Научная статья на тему 'МЕркосур на пути к соглашению с таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана: опыт сотрудничества с Ес и Китаем'

МЕркосур на пути к соглашению с таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана: опыт сотрудничества с Ес и Китаем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕРКОСУР / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ (ЕЭК) / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА (КНР) / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / EUROPEAN UNION (EU) / PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA (PRC) / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / MERCOSUR / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловаров Виктор Владимирович

В свете готовящегося к подписанию Соглашения о сотрудничестве между государствами–членами Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и государствами – участниками Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР в статье проведен комплексный анализ двусторонних торговых переговоров между МЕРКОСУРом с одной стороны и его ключевыми внешнеторговыми партнерами, ЕС и Китаем, – с другой. Рассмотрены предложения сторон по либерализации взаимной торговли и их промежуточные переговорные позиции. Спрогнозированы ключевые тенденции в экономике стран МЕРКОСУРа, которые могут стать результатом таких двусторонних соглашений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mercosur Heading for the Agreement with the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan: Experience of Negotiating with the EU and China

In the light of the anticipated Memorandum on Cooperation between the Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia and the South American Common Market (Mercosur), the article provides an in-depth analysis of Mercosur’s bilateral trade negotiations with its key foreign trade partners – the EU and the People’s Republic of China. The estimation of the parties’ proposals and patterns of mutual trade liberalization as well as their interim bargaining positions are revealed in the article. The key trends of the Mercosur’s economy resulting from such bilateral negotiations were forecasted in the research.

Текст научной работы на тему «МЕркосур на пути к соглашению с таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана: опыт сотрудничества с Ес и Китаем»

УПРАВЛЕНЕЦ № 2/42/ 2013

МЕрКОСур на пути к соглашению сТаможеннымсоюзом России, БелоруссиииКазахстана: опыт сотрудничествас ЕС и Китаем

^ соловАРов виктор владимирович

Аспирант кафедры макроэкономического регулирования и планирования

Российский университет дружбы народов (РУДн)

117198, РФ, г. москва,

ул. миклухо-маклая, 6

Тел.: (495) 651-78-02

E-mail: [email protected]

Ключевые слова

мЕркосур

евразийская экономическая комиссия (ЕЭк)

европейский союз (Ес)

китайская народная республика (кнр)

региональная экономическая интеграция

таможенный союз

всемирная торговая организация (вто)

Аннотация

В свете готовящегося к подписанию Соглашения о сотрудничестве между государствами - членами Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и государствами - участниками Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР в статье проведен комплексный анализ двусторонних торговых переговоров между МЕРКОСУРом с одной стороны и его ключевыми внешнеторговыми партнерами, ЕС и Китаем, -с другой. Рассмотрены предложения сторон по либерализации взаимной торговли и их промежуточные переговорные позиции. Спрогнозированы ключевые тенденции в экономике стран МЕРКОСУРа, которые могут стать результатом таких двусторонних соглашений.

В декабре 2012 г. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) рассматривала вопрос о выработке текста и условий Соглашения о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам между государствами - членами Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (ТС) и государствами - участниками Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР. Данное соглашение может стать первым шагом на пути к переговорам о создании зоны свободной торговли между двумя региональными интеграциями. Пока же оно призвано укрепить сотрудничество в сфере таможенного администрирования; технического регулирования; санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм; торговли; статистики внешней и взаимной торговли; энергетической политики; транспорта и перевозок; нетарифного регулирования; охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг [1]. Опыт показывает, что подобные переговоры носят комплексный и долгосрочный характер и предсказать их конечный исход в настоящее время не представляется возможным. Поэтому цель статьи - рассмотреть ход, результаты и договоренности, достигнутые в рамках подобных двусторонних переговоров МЕРКОСУРа с ключевыми на сегодняшний день партнерами - ЕС и Китаем, - для того чтобы качественно и количественно оценить те перспективы, на которые ТС может рассчитывать в будущем сотрудничестве с МЕРКОСУРом, а также сравнить относительную выгоду от подобного рода соглашений, уже получаемую ЕС и Китаем. Это поможет в обозначении переговорной позиции ТС и в постановке целей переговоров с Южноамериканским общим рынком.

