правонарушения с целью выявления любых из них, в том числе правонарушений экономической направленности. Так, работниками Госавтоинспекции при осмотре груза могут быть обнаружены алкогольные напитки или табачные изделия, на которых нет марок акцизного сбора или которые являются поддельными или фальсифицированными (ст. 164-5 КУоАП) и другие.
Доставление транспортного средства для хранения на специальную площадку или стоянку. Согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 17 декабря 2008 г. № 1102, доставка транспортного средства на специальную площадку или стоянку осуществляется с помощью специальных автомобилей-эвакуаторов, в том числе принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим деятельность, связанную с транспортировкой транспортных средств, и с которыми Госавтоинспекцией заключены в установленном порядке договоры.
Для доставки транспортного средства на специальную площадку или стоянку уполномоченное лицо ГАИ вызывает эвакуатор через дежурного по подразделению Госавтоинспекции. После прибытия эвакуатора, уполномоченное лицо ГАИ делает в присутствии двух свидетелей и представителя предприятия, учреждения или организации, которым принадлежит эвакуатор, запись в протоколе об административном правонарушении, о временном задержании транспортного средства с указанием:
1) даты, времени, места нарушения и основания для временного задержания и доставки транспортного средства на специальную площадку или стоянку;
2) должности, места работы, фамилии, имени и отчества лица, принимающего решение о временном задержании и доставке транспортного средства на специальную площадку или стоянку;
3) типа, марки, государственного регистрационного номера, перечня визуальных недостатков и повреждений транспортного средства, временно
задерживаемого и доставляемого на специальную площадку или стоянку;
4) наименования, местонахождения и номера телефона предприятия, учреждения или организации, которые доставляют транспортное средство на специальную площадку или стоянку, государственного регистрационного номера эвакуатора;
5) адреса места хранения транспортного средства;
6) должности, фамилии, имени и отчества лица,которое выполняет работы по доставке транспортного средства на специальную площадку или стоянку.
В протокол, по возможности, добавляются фотография транспортного средства, подлежащего временному задержанию, и перечень вещей, находящихся в нем. Протокол подписывают лицо, принявшее решение о временном задержании транспортного средства, лицо, выполняющее работы по доставке такого средства на специальную площадку или стоянку, два свидетеля, а также водитель и страховой комиссар в случае их присутствия.
Таким образом, на Госавтоинспекцию возложен комплекс отдельных задач по борьбе с нарушениями правил безопасности дорожного движения, выполнение которых становится возможным путем применения мер административного принуждения. Последние характеризуются рядом особенностей, которые заключаются в применении отдельных мероприятий исключительно в целях борьбы с нарушениями правил безопасности дорожного движения и особенностей (различий) по применению общепризнанных мер административного принуждения; сказывается необходимость переосмысления их содержания, юридической природы, классификации и т.д..
Следует отметить, что в рамках одной статьи невозможно полностью раскрыть поставленный вопрос, очерченные нами особенности имеют скорее общий характер и требуют своего дальнейшего исследования, особенно в контексте недостатков и проблем нормативно-правового регулирования применения данных мер.
Литература
1. По становление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
инспекции Министерства внутренних дел Украины» [Электронный ресурс]: от 14 апреля 1997 г., № 341. Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/341-97-%D0%BF
2. Егупенко В. Меры предупреждения и пресечения административных правонарушений на транспорте органами Государственной автомобильной инспекции МВД Украины: Автореф. дисс. на соискание науч. степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.07 «Теория управления, административное право и процесс, финансовое право» / В. Егупенко. X., 2002. 16 с.
3. Небрат А. Некоторые аспекты современного состояния обеспечения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] / А. Небрат // Право и Безопасность. 2009. № 5 (32). Режим доступа: http://3www.nbuv.gov.ua/ portal/Soc_Gum/pib/2009_5/PB-5/PB-5_15.pdf.
4. Приказ МВД Украины «Об утверждении Инструкции по деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины» от 13 ноября 2006 г., № 1111 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon.nau.ua/doc/7uid = 1078.14780.0.
5. Приказ МВД Украины «Об утверждении Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-па-трульной службы Госавтоинспекции МВД» от 27.03.2009 г., № 111 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon4.
rada.gov.ua/laws/show/z0576-09.
6. Бандурка А.М. Меры административного пресечения в деятельности милиции: Дисс. ... канд. юрид.наук: 12.00.07 / Бандурка Александр Маркович. X., 1994. 151 с.
7. Бессмертный Е.А. Административно-предупредительные меры, применяемые органами внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.07 / Бессмертный Евгений Александрович. X., 1997. 161 с.
8. Салманова Е.Ю. Административно-правовые средства обеспечения милицией безопасности дорожного движения: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.07 / Салманова Елена Юрьевна. X., 2002. 232 с.
9. Сергеев А.В. Организационно-правовые основы деятельности подразделений местной милиции по охране общественного порядка: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.07 / Сергеев Анатолий Викторович. X., 2004. 216 с.
10. Комзюк А.Т. Административное принуждение в правоохранительной деятельности милиции в Украине: Дисс. ... доктора юрид. наук: 12.00.07 / Комзюк Анатолий Трофимович. X., 2002. 408 с.
11. Закон Украины «О милиции» от 20.12.1990 г., № 565-ХП // ВВР УССР. 1991. № 4. Ст. 20.
12. Кодекс Украины об административных правонарушениях // ВВР УССР. 1984. Ст. 1122. Доп. в № 51.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ «Я»
(ЧАСТЬ I)
В.П. ИВАНСКИЙ
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета
Российского университета дружбы народов Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; финансовое право; информационное право
E- mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются проблемы, связанные с:
1) применением методологии исследования правовой реальности «Я»;
2) многообразием подходов к понятию «правовое бытие права»;
3) соотношением понятий правосознания и правового «Я».
Ключевые слова: правовая реальность, правовое «Я», феноменология, герменевтика, синергетика, методология, правосознание.
ON THE ISSUE OF THE LEGAL NATURE OF THE «INNER MAN»
(PART I)
V.P. IVANSKY
candidate ofjurisprudence, associate professor of the administrative and financial law of law department of the Russian university offriendship of the people