Научная статья на тему 'Административно-принудительные методы деятельности органов государственной автомобильной инспекции МВД Украины'

Административно-принудительные методы деятельности органов государственной автомобильной инспекции МВД Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT / STATE INSPECTION FOR ROAD TRAFFIC SAFETY OF THE UKRAINE / TRAFFIC RULES / TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельник Константин Юрьевич, Голубов Сергей Геннадьевич

в статье исследуется специфика применения административного принуждения органами Госавтоинспекции Украины для борьбы с нарушениями правил дорожного движения, обосновываются рекомендации по усовершенствованию законодательства в этой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мельник Константин Юрьевич, Голубов Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT MEASURES IN ACTIVITIES OF THE UKRAINIAN TRAFFIC POLICE

in the article the author investigates the specificity of use of administrative enforcementmeasures by theUkrainian TrafficPolice for counteraction to traffic offences, grounds the recommendations on improvement of legislation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Административно-принудительные методы деятельности органов государственной автомобильной инспекции МВД Украины»

-О С

0

>3 4]

1 &

00

УДК 351.74 ББК 67.401(4Укр) М48

K.Yu. MELNIK, S.G. GOLUBOV

ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT MEASURES IN ACTIVITIES OF THE UKRAINIAN TRAFFIC POLICE

Аннотация: в статье исследуетсяспецифика применения административного принуждения органами ГосавтоинспекцииУкраины для борьбы с нарушениями правил дорожного движения, обосновываются рекомендациипо усовершенствованиюзаконо-дательства в этой сфере.

Ключевые слова: административное принуждение, ГосавтоинспекцияУкраины, Правила дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие.

щ

КОНСТАНТИН ЮРЬЕВИЧ МЕЛЬНИК*, СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ ГОЛУБОВ**

АДМИНИСТРАТИВНО ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ МВД УКРАИНЫ

Annotation: in the article the author investigates the specificity of use of administrative enforcement measures by the Ukrainian Traffic Police for counteraction to traffic offences, grounds the recommendations on improvement of legislation in this sphere.

Key words: administrative enforcement, State Inspection for Road Traffic Safety ofthe Ukraine, traffic rules, traffic accidents.

В настоящее время в Украине деятельность Государственной автомобильной инспекции (Госавтоинспекция) по предотвращению нарушений правил дорожного движения и контроля за безопасностью дорожного движения нельзя считать удовлетворительной По данным МВД Украины, в среднем за сутки в 2012 г. на автодорогах Украины в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибали 14 человек и получали травмы более 100 участников дорожного движения. Главной причиной ДТП с пострадавшими, которые были совершены в течение 2012 г., стало превышение безопасной скорости движения - 6477 аварий, или почти 23,7 % всех ДТП с пострадавшими. Кроме того, причинами ДТП были нарушения правил маневрирования, проезда перекрестков, несоблюдение дистанции, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.

В юридической литературе указывается и на иные причины ДТП. Так, В. Егупенко главными причинами высокого уровня аварийности на автодорогах считает низкую дисциплину и правовую культуру участников дорожного движения (особенно владельцев частного транспорта), пренебрежение элементарными требованиями безопасности1 . А. Небрат к указанным негативным факторам добавляет неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, ужасное состояние автомобильных дорог (отсутствие разметки на дорогах, неудовлетворительное асфальтовое покрытие), безнаказанность лиц, совершивших правонарушения, связанные с транспортом2.

* Доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры трудовогои хозяйственногоправа. E-mail: melnik_k.u@maiLru;

** соискатель кафедры административного права и процесса (Харьковский национальный университет внутренних дел). E-mail: golubov1978@mail.ru.

Особая роль в борьбе с нарушениями правил дорожного движения отводится мерам административного принуждения. Приведенный уровень смертности на дорогах Украины обусловливает необходимость совершенствования действующего законодательства в сфере применения административного принуждения сотрудниками Госавтоинспекции.

