Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере занятости населения: региональный аспект'

Государственная политика в сфере занятости населения: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное политика / занятость населения / рынок труда / безработица среди молодежи / структура безработных / public policy / employment / labor market / youth unemployment / structure of the unemployed

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслюкова Екатерина Александровна, Александрова Маргарита Валерьевна, Юткина Ольга Владимировна

Изложены результаты исследования региональных особенностей проведения государственной политики в сфере занятости населения. Проведен мониторинг основных показателей рынка труда г. Москвы, структуры безработных по возрастным группам и структуры занятых по уровню образования в г. Москве. Сделан вывод о наличии основной проблемы на рынке труда в городе Москве, проявляющейся в высоком уровне безработицы среди молодежи в возрасте от 20 до 39 лет с высшим и средним специальным образованием. В целях повышения занятости среди молодежи предлагается организация профессиональной ориентации школьников, повышение информированности обучающихся вузов о наличии профильных вакансий, обучение выпускников навыкам самопрезентации и усиление информирования работодателей о возможности получения льгот при трудоустройстве выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маслюкова Екатерина Александровна, Александрова Маргарита Валерьевна, Юткина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Policy in the Field of Employment: Regional Aspect

The study presents the results of a study of the regional peculiarities of the state policy in the field of employment. The monitoring of the main indicators of the Moscow labor market, the structure of the unemployed by age groups and the structure of the employed by the level of education in Moscow was carried out. It is concluded that there is a major problem in the labor market in the city of Moscow, manifested in a high level of unemployment among young people aged 20 to 39 years with higher and secondary specialized education. In order to increase employment among young people, it is proposed to organize joint events by the management of secondary schools and regional employment services to address issues of vocational guidance of schoolchildren, increase awareness of university students about the availability of specialized vacancies, train graduates in self-presentation skills that promote employment and strengthen employers’ awareness of the possibility of obtaining benefits when graduates are employed.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере занятости населения: региональный аспект»

RUDN Journal of Public Administration

ISSN 2312-8313 (print), ISSN 2411-1228 (online) 2023 Том 10 No 3 347-356

Вестник РУДН. Серия: http://journals.rudn.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ pi^Nraclmmirtratony

DOI: 10.22363/2312-8313-2023-10-3-347-356 EDN: WZUETX

Научная статья / Research article

Государственная политика в сфере занятости населения: региональный аспект

Е.А. Маслюкова И, М.В. Александрова 0, О.В. Юткина Е>

Российский государственный университет правосудия,

117418, Россия, г. Москва, Новочерёмушкинская ул., д. 69

И katrinamas@mail.ru

Аннотация. Изложены результаты исследования региональных особенностей проведения государственной политики в сфере занятости населения. Проведен мониторинг основных показателей рынка труда г. Москвы, структуры безработных по возрастным группам и структуры занятых по уровню образования в г. Москве. Сделан вывод о наличии основной проблемы на рынке труда в городе Москве, проявляющейся в высоком уровне безработицы среди молодежи в возрасте от 20 до 39 лет с высшим и средним специальным образованием. В целях повышения занятости среди молодежи предлагается организация профессиональной ориентации школьников, повышение информированности обучающихся вузов о наличии профильных вакансий, обучение выпускников навыкам самопрезентации и усиление информирования работодателей о возможности получения льгот при трудоустройстве выпускников.

Ключевые слова: государственное политика, занятость населения, рынок труда, безработица среди молодежи, структура безработных

Заявление о конфликте интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. История статьи:

Поступила в редакцию: 20.04.2023. Принята к публикации: 04.07.2023. Для цитирования:

Маслюкова Е.А., Александрова М.В., Юткина О.В. Государственная политика в сфере занятости населения: региональный аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 3. С. 347-356. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2023-10-3-347-356

© Маслюкова Е.А., Александрова М.В., Юткина О.В., 2023

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/Hcenses/by-nc/4.0/legalcode

