Научная статья на тему 'Ментальные программы социального поведения в сфере образования на Юге России'

Ментальные программы социального поведения в сфере образования на Юге России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
SOUTH OF RUSSIA / EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM / MENTAL PROGRAM / SOCIAL BEHAVIOR / MODAL MODEL OF SOCIAL BEHAVIOR / CONSERVATIVE-ORIENTED MODEL OF SOCIAL BEHAVIOUR / LIBERAL-ORIENTED MODEL OF SOCIAL BEHAVIOUR / ЮГ РОССИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОДАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / КОНСЕРВАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЛИБЕРАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесникова Елена Юрьевна

В статье раскрываются особенности ментальных программ модального социального поведения населения Юга России в сфере образования. Автор отмечает, что модифицируются представления, ценности и установки социального поведения, связанные с его ментальной составляющей. На основе использования материалов социологического исследования показано, что модель социального поведения населения Юга России в сфере образования можно отнести к модели гибридного типа смешанной, консервативно-либеральной. Эта модель сочетает в себе представления, ценности, установки либерального типа, и ментальные структуры сознания, сформированные консервативными традициями социализации, ключевой составляющей которой явились представления об образовании как социокультурной, общегуманитарной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колесникова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL PROGRAMS OF SOCIAL BEHAVIOR IN THE EDUCATION SPHERE IN THE SOUTH OF RUSSIA

The article reveals the particular mental modal programmes of social behaviour of the population in the South of Russia in the field of education. Explains that the modified view, values and attitudes of social behavior related to his mental component. Through the use of materials of sociological research shows that the model of social behaviour of the population in the South of Russia in the field of education can be attributed to the models of hybrid type is mixed, the conservative-liberal. This model combines the views, values, «liberal» installation type, on the one hand, and the mental consciousness structure, formed by the conservative traditions of socialization, the key component of which were on view education as cultural, humanitarian values.

Текст научной работы на тему «Ментальные программы социального поведения в сфере образования на Юге России»

УДК 37 ББК 74

Колесникова Елена Юрьевна Kolesnikova Elena Yurevna

доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований

Института социологии и регионоведения Южного федерального университета кандидат социологических наук.

Associate Professor at the Department of Theoretical Sociology and Methodology of Regional Researches of the Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University, PhD in Sociology. Тел.: 8 (950) 852-56-48.

МЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ

Mental programs of social behavior in the education sphere in the south of Russia

В статье раскрываются особенности ментальных программ модального социального поведения населения Юга России в сфере образования. Автор отмечает, что модифицируются представления, ценности и установки социального поведения, связанные с его ментальной составляющей. На основе использования материалов социологического исследования показано, что модель социального поведения населения Юга России в сфере образования можно отнести к модели гибридного типа - смешанной, консервативно-либеральной. Эта модель сочетает в себе представления, ценности, установки либерального типа, и ментальные структуры сознания, сформированные консервативными традициями социализации, ключевой составляющей которой явились представления об образовании как социокультурной, общегуманитарной ценности.

Ключевые слова: Юг России, образование, система образования, ментальная программа, социальное поведение, модальная модель социального поведения, консервативно-ориентированная модель социального поведения, либерально-ориентированная модель социального поведения.

В контексте модернизационных преобразований российского общества сформировалась новая социальная структура, существенным изменениям подверглось общественное сознание россиян. Произошла трансформация ментальных программ их социального поведения в различных социальных сферах, в том числе в системе образования [14].

В российском обществе сложилась новая образовательная среда, порождающая различные образовательные стратегии молодежи, обусловленные не только их социально-экономическими возможностями, но и ментальными программами социального поведения, сформировавшимися в результате социализа-

The article reveals the particular mental modal programmes of social behaviour of the population in the South ofRussia in the field of education. Explains that the modified view, values and attitudes of social behavior related to his mental component. Through the use of materials of sociological research shows that the model of social behaviour of the population in the South of Russia in the field of education can be attributed to the models of hybrid type is mixed, the conservative-liberal. This model combines the views, values, «liberal» installation type, on the one hand, and the mental consciousness structure, formed by the conservative traditions of socialization, the key component of which were on view education as cultural, humanitarian values.