Обратим внимание на то, что проблематика административного принуждения является довольно разработанной в науке. Так, исследованию общих вопросов административно-принудительных методов и системы соответствующих мероприятий посвятили свои труды такие ученые, как В.Б. Аверьянов, С.С. Алексеев, А.М. Бан-дурка, Д.Н. Бахрах, Ю.П. Битяк, И.И. Вереме-енко, И.А. Галаган, В.М. Гаращук, Е.В. До-дин, М.И. Еропкин, С.В. Кивалов, А.Т. Комзюк, А. П. Коренев, В.М. Манохин, В.А. Юсупов, О.М. Якуба Однако отдельные вопросы применения мер административного принуждения работниками определенных правоохранительных структур еще остались малоисследованными.

Выполняя функции по обеспечению безопасности дорожного движения, подразделения Госавтоинспекции наделены правами, предусмотренными законами Украины «О милиции», «О дорожном движении», «Об оперативно-розыскной деятельности», другими нормативно-правовыми актами, регулирующими их деятельность.

Административно-принудительные методы обеспечения Госавтоинспекцией безопасности дорожного движения состоят в том, что ее компетентными должностными лицами применяются определенные методы, предусмотренные административно-правовыми нормами, и с помощью этих методов осуществляется воздействие морального, имущественного, организационно-правового, личностного и иного характера с целью предупреждения и пресечения нарушений общеобязательных правил в этой сфере, а также привлечения виновных в их совершении к ответственности.

В зависимости от целей применения административно-принудительные методы, применяемые Госавтоинспекцией при обеспечении безопасности дорожного движения, надо разделить на три группы: 1) методы административного предупреждения при обеспечении безопасности дорожного движения; 2) методы пресечения нарушений правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения; 3) методы административной ответственности за проступки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

К административно-предупредительным методам следует отнести: остановку транспортных средств; проверку документов (на право управления транспортным средством, само транспортное средство, груз и т. п.); осмотр транспортных средств, грузов, багажа и других объектов по поводу их соответствия различным требованиям, а также личный досмотр и другие меры.

Следует отметить, что отдельные из названных методов деятельности работников Госавтоинспекции в зависимости от обстоятельств и цели их применения могут быть и администра -тивно-предупредительными мерами, и мерами административного пресечения (например, остановка транспортных средств, их осмотр). Однако в действующем законодательстве отсутствует четкое разграничение этих мероприятий как различных видов административного принуждения, действующих в сфере дорожного движения, противоречивы и основания их применения.

Помимо административно-предупредительных методов, характер которых является неопределенным, работники милиции для обеспечения безопасности дорожного движения используют ряд нормативно определенных мероприятий. Например, различают два вида осуществления проверки документов: удостоверяющих личность гражданина в случае ее подозрения в совершении правонарушения и необходимыхдля осуществления контроля и надзора за соблюдением правил, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, органы Госавтоинспекции имеют право посещать автохозяйства и другие предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности с целью проведения комплексных обследований, целевых и контрольных проверок в рамках деятельности по осуществлению контроля за соблюдениемтребований, правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, по их результатам выдавать обязательные предписания об устранении выявленных недостатков в работе; беспрепятственно в установленных законом случаях использовать их транспортные средства и средства связи; ограничивать (запрещать) и вносить оперативные изменения в организацию движения транспорта и пешеходовна отдельныхуча-стках улиц и автомобильных дорог, а также применять другие меры административного предупреждения в этой сфере.

Административное пресечение, применяемое Госавтоинспекцией для обеспечения безопасности дорожного движения, - это методы воздей-

со ш

го

е

!

О" ^

Сс

о

О"

•Q С

о

>3 «Q

И &

00

ствия, предусмотренные административным законодательством, влекущие за собой неблагоприятные последствия морального, имущественного, организационного, личностного или иного характера и применяемые в целях пресечения (прерывания) административных проступков, преступлений, а также объективно противоправных деяний в сфере функционирования автотранспорта, устранения их вредных последствий, обеспечения условий для дальнейшего применения мер административной и иной ответственности, снижения уровня аварийности и травматизма.

