Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ'

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / РАБОЧЕЕ МЕСТО / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / YOUTH / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT / WORKPLACE / UNEMPLOYMENT RATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галимова А.Ш., Хузина М.Р.

В статье проведен анализ трудоустройства как проблема молодежи в РФ. Приведены данные статистики по вопросам молодежного сегмента рынка труда. Обобщаются причины безработицы среди молодежи, а также представлены варианты возможного решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES AND TRENDS OF YOUTH EMPLOYMENT

The article analyzes employment as a problem of youth in Russia. The data of statistics on the youth segment of the labor market. The causes of youth unemployment are summarized,as well as possible solutions to the problem.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ»

УДК 331

Галимова А.Ш., к.э.н.

доцент

кафедра «Социологии труда и экономики предпринимательства»

Хузина М.Р. студент магистратуры Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ

Аннотация: В статье проведен анализ трудоустройства как проблема молодежи в РФ. Приведены данные статистики по вопросам молодежного сегмента рынка труда. Обобщаются причины безработицы среди молодежи, а также представлены варианты возможного решения проблемы.

Ключевые слова: молодежь, безработица, занятость, рабочее место, уровень безработицы.

Galimova А., candidate of economic Sciences, associate Professor

Associate Professor of the Department of Sociology of Labor and Economics of Entrepreneurship

Bashkir State University Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa Khuzina M., magistracy's student Bashkir state University Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa ISSUES AND TRENDS OF YOUTH EMPLOYMENT

Abstract: the article analyzes employment as a problem of youth in Russia. The data of statistics on the youth segment of the labor market. The causes of youth unemployment are summarized,as well as possible solutions to the problem.

Key words: youth, unemployment, employment, workplace, unemployment

rate.

В период с 2009 г., который выделен как пик пиком экономического кризиса, и до 2017 г. отмечается снижение уровня безработицы среди молодежи. Тем не менее, воплощению планов и стремлений молодых людей к реализации достойного труда продолжают мешать безработица хронического характера и дефицит качественных рабочих мест. Занятость молодежи является одной из важных социальных и экономических проблем в России. Актуальность ой проблемы выражается и тем, что молодежь составляет 22% от общей численности населения или 32 млн. человек на территории России [4], которые в дальнейшем будут создавать будущее для страны.

Сложным является вопрос выделения возрастных рамок социально-демографической группы - молодежи. Условное отнесение лиц к «молодым»

принято в возрасте от 14 до 29 лет. В России к категории «молодёжь» принято относить население в возрасте от 15 до 30 лет. Но ведь молодость -это не только возраст, но и социальный статус, сопряженный с конкретным видом деятельности человека, будь то учеба, служба в армии или работа. Круг современной молодежи составляет одну треть от всего числа безработных, следовательно, проблема их трудоустройства стоит очень остро [1]. Кроме данных статистики непременно необходимо обратить внимание на то, что еще существует безработица скрытого характера, определение рамок которой представляется крайне сложным.

За период с 1991 г. по 2016 г. численность молодых людей в возрасте 15-29 лет волнообразно менялась. Так снижение в 1991- 1994 гг. сменилось ростом в 1995-2004 гг., когда численность молодёжи возросла по сравнению с 1994 г. на 16,2 % (на 5096,4 тыс. чел.). С 2005 г. началось снижение численности населения этого возраста, которое продолжается до настоящего времени [6].

20

о Ф 05 5> О) т— (Ч О :>1 :в 01 01 т— т— а СП т— л а> т— ЙЭ СП т— Г-51 СП ч— со 01 т— О) 01 а ! 5 о Г(| о о Я 2002 2003 2004 2005 2006 г», нз о о о о СМ О) ■■) о !Ч о т— о (Ч ч— о сч 2012 2013 2014 2015 2016 "

Рис. 1. Доля молодёжи (в %) к общей численности населения России, 1990-2016 гг.

Удельный вес молодежи в общей численности безработных по данным

2017 г. в мировом масштабе оценивается более чем в 35%. Согласно данным, в 2016 г. уровень молодежной безработицы показал некоторую стабильность и составил 13%, но в текущем году он, по ожиданиям, несколько поднимется и ожидается на уровне 13,1%. Такие данные были приведены в докладе подготовленном МОТ «Глобальные тенденции занятости молодежи в 2017 году» [3].

Если в пик кризисного 2009 г. численность молодых людей, не имеющих работы, составляла 76,7 миллиона, то в 2017 г. этот показатель существенно ниже - оценивается в масштабе 70,9 млн. чел. По прогнозам, в

2018 году, число безработных молодых людей вырастет до 200 тыс. и достигнет 71,1 млн. [6]

Общий рост экономики по-прежнему не преследует за собой роста уровня занятости, в то время, как нестабильность экономики угрожает довести к полному уничтожению позитивных результатов в области молодежной занятости. За последние 10 лет практически не поменялось

значения коэффициента соотношения показателей безработицы среди взрослого населения и молодежи, это еще раз доказывает, насколько крайнее положение имеет неравноправие молодежи на рынке труда.

На рынке труда наблюдается уязвимое положение женщин молодого возраста. По предварительным отчетам за 2017 г. уровень участия молодых мужчин в мире в составе рабочей силы на 16,6 п.п. превышает аналогичный показатель для молодых женщин. Гендерный разрыв среди неработающей молодежи, которая к тому же не учится и не старается приобрести какие -либо профессиональные навыки, еще шире. Среди женского пола такая молодежь составляет 34,4%, среди мужского - 9,8% [5].

Многие такие молодые люди сегодняшний и завтрашний день связывают с экономикой неформального характера. Каждые три из четырех работающих молодых в мире трудятся условиях неформальной занятости, в то время как среди взрослого населения - трое из пятерых. В странах с развивающей экономикой этот показатель увеличивается до 19 из 20 молодых людей.