Keywords: The South of Russia, education, educational system, mental program, social behavior, modal model of social behavior, conservative-oriented model of social behaviour, liberal-oriented model of social behaviour.

ции в новых условиях. Поэтому важным представляется эмпирически выявить и описать те или иные модели социального поведения населения Юга России в образовательной сфере, изучение которых позволяет глубже понять, с одной стороны, их жизненные интенции, а с другой - сложившуюся социальную ситуацию, связанную с доступностью образования в регионе [10, с. 121-122].

При изучении социального поведения населения региона в сфере образования большое значение имеет понимание лежащих в его основе представлений и ценностных ориентаций. В последнее время особый интерес в региональных исследованиях вызывает теория со-

циального поведения в контексте рынка труда и образования. В связи с этим появился целый ряд социологических работ, в которых специально рассматриваются профессиональные и образовательные стремления южнороссийской молодежи [6].

В региональных научных исследованиях особое внимание уделяется также объективным и субъективным факторам, обусловливающим социальное поведение населения в образовательной сфере [1, с. 78-83]. При этом в качестве объективных факторов обычно называют социально-экономические и демографические изменения в стране; трансформацию ценностных ориентаций в обществе, в том числе связанных с престижем образования и различных профессий; формирование иерархии элитарных и общедоступных образовательных учреждений; внедрение платного обучения; материальное положение, социально-профессиональный статус родителей. К субъективным факторам относят, прежде всего, социальные установки, нормы и ценностные ориентации, закрепленные в общественном, групповом и индивидуальном сознании [13].

Нельзя не отметить ряд работ южно-российских социологов, в которых подчеркивается, что социальное поведение в сфере образования на Юге России связано с представлением об образовании как о социальной ценности [5, с. 59-65].

Таким образом, в региональных исследованиях уже рассматривались различные сюжеты, связанные с выяснением факторов и особенностей социального поведения населения региона в сфере образования. Однако модальные модели этого поведения еще не стали предметом специальных региональных социологических исследований, как на уровне теоретической рефлексии, так и в рамках эмпирических научно-исследовательских практик.

В современной науке модели социального поведения иногда рассматриваются как короткие поведенческие сценарии, или образцы социальных действий [12, с. 116-124]. В этом плане модель социального поведения - это когнитивный аналог практик социального поведения как ответной реакции человека на социальную ситуацию в виде определенных социальных действий, обусловленных структурами ментальной программы. При этом нерефлексивные структуры ментальной программы

определяют нормативную модель социального поведения, зависящего от общепринятых культурных ценностей и норм, а рефлексивные структуры - модальные модели социального поведения, статистически наиболее распространенные в обществе. Выявление особенностей моделей социального поведения населения связано с поисками оснований и подходов к анализу и построению непротиворечивых и валидных моделей социального поведения населения в транзитивных условиях смены всего набора ключевых нормативных принципов и целевых ориентиров российской системы образования в целом, и региональной - в частности.

Когнитивный «дрейф» в ментальных программах социального поведения населения в сфере образования произошел под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам, влияющим на социальное поведение, следует отнести, прежде всего, ситуацию на рынке образовательных услуг и рынке труда: возросшую конкуренцию, высокий уровень безработицы среди молодых специалистов, а также критический уровень социальной дифференциации в обществе, неустойчивое состояние системы высшего образования, находящегося в постоянном реформировании, образовательное неравенство, противоречивую государственную образовательную политику, реализующую стратегию коммерциализации образования. Среди объективных факторов, влияющих на специфику социального поведения в образовательной сфере, следует назвать особенности современной рыночной экономики с ее стихией спроса, конкурентной борьбой и непредсказуемостью; рост «временной занятости», изменения в структуре профессий, составе компетенций, квалификаций; количественный и качественный дисбаланс в силу инерции образовательных систем между профессиональной структурой выпускников образовательных учреждений и структурой реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах. В последнее время наблюдается усиление несоответствия между полученными дипломами и профессиональными квалификациями от трудоустройства. Большое влияние на социальное поведение в сфере образования оказывают средства массовой информации (прежде всего Интернет), которые непосредственно

формируют представления о престижности тех или иных профессий и образовательных учреждений.