В период с 12 по 16 марта 2012 г. прошел уже восьмой раунд межрегиональных переговоров МЕРКОСУР - ЕС с момента их возобновления 17 мая 2010 г. на двустороннем саммите в Мадриде. Проанализируем их развитие и текущее состояние.

Переговоры МЕРКОСУР - ЕС продолжаются уже более 15 лет и даже сейчас далеки от их логического завершения.

Динамика товарооборота МЕРКО-СУР - ЕС в течение ключевых этапов переговорного процесса представлена в таблице.

Теперь перейдем непосредственно к самим переговорам МЕРКОСУР - ЕС, позициям сторон и тем уступкам, на которые они готовы пойти. Основные пункты тарифного предложения МЕР-КОСУРа выглядят следующим образом [3. С. 113-116].

1. Так как торговые барьеры ЕС в основном нетарифные и не отражены в адвалорных пошлинах (ставка устанавливается в процентах к таможенной цене облагаемого товара), страны МЕРКОСУР предложили осуществить тарификацию нетарифных мер и представить их в виде адвалорных пошлин, снижение которых и даст реальный эффект либерализации.

2. Далее необходимо установить уровень, с которого начнется снижение таможенных тарифов. На данный момент позиции сторон таковы [3]:

• действующий связанный тариф (ВТО): МЕРКОСУР - 31%; ЕС - 7%;

• предложение по связанному тарифу: МЕРКОСУР - 12%; ЕС - 6,9%.

В ВТО связанный уровень тарифа означает, что страна не может установить его выше этого значения. Значения 31 и 7% - это нынешний баланс, достигнутый в рамках ВТО. Но мы видим, что ЕС в переговорах с МЕРКОСУРом практически сохранила тот же уровень, в то время как МЕРКОСУР согласился на 12% как отправную точку снижения. И это очень серьезная и фактически безответная уступка по отношению к ЕС. Сразу становится очевидно, что позиция МЕРКОСУРа более гибкая и его заинтересованность в сделке более высокая.

3. Следующий пункт касается процентной доли импорта МЕРКОСУРа из ЕС, к которому будет применяться нулевая ставка таможенного тарифа. В данный момент доля его торгового оборота с ЕС с нулевым тарифом составляет 11%.

Mercosur Heading for the Agreement with the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan: Experience of Negotiating with the EU and China

Динамика товарооборота МЕРКОСУР - ЕС в течение ключевых этапов переговорного процесса (2005-2011 гг.), млрд дол.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Экспорт в Ес 31,3 35,5 42,1 48,0 34,9 44,7 51,9

импорт из Ес 20,4 23,2 27,6 33,0 26,8 39,5 45,1

Торговый оборот 51,7 58,7 69,7 81,0 61,7 84,2 97,0

Составлено автором по [2].

В результате увеличения данной доли при заключении соглашения она должна составить 77% [3].

Это в высшей степени смелое предложение МЕРКОСУРа подразумевает снижение до нуля еще 66% таможенных тарифов (в дополнение к уже существующим). И если принять во внимание, что средняя величина снижаемых тарифов 10%, то данная уступка очень существенна.

4. И наконец, последний пункт, по которому существуют наибольшие разногласия сторон, это планируемый уровень импортных квот ЕС. Фактически Евросоюз отказывается отменить их в рамках готовящегося соглашения с МЕРКОСУ-Ром, что и стало камнем преткновения в переговорах.

Доля товаров, экспортируемых в ЕС, подпадающих под квоты, составляет 5%. Средний тариф на эти же товары, экспортируемые сверх квоты - 72%. МЕРКОСУР ожидает расширения торговли этими товарами на 5 млрд евро, в результате чего доля на рынке потребления ЕС должна достичь 3,3% [3].

Несмотря на то что речь идет всего

о 5% экспорта МЕРКОСУРа в ЕС, сюда вовлечены группы товаров, по которым латиноамериканская интеграция особенно конкурентоспособна: молочные, мясные продукты и злаки. Согласие по данному пункту может стать ключевым для будущего соглашения.

По каждому из указанных четырех пунктов ЕС вносит свое предложение. Рассмотрим параметры доступа на рынок, чтобы понять, насколько это может быть выгодно МЕРКОСУРу.

