УДК 340.114.5 ББК 67.0
Крупеникова Лейла Шамильевна Krupenikova Leyla Shamilyevna
доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, кандидат социологических наук.
Associate Professor at the Department of Sectoral and Applied Sociology of the Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University, PhD in Sociology. E-mail: leilakrupenikova@gmail.com
Лубский Роман Анатольевич Lubsky Roman Anatolyevich
профессор кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России доктор философских наук, доцент.
Professor at the Department of Administrative Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Philosophy, Associate Professor. E-mail: roma-thebest@mail.ru
Пестов Роман Аркадьевич Pestov Roman Arkadyevich
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
Associate Professor at the Department of Administrative Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: rоmapitt@уаndех.ru
ОСОБЕННОСТИ МОДАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ НА ЮГЕ РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
The features of modal models of legal conduct in polyethnic regions in the south of Russia: comparative analysis
В статье на материалах социологических исследований и на основе когнитивного конструирования формулируются модальные модели правового поведения. Авторами выделяются и сравниваются между собой социальные группы в полиэтнических регионах Юга России, правовое поведение которых можно определить как либеральную, либерально-государственную, государственниче-ско-либеральную и консервативную модели.
Ключевые слова: модальная модель правового поведения, представления, ценности и установки в правовой сфере, либеральная модель, консервативная модель, гибридные либерально-государственная и государственническо-либеральная модели правового поведения.
Правовое поведение на Юге России до сих пор не вызывало устойчивого научного интереса и не выступало в качестве предмета повышенного научного внимания. В немногочисленных научных исследованиях правовое по-
Article on materials of sociological studies and on the basis of cognitive modal model formulated design legal behavior. Based on this stand out and compared the social groups in multi-ethnic regions of southern Russia, legal behavior which can be defined as liberal, liberal state, gosudarstvennicheska-liberal and conservative model.
Keywords: modal model of legal behavior, perceptions, values and attitudes in the legal sphere, the liberal model, conservative model, hybrid of the liberal state and gosudarstvennicheska-liberal model of legal behavior.
ведение рассматривается как проявление политико-правового сознания или политико-правовой ментальности и культуры [6].
Отдельные работы на эту тему позволяют сформировать представление о культурном
своеобразии региона, оказывающего влияние на специфику его правовой культуры, и предлагают рассматривать правовую культуру в контексте ценностных и поведенческих аспектов, дифференцируя ее по типам на культуру традиционную, подданническую и активистскую (гражданскую) [13].
Некоторые специалисты фиксируют региональную специфику правового сознания, ценностей и когнитивных установок, выразившуюся, с одной стороны, в возрастной, этнической и территориальной дифференциации правового поведения, с другой - в абстрактности и фрагментарном характере правовых знаний населения Юга России [1]. При этом важно отметить, что региональная специфика правового сознания заключается в отсутствии гражданско-правовой мотивации и декларативности правовых знаний, что в большей степени выражается в основном у молодежи. Некоторые исследователи, изучая региональную специфику правового сознания, отмечают присутствие в его структурах этатизма [8, с. 156157] и патернализма [9, с. 19-21; 14, с. 79-81 ], способствующих отчуждению от права, его негативному восприятию, что выражается в разрыве правовых ценностей и законопослушного поведения [13].
Вместе с тем обзор научной литературы свидетельствует о том, что особенности модальных моделей правового поведения на Юге России еще не стали предметом научных исследований, что придает актуальность исследованию особенностей модальных моделей правового поведения, характерных для полиэтнических регионов в южно-российском социуме. В статье правовое поведение рассматривается как совокупность когнитивных (представления), аксиологических (ценности) и ко-нативных (установки) структур, распространенных в социуме [12, с. 95].
В рамках гранта РНФ в 2017 году было проведено социологическое исследование социального поведения в шести субъектах Российской Федерации на Юге России. Всего было опрошено 3 900 человек. Полученные результаты позволили в общем виде выделить две базовые группы людей, ориентирующихся на либеральную и консервативную модели правового поведения.
