СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ DOI 10.47309/2713-2358-2024-2-175-188 УДК 316.3 JEL E24
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ IHI © Файзуллин Фаниль Саитович © Файзуллин Ильгиз Фанилевич
Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена разработке мероприятий по сокращению безработицы среди современной молодежи и повышению их занятости. На основе материалов социологических исследований выявлены сегменты российского рынка труда и проблемы занятости молодежи на современном этапе развития Российского государства, определены новые акценты политики поддержки трудоустройства молодежной молодежи Особо выделяется в группе молодежи наиболее уязвимая ее часть, которая к моменту выхода на рынок труда не имеет опыта работы. Обосновываетсянеобходимость разработки специальных программ, проектов, и их реализации как на уровне регионов, так и Российского общества в целом. Утверждается, что при дальнейшем сохранении безработицы среди молодежи может привести к серьезным конфликтам и росту напряженности в обществе Создание благоприятных условий для трудоустройства молодежи будет способствовать юному поколению найти место в рабочей сфере и направить свои познания, которые они приобрели в годы учебы. Безработица среди молодежи является серьёзной проблемой в нашей стране. В связи с этим необходимо отыскать эффективные пути её решения. Дальнейшее сохранение безработицы среди молодежи может привести к серьёзным конфликтам и росту напряжённости в обществе. Создание специальной программы трудоустройства молодёжи содействует юным профессионалам найти собственное место в рабочей сфере и направить свои познания и умения, которые они приобрели в годы учёбы.
Ключевые слова: безработица, виды безработицы, молодежная безработица, рынок труда, рыночные отношения, трудовая занятость, трудоустройство.
DEVELOPMENT OF A PROJECT FOR REDUCING UNEMPLOYMENT AMONG YOUTH AS AN CURRENT PROBLEM © Faizullin Fanil Saitovich © Faizullin Ilgiz Fanilevich
Institute of Socio-Economic Research UFITs RAS Ufa, Russian Federation
Для цитирования: Файзуллин Ф.С., Файзуллин И.Ф. Мероприятия по сокращению безработицы среди молодежи в Российской Федерации // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. №.2 С.175-188. DOI 10.47309/2713-23582024-2-175-188
Summary. The article is devoted to the development of measures to reduce unemployment among modern youth and increase their employment. Based on sociological research materials, segments of the Russian labor market and problems of youth employment at the current stage of development of the Russian state are identified, new accents of the policy of supporting youth employment are identified. Particularly highlighted in the group of youth is its most vulnerable part, which by the time they enter the labor market has no work experience. The need for the development of special programs, projects, and their implementation both at the regional level and at the level of Russian society as a whole is substantiated. It is argued that if youth unemployment continues to persist, it can lead to serious conflicts and increased tension in society. Creating favorable conditions for youth employment will help the younger generation find a place in the working world and channel their knowledge that they acquired during their years of study. Youth unemployment is a serious problem in our country. In this regard, it is necessary to find effective ways to solve it. Further persistence of youth unemployment can lead to serious conflicts and increased tension in society. The creation of a special youth employment program helps young professionals find their own place in the working world and use their knowledge and skills that they acquired during their studies.
Key words: unemployment, types of unemployment, youth unemployment, labor market, market relations. employment center, employment.
Введение. В конце прошлого столетия начавшаяся трансформация всей системы общественных отношений привела к качественным преобразованиям в жизни Российского государства. В процессе формирования рыночных отношений возникновение новых противоречий на этой основе способствовало сохранению неустойчивости и нестабильности социально-экономического развития страны [5, c.74]. Безработица в условиях рыночных отношений является одной из самых острых проблем, требующих своего решения, без которого невозможно обеспечить эффективное функционирование и развитие социально-экономической системы страны. В структуре безработного населения удельный вес молодёжи стал достаточно высоким [14]. Преодоление экономического кризиса, повышение эффективности социально-экономической трансформации, создание условий для стабильности и устойчивого развития страны непосредственно обусловлено трудоустройством молодых людей и более полной реализацией их социального потенциала [13].
Важным направлением снижения уровня безработицы среди молодежи является снижение диспропорций на рынке труда, особенно в системе подготовки специалистов со средним и высшим образованием. Об этом в своих работах пишут Капелюшников Р.И. [2, 3], Гумерова Г.Т.[1], Крупянко И.С.[4], Кузнецова А.Р.[6, 7, 8, 9, 16], Махмутов А.Х.[7], Яппарова Д.И. [8, 16], Мухамадияров А.М. [9], Селиванова С.С. [11], Бикметов Е.Ю. и др.[15] и многие другие.