State Policy in the Field of Employment: Regional Aspect

Ekaterina A. Maslyukova € H, Margarita V. Alexandrova ,

Olga V. Yutkina ©

Russian State University of Justice,

69, Novocheremushkinskaya st., Moscow, Russian Federation, 117418

H katrinamas@mail.ru

Abstract. The study presents the results of a study of the regional peculiarities of the state policy in the field of employment. The monitoring of the main indicators of the Moscow labor market, the structure of the unemployed by age groups and the structure of the employed by the level of education in Moscow was carried out. It is concluded that there is a major problem in the labor market in the city of Moscow, manifested in a high level of unemployment among young people aged 20 to 39 years with higher and secondary specialized education. In order to increase employment among young people, it is proposed to organize joint events by the management of secondary schools and regional employment services to address issues of vocational guidance of schoolchildren, increase awareness of university students about the availability of specialized vacancies, train graduates in self-presentation skills that promote employment and strengthen employers' awareness of the possibility of obtaining benefits when graduates are employed.

Keywords: public policy, employment, labor market, youth unemployment, structure of the unemployed

Conflicts of interest: The authors declare no conflicts of interest. Article history:

The article was submitted on 20.04.2023. The article was accepted on 04.07.2023. For citation:

Maslyukova E.A., Alexandrova M.V., Yutkina O.V. State Policy in the Field of Employment: Regional Aspect. RUDNJournal ofPublicAdministration. 2023;10(3):347-356. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2023-10-3-347-356

Введение

В современных условиях эффективное развитие региональной экономики во многом зависит от функционирования рынка труда, особенностей его регулирования, уровня занятости различных категорий населения, качества и уровня квалификации трудовых ресурсов.

Основными приоритетами в управлении трудовыми ресурсами должны быть:

• формирование активных и преданных предприятию работников, в том числе молодежи, заинтересованной в его процветании, через их участие в управлении или собственности, планирование деловой карьеры, реализацию их способностей в процессе труда;

• согласование критериев мотивации персонала с целями предприятия;

• создание условий для внештатной карьеры работников, желающих проявить себя в работе во временных проектах по соответствующему росту уровня оплаты труда [1].

Цель научного исследования — мониторинг основных показателей рынка труда города Москвы и определение направлений совершенствования политики в сфере занятости населения.

Методы исследования включают общенаучные методы и подходы, прежде всего системный, правовой, сравнительный, а также ситуационный и статистический анализ, информационно-аналитический и графический методы.

Результаты. Современное состояние конъюнктуры рынка труда России характеризуется сокращением численности рабочей силы в стране, отсутствием системной взаимосвязи профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда, низким уровнем мобильности национальной рабочей силы, дефицитом рабочей силы по отдельным видам и сферам деятельности, что требует государственного участия в решении проблем занятости населения [2].

В целях повышения уровня защищенности и расширения возможностей трудоустройства безработных граждан в России реализуется государственная политика в сфере занятости населения. При этом в каждом регионе существуют особенности, которые необходимо принимать во внимание при разработке региональных программ, что позволит повысить эффективность государственных инструментов политики занятости.

Так, например, в целях обеспечения развития рынка труда и содействия занятости населения города Москвы разработана подпрограмма «Развитие рынка труда и содействие занятости населения». Основными задачами подпрограммы являются: сохранение низкого уровня показателя «уровень регистрируемой безработицы»; увеличение числа граждан, обратившихся в службу занятости как к крупнейшему оператору по поиску работы; повышение уровня трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости населения города Москвы; повышение конкурентоспособности на рынке труда граждан, имеющих трудности в поиске работы; снижение уровня бедности через технологию социального контракта и трудоустройства с доходом, позволяющим выйти из бедности; развитие сети службы занятости населения города Москвы.

Изучение показателей рынка труда г. Москвы в 2020-2022 гг. свидетельствует о ежегодном росте численности населения в городе. Так, в 2020 году этот показатель составлял 12 678 тыс. чел., в 2021 году — 12 655 тыс. чел., а в 2022 году численность населения составляла 13 015 тыс. чел. Безработных в 2022 году насчитывалось 28,1 тыс. чел., в то время как в 2021 году их количество составляло 37,2 тыс. чел. (75,5 %). Установленная среднемесячная заработная плата увеличилась и в 2022 году составила 111 900 рублей, что на 8,5 % выше показателя 2021 г.

