Н.В. Машницкая,
Харьковский национальный университет внутренних дел
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ МЕР УБЕЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
CLASSIFICATION OF THE MEASURES OF PERSUASION, WHICH ARE USED IN THE ADMINISTRATIVE ACTIVITY
Статья посвящена исследованию содержания убеждения как совокупности специфических мер, проанализированы их признаки и особенности применения в административной деятельности милиции. Предложена авторская классификация мер убеждения в административной деятельности милиции.
The article covers the research of persuasion’s content, as the scope of specific measures. Indications of these measures and features of their application in the police administrative activity are analyzed in the article. The author suggested classification of measures of persuasion in the police administrative activity.
Административная деятельность милиции в Украине представляет собой урегулированную нормами административного права официальную, подзаконную деятельность властного, исполнительно-распорядительного органа системы МВД Украины по реализации государственной политики и осуществлению практических мероприятий в сфере защиты прав и свобод граждан; охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; противодействия правонарушениям, их профилактики, обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, охраны задержанных и взятых под стражу лиц, осуществление лицензирования определённых видов хозяйственной деятельности; разрешительной системы и государственного охранного надзора [1].
Убеждение в государственном управлении имеет первостепенное значение. Причем с проведением социально-экономических реформ роль убеждения неизмеримо возросла как в государственном управлении, так и в целом в общественных отношениях.
В результате убеждения у людей меняются взгляды, формируются понятия, суждения, пред -ставления, соответствующие целям убеждающе -го, создаются внутренние моральные стимулы к необходимому поведению.
Исследованием убеждения как метода управления вообще и метода деятельности милиции в частности занимались многие отечест-венные и зарубежные ученые-администра-тивисты: В.Б. Аверьянов, А.М. Бандурка, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, Ю.П. Битяк, А.С. Василь -ев, И.П. Голосниченко, Е .В. Додин, М.И. Ероп -кин, Т.А. Коломоец, В.К. Колпаков, А.Т. Ком-зюк, А.П. Коренев, А.В. Кузьменко, Л.Л. Попов, Е.Ю. Салманова, Ю.Н. Старилов, А.П. Шергин,
Х.П. Ярмаки и др. Однако ряд вопросов и сегодня остаются дискуссионными, что обусловливает необходимость их дальнейшего исследования. Кроме того, большинство учёных, рассматривая методы управленческой деятельности, больше внимания уделяли определению содержания и классификации мер административного принуждения . Поэтому сегодня существует необходи -мость в комплексном исследовании сути убеждения, систематизации его мер, анализе их спе -цифических признаков и особенностей применения в административной деятельности милиции. Рассмотрению этих вопросов и посвящена дан -ная статья.
В науке, практике и быту термин «убеждение» используется в двух значениях:
- система взглядов, представлений, кото -рых придерживается человек, отождествляет с собой, так как считает их продуктом собствен -ной деятельности, которые имеют под собой определённую аргументацию и могут быть логически доказаны;
- определённый способ воздействия, который предполагает аргументированное и логически выдержанное доказательство истинности того или иного положения, мнения, оценки.
Однако в украинском языке, в отличие от русского, когда речь идёт именно о воздейст -вии, а не о системе взглядов, целесообразнее применять термин «переконування», означаю -щий «переубеждение». Целесообразность та -кого терминологического уточнения вполне понятна и уместна, поскольку позволяет не объяснять каждый раз указанную двусмыслен -ность. Интересно также обратить внимание на
этимологию слова «переконування» (переубе -ждение), в частности, приставку «пере-», кото -рая указывает не на любое изменение, а имен -но на необходимость качественного преобра-зования того, что есть [2].
Рассматривают убеждение и как метод воспитания , который предполагает умышленное целенаправленное воздействие на сознание, во -лю и чувства воспитанников с целью формирования у них устойчивых убеждений, определён -ных норм поведения. То есть убеждение — педа -гогическая категория, указывающая на инструмент эффективного воздействия на личность, а убеждение в смысле «убежденность» — резуль -тат этого воздействия. Основным средством реализации требований метода убеждения является слово воспитателя [3].
Проблема убеждения как метода управлен -ческой деятельности относится к наименее разработанным в юридической литературе. Это, естественно, сказалось на полноте рас -крытия его сущности. Для большинства авто -ров типично смешение государственного убе -ждения с воспитанием или с убеждением как психологическими мерами, приёмами взаимо-влияния людей в процессе их общения друг с другом. Такой подход к убеждению характерен для юридических и этических исследований. Он проявляется в том, что при определении понятия этого метода выделяется в основном волевой момент; акцентируется внимание на том, что убеждение основышается на добро -вольном подчинении членов общества госу-дарственным требованиям [4. — С. 61].