Однако, несмотря на важность макросоци-альных факторов, непосредственное влияние на формирование ментальных программ социального поведения в образовательной сфере, как показывают исследования, оказывают факторы микросреды - ближнее социальное окружение (семья, родственники, друзья, уровень их благосостояния, социальный статус, ценности и установки).

В исследовательских практиках для объяснения и понимания сути и особенностей социального поведения населения чаще всего используется дихотомия «либеральное» -«консервативное», как наиболее адекватно отражающая главные «разломы» сознания населения российского общества в условиях переходного периода. В связи с этим для выявления характера социального поведения населения Юга России в сфере образования представляется эвристически оправданным использовать дихотомическую модель оценки в терминах «консервативная» - «либеральная». Так, в ментальной программе консервативной модели поведения в сфере образования базовыми представлениями о нем являются понимание сущности образования как неутилитарной, социокультурной ценности, представление о нем как о социальном институте, выполняющем роль социального лифта, который должен быть справедливым и полностью бесплатным для всего населения. В рамках консервативной модели ответственность за реализацию права граждан на образование, обеспечение доступности образования лежит на государстве. Среди установок консервативной модели можно выделить неготовность платить за образование, а также нацеленность на получение образования только в России. Таким образом, для этой модели присуща ориентация на образование как на терминальную, социокультурную ценность, что сопровождается стремлением к образованию как к социальному благу и способу «быть полезным обществу».

Ментальная программа либеральной модели социального поведения включает в себя представления об образовании как о сугубо инструментальной, прагматичной, прикладной ценности, капитале для инвестирования в социальный статус, способе достижения матери-

альных благ и престижных успехов. В либеральной версии образовательные стратегии выстраиваются, исходя, прежде всего, из представлений о том, что получение хорошего образования является гарантией успешной жизненной карьеры и получения высокого дохода. В рамках этой модели ответственность за реализацию права граждан на образование лежит на самом индивидууме. Среди установок либеральной модели можно выделить готовность платить за образование, а также нацеленность на получение образования за рубежом. Ментальные программы модальных моделей социального поведения населения в сфере образования на Юге России эмпирически верифицируют данные регионального выборочного социологического исследования населения региона (анкетного опроса, проведенного исследовательским коллективом ИСиР ЮФУ в июне-июле 2017 года).

В ментальных программах населения южнороссийского региона можно выделить следующие представления и ценности, определяющие социальное поведение в сфере образования. Представления об образовании как о пути к материальному благополучию характерно для 24,9 % опрошенных. Вместе с тем для населения Юга свойственны также представления о том, что образование - это социальный, символический капитал, инвестиции в будущее, социальный лифт, путь к успешной профессиональной карьере (28 %) и высокому социальному статусу (11,3 %). Ценности образования связаны также с возможностью стать культурным человеком, заниматься творчески содержательной работой и самореализоваться как личность (27,5 %). Данное распределение ответов респондентов свидетельствует о наличии практически в равной степени в ментальных программах как либеральных (образование как интрументальная, прагматическая ценность), так и консервативных (социокультурная, неутилитарная ценность образования) представлений.

О терминальных ценностях и представлениях, определяющих поведение в сфере образования, свидетельствуют и ответы на вопрос, каким должно быть образование в России. В ответах респондентов очевидно преобладание консервативных элементов ментальной программы социального поведения, так как большая часть опрошенных (54,7 %) придержива-

ются представления об образовании как о социальном благе, бесплатном для всего населения. Желают видеть его полностью платным всего 2,4 % населения региона. Представление об образовании в равной степени как о бесплатном, так и коммерческом у 33,2 % опрошенных позволяет идентифицировать смешанную консервативно-либеральную модель социального поведения.

