УДК 327.35
А. И. Емельянов
кандидат политических наук; доцент кафедры политологии
Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ;
e-maiL: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕВРОПЫ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА БАЗЕ ЕВРОСОЮЗА И МЕРКОСУР В XXI ВЕКЕ
Международная латиноамериканская организация «Общий рынок Юга» (МЕРКОСУР) является одной из наиболее авторитетных организаций в сфере политики и экономики в Латинской Америке. На фоне других региональных организаций, например, Организации американских государств (ОАГ) и Союза южноамериканских наций (УНАСУР), она является наиболее стабильной и влиятельной в южноамериканском регионе. В рамках данной Организации существует значительное число ассоциированных членов и официальных наблюдателей, что позволяет данной организации являться учредителем политической повестки дня в регионе.
Выстраивание отношений с ЕС перспективно для всех стран данного латиноамериканского объединения. В условиях нестабильной мировой политической обстановки, кризиса в канонах международного права, налаживание отношений между региональными форумами может стать залогом интеграции экономических и политических систем Европы и Южной Америки.
Политическая ситуация демонстрирует, что США теряют неоспоримое преимущество в регионе. На место североамериканскому капиталу приходят китайский и российский капитал. В этих условиях ЕС рискует остаться в стороне от процесса укрепления ключевых акторов мировой политики в латиноамериканском регионе. Одним из вариантов укрепления ЕС на этом внешнеполитическом направлении стало создание зоны беспошлинной торговли. Учитывая культурные и цивилизационные сходства регионов, можно говорить о том, что ЕС еще не до конца использовал свой потенциал на данном направлении. Помимо схожих культур, лингвистической и религиозной близости, у ЕС существует простор для маневра на данном направлении. Подобная ситуация может создать хорошую почву для интенсификации международных связей регионов между собой. Кроме того, возможное создание зоны свободной торговли является залогом развития бизнеса в регионе. Тем не менее сохраняются противоречия между этими международными субъектами, которые осложняют переговорный процесс, начавшийся еще в 2004 г., после того, как была прекращена разработка проекта «Зоны свободной торговли Америки» (АЛКА). В отличие от амбициозного проекта АЛКА, который был инициирован США, ЕС не ставит перед собой цель полного экономического доминирования на рынке Южной Америки в виду своего промышленного превосходства. Несмотря на согласие вести переговоры об интеграции своих рынков с ЕС, всё же выделились ключевые противоречия, которые отражали политическое противостояние Латинской Америки и Европы. Во-первых, это выражалось в том, что ЕС отказывался
от открытия своих рынков аграрной продукции странам - членам МЕРКОСУР, в то время как в Бразилии и в Аргентине отказывались снимать ограничения на ввоз промышленных товаров.
В то же время продолжающийся финансовый кризис заставляет ЕС открывать новые рынки сбыта и инвестиционные площадки за пределами Европы, чтобы компенсировать слабый внутренний спрос. Продолжение переговоров стало ключевым пунктом в поисках выхода из кризисной ситуации. Также политические круги Европы и Южной Америки понимают сложность выхода из кризиса исключительно с помощью торгово-политической экспансии собственными силами.
Ключевые слова: Латинская Америка; Европа; МЕРКОСУР; Европейский союз; интеграция; международные отношения; политика.
A. I. Emelianov
PhD (PoLiticaL Science), Associate Professor, Department of Political Science, Institute of International ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences (FacuLty); MSLU; e-maiL: [email protected]
INTERACTION OF EUROPE AND LATIN AMERICA ON THE BASIS OF THE EUROPEAN UNION AND MERCOSUR IN THE XXI CENTURY
InternationaL Latin American organization of Mercosur (Spanish: Common market of the South) is one of the most respected poLiticaL and economic organizations in Latin America. Other regionaL organizations, such as the Organization of American States (OAS) and UNASUR (Spanish: "Union of the South American Nations"), it is the most stabLe and infLuentiaL in the whoLe region. The fact that it is within the framework of this organization that a significant number of associate members and officiaL observers exist makes it possibLe for this organization to be the founder of the poLiticaL agenda in the region.
BuiLding reLations with the EU is promising for aLL the countries of this Latin American association. In the conditions of unstabLe worLd poLiticaL situation, crisis in the canons of internationaL Law, the estabLishment of reLations between regionaL forums can be the key to the integration of economic and poLiticaL systems of these regions.