В современной ситуации молодежь стала одной из самых незащищенных групп в обществе из-за своих возрастных, социальных и профессиональных особенностей. Молодёжь является самой активной и трудоспособной частью общества. Высокий уровень молодежной безработицы может привести к тяжёлым экономическим, социальным и политическим последствиям, которые
будут влиять как на развитие самого населения, так и на государственные социальные институты. Именно поэтому необходимо анализировать причины безработицы, определить факторы, воздействующие на неё, разработать основные направления её сокращения.
Целью исследования является анализ состояния молодежной безработицы в стране и на основе материалов социологических исследований изучить и определить наиболее эффективные способы борьбы с данной проблемой. Реализация поставленной цели предполагает решение таких важных задач, как определение основных видов молодёжной безработицы, выделение и раскрытие уязвимого положения молодёжи на рынке труда, формулировка наиболее эффективных способов и методов борьбы с молодёжной безработицей в России.
Результаты исследования. Молодёжная безработица - это глобальная проблема. Эффективные меры борьбы с безработицей могут внести необходимый вклад в развитие экономики, как в России, так и в мире в целом. На начало 2018 года доля молодежи среди населения в трудоспособном возрасте составляла около 30%. Численность молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет на начало 2018 года составляла 25,3 млн. человек (17% от общей численности населения страны). На начало 2021 года эта цифра составила 22,63 млн. (15,48% от общей численности населения страны и 27,63% от численности граждан трудоспособного возраста). Ежегодно государственные услуги по профориентации через службы занятости получают около 2,5 млн. человек, более половины из них - молодежь в возрасте 14-29 лет [1]. Безработица среди молодежи - это явление, где молодые люди от 15 до 29 лет стараются найти работу и готовы начать свою трудовую деятельность, однако значительная её часть никак не может этого сделать по объективным причинам. Из приведённой ниже таблицы видно, что уровень безработицы среди молодёжи до 2019 года имел тренд на понижение, а с 2019 года до конца 2020 года наоборот численность безработных неуклонно росла и на 01.01.2021 года составила 1 млн. 454 тыс. чел. (таблица 1).
Таблица 1 - Численность безработных по полу и возрастным группам _(в среднем за год; тысяч человек) [10, 11]__
Показатели 2018 2019 2020 2021 2022 2022 к 2018, в %
Всего 3658,5 3464,8 4321,3 3630,5 2950,7 80,7
в том числе в возрасте, лет:
15 - 24 818,5 726,1 785,8 733,3 605,4 74,0
25 - 29 585,8 555,7 668,6 490,8 393,7 67,2
30 - 54 1875,4 1828,0 2430,3 1976,6 1608,9 85,8
55 - 59 252,0 235,8 301,1 290,8 219,1 86,9
60 - 64 91,2 77,7 98,7 106,1 98,1 107,6
Показатели 2018 2019 2020 2021 2022 2022 к 2018, в %
65 и более 35,6 41,6 36,8 33,0 25,6 71,9
из них в трудоспособном возрасте: 3434,8 3263,7 4112,0 3452,9 2799,2 81,5
Мужчины 1915,6 1845,6 2236,7 1838,4 1476,3 77,1
в том числе в возрасте, лет:
15 - 24 439,7 399,3 419,5 387,1 318,2 72,4
25 - 29 303,1 286,0 330,5 250,8 187,4 61,8
30 - 54 950,0 939,8 1218,9 940,9 778,8 82,0
55 - 59 161,7 157,6 192,5 175,1 120,7 74,6
60 - 64 46,7 42,2 58,2 69,3 57,2 122,5
65 и более 14,4 20,6 17,0 15,3 14,1 97,9
из них в трудоспособном возрасте: 1850,7 1780,5 2176,6 1788,1 1435,4 77,6
Женщины 1742,9 1619,3 2084,6 1792,1 1474,4 84,6
в том числе в возрасте, лет:
15 - 24 378,8 326,8 366,2 346,2 287,1 75,8
25 - 29 282,7 269,7 338,1 240,0 206,4 73,0
30 - 54 925,4 888,2 1211,3 1035,7 830,1 89,7
55 - 59 90,3 78,2 108,6 115,7 98,4 109,0
60 - 64 44,5 35,4 40,5 36,8 40,9 91,9
65 и более 21,2 21,0 19,8 17,7 11,5 54,2
из них в трудоспособном возрасте: 1584,2 1483,1 1935,4 1664,8 1363,8 86,1
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Источник: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 08.06.2024).