Табл. 1 / Table 1

Основные показатели рынка труда г. Москвы в 2020-2022 гг. The main indicators of the Moscow labor market in 2020-2022

Единица Темп роста, % / Growth rate, %

Показатели / Indicators измерения/ Unit of measurement 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. к 2022 г. к 2020 г. / 2021 г. / 2022 by 2022 by 2020 2021

Общая численность населения / Total population тыс. чел. / thousand rubles 12 678 12 655 13 015 103,1 100,7

Численность занятого населения / Number of employed population тыс. чел. / thousand rubles 7 147 7 150 7 116 99,6 99,5

Численность безработного населения / Number of unemployed population тыс. чел. / thousand rubles 96,4 37,2 28,1 29,1 75,5

Уровень зарегистрированной безработицы / Registered unemployment rate % 1,32 0,5 0,39

Уровень безработицы по МОТ / Unemployment rate according to the ILO % 5,9 4,3 3,7

Среднемесячная номинальная заработная плата / Average monthly nominal salary тыс. руб. / thousand rubles 93,1 103,1 111,9 120,2 108,5

Количество рабочих мест / Number of jobs тыс. / thousand 7 987 8 101 8 350 104,5 103,1

Источник: [3] Source: [3]

Анализ показателей, приведенных в таблице 1, говорит о том, что численность населения в г. Москве в 2022 г., по сравнению с 2021 г., увеличилась почти на 1 %, но при этом численность занятого населения сократилась на 0,5 %. Обращает внимание, что значения показателей уровень зарегистрированной безработицы и уровень безработицы, определяемый Международной

организацией труда, не совпадают, что свидетельствует о высокой доле безработных, официально не зарегистрированных в государственных службах занятости.

Мониторинг данных Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области позволил выявить, что в структуре безработных Москвы в 2021 году незанятые в возрасте от 15 до 19 лет составляли 3 %, в возрасте от 20 до 29 лет — 24,9 %, в возрасте от 30 до 39 лет — 25 % от общего числа безработных г. Москвы, от 40 до 49 лет — 16 %, безработные в возрасте от 50 до 59 лет составляют — 23,2 % от общего числа (рис. 1).

60-69 лет; 7,70% / 60-69 years old; 7.70% 50-59 лет; 23,20%/ 50-59 years old; 23,20%

70 лет и старше; 0,30% / 70 years

15-19 лет; 3% /15-19 years old; 3%

40-49 лет; 16%/ 40-49 years old 16%

20-29 лет; 24,90% / 20-29 years old; 24.90%

30-39 лет; 25% / 30-39 years old; 25%

Рис. 1. Структура безработных по возрастным группам в 2021 г., %

Источник: [3].

Fig. 1. Structure of unemployed by age group in 2021, % Source: [3].

Обращает внимание, что половина безработных Москвы в 2021 году имело высшее образование и среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена. Безработные, имеющие среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов, составляют 25,1 % от общей численности безработных, безработные со средним профессиональным по программе подготовки квалифицированных работников 15,3 %, в то время как безработное население со средним общим образованием составляют 18,2 %, с основным общим образованием — 5,6 %, а доля безработных, не имеющих образование составляет 0,4 % (рис. 2).

основное общее;

среднее общее 18,2% / среднее общее; 18,2%

средне профессионал программе подготовки квалифицированных работников; 15,3% /...

по программе подготовки

специалистов среднего звена; 25,1% / secondary.

Рис. 2. Структура занятых по уровню образования в г Москве в 2021 г, %

Источник: [3].

Fig. 2. Structure of employed by level of education in Moscow in 2021, %

Source: [3].

Таким образом, портрет среднестатистического безработного москвича имеет следующие характеристики: возраст от 20 до 39 лет, уровень образования — высшее или среднее профессиональное.

В рамках исследования был проведен социологический опрос, в котором приняло участие 150 респондентов-соискателей, состоящих из лиц трудоспособного возраста. В опросе приняли участие лица в возрасте от 25 до 45 лет. По результатам опроса среди респондентов 50 % имеют высшее образование (в том числе и ученую степень), 19 % — не имеют законченного образования, остальные 31 % — среднее профессиональное образование. Только 15 % ответили, что нашли место с помощью службы занятости. Остальные ответили, что им не предложили никаких вакансий, хотя их образование и специальность востребованы на рынке труда.