Для либеральной модели правового поведения присущи такие установки, как стремле-
ние соблюдать законы, уважать права других, защищать свои права в суде, требование к государству соблюдать права человека и формулировать законодательные нормы путем согласования общественно-политических акторов. В отношениях с государством либерализм предполагает равенство гражданина и государства перед законом, приоритет закона над государством, признание значимости российской конституции. Для выявления тех, кто придерживается либеральной модели правового поведения в чистом виде, в нашем исследовании фиксировались ответы респондентов, ориентирующихся на вышеперечисленные ценности и выбирающих в качестве самых значимых прав и свобод приоритетное соблюдение прав личности, право на получение информации, свободу слова, свободу вероисповедания, а также чувствительность к нарушениям этих прав. В качестве установок для либеральной модели правового поведения в нашем исследовании выбраны: готовность в случае нарушения прав обращаться в суд, правозащитные организации, СМИ, объединяться с другими людьми. Либеральная модель правового поведения в российских условиях нарушения конституционных прав может характеризоваться недоверием к правоохранительным органам и представлением, что конституционные права граждан нарушаются. На основании полученных данных можно констатировать, что приверженцы либеральной модели правового поведения в чистом виде в целом по региону составляют примерно 12 % [10, с. 233].
Для консервативной модели правового поведения базовыми ценностями являются верховенство государства над правом, права народа. В связи с этим консервативной модели правового поведения присущи такие установки, как правовой инфантилизм и нигилизм, стремление отдавать приоритет не правам человека, а правам народа, согласие с тем, что только государство является творцом всех законодательных уложений и правовых норм, установка, что отстаивать свои права (главными из которых, по их мнению, являются социальные) можно только обращаясь в вышестоящие инстанции.
Для того, чтобы определить тех, кто придерживается консервативной модели правового поведения в чистом виде нами использова-
ны вопросы, ответы на которые свидетельствовали о ценности сильного государства, в котором должны быть стабильность и порядок. Ответы на эти вопросы обусловлены представлением о том, что конституционные права в российском обществе соблюдаются, поскольку об этом заявляют государственные органы, установки доверия правоохранительным органам и недоверия правозащитным организациям, подданические стратегии в защите своих нарушенных прав [10, с. 234]. С учетом этого респондентов, придерживающихся консервативной модели правового поведения, в целом по Югу России примерно 25 %.
Модальные модели правового поведения -это сконструированные типы правового поведения. В реальности они носят гибридный характер, поэтому в гибридной, либерально-го-сударственнической модели правового поведения, с одной стороны, сочетаются представления о демократическом устройстве и значимости гражданских прав, с другой - о «сильной» государственной власти [5, с. 92-98]. В рамках этой модели невообразимо соединяется представление о необходимости судебной защиты личных прав и недоверие к судебным и правоохранительным органам, а высокая значимость российской конституции вполне себе «уживается» с сомнением в ее практической реализации. Тем не менее представители либерально-государственнической модели правового поведения скорее готовы отстаивать свои права в судебном порядке и объединяться с другими гражданами по поводу защиты своих прав, несмотря на невысокий уровень доверия к судебной системе и правоохранительным органами. Представители этой модели правового поведения в целом по региону составляют примерно 23 %.
Государственническо-либеральная модель правового поведения распространена примерно среди 40 % населения. Признавая ценность права и равенства всех перед законом, эти люди сохраняют веру в справедливость российского суда, поэтому установками государ-ственническо-либеральной модели правового поведения является готовность защищать свои права в суде, но при этом они не слишком доверяют различным общественным организациям и неформальным объединениям и не готовы объединяться с другими по поводу решения своих проблем и защиты прав, предпо-
читая адресоваться к властным инстанциям, и, как следствие, мало ценят политические и гражданские права. В другой интерпретации можно описать государственнически-либе-ральную модель правового поведения как вариант поведения подданического типа правовой культуры [10, с. 234].
Таким образом, сконструированные на основании проведенного исследования модальные модели правового поведения позволяют выявить особенности правового поведения в полиэтнических регионах Юга России. Демократию и обеспечение прав и свобод в качестве желательного устройства страны хотели бы видеть только 24,2 % респондентов, в отличие от России в целом, где число опрошенных, выбравших такой ответ, составляет 30 % [15, с. 42]. По исследуемым субъектам федерации цифры распределились, выявив существенный разброс показателей: 35 % опрошенных жителей Ростовской области выбирают демократию и обеспечение прав и свобод немного меньше, но совпадающие с общероссийскими показателями количества ответов в Республике Адыгея - 30 %, ответы респондентов, выбирающих такое общественное устройство в Республике Крым (23,8 %) и Ставропольском крае (22,3 %) близки к средним по Югу России, а в Республике Кабардино-Балкария (16,7 %) и Краснодарском крае (17,3 %) они почти вполовину меньше среднероссийских показателей.