The current regionaL poLiticaL situation demonstrates that the US is Losing an undeniabLe advantage in the region. In pLace of the North American capitaL come Chinese investments. In this context, the EU risks being Left out of the process of strengthening key actors of worLd poLitics in the Latin American region. One of the options for strengthening the EU on this foreign poLicy direction was the creation of a duty-free zone.
Given the cuLturaL and civiLizationaL simiLarities of the regions, we can say that the EU has not yet fuLLy used its potentiaL in this direction. In addition to simiLar cuLtures, Linguistic and reLigious affinity, the EU has room for maneuver in this direction. Such a situation can create a good ground for the intensification of
international relations between the regions. In addition, the possibLe creation of a free trade zone is the key to business development in the region.
Despite this, there are still contradictions between these international actors, which complicate the negotiation process, which began in 2004, after the development of the ALKA project (with the use of the "free trade Zone of the Americas"). Unlike the ambitious ALKA project that was initiated by the US, the EU does not set itself the goal of total economic dominance in the South American market in view of its industrial superiority. Despite agreeing to negotiate the integration of their markets with the EU, there were still key contradictions that reflected the political confrontation between Latin America and Europe. First, it was expressed that the EU refused to open its agricultural markets to MERCOSUR countries, while Brazil and Argentina refused to lift restrictions on the import of manufactured goods.
At the same time, the ongoing financial crisis is forcing the EU to open new markets and investment platforms outside Europe to offset weak domestic demand. The continuation of the talks has become a key point in the search for a way out of the crisis. ALso, the political circles of Europe and South America understand the difficulty of overcoming the crisis solely through trade and political expansion on their own.
Key words: Latin America; Europe; Mercosur; European Union; integration; international relations; politics.
Латиноамериканские государства, являющиеся членами крупнейшей региональной политико-экономической организации МЕРКОСУР, во многом определяют политику региона на международной арене. Полноценные участники данной региональной организации: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с 2012 г.). Кроме того, Боливия, Чили, Эквадор, Колумбия и Перу имеют статус ассоциативных членов, Мексика и Новая Зеландия имеют статус официальных наблюдателей. МЕРКОСУР проводит переговоры с различными международными надгосударственны-ми структурами, обсуждая вопросы межрегионального сотрудничества и укрепления политико-экономических связей. Одним из наиболее перспективных направлений подобного сотрудничества является взаимодействие с Европейским союзом и его институциональными структурами.
В настоящее время страны - участники МЕРКОСУР экспортируют в среднем 22 % от их общего объема товаров в ЕС, в то время как импорт из ЕС составляет практически 25 %% [International Trade Statistics Yearbook]. В то же время справедливо говорить о том, что подобная модель экономических отношений, базирующихся
на обмене товарами, претерпела минимум изменений с тех пор, как был основан МЕРКОСУР. Данная модель соответствует классической концепции «центр - периферия», или «метрополия -колония». В то время как в экспорте МЕРКОСУР преобладают сырье и сельскохозяйственная продукция, 80 % импорта из ЕС -товары промышленного назначения [Trade with Mercosur countries 2012-2018]. Для ЕС данное положение вещей выглядит иначе: доля торговли ЕС с МЕРКОСУР достигает в общем соотношении 5 %, поэтому Латинскую Америку принято считать малозначимым партнером для прямых инвестиций со стороны ЕС. Осложняет ситуацию и тот факт, что многие европейские компании повели себя очень агрессивно во время этапа приватизации в латиноамериканских государствах в 1990-е гг., не оказывая никаких дополнительных финансовых вливаний, а лишь используя их для получения прибыли и вывода ее за рубеж. В то же время сегодня объем европейских прямых инвестиций в страны МЕРКОСУР больше, чем у КНР, Индии и России в совокупности [EU direct investment...]. Однако с 2013 г. товарооборот снижается, а присутствие европейцев на рынке услуг и инвестиционных услуг увеличивается [Статистические данные 2012-2016]. В этом случае можно говорить о том, что экономические взаимоотношения и культурная близость продолжают влиять на политико-экономические отношения двух регионов.