1. Тарифное предложение ЕС разбито на шесть подгрупп - корзин. Таможенные

тарифы, относящиеся к товарам первых четырех корзин (А, В, С, й), должны быть снижены до нулевого уровня. По заключении соглашения это произойдет либо сразу (корзина А), либо через четыре, семь или десять лет (В, С и й). Пятая корзина (Е) - это переработанные сельскохозяйственные товары и рыба, тарифы, на которые могут быть отменены в ходе самих переговоров. И наконец, есть шестая корзина, куда входят сельскохозяйственные товары и некоторые переработанные сельскохозяйственные товары (злаки, мясо, сахар, табак, оливковое масло и др.), которые были полностью исключены из переговоров и квота на которые сохранится в полном объеме.

Очевидно, что такая формулировка не принимает во внимание торговые интересы МЕРКОСУРа и тем самым заводит переговоры в тупик. Включение в повестку дня полного перечня сельскохозяйственной продукции - это реальная возможность прийти к справедливому соглашению.

2. Подобно МЕРКОСУРу, ЕС также предложил свою формулу снижения до нуля таможенных тарифов, но она выглядит несколько иначе.

Доля торгового оборота с МЕРКО-СУРом с уже нулевым тарифом - 57%. В результате увеличения данной доли (на 37%) при заключении соглашения она должна составить 94% [3].

Очень важно правильно интерпретировать эти данные. Высокий уровень (57%), который имеет место сейчас, дает прежде всего торговля сырьевыми товарами или товарами, не подвергшимися высокой степени обработки. Также, в противовес предложению МЕРКОСУРа

^ Viktor V. SOLOVAROV

Postgraduate of Macroeconomic Regulation and Planning Dprt.

Peoples’ Friendship

University of Russia

117198, RF, Moscow,

ul. Miklukho-Maklaya, 6

Phone: (495) 651-78-02

E-mail: [email protected]

Key words

mercosur

Eurasian economic commission european union (eu) people's republic of china (PRc) regional economic integration customs union

the world trade organization (WTo)

Summary

In the light of the anticipated Memorandum on Cooperation between the Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia and the South American Common Market (Mercosur), the article provides an in-depth analysis of Mercosur's bilateral trade negotiations with its key foreign trade partners - the EU and the People's Republic of China. The estimation of the parties' proposals and patterns of mutual trade liberalization as well as their interim bargaining positions are revealed in the article. The key trends of the Mercosur's economy resulting from such bilateral negotiations were forecasted in the research.

UPRAVLENETS № 2/42/ 2013

УПРАВЛЕНЕЦ № 2/42/ 2013

Источники

1. Текст проекта Меморандума о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам между государствами - членами Таможенного союза и Единого экономического пространства, Евразийской экономической комиссией и государствами -участниками Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (декабрь, 2012 г.).

2. European Commission Export Helpdesk 2005-2011. http://exporthelp.europa.eu/ thdapp/index_en.html/

3. José Manuel Quijano. El Mercosur 20 años despúes. http://www.iadb.org/intal/in-talcdi/PE/2011/08347.pdf

4. Мосейкин Ю.Н. Неолиберальный глобальный проект // Журнал экономической теории. 2009. №2.

5. Uval N. América Latina Frente a China Como Potencia Económica Mundial // Red MERCOSUR serie policy briefs. http://www. redmercosur.net/america-latina-frente-a-china-como-potencia-economica-mundial/ publicacion/237/es/

6. Doudchitzky Yu. China hace estragos en el Mercosur. http://www.zaichina. net/2012/02/29/china-hace-estragos-en-el-mercosur/

об обнулении 66% тарифных позиций, средняя величина которых 10%, новое предложение ЕС касается только 37% позиций со средним уровнем тарифа 2,6%. На фоне относительно серьезной тарифной уступки со стороны МЕРКОСУРа потери ЕС по такой формуле оказываются незначительными, несмотря на внушительную цифру в 94% беспошлинной торговли. Аргумент ЕС в этой ситуации - изначально уровень такой беспошлинной торговли был высоким, а соответственно средний уровень тарифа - низким. Тем не менее не вызывает сомнений, что оставшиеся 6% тарифов - самые высокие (тарифные пики) и касаются либо товаров с высокой степенью обработки (имеет место тарифная эскалация), либо сельскохозяйственных.