В многочисленных социологических опросах равенства всех перед законом хотят до 70 % россиян [15, с. 38], а на Юге России только около 40 % полагают его условием желательного устройства страны. Однако разница значительна (кроме Республики Крым - среднее значение по Югу России): требование равенства перед законом чаще отмечают респонденты из Республики Адыгея и Ростовской области (45 %), каждый второй респондент из Ставрополья (50 %), но в Республике Кабардино-Балкария и Краснодарском крае такое требование является значимым только для 24 % и 23 % респондентов соответственно.
Жители Юга России так же, как и большинство россиян (в диапазоне от 37 % до 66,7 %), считают приоритетными социальные права. В рейтинге наиболее важных прав и свобод лидируют право на бесплатную медицинскую помощь, обеспечение в старости (66,5 % опро-
шенных жителей Юга России) и образование (52,7 %). Особенно значимы эти права для жителей Ставропольского края - 83 % и 73 % соответственно и для жителей Республики Крым - 84,6 % и 58 %. В Краснодарском крае эти показатели составляют 40 % и 30 %. Замыкает список наиболее востребованных прав право на хорошо оплачиваемую работу (максимум - в Ставрополье (почти половина респондентов) и минимум (25,3 %) - в Республике Кабардино-Балкария). Наиболее значимой эта проблема является для респондентов из Республики Адыгея (63,7 %) и Ростовской области (58,7 %). Около трети опрошенных жителей Юга России отмечают нарушения прав на бесплатное образование, обеспечение в старости и права на хорошо оплачиваемую работу по специальности. Самые высокие значения отмеченных нарушений прав в Республики Адыгея, самые низкие - в Ставропольском крае.
Приоритетность социальных прав обусловлена тем, что основная часть населения Юга России живет на доход в диапазоне от 10-25 тысяч рублей. Каждый четвертый житель Республики Адыгея имеет доход ниже 1 0 тысяч рублей - это минимум в регионе. В Краснодарском крае меньше бедных и больше людей со средним уровнем дохода - более 45 тысяч рублей. В группу респондентов Юга России с низкими доходами попадают сельские жители и старшие возрастные когорты (за 60). Здесь нужно отметить, что сельская местность - это особые территории с инерционным типом сложившегося образа жизни людей, где стратегически самыми важными являются витальные потребности, поэтому запрос на соблюдение гражданских прав просто не актуален, гораздо важнее для проживающих там людей сохранность привычного, сложившегося порядка социальных отношений [7, с. 11-19].
На Юге России показатели приоритета прав и свобод в выборе респондентов (приоритетные права личности свободы слова, информации, избирательное право) - около 9-19 %. Большинство респондентов, выбравших в качестве приоритета общественного устройства права личности, проживают в Республике Адыгея - 30 %, меньше всего ценят эти права в Республике Кабардино-Балкария - 12,6 %, в остальных российских регионах этот показатель варьируется в пределах 20 %. Фоном
подобной индифферентности к правам служит более существенный запрос на стабильность и порядок в обществе. На Юге России этот ответ выбрали 38,8 % респондентов, а в России -62 % [11]. Результаты ответов крымчан - 55,6 % и жителей Ставрополья - 52 % ближе к общероссийским, а в Республике Кабардино-Балкария и Краснодарском крае такой выбор сделали почти в три раза меньше респондентов, чем в целом по России (26,3 % и 16,8 % соответственно). Вероятно, отсутствие приоритета ценностей прав и свобод у большинства респондентов объясняется отсутствием понимания значимости прав и свобод как необходимых условий экономического процветания.
Наиболее общим индикатором состояния права в России служит уровень доверия к правоохранительным институтам и судебной системе в частности [2, с. 25]. Судебной системе доверяет лишь 24-26 % россиян [15, с. 42]. На Юге России уровень доверия повыше: вполне доверяющих и доверяющих отчасти в сумме примерно 35,4 %. По субъектам Российской Федерации выраженность доверия / недоверия распределена неравномерно. Больше доверия выказывают судебной системе респонденты из Республики Крым (43 %), Ставрополья (41,7 %), Ростовской области (36 %) - это существенно больше, чем в целом по России. Уровень доверия в других субъектах Российской Федерации (Республика Кабардино-Балкария, Краснодарский край, Республика Адыгея) ближе к среднероссийскому - около 30 %. Тем не менее показатели доверия / недоверия в процентном отношении опрошенных в пользу недоверия (за исключением Республики Крым - 40 % доверяющих). Обращает на себя внимание значительный процент затруднившихся с ответом на вопрос о доверии к суду, особенно это наглядно в Республике Кабардино-Балкария - до 30 % респондентов не знают, как ответить на такой вопрос.
