Научная статья на тему 'Автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения Украины'

Автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФИКСАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаркуша Вячеслав Викторович

Научная статья посвящена рассмотрению механизма привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированные с помощью работающих в автоматическом режиме технических средств, имеющих функции фото-, видеосъемки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения Украины»

№ 1 (33) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зац шыгару институтыныц жаршысы

Гаркуша Вячеслав Викторович,

заместитель начальника кафедры административного права, процесса и административной деятельности органов внутренних дел Днепропетровского государственного университета внутренних дел, кандидат юридических наук (г. Днепропетровск)

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФИКСАЦИЯ НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ УКРАИНЫ

36

Обеспечение безопасности дорожного движения на современном этапе развития украинского государства относится к наиболее актуальным социальным и правовым проблем. Сложившаяся ситуация требует немедленного принятия действенных мер по снижению аварийности и профилактики правонарушений на дорогах.

Опыт стран Европы и США показывает, что активное использование современных технических средств обеспечения безопасности дорожного движения - одна из главных составляющих снижения аварийности, своевременного реагирования на правонарушения и создание благоприятных условий для всех участников дорожного движения.

В то же время, существует несовершенство правового регулирования использования технических средств фиксации правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, в том числе работающих в автоматическом режиме.

Научное наследие тематики статьи. Отдельные вопросы правового обеспечения деятельности Государственной автомобильной инспекции МВД Украины рассматривали такие ученые, как Н.Ю. Веселов, А.В. Гаркуша, Г.В. Галимшина, Т.А. Гуржий, С.Н. Гусаров, Д.С. Денисюк , В.В. Доненко, М.М. Долгополова, В. Егупенко, В. Емельяненко, Н.А. Микитюк,

A.М. Подоляка, В.И. Развадовский, А.Е. Рубан ,

B.Ю. Салманова, Л.В. Сандалов, М.М. Стоцкая и др. Но деятельность Госавтоинспекции МВД Украины, связанная с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения Украины освещена недостаточно, в существующих научных работах этот вопрос

исследовался фрагментарно или в рамках более широкой административно-правовой проблематики. Поэтому считаем необходимым рассмотреть в этой статье проблемные вопросы деятельности Госавтоинспекции МВД Украины, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения Украины, зафиксированные с помощью работающих в автоматическом режиме технических средств фото, видео фиксации.

Целью данной статьи является рассмотрение правовой основы деятельности Госавтоинспекции МВД Украины, связанной с использование работающих в автоматическом режиме технических средств фото, видео фиксации нарушений правил дорожного движения Украины, разработка предложений по усовершенствованию данной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач: осуществить анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции МВД Украины, связанную с привлечением к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения Украины, зафиксированные с помощью работающих в автоматическом режиме технических средств фото, видео фиксации, определить направления совершенствования деятельности в данной сфере.

Актуальность вопроса деятельности Государственной автомобильной инспекции МВД Украины, связанной и с привлечением к административнойответственностизанарушение правил дорожного движения, зафиксированные с помощью технических средств фото, видео фиксации обострилась с принятием Закона Украины от 16.01.2014 «О внесении изменений в некоторые законодательные

акты Украины относительно ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме» [1]. Данным Законом были внесены изменение в действующий Кодекс Украины об административных правонарушениях [2], а именно дополнено статьями 14-2 «Ответственность за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме», 279-1 «Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме», 279-2 «Запрос о предоставлении информации по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме».