К методам пресечения общего назначения можно отнести требование прекратить противоправное поведение, остановку транспортных средств, запрещение их эксплуатации и др. Несмотря на то что эти методы на практике чаще всего применяются работниками Госавтоинспекции, их может осуществлять любой работник милиции.

Наиболее регламентированной является группа методов административной ответственности за проступки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Главной особенностью методов административной ответственности является то, что они применяются лишь за нарушение правил дорожного движения и содержатся в административно-правовых санкциях. Обязательное условие применения данной группы методов - осуществление административного производства и принятие решения о применении определенного вида администра -тивного принуждения. В основном эти методы состоят в наложении взыскания на лицо, которое нарушило правило дорожного движения.

Из всех групп административно-принудительных методов наиболее подробно, по нашему мнению, следует остановиться на осмотре. В последнее время получила распространение точка зрения, согласно которой осмотр в зависимости от обстоятельств и цели применения может быть и административно-предупредительным методом, и методомадминистративного пресечения3. При этом осмотр заключается в проведении личного досмотра и досмотра вещей, грузов, багажа, производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и других мест хранения и использования имущества. При-

менение сотрудниками Госавтоинспекции осмотра как административно-предупредительного метода может иметь место при осмотре вещей, багажа, транспортных средств при отсутствии правонарушения с целью выявления любых из них, в том числе правонарушений экономическойна-правленности. Так, работниками Госавтоинспекции при осмотре груза могут быть обнаружены алкогольные напитки или табачные изделия, на которых нет марок акцизного сбора или которые являются поддельными или фальсифицированными (ст. 264-5 Кодекса Украины об административных правонарушениях - КУоАП).

Право на проведение осмотра и досмотра транспортных средств работниками Госавтоинспекции определенов ст. 11 Закона Украины «О милиции», а именно: «осматривать транспортные средства и проверять у водителейдокументына право пользования и управления ими» (п. 21); «проводить осмотр лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, вещей, которые находятся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы в ущерб их здоровью» (п. 6).

В соответствии с указанными нормами осмотр следует понимать как визуальный внешний осмотр автомобиля при проверке водительских документов и визуальный внешний осмотр механических повреждений транспортных средств при оформлении материалов о дорожно-транспортных происшествиях. В свою очередь, досмотр состоит в проверке личных вещей владельцев транспортных средств либо лиц, управляющих этим транспортным средством, а также самих транспортных средств. В Законе Украины «О милиции» не указаны основания для проведения осмотра и досмотра, не определены и их понятия. В гл. 20 КУоАП тоже отсутствует понятие осмотра и досмотра транспортного средства. Только в ст. 264 КУоАПустановлен порядок проведения личного осмотра и осмотра вещей, а также процедура их фиксации. В связи с этим необходимовне-сти в КУоАП отдельные статьи и законодательно установить понятия осмотра и досмотра транс -портных средств, а также основания для их проведения и фиксации полученных результатов работниками Госавтоинспекции.

Список использованнойлитературы

1 См.: ЕгупенкоВ. Меры предупреждениям пресечения административных правонарушений на транспорте органами Государственнойавтомобильной инспекции МВД Украины: автореф. дис. ... канд. юрид. наук Харьков, 2002. С. 8.

2 См.: Небрат А. Некоторыеаспекты современного состояния обеспечениябезопасности дорожногодвиже-ния // Право и безопасность. 2009. № 5. URL: http://3www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/pib/2009_5/PB-5/PB-5_15.pdf

3 См.: Сергеев А.В. Организационно-правовые основы деятельности подразделенийместной милиции по охране общественного порядка: дис. ... канд. юрид. наук. X арьков, 2004. С. 109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.