Д. А. Халикова, Т. С. Меньшикова
СРАВНЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВ
Ключевые слова: цетановое число, дизельное топливо, стандарт.
Данная статья показывает отличие между отечественными дизельными топливами и топливами импортного производства. Представлен краткий обзор сравнений основных показателей дизельного топлива. Показана необходимость развития производства отечественных дизельных топлив, которые будут соответствовать требованиям европейского стандарта.
Key words : cetane number, diesek fuel, standard.
This article shows the difference between domestic diesel fuels and fuels are imported. A brief review of comparisons of key indicators of diesel fuel. Shown the necessity of development of the domestic production of diesel fuels that meet the requirements of European standard.
Дизельное топливо - продукт повсеместного и масштабного спроса, бесперебойное обеспечение которым создает нормальные условия для жизни населения и развития общества, социальноэкономической и военно-политической стабильности государства. В силу этого дизельное топливо играет важную роль в ресурсном обеспечении экономики России. Кроме того, дизельное топливо занимает весьма заметное место в структуре российского экспорта.
В России существуют и действуют 2 стандарта на дизельное топливо: ГОСТ 305-82 и ГОСТ Р 52368-2005. Последний стандарт соответствует требованиям европейского стандарта [1]. За рубежом для характеристики воспламеняемости дизельных топлив обычно применяется показатель «дизельный индекс» (ДИ), поэтому он включен в технические требования ТУ 38.401-58-110—94 на экспортные летние ДЛЭ и зимние ДЗЭ топлива [2].
В чем отличие «Солярки» и «БиКО-4»?
Самое главное различие между ними - содержание серы в топливе. Если для обычного дизтоплива допускается до 0,2 процента, то в БИЯО 4 - не более 0,005. Высокое содержание серы в топливе это не только колоссальный удар по экологии, но и по двигателю. Из-за серы увеличивается износ деталей двигателя, сокращается срок службы масла, ускоряется выход из строя деталей, ответственных за выброс вредных веществ. Продукты сгорания при взаимодействии с водой образуют серную и сернистую кислоты, которые в свою очередь провоцируют коррозию металла.
Так же для дизельных топлив одним из важнейших показателей является цетановое число. Цетановое число определяет промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения. Чем оно выше, тем более спокойно и плавно горит топливная смесь и тем лучше работает двигатель.
Согласно стандарту ГОСТ 305-82, цетановое число должно быть не менее 45 пунктов. А вот для топлива с приставкой «евро», оно уже должно быть не ниже 51 единиц.
На территории РФ действует также национальный стандарт ГОСТ Р 52368, разработчиком
которого является ОАО «ВНИИИ НП». Показатели качества этого стандарта соответствуют европейской нормали БМ 590. Исключение составляет содержание серы - 0,035% для дизельных топлив Евро-3 [3].
Требования к дизельным топливам в соответствии с российскими нормативными документами приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Российские нормативные документы на дизельное топливо
Применение дизельных топлив с ЦЧ ниже 40 ед. приводит к жесткой работе двигателя. При этом возникают ударные нагрузки на поршень, увеличивается давление на подшипники, вызывая их повышенный износ или разрушение. Возможна также деформация или поломка поршневых колец и прорыв в картер большого количества газов. Согласно европейскому стандарту БМ 590:1999 ЦЧ топлив должно быть не менее 51 (требуются промоторы воспламенения) [2].
Европейский стандарт БМ-590:2000 устанавливает ЦЧ топлива не менее 51 [2].
За последние годы существенно изменен Европейский стандарт ЕМ 590: содержание серы снижено с 0,5 до 0,035%, цетановое число увеличено с 45 до 51 ед., введены ограничения на плотность и вязкость 2,0-4,0 мм2/с при 40°С, что соответствует 2,7-6,5 мм2/с при 20'С. Введены новые показатели -содержание полициклических ароматических угле-
Стан- дарт Содер- жание серы,% Содер- жание ПАУ, % Смазы- вающая способ- ность, мкм Цета- новое число
ГОСТ 305 0.02 Не нормируется Не норм. Не менее 45
0.05 Не более 460
ГОСТ Р (EN 590) 0.035 0.005 0.001 Не более 11 Не более 460 Не менее 51
водородов, смазывающая способность, окислительная стабильность и установлены нормы на эти показатели (табл. 2) [4].
Таблица 2 - Требования к качеству дизельных топлив по EN590
Показатели EN590
1993- 1996гг. 1996- 1999гг. Действующий с 2000г.