Причины такого развития событий разнообразны, тем не менее они снова сходятся к основному политико-экономическому конфликту, который оказал значительное влияние на взаимоотношение ЕС и стран - участников МЕРКОСУР. ЕС заинтересован в первую очередь в создании доступного рынка промышленных товаров и в либерализации сектора услуг и государственных закупок в Латинской Америке, а усилия МЕРКОСУР направлены на развитие рынка сельскохозяйственной продукции и протекционизм на внутренних рынках. При этом аграрная политика ЕС направлена на протекционизм в интересах европейских производителей. Одним из опасений МЕРКОСУР является перспектива оказаться в политико-экономической зависимости от Европы в сфере сельского хозяйства. Кроме того, МЕРКОСУР беспокоится, что либерализация рынка может привести к ослаблению производительных мощностей в своих странах. Им выгоднее, чтобы ЕС стал рынком
сбыта сельскохозяйственной продукции и не заключал больше никаких торговых соглашений с другими странами и интеграционными группировками Латинской Америки, кроме тех, которые разрешены и подразумеваются Соглашением о свободной торговле, заключенном между Израилем и Европейским экономическим сообществом [Договор о свободной торговле ...].
Учитывая продолжающееся столкновение интересов и переговоры, длящиеся уже более десяти лет, возникает вопрос: «Почему ЕС продолжает переговоры с МЕРКОСУР?» Можно предположить два объяснения подобному положению вещей:
1) мультилатерализм в международных переговорах (возникший в рамках ВТО, когда потенциальным странам, желающим войти в ВТО, нужно получить одобрение у всех стран-членов ВТО) дал импульс новой политике билатерализма, в результате страны вынуждены выстраивать развитые двусторонние отношения помимо коллективного переговорного процесса;
2) смещение сил в мировой политике, изменение мировой экономической конъюнктуры и растущий интерес КНР к внутреннему рынку Латинской Америки.
В этих условиях можно прогнозировать успешное завершение переговоров из-за готовности руководства ЕС к гибкости в переговорном процессе. Это обусловлено экономическим кризисом, который оказал более значительное воздействие на ЕС, чем на страны Южной Америки. Кроме того, в отличие от Латинской Америки, ЕС находится в кризисе сверхнакоплений, так как причина кризиса - избыток капитала при отсутствии возможностей прибыльного вложения в основные фонды. В этих условиях важнейшей задачей, стоящей перед любым государством, является поиск новых возможностей вложения избыточного капитала.
Видный западный исследователь Д. Харви с помощью своей теории «пространственно-временного сжатия»1 объяснил, как это может произойти. Согласно этой теории сжатие времени и пространства происходит в связи с интенсификацией процессов глобализации и глокализации. Подобное приводит к «интенсивной фазе пространственно-временного сжатия, которая имеет дезориентирующее и разрушительное влияние на политико-экономическую
1 Зд. и далее перевод наш. - А. Е.
44
жизнь, баланс классовой власти, а также на культурную и социальную жизнь» [Harvey 1989, c. 293]. Пример уничтожения пространства через время дают продукты и услуги, ранее недоступные в различных регионах и странах из-за логистических проблем. Или, например, во время войны 1991 г. США с Ираком телевидение мгновенно переносило нас от воздушных ударов по Багдаду к «молниеносным» атакам Тель-Авива и военным брифингам в Эр-Рияде. Такой избыток может быть потенциально поглощен:
1) благодаря своевременным изменениям с помощью инвестиций в долгосрочные проекты или социальные проекты (в качестве расходов);
2) благодаря масштабным изменениям с помощью открытия новых рынков, новых производственных мощностей и ресурсов, а также новых рабочих мест в новых разных локациях;
3) с помощью комбинации первых двух вариантов [Harvey 2003].
Руководствуясь этими негласными принципами ЕС продолжает переговоры с МЕРКОСУР [Los Cancilleres del MERCOSUR...]. В случае успеха, мировую экономику ждет полноценная либерализация рынка, сопровождаемая ростом деловой активности, а также увеличением экспорта из Европы в два раза [Presidencia Pro Témpore ...].
Насколько успешно у ЕС получится реализовать проект торго-во-политической экспансии, зависит в первую очередь не от желания европейских стран, а от интересов их партнеров по переговорам, соотношения политических интересов. Здесь материализуется вопрос о «соотношении сил» ЕС и МЕРКОСУР.