Согласно данным официальной статистики, за период с 2017 по 2022 гг. увеличилась общая численность безработных в стране в возрастной группе 6064 года на 7,6%, при этом численность безработных мужчин в данной возрастной категории возросла на 22,5%. При этом численность безработных женщин увеличилась на 9% в возрастной категории 55-59 лет. Численность безработной молодежи в возрасте до 35 лет достигала пиковых значений в пандемийном 2020 году. И, несмотря на некоторое ее снижение к 2022 г., данная проблематика остается довольно острой и требует принятия действенных регуляторных мер.
В решении проблем безработицы среди молодёжи особенно важна работа по повышению престижа рабочих профессий и технических специальностей. В связи с этим следует предприятиям и учреждениям совместно с высшими и
средне-специальными учебными заведениями организовать ярмарки вакансий, основной целью которых является организация прямой взаимосвязи выпускников вузов и ссузов, ищущих место будущей работы и заинтересованных работодателей. Изменение численности безработных в 2018-2022 гг. отражено в диаграмме, приведённой ниже.
Численность безработных по возрастным группам
700 600 500 400 300 200 100 0
586
498
377
141
107
Ii
497
394
447
408
305 322
¿28 _ 219
98
If ÜP iL
«/ / / / у
х Cr
.V
ч
чг ^ oj* ^
¥
л*
2018 2022
Рисунок 1 - Численность безработных в Российской Федерации по возрастным группам [10, 11]
Источник: Труд и занятость в России 2023. Статистический сборник. М.: Росстат, 2023. С. 60.
Из данных, представленных на рисунке 1 наглядно видно, что наибольшая численность безработных в 2018 и в 2022 гг. отмечалась среди молодой возрастной группы (до 35 лет).
Одним из направлений обеспечения занятости молодежи является организация стажировок выпускников образовательных организаций. В настоящее время работодателей интересует не только качество образования выпускников специальных учебных заведений, но и наличие определённого опыта трудовой деятельности, способности к реализации полученных знаний, ответственность и добросовестное отношение к решению поставленных задач, умение организовать нормальный социально-психологический климат в коллективе организации. В связи с этим возрастает роль прохождения производственных практик и стажировок. Такая совместная деятельность производственных предприятий и учебных заведений, с одной стороны, способствует выпускникам приобретать опыт практической работы, осваивать
существующие производственные технологии, используемые методы и формы организации труда, с другой, у работодателей расширяет возможность выбора перспективных кадров, соответствующих потребностям организации. Следует также отметить, что центры содействия трудоустройству, функционирующие в настоящее время при высших учебных заведениях, в обеспечение занятости своих выпускников вносят существенный вклад. Вместе с тем, следует усовершенствовать методы их работы, с учётом трансформации трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
В докладе «Молодежь и пандемия СОУГО-19: влияние на рабочие места, образование, права и психологическое состояние», подготовленном Международной организацией труда (МОТ), раскрыто разрушительное воздействие общественного кризиса, вызванного пандемией СОУГО-19 на систему образования и профессиональной подготовки молодого поколения. К настоящему времени более 70% обучающихся в различных формах высших учебных заведений и центрах профессиональной подготовки пострадали от пандемии в связи с закрытием школ и центров профессиональной подготовки. Особенно в трудном положении оказалась молодёжь в тех странах, где уровень и качество жизни очень низок, стеснённость в жилищно-коммунальных условиях, плохо технологически оснащены, у основной части обучающихся отсутствовала возможность использования Интернет. Такая тенденция привела к серьёзным потрясениям среди молодого поколения. Она нарушила нормальное функционирование и развитие учебного процесса, профессиональной подготовки, лишила перспектив трудоустройства и снижения безработицы, способствовала ухудшению социально- психологического состояния молодёжи и роста политической напряжённости в обществе.
Социологические исследования, проведённые Институтом стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан, показывают, что в условиях современного кризиса, создающихся новых дополнительных условиях на рынке труда после завершения обучения у 38% молодых людей сформировалась неуверенность в своих карьерных перспективах. В материалах, обобщённых МОТ утверждается, что каждому шестому представителю молодого поколения за годы пандемии пришлось прекратить трудовую деятельность. Правда, в этот же период удалось привлечь к волонтерской работе каждого четвёртого представителя молодёжи, что позволило несколько повысить занятость.
