УДК 342.9 ББК 67.401(4Укр) Б70
S.V. BLUDOVA*
CONCEPT AND PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE ACTIVITIES OF POLICE PROVIDING
THE ECOLOGICAL SAFETY
со ш
ö
o\
м
§
Аннотация: в статье рассмотрены определения понятия административной деятельности милиции в сфере обеспеченияэкологическойбезопасности, проведена характеристикаправовых и организационных основ административнойдеятельности милиции в этой сфере, а также социально-правовых, организационно-управленческих принципов, принципов строения и деятельности аппаратов и служб, регулирующихад-министративную деятельность милиции в сфере обеспечения экологическойбезопасности
Ключевые слова: милиция, принципы, административная деятельность, экология, экологическая безопасность.
СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА БЛУДОВА*
Annotation: in the article the author considers notions of administrative activities of police providing the ecological safety, characterizes their legal and organizational frameworks, analyzes the main social, legal, organizational and administrative principles regulating these activities of police.
Key words: police, principles, administrative activities, ecology, ecological safety.
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Тема правовой экологии человека является весьма актуальной, поскольку любая его деятельность влияет на окружающую среду, а ухудшениесостояния биосферы опасно для всех живых существ. Экологические факторы по масштабам и результатам воздействия оказываются более значимыми для общества, чем другие, что позволяет констатировать необходимость усиления роли административной деятельности милиции, направленной на обеспечение экологической безопасности. Благодаря этой административной функции милиция имеет возможность непосредственно пресекать опасные для окружающей среды действия субъекта, устранять причины и условия, которые могут привести к тяжелым последствиям, защищать должным образом права граждан и государства, а значит, эффективно обеспечивать экологическую безопасность.
Отметим, что термин «административная деятельность» в современной административно-правовой науке используется недостаточно широко по нескольким причинам: во-первых, используются другие, более устойчивые термины («государственноеуправление», «исполнительно-распорядительная деятельность», «административно -правовое воздействие»), во-вторых, отсутствуют четкие подходы к определению административной деятельности органа исполнительной власти, ее задач и принци-
* Адъюнкт кафедры административного права и процесса (Харьковский национальный университет внутренних дел) Е-таП: [email protected].
О *
а
го С)
пов, отличии от других видов деятельности, в-третьих, не решен вопрос о соотношении таких правовых категорий, как «функция органа исполнительной власти», «направление деятельности органа исполнительной власти».
В современной юридической науке понятие административной деятельности органов внутренних дел (ОВД) трактуется как в общем, так и в прикладном аспекте. Так, наиболее общее определение административной деятельности административного права предлагает Д.Н. Бах-рах: «Административная деятельность - это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие».
В прикладном аспекте, то есть как органа исполнительной власти, понятие административной деятельности, например, А.В. Зубач определяет так: «Административная деятельность милиции - это исполнительно-распорядительная деятельность, состоящая из организации и практического осуществления аппаратами, службами и работниками милиции функций по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью административно-правовыми средствами».
По мнению А.П. Коренева, «административ -ная деятельность ОВД - это целенаправленная, организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая из непосредственного, повседневного, практического осуществления задач и функций государства». Заслуживает внимания мнение К.С. Бельского, который рассматривает деятельность специализированных служб как разновидность полицейской деятельности.
Понятие административной деятельности ОВД определяется также в различных работах украинских ученых. Впервые в украинской юридической литературе понятие этого вида деятельности милиции было сформулировано профессором И.П. Голосниченко в учебнике под его редакцией «Административная деятельность органов внутренних дел» (1995), где он определил, что административная деятельность милиции - это урегулированная нормами административного права их исполнительно-властная деятельность, направленная на обеспечение личной безопасности граждан, защиту их прав и свобод, законных интересов, общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с правонарушениями.
По мнению А.Т. Комзюка, «в процессе осуществления этой деятельности работники милиции вступают в многочисленные административ-
но-правовые отношения с гражданами, их объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями. Административная деятельность милиции имеет четко выраженный государственно-властный, авторитарный характер, осуществляется в официальном порядке от имени государства, делегирующегоей право на применение специфических мер административного воздействия, которые, как правило, не используются другими органами исполнительной власти.
Основное значение термина «административная деятельность» для полиции зарубежных стран - это подготовка материалов в суд и управленческая деятельность по организации деятельности полиции.
Юридический словарь Блэка дает определение административной деятельности как практического управления и управления различными органами и агентствами, которые не являются частью государственной власти.