3. Зеркальное предложение ЕС по квотам также совершенно не отвечает требованиям МЕРКОСУРа по доступу на общеевропейский рынок. Оно заключается в следующем.

Оценка ЕС относительно доли квотируемых товаров, экспортируемых в ЕС, и среднего тарифа на них совпадает с точкой зрения МЕРКОСУРа. Однако по предложению ЕС расширение торговли этими товарами ограничено размером

1 млрд евро, а их доля на рынке потребления ЕС не должна превысить 0,6% [3].

Консервативная позиция ЕС по данному вопросу объясняется невозможностью точно оценить как потенциальный ущерб европейским производителям от либерализации, так и количественный уровень их внутренней поддержки. Как показывает практика переговоров, этот вопрос является самым чувствительным для обеих сторон.

4. ЕС настаивает, разумеется в своих интересах, на применении в переговорах с МЕРКОСУРом правил ВТО. Статья 24 ГАТТ-1994 предусматривает, что таким соглашением должна покрываться значительная часть взаимного товарооборота. Как было сказано выше, ЕС предлагает 94% беспошлинной торговли и требование выполнялось, тогда как МЕРКОСУР, предлагая 77% [3. С. 113-116], не выполнял его.

Второй аргумент ЕС - это якобы отсутствие свободного перемещения товаров из одной страны-члена МЕРКОСУРа в другую, в отличие от «реально функционирующего» интеграционного объединения - ЕС.

Подводя итоги переговорам МЕРКОСУР - ЕС, следует отметить, что они не просто содержат в себе некие условия взаимной торговли на десятилетия впе-

ред, но и являются отражением столкновения двух парадигм экономической глобализации. По мнению директора Института мировой экономики и бизнеса РУДН Ю.Н. Мосейкина, развитые страны, в частности ЕС, навязывают странам Латинской Америки так называемый «неолиберальный» вариант экономического развития, с помощью прямого контроля над международными экономическими организациями (МВФ, ВБ) переводя взаимоотношения с ними в финансовую сферу. И причины последнего экономического кризиса проистекают из международных финансов, так как именно финансовый капитал проявил наибольшую заинтересованность в обеспечении прибылей через возможность проведения своих операций в любой точке глобальной экономики, в том числе на территории стран - членов региональной интеграции МЕРКОСУР [4. С. 1-2].

На протяжении двух последних десятилетий торгово-экономические отношения Китая со странами МЕРКОСУРа развивались поступательно и динамично. Сегодня КНР является вторым по значимости торговым партнером региона. Если в начале 1990-х годов на долю Китая приходилось не более 0,6% [5. С. 4] от общего внешнеторгового оборота стран Латинской Америки, то в 2009 г. этот показатель достиг 9,7% [5. С. 4]. Постоянно растущий объем торговли Китая со странами МЕРКОСУРа может рассматриваться как пример реализации на практике китайской глобальной стратегии децентрализации внешней торговли и диверсификации торговых партнеров. При этом развитие торгово-экономических связей с Китаем определенным образом способствует ослаблению зависимости стран МЕРКОСУРа от традиционных торговых партнеров - США и стран ЕС.

Вместе с тем по мере развития торгово-экономических отношений все более заметным становилось несовпадение интересов стран МЕРКОСУРа и Китая по ряду ключевых вопросов. Основные проблемы, существующие на современном этапе, заключаются в следующем.

Во-первых, существенный опережающий импорт из Китая в страны МЕРКОСУРа. Растущее превышение китайских импортных поставок над экспортом из МЕРКОСУРа обусловливает постоянно растущий дефицит торгового баланса с Китаем, который, перевалив в 2008 г. за 50 млрд дол. США [5. С. 4], стал самым крупным для стран Латинской Америки. Сегодня в большей или меньшей степени все страны МЕРКОСУРа пытаются решить

основную проблему: как обеспечить максимальные объемы экспорта национальной продукции и одновременно свести до минимума импорт товаров из-за рубежа. Правительство Бразилии в качестве вынужденной меры сдерживания ввоза китайских автомобилей, объем которого в 2010-2011 гг. вырос на 600% [6. С. 2], повысило до 30% уровень импортных пошлин. Аналогичные решения были приняты в отношении импорта текстильных и обувных изделий из Китая, поскольку выход китайских компаний на национальные рынки упомянутых изделий практически повсеместно приводит к фактическому уничтожению местной промышленности.