Среди причин отказа опрошенные отмечают:

• не было вакансий для специалистов с такой высокой должностью, уникальной специальностью или высокой квалификацией — 15,5 % опрошенных;

• предложенные вакансии не соответствовали специальности — 45,5 % опрошенных;

• не устроил размер оплаты труда — 39 % опрошенных.

По данным социологического опроса, можно сделать вывод о недоверии населения к деятельности региональных служб занятости.

Обсуждение

Таким образом, рынок труда России характеризуется постепенным сокращением численности трудоспособного населения как следствием естественного сокращения численности населения страны и одновременном увеличении численности населения пенсионного возраста. Существующие демографические тенденции приводят к расширению использования на рынке труда рабочей силы возраста старше трудоспособного [2].

В настоящее время около 834 тысяч человек (37,9 %), окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет являются безработными. В этой связи профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами [4].

В рамках исследования необходимо проанализировать структуру безработных по способам поиска работы. Так, в 2021 году почти 73 % населения при поиске работы обращались к знакомым и друзьям, около 54 % — воспользовались интернет-ресурсами, напрямую обратились к работодателям чуть более 20 % опрошенных, и только 36 % воспользовались услугами службы занятости (рис. 3).

15,4 20,3

] 72,

53,7

0

20

36 40

60

80

Шобращение в государственные органы службы занятости

ЩЭ обращение в коммерческую службу занятости

В подача объявлений в СМИ, Интернет, отклик на объявления

Рис. 3. Распределение респондентов по способу поиска работы в 2021 г, %

Источник: [3].

Fig. 3. Distribution of respondents by job search method in 2021, %

Source: [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9

Полученные данные еще раз подтверждают низкий уровень доверия населения к деятельности служб занятости, в том числе в неоправданных ожиданиях качества рабочих мест. Так же молодежь не устраивает низкая заработная плата в государственных и муниципальных службах, а также отсутствие возможности для карьерного роста.

Необходимо отметить, что в государственных службах слабо используется планирование продвижения по карьерной лестнице, равно как и условия мотивации муниципального служащего. Непосредственно карьерный рост считается вспомогательным способом формирования мотивации у муниципального служащего [5].

Таким образом, анализ показателей рынка труда г. Москвы и структуры безработного населения позволил выявить следующие проблемы и сформулировать направления для их решения.

Основной проблемой при реализации государственной политики в сфере занятости населения является высокий уровень безработицы среди населения в возрасте от 20 до 39 лет с высшим и средним специальным образованием. Данная ситуация объясняется несоответствием реализуемых направлений подготовки образовательных учреждений и численности выпускников реальному спросу на рынке труда. Ввиду этого наблюдается ежегодное увеличение роста индекса безработицы среди выпускников профессиональных учебных учреждений.

В этой связи необходимо проведение совместных мероприятий руководством средних школ и региональными службами занятости по решению вопросов профессиональной ориентации школьников. Данное мероприятие должно быть направлено в первую очередь на выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных школ. Профориентация позволит школьникам более осознанно выбирать свою будущую профессию.

В период обучения в высших учебных заведениях следует повышать информированность обучающихся о наличии вакансий и возможности прохождения стажировок по профилю обучения в организациях, с которыми сотрудничают учебные учреждения на договорной основе.

Также необходимо проводить обучение выпускников навыкам самопрезентации при трудоустройстве, в том числе с участием представителей ведущих рекрутинговых компаний России. Необходимо отметить, что благодаря проведению тренингов и мероприятий по самопрезентации студенты получат навыки составления портфолио и резюме, освоят умения презентации своих деловых и личностных качеств, повысят стрессоустойчивость при прохождении собеседования.

Еще одним направлением решения проблемы трудоустройства молодежи является выделение субсидий для работодателей, принимающих на работу выпускников. С этой целью уже предусмотрено стимулирование работодателей путем выделения субсидий из бюджета для покрытия расходов на заработную плату трудоустроенных по квоте выпускников. Для дальнейшего развития данного направления необходимо усилить

информирование работодателей о возможности получения льгот при трудоустройстве выпускников.