Убеждение как систему мер правового и неправового характера, которая применяется государственными и общественными органами и заключается в осуществлении воспитатель -ных, разъяснительных и поощрительных мер, направленных на формирование у граждан по -нимания необходимости чёткого выполнения требований законов и других правовых актов, рассматривают Ю.П. Битяк, В .В. Зуй, А .Т. Комзюк [5. — С .4].
В .К. Колпаков утверждает, что признание главной роли убеждения как метода психологического воздействия на сознание, а через него — на поведение людей является гаранти -ей правильного сочетания методов убеждения, поощрения и принуждения [4. — С. 191]. Эта же мысль отражена и в трудах других админи -стративистов, которые непосредственно зани-мались исследованием метода убеждения в административной деятельности органов внут -ренних дел (милиции) — А.М. Бандурки, С.Н. Гусарова, А.Т. Комзюка, А .Н. Подоляки, Н . А . Туча ка и др .
Исследуя применение убеждения в сфере
обеспечения милицией безопасности дорожного движения, Е. Ю. Салманова определяет его как систему мер воспитательного и поощрительного характера, направленных на формирование у участников дорожного движения (то есть практически у всех граждан) привыгаки добровольно вытолнять требования правовых норм, дейст-вующих в этой сфере [6. — С. 49].
Таким образом, убеждение как главный метод административной деятельности мили -ции, на наш взгляд, можно рассматривать как воздействие на правосознание объекта управ -ления, осуществляемое путём проведения ме-роприятий воспитательного, поощрительного, разъяснительного и иного характера с целью убеждения граждан в обоснованности, целесо -образности и необходимости добровольного и добросовестного соблюдения установленных государством норм и правил, а также меро-приятий, проводимых органами власти с целью реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предотвращения и противодействия правонарушениям [7].
Сформулировав понятие и определив основные признаки убеждения как основного управ -ленческого метода, попытаемся провести клас-сификацию мер убеждения, которые применяются в административной деятельности милиции и назвать её основные критерии.
В административной деятельности мили -ции традиционно выделяются два основных направления. Первое — общественные отно-шения, которые формируются в самой системе органов внутренних дел (внутри -
организационная административная деятель -ность), второе — отношения, формирующиеся во внешней сфере (внешняя административная деятельность) [8. — С. 80].
Внутриорганизационная деятельность обеспечивает формирование и функционирование самих органов внутренних дел, включая определение их организационной структуры, подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров, материально-техническое обеспечение, постановку текущих и перспективных задач, повседневное руководство и контроль за их вытолнением.
В процессе осуществления внешней адми -нистративной деятельности милиция обеспе-чивает выявление, предупреждение, пресече-ние правонарушений, выполнение своих ос -новных задач, связанных с охраной общест-венного порядка и общественной безопасно -сти, осуществляет разрешительную деятель -носты, обеспечивает деятельность спецучреж-дений, осуществляет контроль за безопасно -стью дорожного движения, обеспечивает охра -ну объектов и т.д. Эта составляющая, учитывая
процессы реформирования системы органов внутренних дел в целом и милиции в частно -сти, претерпевает некоторые изменения.
Таким образом, меры убеждения в административной деятельности милиции можно условно разделить на меры убеждения, применяемые во внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел (то есть по отношению к работникам милиции) и меры убеждения, применяемые к иным объектам (речь идёт о гражданах, не имеющих отношения к службе в милиции) (в отличие от административно-принудительный мер, убеждение может применяться только к физическим лицам).
В зависимости от вида административной деятельности можно вызделить две группы1 мер убеждения:
1) убеждение во внутриорганизационной деятельности милиции (поощрение сотрудников милиции за профессионализм и высокие результаты в служебной деятельности, разъяснение норм действующего законодательства во время служебной подготовки, различного содержания инструктажи и т.п.);
2) убеждение во внешневластной деятельности милиции (разъяснительная работа среди населения, идеологически-агитационная деятельность, воспитательные мероприятия, поощрение граждан за содействие органам внутренних дел и др.).
Административное убеждение как метод ис -пользуется достаточно большим кругом субъектов административной деятельности милиции. Поэтому можно разграничить меры убеждения в зависимости от субъекта, осуществляющего административную деятельность:
1) меры убеждения в службе участковых инспекторов милиции;
2) меры убеждения в деятельности патрульной службы милиции;
3) меры убеждения, применяемые Государственной службой охраны;
4) убеждение в деятельности Государственной автомобильной инспекции;
5) меры убеждения в разрешительной системе милиции;
6) меры убеждения, применяемые милицией по охране, содержанию и конвоированию задержанных и взятых под стражу лиц;
7) меры убеждения в деятельности органов внутренних дел на транспорте;
8) меры убеждения, применяемые при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.