Соотношение доверия к другим правоохранительным органам распределяется следующим образом: полиции доверяет около 30 % россиян и 28,4 % жителей Юга России, прокуратуре 22 % и 36 % соответственно. Но это средние цифры: доверие респондентов к полиции в Ставропольском крае достигает 45 %, что на 1 5 % больше среднероссийского показателя, в Ростовской области этот показатель близок к среднероссийскому - 31,9 %, в Рес-
публике Адыгея, Краснодарском крае и Республике Крым полиции доверяет примерно каждый четвертый респондент, а в Республике Кабардино-Балкария только каждый пятый. В выраженном недоверии к государственным правоохранительным институтам (особенно к полиции) проявляются устойчивые негативные установки подозрительности и отчуждения -они находятся в зоне недоверия. Близкими по значению со среднероссийскими оказались результаты ответов в Краснодарском крае -24,7 %, несколько выше в Республике Кабардино-Балкария - 28,3 %. А в Республике Крым (45,8 %) и Ставропольском крае (53 %) уровень доверия к прокуратуре значительно превышает общероссийский. Установку поиска помощи у СМИ и правозащитных организаций демонстрируют на Юге России 16,2 % респондентов и 6 % опрошенных в России (данные 2010 года), только в Ставропольском крае значения этого показателя близки к общероссийскому (9,3 %) [3, с. 26].
Для защиты своих прав в суд готовы обращаться до 40 % респондентов Юга России. Эти цифры полностью совпадают с общероссийскими. Однако в разрезе регионов установка на обращение в суд сильно дифференцирована. Решительную готовность обращения в суд выражают респонденты в Республике Крым (64,3 %) и Республике Кабардино-Балкарии (61,4 %) и только около 40 % респондентов из Ставропольского края (здесь в отличие от других субъектов федерации, ответивших «скорее нет», превышает «скорее да»). Треть респондентов на Юге России не готова предпринимать такие действия для защиты своих прав. Весьма значительно, даже больше чем в России, число опрошенных респондентов, затруднившихся с ответом (16,5 %).
На Юге России представления о соблюдении конституционного права в целом преобладают над неверием в пропорции 70 % к 30 %, характерные для большинства регионов Юга России, за исключением Республики Кабардино-Балкария и Краснодарского края - сомнения в соблюдении конституционных норм, переходящие в уверенность в том, что они не соблюдаются, характерны для 45 % респондентов. Социологические исследования фиксируют сложное отношение россиян к Конституции России [15, с. 141]. Собственные знания о своих правах, закреплен-
ных в ее тексте, лишь 20 % россиян оценивают как достаточные, а абсолютное большинство в лучшем случае «знают в общих чертах» или просто не знают. Тем не менее представление о фундаментальной роли российской конституции не теряет силы и значимости [4, с. 102].
Таким образом, модальные модели правового поведения на Юге России и в целом по стране имеют значительное сходство в количестве жителей, ориентирующихся на либеральную модель правового поведения (12 % и 10 % соответственно) и на либерально-госу-дарственническую модели правового поведения (23 % и 25 %). Среди субъектов Российской Федерации, расположенных на Юге России, Ростовская область и Республика Адыгея имеют выраженную тенденцию превышать общероссийские и региональные показатели. Различия обнаруживаются в ориентации большего числа респондентов Юга России на консервативную модель правового поведения (20 % против 10 % в целом по России), на которую ориентируется большинство жителей Ставропольского края и Республики Крым. В результате доля жителей, ориентирующихся на государственническо-либе-ральную модель правового поведения меньше, чем в целом по России (около 55 %). Представители этой модели составляют большинство во всех регионах Юга России, но их численность больше в Краснодарском крае, где наблюдается противоречивая пестрота и эклектика представлений, ценностей и установок на фоне высокого уровня социокультурной гетерогенности населения [10, с. 248].