Предлагаемые меры по совершенствованию регионального управления в сфере занятости населения будут способствовать снижению безработицы среди молодежи, повышению уровня доверия населения к деятельности государственных служб занятости, привлекательности вакансий, предоставляемых государственными и муниципальными организациями и повышению престижа работы в государственной службе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Башлыкова Ю.Л., Ершова Н.А. Система и методы управления трудовыми ресурсами II В сборнике: Тенденции и перспективы государственного управления социально-экономическим развитием регионов и территорий: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2018. С. 31-35.

2. Маслюкова Е.А., Юткина О.В., Александрова М.В. Особенности конъюнктуры рынка труда России в современных условиях II Russian Journal of Management. 2022. Т. 10. № 2. С. 71-75. https:IIdoi.orgI10.29039I2409-6024-2022-10-2-71-75

3. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. URL: https:II77.rosstat.gov.ruI (дата обращения: 10.04.2023).

4. Маслюкова Е.А., Савина А.И. Особенности формирования рынка труда в России на современном этапе II Трансформация национальной социально-экономической системы России: Материалы II Международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 100-108.

5. АлександроваМ.В., Волкова А.В. Мотивация труда государственных и муниципальных служащих в условиях инновационного развития экономики II Актуальные вопросы развития инновационной экономики: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции I под редакцией В.А. Трифонова, Я.В. Паттури. Великий Новгород, 2019. С. 19-23.

REFERENCES

1. Bashlykova Yu.L., Ershova N.A. Sistema i metody upravleniya trudovymi resursami [System and Methods of Human Resources Management]. Trends and Prospects of Public Administration of Socio-economic Development of Regions and Territories. Materials of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow; 2018:31-35 (In Russ.).

2. Maslyukova E.A., Yutkina O.V., Alexandrova M.V. Osobennosti korï'yunktury rynka truda Rossii v sovremennykh usloviyakh [Features of the Russian Labor Market Conjuncture in Modern Conditions]. Russian Journal of Management. 2022;10(2):71-75 (In Russ.). https:II doi.orgI10.29039I2409-6024-2022-10-2-71-75

3. Department of the Federal State Statistics Service for Moscow and the Moscow region. URL: https:II77.rosstat.gov.ruI (accessed:10.04.2023) (In Russ.).

4. Maslyukova E.A., Savina A.I. Osobennosti formirovaniya rynka truda v Rossii na sovremennom etape [Features of the Formation of the Labor Market in Russia at the Present Stage]. Transformation of the National Socio-economic System of Russia. Materials of the II International Scientific and Practical Conference. Moscow; 2020:100-108 (In Russ.).

5. Alexandrova M.V., Volkova A.V. Motivatsiya truda gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Motivation of Work of State and Municipal Employees in the Conditions of Innovative Economic Development]. Topical Issues of Innovative Economy Development. Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Edited by V.A. Trifonov, Y.V. Patturi. Velikiy Novgorod; 2019:19-23 (In Russ.).

Информация об авторах:

Маслюкова Екатерина Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Российский государственный университет правосудия (ORCID ID: 0000-0003-34743833) (e-mail: katrinamas@mail.ru).

Александрова Маргарита Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Российский государственный университет правосудия (ORCID ID: 0000-0002-9564-302X) (e-mail: 4664290@mail.ru).

Юткина Ольга Владимировна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Российский государственный университет правосудия (ORCID ID: 0000-0001-8119-5257) (e-mail: olga_yutkina@mail.ru).

Information about the authors:

Ekaterina A. Maslyukova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (Russian Federation) (ORCID ID: 0000-00033474-3833) (e-mail: katrinamas@mail.ru).

Margarita V. Alexandrova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (Russian Federation) (ORCID ID: 0000-0002-9564-302X) (e-mail: 4664290@mail.ru).

Olga V. Yutkina — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (Russian Federation) (ORCID ID: 0000-00018119-5257) (e-mail: olga_yutkina@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.