Во-вторых, узкая экспортная номенклатура, дисбаланс между структурой экспорта и импорта.

Страны МЕРКОСУРа выступают в основном в качестве поставщиков горнорудного и сельскохозяйственного сырья и покупателей промышленных товаров. На долю основных статей латиноамериканского экспорта - медные/железные руды и сою - в 2009 г. приходилось 55,7% общего объема, на продукцию горнодобывающей и аграрной отраслей - более 80% [5. С. 4]. Данные показатели существенно превосходят среднемировые, которые по данным товарам редко превышают 30% общего объема экспорта [5. С. 4].

В-третьих, конкуренция на рынках третьих стран. В последние годы страны МЕРКОСУРа ощущают ее со стороны Китая все более остро. Особенно это заметно на рынках товаров высокого технологического уровня (техника для телекоммуникаций и информатики, химические товары, машины и оборудование).

Следует учесть, что все рассмотренные экономические модели нужно объединить в рамках «общей картины». Так, во время саммита Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) и ЕС 25-26 января 2013 г. ЕС может пойти на серьезные уступки. Все дело в том, что Евросоюз стремится расширить присутствие в Латинской Америке, обеспечив доступ к рынкам сбыта. В то же время стремительный рост торгового оборота МЕРКОСУРа с Китаем и перспективы подписания Соглашения с ТС могут заставить ЕС заключить более выгодную для МЕРКОСУРа сделку в краткосрочной перспективе.

Подводя итоги, необходимо отметить, что Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана наиболее близко соотносится с «китайской» торгово-экономической моделью МЕРКОСУРа: по причине

низкой степени взаимодополняемости экономик ТС и МЕРКОСУРа неизбежна конкуренция на внешних рынках (сельскохозяйственное и энергетическое сырье). Кроме того, из-за узкой экспортной номенклатуры перспективы диверсификации внешней торговли МЕРКОСУР - ТС серьезно ограничены. Тем не менее ключевые направления, заявленные в проекте Соглашения о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам ТС (ЕЭК) - МЕРКОСУР [1], такие как межрегиональное сотрудничество по мерам, связанным с содействием развитию торговли (что является одним из четырех пунктов повестки дня Доха-раунда ВТО), и по снижению нетарифных барьеров во взаимной торговле, уже сейчас могут придать положительный импульс развитию двусторонней торговли на пути к обсуждению более глубоких ступеней взаимного интеграционного процесса, в частности зоны свободной торговли, как в случае с ЕС. На сегодняшний день уже ясно, что Россия и Таможенный союз в целом начинают играть ключевую роль как на рынке МЕРКОСУРа, так и во всей Латинской Америке, и поэтому те условия, о которых следует договориться на перспективу, должны быть не менее благоприятные, чем те, которыми будут пользоваться европейские и китайские экспортеры.

References

1. Memorandum on cooperation between member states of the Customs Union and Common Economic Space, Eurasian Economic Commission and the South-American Common Market (Mercosur) on trade and economic issues (text) (December, 2012).

2. European Commission Export Helpdesk 2005-2011. http://exporthelp.europa.eu/th-dapp/index_en.html/

3. José Manuel Quijano. El Mercosur 20 años despúes. http://www.iadb.org/intal/in-talcdi/PE/2011/08347.pdf

4. Moseykin Yu.N. The neoliberal global project // Zhurnal ekonomicheskoy teorii. 2009. No. 2.

5. Uval N. América Latina Frente a China Como Potencia Económica Mundial // Red MERCOSUR serie policy briefs. http://www. redmercosur.net/america-latina-frente-a-china-como-potencia-economica-mundial/ publicacion/237/es/

6. Doudchitzky Yu. China hace estragos en el Mercosur. http://www.zaichina. net/2012/02/29/china-hace-estragos-en-el-mercosur/

UPRAVLENETS № 2/42/ 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.