Следует отметить, что в Украине ранее уже был опыт использование работающих в автоматическом режиме технических средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения Украины. Так, В 2008 году в Кодексе Украины об административных правонарушениях появилась статья 141, которая устанавливала ответственность владельцев транспортных средств, в случае если правонарушение зафиксировано с помощью технических средств, имеющих функции фото, видеофиксации и работают в автоматическом режиме. То есть в таком случае к ответственности привлекался владелец транспортного средства независимо от того, кто был за рулем транспортного средства во время совершения правонарушения. При этом, постановление о привлечении к административной ответственности выносилось без присутствия владельца транспортного средства и отсылалось ему по почте, так называемым «письмом счастья», как его прозвали в народе. После этого владелец транспортного средства имел право доказать свою невиновность. Но в 2010 году решением Конституционного Суда Украины от 22.12.2010 № 23-рп/2010 статью 14-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях признано не конституционной. А технические средства «Визир», которым фиксировались правонарушения в автоматическом режиме стали использоваться в обычном режиме, с обязательным составлением протокола об административных правонарушениях и вынесением постановления о привлечении

к административной ответственности в присутствии правонарушителя.

Впоследствии в Украине начали использовать такие технические средства фото, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения Украины, как «Арена», «ТруКам ». В основном эти средства применяются на стационарных постах ДПС ГАИ МВД Украины. Если же технические средства работают в автоматическом режиме, работник ГАИ должен принять меры к прекращению правонарушения, остановки транспортного средства, составить протокол об административном правонарушении и, если рассмотрение дела входит в компетенцию работника ГАИ МВД Украины, вынести постановление о привлечении к административной ответственности в присутствии правонарушителя.

Принятием вышеуказанного Закона от 16.01.2014 была попытка устранить те законодательные недостатки, которые были указаны в решении Конституционного Суда Украины от 22.12.2010 № 23-рп/2010. Но суть осталась прежняя - к ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированное с помощью работающего в автоматическом режиме технического средства фото, видео фиксации привлекается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство без установления его вины, что противоречит одному из главных принципов Конституции Украины - презумпции невиновности.

Кроме того, часть 2 статьи 14-2 устанавливает, что в случае если транспортное средство зарегистрировано за предприятием, учреждением, организацией, к административной ответственности привлекается лицо, которое управляло транспортным средством в момент совершения административного правонарушения. Информация о таком лице предоставляется руководителем предприятия, учреждения, организации на запрос должностного лица подразделения Министерства внутренних дел Украины, которое обеспечивает безопасность дорожного движения, в соответствии со статьей 279-2 Кодекса. За непредоставление указанной информации (предоставление ложной информации) руководитель предприятия, учреждения, организации привлекается к административной ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом. Анализируя сказанное, необходимо отметить относительно установления ответственности за предоставление ложной

№ 1 (33) 2014 ж Цазацстан Республикасы Зац шыгару институтыныц жаршысы

информации. По нашему мнению, в аспекте указанной статьи Кодекса, уместнее говорить о предоставлении заведомо ложной информации, так как водитель транспортного средства мог передатьуправлениепостороннемунеизвестному лицу (которое и совершило правонарушение), сведения о котором отсутствуют у руководителя юридического лица, автоматически приведет к предоставлению ложной информации и наличии состава административного правонарушения.

Статья 279-1 Кодекса, устанавливает порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое зафиксировано в автоматическом режиме. Согласно указанному, предусмотрен упрощенный порядок производства по указанной категории дел, т.е. без составления протокола об административном правонарушении и участия лица привлекаемого к ответственности. Вторая часть указанной статьи предусматривает направление копии постановления о наложении административного взыскания или запроса о предоставлении информации (в случае регистрации транспортного средства за юридическим лицом) по месту жительства (нахождения) заинтересованного лица. По этому поводу необходимо заметить о разграничении правовых категорий «место жительства», «место пребывания», в аспекте понимания Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине». Кроме того, зарегистрированное место жительства нарушителя может не совпадать с адресом указанным при регистрации транспортного средства в подразделении ГАИ. С этой целью необходимо предусмотреть, к внедрению централизованной регистрации граждан по месту жительства (пребывания), обязательное направление соответствующего запроса об установлении места жительства в подразделения Государственной миграционной службы Украины или Государственной регистрационной службы - для установления точного местонахождения юридического лица.

