достаточно широко применяемых на зарубежных автомобилях. Эти присадки не рекомендуются и Всемирной хартией производителей топлив.
Использованные источники:
1. Бойко, Е.В. Автомобильные бензины (основные показатели качества) / Е.В. Бойко. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 18 с.
2. Сафонов А.С. Автомобильные топлива / А.С. Сафонов. - СПб.: НПИКЦ, 2002. - 264 с.
УДК 665.5
Бозоров Г.Р., к.т.н.
доцент Шарипова Н.Б. студент магистратуры Бухарский инженерно-технологический институт
Республика Узбекистан, г. Бухара МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ДИЗЕЛЬНОГО
ТОПЛИВА
Аннотация: в статье приведена очистка дизельного топлива для улучшения эксплуатационного качества. В процессе обработки из дизельного топлива удаляются капельная и связанная вода, механические примеси, части смолисто-асфальтеновых соединений и высокомолекулярных полициклических ароматических углеводородов (ПАУ).
Ключевые слова: качества, дизельное топливо, вода, смола, цетановое
число.
Bozorov G.R., c.t.s., associate professor Sharipova N.B., master student Bukhara engineering-technological institute
Uzbekistan, Bukhara MEASURES TO IMPROVE THE QUALITY OF DIESEL FUEL
Annotation: the article describes the cleaning of diesel fuel to improve performance. In the process of processing, droplet and bound water, mechanical impurities, and parts of tar-asphaltene compounds and high-molecular polycyclic aromatic hydrocarbons (PAHs) are removed from diesel fuel.
Keywords: quality, diesel fuel, water, tar, cetane number.
В целях улучшения качества дизельного топлива используется технология глубокой очистки и модификации дизельных топлив. В процессе обработки из дизельного топлива удаляются капельная и связанная вода, механические примеси, части смолисто-асфальтеновых соединений и высокомолекулярных полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). Происходит гомогенизация структуры топлива: разрушение твердой фазы кристаллизовавшихся углеводородов и крупных межмолекулярных ассоциаций, происходит стабилизация структуры топлива и модификация
Теория и практика современной науки" №3(45) 2019
82
его эксплуатационных свойств подобранной композицией присадок.
В результате значительно улучшаются эксплуатационные характеристики дизтоплива и достигается:
- практически полная очистка ДТ от механических примесей и воды;
- коэффициент фильтруемости снижается на 30-50%;
-зольность (показатель, указывающий на наличие в топливе несгораемых веществ), как и коксуемость (показатель, указывающий на склонность топлив образовывать коксовые отложения при сгорании), уменьшается на 33-38%;
- количество парамагнитных соединений (масса смолисто-асфальтовых компонентов, практически не горючих), снижается на 35%;
- содержание смол снижается от 2-х до 10-ти раз;
- цетановое число повышается на 6-8 единиц, улучшаются смазывающие свойства ДТ;
- расход ДТ на 1 км пути сокращается в среднем на 10%;
- сроки эксплуатации узлов и двигателей топливной аппаратуры и цилиндро-поршневой группы увеличивается на 30-40%. Благодаря приобретаемому в процессе обработки «моющему» эффекту, топливо позволяет не только избежать интенсивного нагарообразования цилиндро-поршневой группы и потери мощности, но и обеспечить ее чистку до металлического блеска;
- общее снижение валовых выбросов отработавших газов не менее чем в 2 раза;
- уменьшение выбросов в атмосферу весового количества сажи в 1,5-2
раза.
Обработанное дизтопливо обеспечивает лучшее смесеобразование и полноту сгорания топлива в двигателе благодаря не только своей чистоте, но, главным образом, - изменению структуры топлива. Таким образом, применение системы очитки топлива позволяет значительно улучшить не только эксплуатационные, но и экологические показатели качества топлива.
Использованные источники:
1. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. М.: Издательство «ЭКМОС», 2000. - 320 с.
2. Гуреев А.А., Азев B.C., Камфер Г.М. Топлива для дизелей. Свойства и применение. М., Химия, 1993. - 330 с.
Теория и практика современной науки" №3(45) 2019
83