При разработке комплексных мер по противодействию кризису, вызванному пандемией, необходимо максимально учитывать мнение молодежи. Если будут услышаны идеи, мнения и запросы молодёжи, если она будет участвовать в обсуждении и принятии решений, существенно повысится эффективность принимаемых социально-экономических и политических мер. А также повысится социальная активность молодежи в их реализации на практике. В создавшейся в стране ситуации возросла необходимость принятия
целенаправленных мер реинтеграции на рынке труда молодых людей, потерявших работу или столкнувшихся с сокращением рабочего времени, обеспечения молодежи доступа к страховым пособиям по безработице, а также мер социально- психологической поддержки.
Согласно сведениям Росстата на январь 2018 года установлено, что средний возраст нетрудоустроенных составляет 36,1 года, январь 2019 - 36,3 года, январь 2020 г. - 36,6 лет. На январь 2021 г. - 36,9 лет налицо тренд на повышение среднего возраста безработных. Анализ статистических данных за период с 2017 по 2022 год указывает на снижение общей численности безработных среди молодого поколения в возрасте от 15 до 29 лет 38,1% в 2017 году; 38,4% в 2018 году; 36,9% в 2019 году; 33,7% в 2020 году от общей численности безработного населения (таблица 2).
Таблица 2 - Структура безработных в Российской Федерации по возрастным
г руппам (в пр роцентах)110, 111
Годы 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70 и старше
2018 3,9 18,5 16,0 13,6 11,1 9,4 8,3 8,8 6,9 2,5 0,8 0,1
2019 3,3 17,6 16,0 14,4 11,0 9,6 9,0 8,8 6,8 2,2 1,0 0,2
2020 2,9 15,3 15,5 15,9 12,7 10,5 8,9 8,3 7,0 2,3 0,6 0,2
2021 3,6 16,6 13,5 15,1 12,6 9,8 8,6 8,3 8,0 2,9 0,6 0,3
2022 3,6 16,9 13,3 15,2 12,7 9,9 9,1 7,7 7,4 3,3 0,7 0,2
2022
к2018 -0,3 -1,6 -2,7 +1,6 +1,6 +0,5 +0,8 -1,1 +0,5 +0,8 -0,1 0,1
(+/-)
Источник: Труд и занятость в России 2023. Статистический сборник. М.: Росстат, 2023. С. 60.
Увеличение удельного веса безработных в трудоспособном возрасте в возрастных группах 30-34 года (на 1,6 п.п.), 35-39 лет (на 1,6 п.п.), 40-44 года (на 0,5 п.п.), 45-49 лет (на 0,8 п.п.) подтверждает факт недоиспользования имеющегося трудового потенциала.
Одновременно обнаруживается, что в 2020 году уровень безработицы по всем трём возрастным группам в процентах от численности рабочей силы соответствующих возрастных групп, в сравнении с 2019 годом, вырос. Исходя из этого, можно сделать вывод, что произошло изменение в структуре безработного населения. Сказалась демографическая яма, которая повлияла на снижение общей численности молодого поколения от 15-29 лет в общей массе трудоспособного населения. Подтверждением этому являются статистические данные, свидетельствующие о том, что уровень безработицы в процентах от численности рабочей силы соответствующей возрастно-половой группы значительно вырос: в 2020 г. в сравнении с 2019 г. в возрастной группе 15-19 лет с 24,7% до 27,0% и в группе 20-24 лет с 14,4% до 16,2%, в группе 25-29 лет с 5,6% до 7,4%. (таблица 3).
Таблица 3 - Уровень безработицы по возрастным группам (в процентах от численности рабочей ^ силы соответствующей возрастно-половой ^ группы) [10, 11]
Годы Всего 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70 и старше
2018 4,8 27,6 15,3 5,5 4,4 3,9 3,5 3,5 3,7 3,4 2,9 3,1 1,6
2019 4,6 24,7 14,4 5,6 4,4 3,6 3,4 3,5 3,7 3,2 2,4 3,0 2,4
2020 5,8 27,0 16,2 7,4 6,0 5,1 4,6 4,3 4,5 4,0 2,8 2,5 2,8
2021 4,8 28,6 15,1 5,9 4,8 4,1 3,6 3,4 3,8 3,8 2,8 2,1 3,2
2022 3,9 25,9 13,5 5,2 4,0 3,3 2,8 2,9 2,8 2,9 2,5 1,9 1,8
-0,9 -1,7 -1,8 -0,3 -0,4 -0,6 -0,7 -0,6 -0,9 -0,5 -0,4 -1,2 0,2
Источник: Труд и занятость в России 2023. Статистический сборник. М.: Росстат, 2023. С. 61.