Юридический словарь Гарнера трактует административную деятельность как деятельность, которая вместе с административным законодательством определяет отношения между законодателями, судебной властью и граждана -ми. Это определение охватывает часть административно -процессуальной и административ -но-распорядительной деятельности, но если сравнивать с классификацией, принятой в Украине, то это части административной деятельности.
А.И. Бекетов, С.Н. Бочаров, А.И. Каплунов выделяют следующие характерные черты административной деятельности милиции:1) подчиненность и подконтрольность органам исполнительной власти соответствующего уровня, 2) государственно-властный характер; 3) под-законность; 4) большой объем дискреционных полномочий; 5) организующий характер; 6) профилактическая направленность.
Экологическая безопасность - это объект особых правоотношений. Особенности дефиниции этого феномена изучали такие исследователи, как В. Андрейцев (считает, что экологическая безопасность - определенное состояние развития общественных отношений и соответствующих им правовых связей, при которых осуществляется защита прав граждан, прежде всего право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду); М. Малышко (рассматривает экологическую безопасность как одну из частей государственной политики); А. Качинский (описал феномен экологической безопасности, обратив внимание на совокупность определенных свойств окружающей среды и создаваемых целенаправленно деятель-
ностью человека условий, при которых антропогенное воздействие на окружающую среду удерживается на минимально возможном уровне) и др. Исходя из анализа приведенных доктриналь-ных источников считаем, что экологическая безопасность - это состояние защищенности прав и свобод человека, интересов общества и государства от вредных воздействий окружающей среды, вызванных антропогенными, биотическими или абиотическими факторами.
А.С. Прудников отмечает, что правовые основы формирования деятельности милиции базируются на общих принципах права. Принципы права представляют собой не только идеи, они сами становятся нормами права и имеют смысл и силу не только идеи, но и нормы, обязательной в правоприменении. Принципы образуют основу административной деятельности милиции, из которой выводятся все остальные ее свойства и отношения и которая может гарантировать достижение целей. Этим качеством не обладает ни один из принципов, взятый отдельно.
Полную систему правовых и организационных основ административной деятельности органов внутренних дел разработал А.П. Корнев. В частности, к ним относятся: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, гласность, взаимодействие с широким кругом организаций и граждан.
На основе принципов строится вся система законодательства, а значит, и административная деятельность милиции по обеспечению экологической безопасности. Принципы административной деятельности милиции по обеспечению экологическойбезопасности также образуют систему, в которой прослеживается не только оп-ределеннаявзаимосвязь, но и взаимообусловленность)
Приоритетное место принципа «уважения прав и свобод человека и гражданина» в системе принципов административной деятельности милиции по обеспечениюэкологическойбезопас-ности обусловлено тем, что в Украине «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 3 Конституции Украины).
Правовое государство, как отмечается в документе Копенгагенского совещания-конференции по человеческому измерению ОБСЕ, означает не только формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном понимании ценности - человека1.
Все принципы административной деятельности милиции по обеспечению экологической безопасности можно разделить на две группы: социально-правовые и организационно-управленческие. В первую группу можно включить те, которые для данного вида природоохранной деятельности имеют общий социальный характер и, по сути, являются социально-правовыми правилами этой деятельности. К социально-правовым относятся принципы, реализуемые в административной деятельности милиции независимо от уровня или места того или иного подразделения, должности работника, осуществляющего эту деятельность. Ко второй группе относятся принципы, на основе которых строится, организуется административная деятельность милиции по обеспечению экологической безопасности. Они имеют влияние на систему управления, ими руководствуютсяпри создании аппаратов, служб, органов, подразделений и других структур, осуществляющих указанную деятельность.
Социальная справедливость как принцип административной деятельности милиции по обеспечению экологической безопасности требует правильного применения правовых норм, с тем чтобы каждый, кто совершит правонарушение в этой сфере, был привлечен к справедливой ответственности.
Принцип демократизма в административной деятельности милиции по обеспечению экологической безопасности проявляется в том, что задачи милиции в этой сфере отвечают интересам общества. В Декларации о государственном суверенитете Украины выделен раздел «Экологическая безопасность», в котором указано, что Украина заботится об экологической безопасности граждан, генофонде народа, его молодом поколении2.
Соблюдение законности в административной деятельности милиции особенно важно потому, что деятельность по обеспечению экологической безопасности тесно связана с защитой личности, ее здоровья, прав и законных интересов. Осуществление принципа законности означает, что все действия ОВД при обеспечении охраны окружающей среды должны быть: а) основаны на законе; б) совершены в пределах и порядке, определенных в законе или ином нормативном акте; в) выполнены для достижения целей, установленных в законе о регулировании общественных отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Эффективность административной деятельности милиции по обеспечению экологической
со ш
■О
о\
м
§
О *
а оо
безопасности зависит от творческого научного подхода к решению вопросов и проблем, возникающих в связи с ее осуществлением Этот принцип означает, что в административной деятельности в этой сфере, как и при осуществлении других видов и направлений работы милиции, постоянно учитываются объективные закономерности и процессы общественного развития, достижения науки.