В части 5 статьи 279-1 Кодекса закреплена обязанность Государственной пограничной службы Украины обеспечения вручения копии постановления о наложении административного взыскания лицу, которое ввезло транспортное

средство, зарегистрированное в другом государстве.

Представляется сложным для выполнения порядок вручения копии постановления лицу, не являющемуся резидентом Украины, и на момент рассмотрения дела уже покинула территорию Украины. Указанный процедурный момент требует законодательной детализации, в аспекте его практического применения.

Как видим, механизм привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения Украины, зафиксированные с помощью работающих в автоматическом режиме технических средств фото, видео фиксации, который изложен в Законе Украины от 16.01.2014 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме» имеет недостатки, главным из которых является нарушения Конституционного принципа презумпции невиновности.

Решение проблемы установления личности правонарушителя, если правонарушение зафиксировано с помощью работающих в автоматическом режиме технических средств, имеющих функции фото-, видеофиксации предлагается посредством использования индивидуального номера водителя, который должен размещаться на ветровом стекле автомобиля и быть такого размера, чтобы технический прибор фото, видео фиксации мог его распознать. В ГАИ МВД Украины нужно создать соответствующие автоматизированные информационные системы всех водителей и по этому номеру определять водителя, который управляет транспортным средством. За управление транспортным средством без указанного номера предусмотреть ответственность равнозначную управлению транспортным средством без водительского удостоверения. При техническом оснащении патрульных автомобилей доступом к информационным базам данных, следует вообще отказаться от практики выдачи удостоверения водителя, используя только указанный индивидуальный номер водителя.

38

Список литературы

1. Про внесення змш до деяких законодавчих акпв Украши щодо вiдповiдальностi за адмшютративш правопорушення у сферi забезпечення безпеки дорожнього руху, зафiксованi в автоматичному режима Закон Украши вщ 16.01.2014 [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/723-18

2. Кодекс Украши про адмшютративш правопорушення. - Вщомосп Верховно1 Ради Украшсько1 РСР. - 1984. - Додаток до № 51. - Ст.1122.

FbUbiMU мацала фото-, бейнесуретке mYcipin алу функциялары бар автоматтыц режимде жумыс icmейmiн техникалыц цуралдардыц квмегiмен mYcipin алынган жол ЖYPУ еpежелеpiн бузганы Yшiн экiмшiлiк жауаптылыцца тарту теттн царастыруга арналган.

TYÜiH свздер: экiмшiлiк жауаптылыц, жол ЖYPУ еpежелеpiн бузганын автоматты mYpде mipкеу.

Научная статья посвящена рассмотрению механизма привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированные с помощью работающих в автоматическом режиме технических средств, имеющих функции фото-, видеосъемки.

Ключевые слова: административная ответственность, автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения.

The scientific article is devoted to the mechanism of bringing to administrative responsibility for violation of traffic rules, fixed with operating in automatic mode, the technical means having the function of photography, video shooting.

Keywords: administrative liability, auto-commit traffic violations.

Вячеслав Викторович Гаркуша,

Днепропетровск мемлекетпк шю ютер университетшщ эюмшшк ic журпзу

жэне шю ютер органдарыныц эюмшшк ^ызмет кафедрасы бастыгыныц орынбасары, з.г.к. (Днепропетровск

Украинада жол журу ережелершщ бузылуын автоматты турде TipKey

Гаркуша Вячеслав Викторович,

заместитель начальника кафедры административного права, процесса и административной деятельности органов внутренних дел Днепропетровского государственного университета внутренних дел, к.ю.н. (г. Днепропетровск)

Автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения Украины

Garkusha Vyacheslav Viktorovich,

deputy chief of chair of administrative law, process and administrative activity of law-enforcement bodies of the Dnepropetrovsk state university of internal affairs, c.j.s. (Dnepropetrovsk)

Automatic fixing of violations of the rules of traffic of Ukraine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.