Итак, проблема безработицы среди молодежи не разрешается только созданием рабочих мест, имеется необходимость обеспечения молодых людей качественной и достойной занятостью [3].

Финансовый сектор, торговля и здравоохранение названы как отрасли, для которых характерен рост занятости молодежи наиболее высокими темпами. Связано это явление с тем, что люди более молодого возраста охотно и безболезненно осваивают новые технологии по сравнению с работниками более пристойного возраста, так же больше пользуются этим как средством заработка, хотя в разных регионах данный процесс протекает по-разному - все зависит от распространенности и доступности цифровых технологий.

Изменениям подвергается и структура потребностей в кадрах. Спрос на специалистов средней квалификации имеет тенденцию к снижению, а на высококвалифицированных и неквалифицированных работников, наоборот, увеличивается, вследствие образовывается большая поляризация на рынке труда. В странах высокого уровня дохода спрос на молодежь высокой квалификации особенно растет, что вызывает отток таковой молодежи из России, в то время как в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком возрастает спрос на неквалифицированный труд. При этом занятость малоквалифицированных молодых работников в России сокращается независимо от уровня развития. Тенденция к поляризации в области занятости может усугубиться с дальнейшим внедрением новых технологий и привести к углублению существующего неравенства [1].

Все больше и больше молодых, которые ищут работу, обращают внимание к Интернет-ресурсам, где строится бизнес на сетевых платформах или в виде «заказа». Там же реализуются более интересные новые формы занятости (так называемый краудворкинг), отличающиеся гибкостью и расширяющие возможности для зарабатывания. В свою очередь они связаны

с высокими рисками, низким уровнем доходов, отсутствием гарантий постоянной занятости, стабильности дохода, доступности к связанным с работой пособиям и льготам.

Итак, специфика рынка молодежного труда заключается в следующем

[5].

1. Отсутствует баланс спроса и предложения, что связано с колебаниями в трудовой ориентации молодых людей, которые сложно определяются с выбором профессии.

2. Конкурентоспособность относительно низкая, так как у молодых присутствует самый высокий риск потери уже существующей работы и риск не найти новую.

3. Отсутствуют четкие представления об уровне занятости молодежи. Данное явление приводит к тому, что растет количество нигде не работающих и не посещающих учебные заведения.

4. Вариативность высокого уровня. Разноплановых специалистов на рынке труда становится все больше и больше. При этом на некоторые профессии спрос практически на «нуле», большому количеству молодых людей приходится трудоустраиваться по той специальности, который очень далек от полученного образования. Многие в спешном порядке проходят переподготовку.

5. Условия труда неудовлетворительны. Каждый пятый молодой человек, приступивший к работе, увольняется уже в первый год, из-за неудовлетворительных условий и характера труда, или неудовлетворенности от выбранной профессии.

Необходимо проводить такую политику в области занятости молодежи, которая учитывала бы быстро меняющуюся в условиях технологического прогресса картину в сфере труда и позволяла бы молодых женщинам и мужчинам опережать эти перемены. «Приоритетом национальной политики должны стать инвестиции в системы непрерывного обучения, развитие компьютерной грамотности, проведение в жизнь отраслевых стратегий, способствующих распространению достойного труда и решению проблем наименее обеспеченных слоев населения [1].

Необходимо развивать стратегического многостороннего сотрудничества в рамках Глобальной инициативы по обеспечению достойных рабочих мест для молодежи - всеобъемлющей платформы, созданной в области устойчивого развития на период до 2030 года для активизации и повышения эффективности действий в области занятости молодежи.

Поэтому молодым специалистам необходимо точнее соответствовать тенденциям развития общества, повышать или вовсе менять свою квалификацию, заниматься самообразованием и постоянно отстаивать свое место под солнцем.

Использованные источники:

1. Арбатова А. Проблема трудоустройства молодежи в России

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/292967/problema-trudoustroystva-molodeji-v-rossii

2. Глушач Н.Н., Кинфу З.Т. Тенденции эффективного самообразования российской молодёжи в перспективе трудоустройства. Открытое образование. 2017;21(5):97-106. DOI:10.21686/1818-4243-2017-5-97-106

3. Дражникова И. Д. Проблемы молодежной занятости в России [Текст] / И. Д. Дражникова, Т. А. Костенькова // Научные исследования и разработки студентов : материалы III Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 март 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 208-211. — ISBN 978-5-9909794-3-7.

4. Молодежная безработица: современные тренды и последствия // http://rescue.org.ru/ru/news/analytics

5. Проблемы трудоустройства молодежи в России // businessman.ru/problemyi-trudoustroystva-molodeji-v-rossii.html

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.r

7. Чернышева Н.И. Пути решения молодежной безработицы в современном обществе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2017. - №1-2. - С. 155-160.

УДК 001.201

Лапенкова М.Ю. студент магистратуры 2 курса факультет «Менеджмент» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва

УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ

В КОМПАНИИ

Аннотация: Коммуникации и социальные сети внутри организации могут оказывать значительное влияние на успех и развитие фирмы. Современный менеджмент должен развивать данное направления, изучая все аспекты и особенности влияния социальных сетей на бизнес.

Ключевые слова: Малое предпринимательство, социальные сети, коммуникации, проекты, проектная команда

Lapenkova M. Y. Master's degree student Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow, Russia MANAGEMENT OF COMMUNICATIONS AND SOCIAL NETWORKS IN THE COMPANY Abstract: Communication and social networks within the organization can have a significant impact on the success and development of the company. Modern management should develop this direction, studying all aspects and features of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.