Массовая доля серы, %, не более 0.5 0.3 0.035
Цетановое число, не менее 45 49 51
Плотность при 15°С, кг/м3 820-860 820-860 820-845
Кинематическая вязкость при 40° С, мм2/с 2.0-4.5 2.0-4.5 2.0-4.5
Фракционный состав: 95% перегоняется до, °С 370 370 360
Содержание полицикличе-ских ароматических углеводородов, %, не более Не норм. Не норм. 11
Смазывающая способность, мкм, не более Не норм. Не норм. 460
Окислительная стабильность, г/м3, не более Не норм. Не норм. 25
Удивительный факт: налоговая политика в нашей стране такова, что чем выше цетановое число дизельного топлива (и октановое - бензина), тем выше акцизный сбор, т. е. ситуация парадоксальная - государство не поощряет промышленность к производству высококачественного топлива. Если же предприятие все-таки производит высокоцетановое топливо, стоимость его для потребителей резко возрастает по сравнению с низкокачественным топливом [5].
Основная доля в общем балансе производства дизельных топлив в России приходится на выработку летнего сорта (до 90%). Потребность в зимних сортах дизельных топлив удовлетворяется лишь на 40% [6]. Среди эксплуатационных характеристик дизельных топлив применительно к климатическим условиям России большое значение имеют показатели, характеризующие их низкотемпературные свойства (температуры застывания, помутнения, предельной фильтруемости) [7,8].
Иногда, чтобы улучшить низкотемпературные качества, дизельное топливо разбавляют керосином, т. е. более легкими фракциями черного золо-
та, имеющими более низкую температуру кипения. Использование разбавленного керосином топлива приводит к повышенному затрате и снижению мощности, двигатели работают жестче, сокращается их ресурс. Особенно чувствительны к такому топливу турбодизели с непосредственным впрыском [5].
В настоящее время техническая политика российских нефтяных компаний направлена на организацию производства современных дизельных топлив Евро-4 и-5. Основными стимулами увеличения выработки таких топлив являются требования иностранных покупателей (50% вырабатываемого дизельного топлива поставляется на экспорт), а также введение в действие технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», устанавливающего конкретные сроки выпуска топлив Евро-4 и -5: с содержанием серы 0,035% - до 31.12.2011 г.; с содержанием серы до 0,005% - до 31.12.2014 г. и далее только топливо с содержанием серы 10 ppm [3].
Сколько же стоит дизельное топливо в США и в России?
Как следует из официальной статистики Министерства энергетики США, галлон автомобильного дизеля стоит 4,764 долл./галлон. В настоящее время автомобильное дизельное топливо в США стоит существенно дороже, чем годом ранее [9]. В России цена за литр дизельного топлива составляет 29,10 рублей [10].
Рост отечественного рынка дизельных топлив приведет к тому, что конкуренцию выдержит тот, кто будет реализовывать наиболее качественное дизельное топливо, содержащее многофункциональный пакет присадок.
Литература
1. Меньшикова Т.С. Актуальность проблемы разработки цетано-повышающих присадок к дизельному топливу./Т.С. Меньшикова, Д. А. Халикова // Вестник Казан. технол. ун-та. 2011. Т. 14, №2. С. 110-112.
2. Капустин В М. Нефтяные и альтернативные топлив с присадками и добавками./ В.М. Капустин. -М.:Колос, 2008. 232 с.
3. Митусова Т.Н. Современенное состояние производства дизельных топлив./ Т.Н. Митусова// Мир нефтепродуктов.-2009.- № 9-10.- С.6-11
4. Митусова Т.Н. Современные дизельные топлива и присадки к ним./ Т.Н. Митусова, Е.В. Полин, М. В. Калинина. М.: Техника, 2002.- 64 с.
5. www.forexaw.com
6. Коновальчиков О.Д. Каталитические свойства катализаторов содержащих фтористый алюминий, в конверсии углеводоро-дов/О.Д. Коновальчиков, Д.Ф. Поезд//. «Нефтепереработка и нефтехимия»№6. 1999г. С18-23
7. Гуляева Л .А./ Нефтепереработка и нефтехимия. / Л. А. Гуляева ,В.А. Хавкин, Э.Ф. Каминский .- 1999.-№6-18-23с
8. Николаев, В. Ф. Рефракто-магнитооптический метод оценки эксплуатационных и теплофизических характеристик реактивных и дизельных топлив/ В.Ф. Николаев, И.Р. Кутушев, А.К. Хамедзя-нов // Вестник Казан. технол. ун-та. 2003. №2. С. 102-106.
9.www. ecoskytech.com.
10.www.azs.tatneft.ru.
© Д. А. Халикова - доц. каф. ХТПНГ КНИТУ, [email protected]; Т. С. Меньшикова - магистр КНИТУ.