Согласно данным официальной статистики, суммарный уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 34 лет в 2018 г. был равным 52,8%, в 2019 г. - 49,1%, в 2020 г. - 56,6%, в 2021 г. - 54,4%, в 2022 г. - 48,6%. Таким образом, около половины безработных относятся к категории «молодежь» в возрасте до 35 лет.
Незанятость среди молодежи порождается различными факторами и отличается различной длительностью. В процессе изучения особенностей молодёжной безработицы необходимо учитывать её основные виды:
Во-первых, фрикционная, когда безработица формируется за счёт увольнения работника по собственной инициативе;
во-вторых, безработица, связанная с сезонным характером трудовой деятельности определённого количества населения;
в-третьих, увольнения трудящихся, связанные со структурными изменениями на производстве;
в-четвёртых, сокращения занятых на производстве в связи с изменениями различных институциональных, нормативных актов, несовершенством отдельных законов;
в-пятых, безработица, возникающая на основе циклического, неравномерного развития экономики, связанного с формированием кризисных явлений [4, с.26-27].
В структуре молодого поколения, как правило, выделяются три социально-демографические группы: (1) молодежь в возрасте от 15 до 19 лет; (2) в возрасте 20-24 лет и (3) в возрасте 25-29 лет. Конкурентоспособные возможности этих групп молодого поколения разнообразны. Специалисты, анализирующие безработицу среди молодёжи, акцентируют своё внимание на ряд общих факторов их формирующих: (1) структурное расхождение параметров предлагаемых видов труда молодым работникам и спрос на труд; (2) недостаток необходимых навыков; (3) малая интегрированность к высокопрофессиональным видам труда; (4) диапазон внутреннего рынка труда.
Есть специфические факторы, формирующие незащищенное состояние каждой возрастной группы молодежи на рынке труда. В частности, более уязвимым считается молодое поколение, принадлежащее к первой группе, которые к моменту выхода на рынок труда не имеют опыта работы, получившие лишь среднее общее образование. Следует сказать, что существенная часть молодых людей, относящихся к этой категории, не планирует дальше повышать уровень образования, это связано с тем, что у большинства из них тяжелое материальное положение. Поэтому они ориентированы на зарабатывание капитала для нормальной жизни. При этом зачастую трудовые взаимоотношения работодателя с подростками не оформляются. Они трудятся, главным образом, на основе непостоянной занятости, включая разовое, в ночное время и пр., этой группой откладывается получение необходимого для них фактора - получения квалификации и формирования своей конкурентоспособности на рынке труда, на неопределённое время.
Жизненные установки второй возрастной группы проявляются наиболее четко. Данная часть молодого поколения обладает специальным, либо высшим профессиональным образованием. Тем не менее, они также сталкиваются со сложными проблемами трудоустройства, т.к. их профессия не соответствует предъявляемым работодателем виду и качеству необходимого образования для выполнения производственных функций [5, с.35-36].
Основная доля молодёжи третьей возрастной группы обладает семейным положением, стажем работы, профессиональной подготовки. Материальные стимулы считаются определяющими при выборе рабочего места. Необходимо при этом отметить, что для работодателя в данной возрастной группе молодых людей приобретает большое значение гендерные различия потенциальных работников.
Важным элементом при решении задачи безработицы среди молодежи считается уведомление о состоянии на рынке трудоустройства.
Оповестить молодежь можно различными методами: заметки в газетах, журналах, сюжеты на ТУ, радиовещание, однако в настоящее время наиболее популярным источником получения новых данных все больше становятся социальные сети в Интернете. Ниже приводятся данные Министерства Труда о способах поиска работы с разбивкой по демографическим молодёжным возрастам и способу поиска работы (таблица 4).