В зависимости от объекта воздействия убеждение можно разделить на два вида:
1) убеждение, применяемое к неограниченному кругу лиц (или коллективное убежде -ние) — социальная реклама (программа, под -готовленная Госавтоинспекцией МВД Украи-
ны, о необходимости соблюдения правил до -рожного движения; печатные издания — разъ -яснения к нововведениям в ПДД; разъяснение законодательства населению службой участко -вых инспекторов милиции и т. д.);
2) убеждение, применяемое к конкретному лицу — профилактическая беседа о недопус-тимости противоправного поведения с лицами, склонными к совершению административных правонарушений; поощрение члена общест-венного формирования по охране обществен -ного порядка и государственной границы за высокие показатели в указанной общественной деятельности.
Принято считать, что фактическое основа -ние применения убеждения отсутствует. Если для применения мер административного при -нуждения (в частности, мер пресечения и мер административной ответственности) необхо -димо наличие, например, совершенного адми-нистративного проступка, то у убеждения та -ких оснований, как правило, не бывает. Можно вести речь о некоторых условных, опосредо-ванных основаниях убеждения, но конкретно -го, реального основания применения данного метода не существует.
Однако следует иметь в виду, что исклю -чение составляют меры поощрения как разно -видность убеждения. То есть для применения поощрения как сотрудника милиции, так и гражданина (например, органами внутренних дел за активную деятельность по охране обще -ственного порядка) необходимо фактическое основание: конкретное действие, высокие по -казатели, правомерное поведение.
Таким образом, можно вызделить виды убеждения в зависимости от наличия фактического основ ания применения.
В правовой литературе к системе мер убеждения, как правило, ученые относят меры воспитательного характера (критику антиобществен -ных проступков, индивидуальную работу с отдельными лицами), разъяснительную деятель -ность, (идеологическую, агитационно-массовую работу, разъяснения действующего законода-тельства, инструктажи) и различного рода поощ -рения (государственные награды, государствен -ные и иные премии, почетные звания, почетные знаки и др.).
Кроме того, есть и более расширенное толкование видов убеждения, например, по мнению Е .Ю. Салмановой, к основным формам убеждения, применяемым для обеспечения милицией безопасности дорожного движения, относится организация мероприятий, направ-ленных на решение конкретных задач в ука-занной сфере (регистрация, перерегистрация и учет транспортных средств, допуск граждан к
управлению транспортными средствами — принятие экзаменов, выдача удостоверения водителя) [6. — С. 50—53].
Данная точка зрения, на наш взгляд, является дискуссионной. Осуществление органами милиции конкретных мероприятий, которые состав -ляют саму суть их административной деятельно -сти, в конечном итоге может способствовать преодолению правового нигилизма граждан, по -вышению их правосознания, выработке привыга -ки законопослушания, правовой инициативно -сти, что, в общем-то, и составляет убеждённость граждан в правильности и справедливости государственной политики в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Однако это скорее косвенный критерий повышения эффективности убеждения, нежели его составляющая.
В свою очередь некоторые меры убеждения можно классифицировать на подвиды.
Меры поощрения, отображающие позитивную оценку государством правомерного поведения граждан, также выступают действенным средством убеждения в административной дея-тельности милиции.
Например, благодарность или премия как мера поощрения может применяться, как уже говорилось, и к гражданам, и к сотрудникам милиции (то есть критерием является объект воз -действия). Кроме того, поощрения можно разделить на моральные и материальные (а значит, критерием может выступать наличие или отсут -ствие материальных благ).
Положительная оценка правомерного по -ведения граждан в сфере обеспечения безопас -ности дорожного движения могла бы вы1ра-жаться в применении к этим лицам мер поощ -рения морального, а в некоторых случаях — и материального характера. Это право закрепле -но в п. 29 ст. 11 Закона Украины « О милиции», руководствуясь которым органы Госавтоин-спекции могли бы применять меры поощрения к некоторым категориям законопослушных граждан: профессиональным водителям, не имеющим административных взысканий за нарушение правил дорожного движения в те -чение длительного времени (их учёт могут осуществлять администрации соответствую -щих органов, предприятий, учреждений, орга-низаций); гражданам, принявшим результатив -ное участие в розыске похищенных транспорт -ных средств; гражданам, принимавшим актив -ное участие в работе по пропаганде безопасно -сти дорожного движения; работникам средств массовой информации — за наиболее полное и объективное освещение деятельности Госавто -инспекции по обеспечению безопасности до -рожного движения; представителям педагоги -
ческих коллективов — по результатам ежегод -ного анализа показателей уровня детского травматизма в школах и дошкольных учрежде -ниях [6. — С. 54—55].
Административное убеждение включает разнообразные средства информирования. В на -стоящее время для доведения до сведения граж -дан изменений в законодательстве, решений го -сударственных органов, государственных программ и т.п. широко используются такие средст -ва, как телевидение, радио, печатные СМИ. Ор -ганы власти активно используют также различ-ные интернет-ресурсы.