Как и во многих других стран, находящихся на периферии капитализма, так и в странах Южной Америки, в 1990-х гг. преобладала неолиберальная политическая модель. Модель, базировавшаяся на союзе национальных элит и транснациональных компаний. Несмотря на то что она привела к увеличению деловой активности на первом этапе, в дальнейшем все вылилось в спад экономического роста, вывод активов в офшоры и в зависимость экономик латиноамериканских государств от стран Западной Европы и США. После социально-экономических кризисов в Бразилии и Аргентине интерес к либерализации начал падать. В начале 2000-х гг. новоизбранные левоцентристские партии решились на частичный отказ от политики неолиберализма [Boris, Schmalz, Tittor 2005].
Это и последующие дебаты о переходе от политики «либерального регионализма» к «постнеолиберальному» обозначили смену внешнеэкономического направления стран - участников МЕРКОСУР [Sanahuja 2012]. Таким образом, главным приоритетом МЕРКОСУР стало индустриальное развитие [Malcher 2005].
В 1960-1970-х гг. вместо улучшения взаимоотношений с традиционными торговыми партнерами в лице США и Европы началось усиление «кооперации Юг-Юг», что, например, позволило КНР выйти на южноамериканские рынки. Под сотрудничеством «Юг-Юг» понимается исторически обмен ресурсами, технологиями и знаниями между развивающимися странами. Поэтому соглашение о сотрудничестве с ЕС было бы выгодно МЕРКОСУР в том случае, если бы явные недостатки компенсировались доступом к сельскохозяйственным рынкам ЕС.
В последние годы политическая элита МЕРКОСУР видит в экономической слабости ЕС возможность добиться больших уступок. Пока европейские рынки теряют привлекательность, а европейские компании направлены на открытие новых рынков с помощью договоров о свободной торговле, соотношение сил сместилось в пользу Южной Америки, повысив ее инвестиционную привлекательность. Руководители ЕС осознают эти изменения. Например, представительница Комитета по торговле Европейской комиссии объясняет это в интервью следующим образом: «Я бы сказала, что ЕС сегодня находится в слабом положении для ведения переговоров <...>. Можно констатировать, что мы нуждаемся в новых соглашениях, чтобы найти новые источники роста <. > Раньше соглашения заключались по инициативе наших торговых партнеров <...>. Сегодня ситуация сложилась так, что европейский рынок находится в состоянии кризиса, поэтому наши партнеры могли бы аргументировать свой отказ тем, что соглашение о торговле их больше не интересует» [Stearns 2018].
Хотя среди потенциально новых политико-экономических направлений стран Латинской Америки можно выделить страны Азии, Европа остается привлекательным и важным рынком. Мнимая слабость ЕС, на самом деле, могла бы оказаться в первую очередь ошибочным восприятием ситуации партнерами по переговорам. Несмотря на то что сотрудничество Юг-Юг не сможет заменить торговые отношения с США и ЕС, КНР всегда используется
в переговорах в качестве средства давления, одновременно с этим существует боязнь перед «китайским вторжением» или «русским вторжением», возобновлением отношений «центр - периферия» под новыми условиями.
Подводя итоги, можно утверждать, что в настоящее время интересы ослабленного ЕС, который считает, что он вынужден искать новые рынки сбыта и инвестиций, и уверенного в себе МЕРКОСУР, который с нажимом продвигает свои протекционистские и наступательные интересы, противостоят друг другу. Анализ отношений ЕС и МЕРКОСУР демонстрирует то, что ЕС столкнулся с серьезными противоречиями между торгово-политическим планами и условиями их реализации. Острая нужда в торговой экспансии, которая является результатом еврокризиса и неолиберальных методов регулирования, сказывается на балансе сил двух регионов в пользу МЕРКОСУР. Кризис выступит, скорее, в форме катализатора новых действий. Дело идет к тому, что большее значение придается политическому подтексту возможного договора.
Во-первых, из-за нужды в освоении новых рынков сбыта и инвестиций ограничивается свобода действий ЕС, но в то же время ЕС предлагает планы так называемой глубокой интеграции и защиты инвесторов. Примером могут быть «введение идентичных стандартов производства, правил регулирования инвестирования, государственных закупок и политики конкурентоспособности» [С1ааг, №1ке 2012, с. 5].