Таблица 4 - Численность и структура безработных по способам поиска работы и ^ возрастным группам в Российской Федерации (тысяч человек) [10, 11]
Годы Всего из них использовали способы поиска работы
Обращение в службы занятости населения Обращение в коммерческую службу занятости Обращение в СМИ, к сети Интернет Обращение к друзьям, родственникам, знакомым Непосредственное обращение к работодателю Другие способы
2018 3658 956 162 1965 2692 1298 426
2019 3465 875 162 1858 2471 1299 374
2020 4321 1401 172 2332 3007 1401 428
2021 3631 1056 129 1903 2495 1204 395
2022 2951 710 90 1631 2001 855 245
В процентах к итогу
2018 100,0 26,1 4,4 53,7 73,6 35,5 11,6
2019 100,0 25,3 4,7 53,6 71,3 37,5 10,8
2020 100,0 32,4 4,0 54,0 69,6 32,4 9,9
2021 100,0 29,1 3,6 52,4 68,7 33,2 10,9
2022 100,0 24,1 3,1 55,3 67,8 29,0 8,3
Источник: Труд и занятость в России 2023. Статистический сборник. М.: Росстат, 2023. С. 63.
Согласно данным официальной статистики, наиболее популярными способами поиска работы являются обращение к друзьям, родственникам, знакомым (около 68% в 2022 г.), обращение в СМИ, к сети Интернет (55%), непосредственное обращение к работодателю (29%), обращение в службы занятости населения (24%), обращение в коммерческую службу занятости (3,1%), а также другие способы (8,3%). При этом в пандемийный период 20202021 гг. соискателями были максимально использованы все вышеуказанные способы поиска работы.
Для решения проблемы безработицы на рынке необходимо более активно осуществлять профессиональную ориентацию населения. В школах, сузах и вузах было бы полезным демонстрировать фильмы о различных профессиях. Необходимо более эффективно использовать социальные сети, чтобы информировать о востребованных профессиональных навыках. А также интенсивнее реализовывать идею о сотрудничестве учебных заведений с организациями, фирмами с дальнейшим гарантированным трудоустройством. Требуется создание благоприятных условий для молодого поколения с возможностью обратиться в Центр содействия трудоустройству выпускников вуза (получение информации о вакансиях и помощи в заполнении резюме, индивидуальные консультации) или же находиться в постоянном контакте с Центром занятости муниципального образования.
Проанализировав статистику за 2021 год, можно утверждать, что приблизительно 24% безработной молодежи обладает уникальными
способностями и навыками для создания собственного бизнеса, но из-за затруднений на конкурентном и бюрократическом рынке только 5-7% решаются на риск. В Российской Федерации существуют программы поддержки молодых предпринимателей «Молодежный бизнес России», «Я - предприниматель», которые в нашей республике, к сожалению, недостаточно используются молодёжью.
В целях оказания помощи молодежи могут использоваться различные методы:
а) экономическое стимулирование молодежной занятости;
б) создание специальных фирм, предлагающих работу и способствующих трудоустройству именно молодежи;
в) расширение центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.
Таким образом, можно сделать вывод, что безработица среди молодежи является серьёзной проблемой в нашей стране. Она стала одним серьезных сдерживающих факторов реализации социального потенциала, которым обладает современное молодое поколение России (17, с 113-113).В связи с этим необходимо отыскать эффективные пути её решения. Дальнейшее сохранение безработицы среди молодежи может привести к серьёзным конфликтам и росту напряжённости в обществе. Создание специальной программы трудоустройства молодёжи содействует юным профессионалам найти собственное место в рабочей сфере и направить свои познания и умения, которые они приобрели в годы учёбы.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01134-23-00 на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Financing. The study was carried out within the framework of the state assignment of the Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences No. 075-01134-23-00 for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026.
Список литературы:
1. Гумерова Г.Т. Рынок высшего образования в условиях пандемии COVID-19 в России и Башкортостане // Уфимский гуманитарный научный форум. 2022. № 3(11). С. 28-34. DOI 10.47309/2713-2358_2022_3_28_34. EDN XRJRKV.
2. Капелюшников Р. И. Анатомия коронакризиса через призму рынка труда // Вопросы экономики. 2022. № 2. С. 33-68. DOI 10.32609/0042-8736-2022-2-3368. EDN ZAPVNU.
3. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: статистический портрет на фоне кризисов // Вопросы экономики. 2023. № 8. С. 5-37. DOI 10.32609/0042-87362023-8-5-37. EDN USUZBY.
4. Крупнянко И.С. Причины безработицы и пути ее устранения. Уфа, 2017.
5. Кузнецова А.Р. Структурные изменения на рынке труда Республики
Башкортостан // Уфимский гуманитарный научный форум. 2020. №24(4). С. 2633. DOI 10.47309/2713-2358_2020_4_26. EDN DRYQKR.