Разъяснительную работу с использованием различных средств информирования как разновидность убеждения в административной дея -тельности милиции можно разделить на органи-зационно-агитациотую (изучение общественно -го мнения, разработка на его основе управленческих решений; проведение общегосударственных и региональных конкурсов телепрограмм и публикаций в прессе с целью освещения наиболее актуальных проблем в сфере обеспечения милицией общественного порядка, безопасности до -рожного движения, преодоления насилия в семьях, злоупотребления алкоголем, курения в за -прещенных местах и т.д.) и правовую (разъяснение гражданам действующего законодательства).
Таким образом, убеждение как главный метод административной деятельности милиции проявляется в воздействии на правосознание граждан с целью формирования уверенности их в обоснованности, целесообразности и необходимости добровольного и добросовестного соблюдения установленный государством норм и правил, а также мероприятий, проводимык органами власти с целью реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предотвращения и противодействия правонарушениям.
В завершение следует согласиться с вышо-дом, что, какие бы виды мер убеждения ни применялись в административной деятельно -сти милиции, критерием ее результативности является убежденность. Это глубокая уверен -ность в истинности усвоенных идей, представ -лений, понятий, образов. Она позволяет при -нимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Бла -годаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в кон -кретных ситуациях [9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Машницька Н .В. Поняття адміністративної діяльності міліції: історія і сучасність // Право і
Безпека. — 2012. — № 3 (45). — С. 208—212.
2. Переконання як метод психологічного впливу [Електронныш ресурс]. — иКЬ: ЬИр:// икгате-ё іріо rn.eom/33/16244-регекопаппуа-у ак-metod-psixэlogichnogo-vplivu.html.
3. Кузьмінський А.І., Омеляненко В. Л. Педагогіка у запитаннях і відповідях. — К.: Знання, 2006. — 311 с.
4. Колпаков В. К. Адміністративне право України: підручник. — К.: Юрінком Інтер, 1999.
— 736 с.
5. Битяк Ю.П., Зуй В .В., Комзюк А.Т.
Переконання і примус у державному управлінні. Адміністративна відповідальність: конспекти лекцій. — Харків: Укр. юрид.
академія, 1994. — 44 с.
6. Салманова О.Ю. Адміністративно-правові засоби забезпечення міліцією безпеки до -рожнього руху: дис... канд. юрид. наук: 12.00.07.
— Харків, 2002. — 232 с.
7. Машницька Н.В. Сутність переконання як методу адміністративної діяльності міліції // Вісник Харківського національного універси-тету внутрішніх справ. — 2012. — №3. — С. 204—211.
8. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. — М.: Изд -во НОРМА, 2005. — 800 с.
9. Фиалковская И. Д. Сущность административного убеждения как метода государст -венного управления // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. — 2012. —№ 1(1). — С. 259—264.
dorozhnogo ruhu: dis... kand. yurid. nauk: 12.00.07.
— HarkIv, 2002. — 232 s.
7. Mashnitska N.V SutnIst perekonannya yak metodu admInIstrativnoYi dlyalnostI mllItsIYi // VIsnik HarkIvskogo natsIonalnogo unIversitetu vnutrIshnIh sprav. — 2012. — № 3. — S. 204—211.
8. Bahrah D.N., Rossinskiy B.V., Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo: uchebnik dlya vuzov. — M.: Izd-vo NORMA, 2005. — 800 s.
9. Fialkovskaya I.D. Suschnost administrativnogo ubezhdeniya kak metoda gosudarstvennogo upravleniya // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo. — 2012. — № 1(1). — S. 259—264.
REFERENCES
1. Mashnitska N.V. Ponyattya adml-
nlstrativnoYi dlyalnostI mllItsIYi: IstorIya I
suchasnlst // Pravo I Bezpeka. — 2012. — № 3 (45).
— S. 208—212.
2. Perekonannya yak metod psihologIchnogo vplivu [Elektronnyiy resurs]. — URL: http ://ukrame-diplom.com/33/16244-perekonannya-yak-metod-psixDlogichnogo-vplivu.html.
3. KuzmInskiy A.I., Omelyanenko V.L. PedagogIka u zapitannyah I vIdpovIdyah. — K.: Znannya, 2006. — 311 s.
4. Kolpakov V.K. AdmInIstrativne pravo UkraYini: pIdruchnik. — K.: YurInkom Inter, 1999.
— 736 s.
5. Bityak Yu.P., Zuy V.V., Komzyuk A.T. Perekonannya I primus u derzhavnomu upravlInnI. AdmInIstrativna vIdpovIdalnIst: konspekti lektsIy.
— HarkIv: Ukr. yurid. akademIya, 1994. — 44 s.
6. Salmanova O.Yu. AdmInIstrativno-pravovI zasobi zabezpechennya mIlItsIEyu bezpeki