Вопрос о субъекте ответственности за реализацию права граждан на образование позволяет также верифицировать преобладание консервативной интенции поведения населения Юга России. Так, большинство (74,4 %) разделяет представление об ответственности государства, тогда как всего 15,9 % респондентов предлагают возложить ответственность за получение образование на самого человека.

С представлениями и ценностями в сфере образования тесно сопряжены и социальные установки. Показательны в этом плане данные, отражающие готовность населения Юга России платить за образовательные услуги. Здесь обнаруживаются как консервативные установки социального поведения (26,8 % опрошенных ответили «скорее всего, нет» и 9,5 % - «нет, ни прикаких обстоятельствах» на вопрос о готовности платить за образование), так и либеральные (49,5 % готовы платить за образование при условии его качества и престижа). 53,8 % опрошенным респондентам на Юге России уже приходилось платить за образование.

О направленности и содержании представлений, ценностей и установок в ментальных программах модального социального поведения в сфере образования свидетельствуют и ответы на вопрос: «как Вы оцениваете проводимые в последние годы реформы российской системы образования?». Респонденты, для которых представление об образовании сводится к инструментальной, прагматичной его функции, способу достижения материальных благ и высокого социального статуса, оценивают результаты образовательных реформ более положительно. Однако, представители этой позиции на Юге России не столь многочисленны - всего 6,5 % населения региона оценивают результаты реформирования российского образования «однозначно положительно», 19,7 % - «скорее положительно», 35,2 % оценивают их как «противоречивые» и 22,6 % - однозначно как отрицательные.

Конкретные социальные эффекты образовательных реформ большинство населения Юга России оценивает негативно, полагая, что они привели к разрушению лучших традиций российского образования (46,2 %), а также к коммерциализации образования, которая усилила социальное неравенство в обществе (46,1 %). 51 % опрошенных полагают, что подготовка к ЕГЭ заменила полноценное образование, исчез индивидуальный подход к обучению и воспитанию, 39,6 % респондентов считают, что в результате реформ усилились проявления коррупции в учебных учреждениях.

Можно констатировать, что на Юге России не так уж много стронников либеральной модели в чистом виде, об этом свидетельствуют и распределения ответов на вопрос: «в какой мере система образования должна следовать опыту Запада». Для части респондентов характерна ориентация на необходимость «собственного, российского пути развития образования» (29,4 %), а также «необходимость меньше оглядываться на западную систему образования, которая неприемлема в условиях нашей страны и внедряется в искаженном виде» (32,7 %). О необходимости следования западным образовательным стандартам заявили только 10,1 % опрошенных, частично принять западные стандарты, а частично переосмыслить советскую образовательную систему и внедрять ее с учетом современных требований предлагают 29,4 % опрошенных населения Юга России.

На вопрос «Если бы у Вас или Ваших детей появился шанс получить образование за рубежом, воспользовались бы Вы этой возможностью?» 24,4 % опрошенных ответили, что образование за рубежом более качественное, престижное, современное, и этим шансом они бы воспользовались. 32,5 % опрошенных населения Юга России заявили, что они и их дети должны учиться только в России. Анализ ответов на эти вопросы показывает, что в ментальных программах под воздействием социальных факторов и социальных условий либеральные представления, ценности и установки перестают быть доминирующими. Если в 90-е годы активно складывалась и воспроизводилась либерально-ориентированная модель социального поведения в сфере образования, то сейчас происходит очевидный «дрейф» в сторону более умеренных, сбалан-

сированных версий социального поведения, в большей степени консервативно-ориентированного содержания.