В модальных моделях правого поведения жителей Юга России так же, как и в России в целом, слабо представлены ценности и правовые установки, характерные для правового государства. С одной стороны, отношение к правоохранительным органам соединяет в себе признание их символической значимости (идеальное представление об их назначении) и одновременно подозрительность, недоверчивость по отношению к их практической деятельности. С другой стороны, несфор-мированность правовых ценностей, представлений, установок побуждает значительную часть населения приспосабливаться, не делая попытки изменить привычные условия существования.
Литература
1. Беречетова Р. А. Социокультурная специфика правового сознания населения республики Адыгея: поколенческий анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2013.
2. Ворожейкина Т., Гудков Л., Зоркая Н., Овакимян А. Мониторинг отношения российского населения к судебной реформе и судебной системе // Вестник общественного мнения. 2014. № 3-4 (118).
3. Гудков Л., Дубин Б., Зоркая Н. Российская судебная система в мнениях общества // Вестник общественного мнения. 2010. № 4 (106).
4. Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х - середина 2010-х гг.) / под ред. Ж. Т. Тощенко. М., 2016.
5. Крупеникова Л. Ш., Лубский Р. А. Модальные модели правового и политического поведения различных социальных групп в трансформирующемся российском обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9.
6. Лубский Р. А. Политический менталитет: методологическое исследование. Ростов н/Д, 2002.
7. Лубский А. В., Лубский Р. А. Адаптация народов Юга России к социальным трансформациям: проблемы методологии исследования // Научная мысль Кавказа. 2008. № 4 (56).
8. Лубский Р. А. Этатизм как принцип взаимодействия человека и государства в России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6 (16).
9. Лубский Р. А. Государственность и патернализм в России // Философия права. 2012. № 6 (55).
10. Наиболее важные и ущемляемые права. URL: http://www.levada.ru/2015/01/30.
11. Пастухов В. Б. Бес права. Русское право как ускользающая реальность // Политические исследования. 2011. № 2.
1 2. Ментальные программы и модальные модели социального поведения на Юге России: монография / отв. ред. А. В. Лубский. М., 2017.
13. Российская повседневность в условиях кризиса: как живем и что чувствуем? // Информационно-аналитическое резюме по итогам общероссийского социологического исследования. М., 2015.
14. Лубский Р. А. Патернализм как предмет научного дискурса // Философия права. 2012. № 5 (54).
15. Российское общество и вызовы времени / под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова. М., 2015. Кн. 2.
Bibliography
1. Berechetova R. A. Socio-cultural specificity of legal awareness of the population of the Republic of Adygeya: abstract of diss. ... PhD in Sociology. Maykop, 2013.
2. Vorozheykina T., Gudkov L., Zorkaya N., Ovakimian A. Monitoring relations of the russian population to judicial reform and judicial system // Bulletin of public opinion. 2014. № 3-4 (118).
3. Gudkov L., Dubin B., Zorkaya N. Russian judicial system views society // Bulletin of public opinion. 2010. № 4 (106).
4. Lifeworld of russians: 25 years later (late 1980's to mid 2010) / ed. by Z. T. Toshchenko. Moscow, 2016.
5. Krupenikova L. S., Lubsky R. A. Modal model of legal and political behavior of various social groups in Russian society transition // Humanitarian, socio-economic and the social sciences. 2017. № 8-9.
6. Lubsky R. A. Political mentality: methodological problems of research. Rostov-on-Don, 2002.
7. Lubsky A. V., Lubsky R. A. Adaptation of the people of the South of Russia to social transformations: research methodology problems // Scientific thought of the Caucasus. 2008. № 4 (56).
8. Lubsky R. A. Etatism as the principle of interaction of the person and the state in Russia // Historical and social and educational thought. 2012. № 6 (16).
9. Lubsky R. A. Statehood and paternalism in Russia // Philosophy of law. 2012. № 6 (55).
10. The most important and infringed rights. URL: http://www.levada.ru/2015/01/30.
11. Pastushov V. B. Demon law. Russian law as an elusive reality // Political study. 2011. № 2.
12. Mental programs and modal model of social behaviour in southern Russia: monography / ed. by A. V. Lubsky. Moscow, 2017.
1 3. The Russian daily life in crisis: how to live and what we feel? // Information-analytical summaries of the Russian sociological research. Moscow, 2015.
14. Lubsky R. A. Paternalism as subject of a scientific discourse // Philosophy of law. 2012. № 5 (54).
15. Russian society and the challenges of our time / ed. by M. K. Gorshkov, V. V. Petukhov. Moscow, 2015. Book 2.