6. Кузнецова А.Р., Ахметьянова А.И., Кузнецов А.И. Экономические кризисы и производительность труда в Российской Федерации: исторический ракурс // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2022. Т. 43, № 2(106). С. 73-78. DOI 10.24412/1728-5283_2022_2_73_78. EDN QGSREI.
7. Кузнецова А.Р., Махмутов А.Х. Развитие инноваций в системе образования Российской Федерации. В сборнике: Наука о данных. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 161-164. EDN: TRYBQK
8. Кузнецова А.Р., Яппарова Д.И. Анализ формирования предложения в российском EdTech-сегменте рынка профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2020. № 12. С. 127-131. DOI 10.17513/fr.42921. EDN ZDCECK.
9. Мухамедьяров А.М., Кузнецова А.Р. Структура рынка образовательных услуг в Республике Башкортостан // Уфимский гуманитарный научный форум. 2023. № 3(15). С. 127-134. DOI 10.47309/2713-2358-2023-3-127-134. EDN TZEDRE.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Источник: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 08.06.2024).
11. Селиванова С.С. Особенности виртуальной занятости молодежи в условиях цифровизации экономики (на примере Республики Башкортостан) // Уфимский гуманитарный научный форум. 2022. № 3(11). С. 95-106. DOI 10.47309/2713-2358_2022_3_95_106. EDN MEBCMC.
12.Труд и занятость в России 2023. Статистический сборник. М.: Росстат, 2023. С. 60-63. (182 с.).
13.Файзуллин Ф.С. Методологические вопросы реализации социального капитала // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. № 1(17). С.363-374. DOI 10.47309/2713-2358-2024-1-363-374. EDN GEKOBZ.
14.Файзуллин Ф.С., Файзуллин И.Ф. Безработица и ее регулирование: монография. М-во образования Республики Башкортостан, Уфимский гос. авиационный технический ун-т, Акад. наук Республики Башкортостан. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. 134 с. ISBN 5-94705-123-0. EDN QRRAPJ.
15.Bikmetov E.Yu., Kungurtseva G. F., Yapparova D. I. Higher education as a tool to build the cultural and intellectual potential of managers // Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research: XXIII International Conference named after professor L.N. Kogan, Yekaterinburg, 19-21 марта 2020 года. Yekaterinburg: Институт современных технологий управления, 2020. Pp. 573-579. EDN BNWEPK.
16.Yapparova D.I. Differentiations in Educational Services in Urban and Rural Areas in the Republic of Bashkortostan (Russia) / D.I. Yapparova, A. R. Kuznetsova // The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Heidelberg: Springer International Publishing, 2021. Pp. 479-486. DOI 10.1007/978-3-030-72110-7_51.
EDN KEFCFJ.
17. Файзуллин Ф.С., Каримов А. Г., Садыков Р.М. Социальный капитал региона: факторы, проблемы и тенденции развития. /Под ред. д-ра. филос. наук, проф., акад. АН РБ Ф.С. Файзуллина. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН. 2023. С.113-114. (250 с.). DOI: 10 31040/978-5-6051263-0-0.
References:
1. Gumerova G. T. The higher education market in the context of the COVID-19 pandemic in Russia and Bashkortostan // Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2022. No. 3(11). pp. 28-34. DOI 10.47309/2713-2358_2022_3_28_34. EDN XRJRKV.
2. Kapelyushnikov R.I. Anatomy of the coronavirus crisis through the prism of the labor market // Questions of Economics. 2022. No. 2. P. 33-68. DOI 10.32609/0042-8736-20222-33-68. EDN ZAPVNU.
3. Kapelyushnikov R.I. Russian labor market: statistical portrait against the backdrop of crises // Questions of Economics. 2023. No. 8. P. 5-37. DOI 10.32609/0042-8736-2023-85-37. EDN USUZBY.
4. Krupnyanko I.S. Causes of unemployment and ways to eliminate it. Ufa, 2017.
5. Kuznetsova A.R. Structural changes in the labor market of the Republic of Bashkortostan // Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2020. No. 4(4). pp. 26-33. DOI 10.47309/2713-2358_2020_4_26. EDN DRYQKR.