Анализ представлений и ценностей респондентов в сфере образования в зависимости от возраста построен на выделении в составе общего массива опрошенных когорты населения в возрасте 18-29 лет (молодежи). Исследование подтвердило гипотезу о том, что либерально-ориентированные представления, ценности и установки характерны преимущественно молодежи, для которой образование - это способ сделать профессиональную карьеру. Это суждение высказывают 30 % опрошенных, возможность достижения высокого статуса - 12,2 %, готовность платить за образование, если оно будет качественным и престижным - 61,6 %, положительная оценка реформ, проводимых в России в последние десятилетия - 20 %. При этом считают, что в результате реформ образование стало более современным 24,5 % молодежи, более доступным - 30,7 %, система ЕГЭ открыла дорогу в вузы всем хорошо подготовленным абитуриентам, независимо от доходов и территории проживания - 38,9 %, реформы помогли изжить проявления коррупции в школах и в вузах - 17,5 %. Именно молодежь показала наибольший процент выразивших мнение, что необходимо следовать западным образовательным стандартам, поскольку именно на Западе образование соответствует требованиям современного общества (15,6 %), и если бы появился шанс получить образование за рубежом, они бы этим шансом воспользовались, потому что «образование за рубежом более качественное, престижное, современное» (38,7 %).

Таким образом, направленность и содержание представлений, ценностей и установок у молодежи Юга России в сфере образования достаточно определенно вписываются в либерально-ориентированную модель социального поведения, для которой характерны представления об образовании как инструментальной ценности, капитала для инвестирования в социальный статус, способа достижения материальных благ, успеха и престижа. Поэтому сегодня образовательные стратегии молодежи выстраиваются, исходя, прежде всего, из их представлений о том, что получение хорошего образования является гарантией успешной

жизненной карьеры и достижения материального благополучия. Остальные возрастные когорты населения Юга России демонстрируют смешанную, государственническо-либе-ральную модель социального поведения в сфере образования, поддерживая одновременно как либеральные, так и консервативные ценности.

Различия в представлениях о социальной ценности образования групп населения с различным уровнем доходов характерны лишь для крайних по уровню доходов категорий населения - с низкими и наиболее высокими доходами. Как показало исследование, для населения Юга России с высокими доходами ожидаемо в большей степени характерны либерально-ориентированные представления и ценности в сфере образования. Группам населения с невысокими доходами (до 25 тысяч рублей в месяц) более характерны консервативные представления, ценности и установки социального поведения в образовательной сфере. Как представляется, группа населения с высокими доходами является наиболее адаптированной к современным экономическим условиям и обладает наибольшими, по сравнению с другими группами, материальными и социальными ресурсами, что способствует формированию у них либерально-ориентированной модели социального поведения в сфере образования.

В наименьшей степени обладают социальными ресурсами респонденты с низкими доходами. Они менее адаптированы к социально-экономическим условиям, нуждаются в поддержке государства [15], в социальной защите и гарантии стабильности. Именно эти группы наиболее активно выражают приверженность консервативным ценностям и демонстрируют консервативную модель социального поведения в сфере образования. Остальные доходные группы (со средним доходом) поддерживают как либеральные, так и консервативные ценности, демонстрируя смешанную, государственническо-либеральную модель социального поведения.

В целом же модель социального поведения населения Юга России в сфере образования можно отнести к модели гибридного типа -смешанной, консервативно-либеральной, сочетающей в себе представления, ценности, установки либерального, рыночного типа, с од-

ной стороны, и ментальные структуры сознания, сформированные консервативными традициями социализации, ключевой составляющей которой явились представления об образовании как социокультурной, общегуманитарной ценности и в то же время социальном ин-

Литература

1. Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. 2001. № 3.

2. Вольчик В. В., Кот В. В., Ширяев И. М. Институты и организации сферы высшего образования (на примере Ростовской области) // Journal of economic regulation. 2015. № 4.

3. Вольчик В. В., Филоненко Ю. В., Авер-киева Е. С., Ширяев И. М. Бюрократизация и адаптивное поведение в сфере высшего образования // Journal of economic regulation. 2016. № 4.

4. Горшков М. К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики): в 2-х т. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2016. Т. 2.

5. Карамурзов Б. С. Региональный вуз в современной России // Высшее образование в России. 2013. № 6.