Административная деятельность милиции в сфере обеспечения экологической безопасности является гласной, открытой для граждан, общества и средств массовой информации. Милиция обязана информировать учреждения, общественные организации, средства массовой информации, государственные органы, население о своей деятельности, состоянии экологической безопасности, мерах по его улучшению.
Принципы административной деятельности милиции по обеспечению экологической безопасности делятся на две группы: принципы построения аппаратов и служб, осуществляющих эту деятельность, и принципы их деятельности. К первой группе относятся принципы: отраслевой, территориальный, линейный, функциональный, двойного подчинения.
Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб. Так, для реализации того или иного вида административной деятельности по обеспечению экологической безопасности (охрана, надзор, контроль и т. д.) создаются соответствующие аппараты, службы, подразделения. Построение аппаратов и служб по отраслевому принципу обеспечивает специализацию, позволяет учитывать в работе особенности различных видов административ -ной деятельности, повышать профессионализм работников и эффективность их деятельности.
Территориальный принцип при формировании административных аппаратов и служб различного направления учитывает административно -территориальные образования, где эти службы расположены и функционируют:
Применение линейного принципа выражается в том, что каждый подчиненный имеет только одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчиненного.
Сложная структура аппаратов, служб и подразделений милиции не позволяет руководителю единолично реализовывать все полномочия, поэтому линейная структура увязывается с функциональной. Сущность функционального принципа заключается в создании и деятельности служб и подразделений, реализующих ко-
ординационные и обеспечивающие функции: кадровую, финансовую, материально-техническую, функцию планирования работы и пр.
Согласно принципу двойного подчинения милиция подчинена, с одной стороны, по вертикали, а с другой - по горизонтали. Подчиненность по вертикали направляет административ -ную деятельность нижестоящего подразделения милиции в соответствии с общей политикой государства, обеспечивает систематическое совершенствование форм и методов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на основе обобщения опыта в масштабе всей страны. Подчинение по горизонтали направляет и контролирует административную деятельность милиции по обеспечению экологической безопасности, позволяет оказывать им помощь в работе, расширяет связи с органами местного самоуправления. Таким образом, двойное подчинение обеспечивает сочетание централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей.
Во вторую группу организационных принципов входят: рациональное распределение полномочий между субъектами административной деятельности по обеспечению экологической безопасности, ответственность субъектов этой деятельности за результаты их труда, сочетание подчиненности и коллегиальности.
Относительно соотношения подчиненности и коллегиальности можно сказать, что административная деятельность милиции по обеспечению экологическойбезопасности строится на основе подчиненности. Она обеспечивает необходимую дисциплину, организованность, оперативность в работе, личной ответственности работника милиции за порученное дело. Вместе с тем подчиненность не исключает коллегиального решения наиболее важных вопросов. Принцип соотношения подчиненности и коллегиальности в административной деятельности милиции по обеспечению экологическойбезопасности означает соотношение подчиненности в руководстве аппаратами, службами и подразделениями с персональной ответственностью руководителя за результаты работы с коллективным решением вопросов административной деятельности.
По нашему мнению, к организационным принципам также относится принцип взаимодействия с общественными организациями и населением. Административная деятельность милиции по обеспечению экологической безопасности осуществляется в прочной связи с органами местного самоуправления, общественными объединениями, населением.
Сверхважным принципом административной деятельности милиции по обеспечению экологической безопасности считаем принцип предупредительного характера, который является составной частью административно--предупредительных мер, применяемых милицией. Легче предотвратить вред, наносимый природной среде, чем принимать меры по устранению ее последствий.
С учетом изложенного можно дать следующее определение административной деятельно-
сти милиции по обеспечению экологической безопасности в Украине: это деятельность, базирующаяся на системе административно-правовых принципов исполнительно-распорядительной, подзаконной, государственно-властной деятельности служб и подразделений ОВД, которая заключается в организации и практическом осуществлении природоохранных функций с целью обеспечения экологическойбезопасности с использованием административно-правовых средств.
1 См.: Государствои право // Документы Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ. 1990. № 11. С. 95.
2 См.: Декларация о государственномсуверенитетеУкраины // ВедомостиВерховного Совета УССР. 1990. № 31. С. 429.
со ш
■О
о\
м
§