6. Kuznetsova A.R., Akhmetyanova A.I., Kuznetsov A.I. Economic crises and labor productivity in the Russian Federation: a historical perspective // Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 2022. T. 43, No. 2(106). pp. 73-78. DOI 10.24412/1728-5283_2022_2_73_78. EDN QGSREI.
7. Kuznetsova A.R., Makhmutov A.Kh. Development of innovations in the education system of the Russian Federation. In the collection: Data Science. Materials of the international scientific and practical conference. 2020. pp. 161-164. EDN: TRYBQK
8. Kuznetsova A.R., Yapparova D.I. Analysis of supply formation in the Russian EdTech segment of the vocational education market // Fundamental Research. 2020. No. 12. pp. 127-131. DOI 10.17513/fr.42921. EDN ZDCECK.
9. Mukhamedyarov A.M., Kuznetsova A.R. Structure of the educational services market in the Republic of Bashkortostan // Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2023. No. 3(15). pp. 127-134. DOI 10.47309/2713-2358-2023-3-127-134. EDN TZEDRE.
10. Official website of the Federal State Statistics Service. Source: http://www.gks.ru/ (access date: 06/08/2024).
11. Selivanova S.S. Features of virtual employment of youth in the conditions of digitalization of the economy (on the example of the Republic of Bashkortostan) // Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2022. No. 3(11). pp. 95-106. DOI 10.47309/2713-2358_2022_3_95_106. EDN MEBCMC.
12. Labor and employment in Russia 2023. Statistical collection. M.: Rosstat, 2023. pp. 60-63. (182 pp.).
13. Faizullin F.S. Methodological issues in the implementation of social capital // Ufa Humanitarian Scientific Forum. 2024. No. 1(17). P.363-374. DOI 10.47309/2713-23582024-1-363-374. EDN GEKOBZ.
14. Faizullin F.S., Faizullin I.F. Unemployment and its regulation: monograph. Ministry of Education of the Republic of Bashkortostan, Ufa State. Aviation Technical University,
Acad. Sciences of the Republic of Bashkortostan. Ufa: RIO RUMC MO RB, 2006. 134 p. ISBN 5-94705-123-0. EDN QRRAPJ.
15. Bikmetov E.Yu., Kungurtseva G.F., Yapparova D.I. Higher education as a tool to build the cultural and intellectual potential of managers // Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research : XXIII International Conference named after professor L.N. Kogan, Yekaterinburg, March 19-21, 2020. Yekaterinburg: Institute of Modern Management Technologies, 2020. Pp. 573-579. EDN BNWEPK.
16. Yapparova D.I. Differentiations in Educational Services in Urban and Rural Areas in the Republic of Bashkortostan (Russia) / D.I. Yapparova, A.R. Kuznetsova // The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Heidelberg: Springer International Publishing, 2021. Pp. 479-486. DOI 10.1007/978-3-030-72110-7_51. EDN KEFCFJ.
17. Faizullin F.S., Karimov A.G., Sadykov R.M. Social capital of the region: factors, problems and development trends. /Ed. Dr. Philosopher Sciences, prof., academician AN RB F.S. Fayzullina. Ufa: ISEI UFITs RAS. 2023. P.113-114. (250 pp.) D0I:10 31040/9785-6051263-0-0.
Сведения об авторах Файзуллин Фаниль Саитович, доктор философских наук, профессор, академик Академии наук Республики Башкортостан, главный научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований ФГБНУ Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук. 450054, Уфа, Российская Федерация, Проспект Октября, 71/1. ORCID ID 00000002-7949-5776. E-mail: fayzullin.f@gmail .com.
Файзуллин Ильгиз Фанилевич, кандидат социологических наук, научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований ФГБНУ Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук. 450054, Уфа, Российская Федерация, Проспект Октября, 71/1. ORCID ID 0000-0002-5337-3850.E-mail: [email protected].
Authors' personal details Faizullin Fanil Saitovich, Doctor of Philosophy, Professor, Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Chief Researcher, Institute of Socio-Economic Research, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences. 450054, Ufa, Russian Federation, Oktyabrya Avenue, 71/1. ORCID ID 0000-0002-7949-5776. E-mail: fayzullin.f@gmail.
Faizullin Ilgiz Fanilevich, Candidate of Sociological Sciences, Research Fellow, Institute of Socio-Economic Research, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences. 450054 Ufa, Russian Federation, Oktyabrya Avenue, 71/1. ORCID ID 0000-0002-5337-3850.E-mail: [email protected].
© Файзуллин Ф.С., Файзуллин И.Ф.