6. Колесникова Е. Ю. Социальная стабильность в регионе: взгляд через призму проблемы сохранения системы высшего образования // Конфликты и безопасность в трансформирующемся обществе: материалы Международной научной конференции. Ростов н/Д, 2015. Вып. 9.

7. Колесникова Е. Ю. Практика транс формации российского образования в свете социологических теорий: дефицит «социальности» // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7.

8. Колесникова Е. Ю. Высшая школа Юга России: этносоциальные факторы идентичности // Конфликты и безопасность в трансформирующемся обществе: материалы Международной научной конференции. Ростов н/Д, 2015. Вып. 9.

9. Колесникова Е. Ю., Крупеникова Л. Ш. Региональная система образования Юга России: тенденции и проблемы // Юг России: институты и стратегии модернизации экономики. М., 2014.

статуте, выполняющем роль социального лифта, обеспечивающем социальную мобильность населения независимо от уровня доходов, места проживания и социальной принадлежности человека.

Bibliography

1. Boyko L. I. Transformation of the functions of higher education and the social position of students // Sociology study. 2001. № 3.

2. Volchik V. V., Cat V. V., Shiryaev I. M. Institutions and organization of higher education (for example, Rostov region) // Journal of economic regulation. 2015. № 4.

3. Volchik V. V., Filonenko Yu. V., Averkieva E. S., Shiryaev I. M. Bureaucratization and adaptive behavior in higher education // Journal of economic regulation. 2016. № 4.

4. Gorshkov М. К. Russian society as it is: (experience sociological diagnosis): in 2 vol. 2nd еd. Moscow, 2016. Vol. 2.

5. Karamurzov B. C. A regional institution of higher learning in modern Russia // Higher education in Russia. 2013. № 6.

6. Kolesnikova E. Yu. Social stability in the region: a view through the prism of preservation of higher education systems // Conflict and security in transforming society: materials of the international scientific conference. Rostov-on-Don, 2015. Issue 9.

7. Kolesnikova E. Yu. Practice of the Russian transformation education in light of sociological theories: deficit «sociality» // Social and humanitarian knowledge. 2015. № 7.

8. Kolesnikova E. Yu. High school South of Russia: ethno-social factors of identity // Conflict and security in transforming society: materials of the international scientific conference. Rostov-on-Don, 2015. Issue 9.

9. Kolesnikova E. Yu., Krupenikova L. S. Regional education system South of Russia: trends and issues // The South of Russia: institutions and strategies to modernize the economy. Moscow, 2014.

10. Constantinovsky D. L. Inequality in education: the Russian situation // Monitoring of public opinion: the economic and social changes. 2010 № 5 (99).

11. Constantinovsky D. L., Abramova M. A., Vоsnеsеnsкауа E. D. and other. Educational youth

10. Константиновский Д. Л. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5 (99).

11. Константиновский Д. Л., Абрамова М. А., Вознесенская Е. Д. и др. Образовательные стратегии молодежи: мотивация выбора. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М., 2015.

12. Павленко О. Б. Взаимосвязь ценностей культуры и моделей социального поведения // Альманах современной науки и образования. 2010. № 10 (41).

13. Анализ состояния, проблем и перспектив развития высшего образования и науки на Юге России. Ростов н/Д, 2010.

14. Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе: монография / отв. ред. А. В. Лубский. Ростов н/Д, 2016.

15. Лубский Р. А. Этатизм как принцип взаимодействия человека и государства в России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6 (16).

strategy: reason for choice. New meanings in educational strategies for youth: 50 years of research. Moscow, 2015.

12. Pavlenko O. B. Correlation values of culture and models of social behavior // Almanac of modern science and education. 2010. № 10 (41).

13. Analysis of the situation, problems and prospects of development of higher education and science in southern Russia. Rostov-on-Don, 2010.

14. Mental programs and models of social behavior in Russian society: monography / ed. A. V. Lubsky. Rostov-on-Don, 2016.

15. Lubsky R. A. Etatism as the principle of interaction of the person and the state in Russia // Historical and social and educational thought. 2012. № 6 (16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.