Во-вторых, в отношении формата переговоров наблюдается движение в сторону билатерательного характера. Эффективнее всего найти компромисс с ключевыми странами этого объединения, например с Бразилией, а затем совместно с ней оказывать давление на других.
В связи с развитием событий в ЕС интеграция с МЕРКО-СУР может поспособствовать стабилизации кризисной ситуации и уменьшению противоречий. Таким образом, во внешней политике ЕС можно заметить черты авторитарного этатизма, вызванные внутренним кризисом в еврозоне, а также внешними факторами, которые являются составной частью растущей агрессивной торговой политики. Кроме того, речь идет о транснационализации европейских концернов и образование новой европейской политико-экономической модели, базирующейся на институциональном
подходе и воздействии на торговые отношения в качестве инструмента внешней политики. В этой связи можно предположить, что ЕС слишком рано начал применять активные меры в отношении южноамериканского региона без ясного и однозначного объяснения своих действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Договор о свободной торговле между Израилем и ЕЭС (ст. на английском языке) // Official Journal of the European Communities. 1985. № 147. 156 p.
Статистические данные 2012-2016 // Официальный сайт Экономической комиссии для стран Латинской Америки (СЕПАЛ). URL: estadísticas. cepal.org/cepalstat/engine/index.html BorisD., SchmalzS., Tittor A. Lateinamerika: Verfall neoliberaler Hegemonie? //
Deutschland, Bielefeld : Verlag der Universität Bielefeld, 2005. 125 S. Canciller Argentina anuncia avances en el acuerdo del MERCOSUR con Unión Europea (UE) // Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Аргентина. URL: www.mrecic.gov.ar/malcorra-en-bruselas-anuncio-avances-en-el-acuerdo-del-mercosur-con-la-ue Claar S., Nölke A. Tiefe Integration: Konzeptuelle Grundlagen // Journal für
Entwicklungspolitik. 2012. Vol. 28 S. 4-7. EU direct investment positions, flows and income, breakdown by partner countries // Официальный сайт Foreign Direct Investment Eurostat. URL: ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/bop_fdi6_geo Harvey D. W. The Condition of Postmodernity. Massachusetts, Cambridge :
Blackwell Publishers, 1989. 378 p. Harvey D. W. The New Imperialism. Oxford : Oxford University Press, 2003. 253 p.
International Trade Statistics Yearbook // Официальный сайт UN
COMTRADE. URL: comtrade.un.org/pb/downloads/2016/VolI2016.pdf Los Cancilleres del MERCOSUR se reunieron para evaluar las negociaciones con la UE // Официальный сайт MERCOSUR. URL: www.mercosur. int/innovaportal/v/8635/2/innova.front/los-cancilleres-del-mercosur-se-reunieron-para-evaluar-las-negociaciones-con-la-ue Malcher I. Freihandel, Einflusszonen und Alternativen. Das Rivalitätsverhältnis zwischen den USA und der EU in Südamerika und zum Mercosur // Badziura. Hamburg : VSA-Verlag 2005. 279 S. Presidencia Pro Témpore Paraguaya del MERCOSUR // Официальный сайт MERCOSUR. URL: www.mercosur.int/innovaportal/v/8591/2/innova. front/presidencia-pro-tempore-paraguaya-del-mercosur
Sanahuja J. A. El regionalismo "post-liberal" en América Latina y el Caribe: nuevos actores, nuevos temas, nuevos desafíos / Anuario de la Integración Regional de América Latina y el Gran Caribe // Argentina, Buenos Aires: Coordinadora Regional de Investigaciones Económicas y Sociales (CRIES), 2012. 79 p.
Stearns J. Europe Closes In on a Latin American Trade Deal Amid Trump Protectionism // Официальный сайт "Bloomberg L.P." URL: www. bloomberg.com/news/articles/2018-01-28/europe-closes-in-on-fresh-trade-deal-as-trump-puts-up-barriers Trade with Mercosur countries 2012-2018 // Официальный сайт Европейской комиссии Европейского Союза. URL: ec.europa.eu/info/business-economy-euro/trade-non-eu-countries_en