О
х >-1,
х2 - х - 42 > 0, х <-1, х <-2, х > 3,
х2 - х - 42 < 0
О
х >-1, х < -6, х > 7, х < -2, -6<х<7
О
х > 7,
- 6 < х < -2.
2/) • Е(х) > 0
В некоторых случаях левая часть неравенства имеет вид произведения двух функций 2^/(х) • Е(х) > 0, п е N. Тогда решение системы приводятся к решению совокупности систем
7/(х) = 0
О [е (х) определена (х) > 0 [/(х) > 0
Список литературы
1. Задачи по математике. Уравнения и неравенства / В.В. Вавилов и др. М.: Физматлит, 2007. 248 с.
2. Говоров Е.М. и др. Сборник конкурсных задач по математике. М: Наука, 1983.
3. Куланин Е.Д. и др. 3000 конкурсных задач по математике. М: Айрес-пресс, 1998.
4. Методы решения иррациональных неравенств: Методическое пособие М 34 для учащихся 9-11 классов /сост. Иванова Т.Д. с Сунтар Сунтарского улуса. РС(Я): ЦДО НИТ СРПТЛ, 2007. 56 с.
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК ОДИН ИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Аракчеева Е.С.
Аракчеева Екатерина Сергеевна - магистр, кафедра методики преподавания иностранных языков, факультет образовательных программ, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московской области Академия социального управления, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в учебном процессе, в частности метод применения ментальных карт, который способствует развитию креативного, нестандартного, творческого мышления и активизации учебной деятельности за счет высокой степени визуализации и структурирования изучаемого материала. Ключевые слова: активные методы обучения, пассивные методы, интерактивные методы, ментальная карта.
В настоящее время перед образовательными учреждениями основными задачами при обучении учащихся, помимо обучения необходимому набору знаний, умений и навыков, ставятся следующие: умение использовать полученные знания на практике и в жизненных
ситуациях, развитие креативного мышления, умение аргументировать и анализировать свою точку зрения. Для достижения этих задач считается целесообразным применение эффективных форм образовательного процесса, новых педагогических технологий, а также активных методов обучения, что позволит сменить пассивную роль ребенка в обучении на активную и поспособствует более полному усвоению детьми знаний, умений, навыков, разовьет их познавательные способности.
Методы обучения можно разделить на 3 основные группы:
1. Пассивные методы. Учитель - основное действующее лицо, управляющее ходом урока, а учащиеся являются пассивными слушателями.
2. Интерактивные (от англ. "inter" - взаимный, "act" - действовать) методы ориентируются на более широкое взаимодействие учащихся как с учителем, так и друг с другом.
3. Активные методы стимулируют творческую, продуктивную, поисковую, познавательную деятельность учащихся, побуждают к активному, старательному учению. Учитель и ученики взаимодействуют на равных правах, являясь активными участниками урока.
В рамках данной статьи остановим внимание на активных методах обучения, ниже, на рисунке 1, приведем ментальную карту с их классификацией.
Рис. 1. Классификация активных методов обучения
Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Емельянов Ю.Н. использовал его для характеристики группы методов, которые использовались в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-сихологических эффектов и феноменов. Важно заметить, что активными являются не методы, а именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
При применении активных методов обучения, роль учащихся меняется - они превращаются в активных участников образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики способствуют формированию активной личности, обладающей всеми необходимыми навыками, качествами и умениями современного успешного человека.
Повседневной задачей современного человека является чрезвычайно важное умение извлекать информацию из окружающей среды и уметь эффективно ей управлять. Каждый день нашей жизни мы вынуждены сталкиваться с
непрерывающимся потоком информации из различных источников. Такое увеличение объемов поступающей информации требует применения новых средств ее обработки и хранения, т.к. при записи конспектов в виде текста, списков, таблиц и т.д. в дальнейшем бывает довольно-таки сложно запомнить и воспроизвести большое количество информации, кроме того, в лекциях нет возможности быстро найти нужную информацию, тяжело выделить ключевые идеи. Технология ментальных карт становится новым инструментом, способствующим структуризации и сохранению информации в памяти человека для последующего эффективного извлечения. Данная технология основана на теории Девида Осубела, ее основной задачей является представление новых идей, понятий, концепций через уже имеющиеся идеи, понятия и опыт. Позже теорию развил профессор Корнелльского университета Джозеф Новак, разработавший правила создания ментальных карт [3].
Однако главные работы по этой теме принадлежат авторскому коллективу Р.М. Доунза и Д. Стеа. Они определяют ментальную картографию как «абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве» [5, с. 10].
Дальнейшее развитие теория получила в работах психолога Тони Бьюзена. Он опубликовал книги «Научите себя думать», «Работай головой» и «Супермышление», в которых описывалась технология создания и применения метальных карт в разных сферах деятельности. В то время технология ментальных карт быстро набрала популярность, подтверждая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач. На основе данной технологии был разработан ряд компьютерных программ.
В основе технологии ментальных карт лежат представления о принципах работы человеческого мозга, таких, как ассоциативное мышление, визуализация мысленных образов, целостное восприятие. Один из эффективных способов структурирования запоминания - это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево». Такие структуры широко используются везде, где необходимо кратко, наглядно и компактно представить большой объем информации [1].
Известно, что основными функциями мозга являются восприятие, анализ, хранение, воспроизведение и управление информацией. Левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты (речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами), а правое -решает абстрактные задачи (пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма). Ментальные карты интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о методе «целостного» мышления - извлечения информации из памяти в виде связанной цепочки элементов ментальных карт [4].
Ментальные карты - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи наглядно отражающая ассоциативные связи в мозге человека. Ее можно применять для создания и фиксации новых идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Составление ментальных карт подразумевает классификацию ключевых слов на основные и производные понятия, они создаются по мере поступления информации.
Подводя итоги, теоретический анализ имеющейся литературы и собственный опыт работы позволяют сделать заключение о том, что представление учебной информации в виде ментальных карт отлично интегрируется как с традиционной системой обучения, так и с любой инновационной обучающей технологией, позволяет усовершенствовать учебный процесс и сделать его более творческим.
Список литературы
1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. М.: ООО «Попурри», 2003. 304 с.
2. Литвинов В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы всерос. науч.-метод. конф. (30 января - 1 февраля 2013). Оренбург: ИПК «Университет», 2013. С. 756-759.
3. Новак Д., Канас А. Теория построения и практика применения карт понятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cmap.ihmc.us/docs/theoiy-of-concept-maps/ (дата обращения: 08.04.2019).
4. Саяпина Н. А. Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 50 (1). С. 32-35.
5. Шенк Ф.Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе / пер. с нем. А. Жоровой // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования, 2001. № 4. С. 4-17.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОСЕЩАЕМОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА СЕЛЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ХВОРОСТЯНКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) Федоров А.С.
Федоров Алексей Сергеевич - магистрант, кафедра социологии и культурологи, факультет социологии социальных изменений, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва Министерство образования и науки Российской Федерации, г. Самара
Аннотация: несмотря на создание качественной материально-технической базы в некоторых сельских районах интерес населения к занятиям спортом остается низким. Статья посвящена анализу предложений детей в возрасте 11 - 18 лет по повышению посещаемости физкультурно-оздоровительного комплекса, построенного в с. Хворостянка Самарской области.
Ключевые слова: спорт, спортивный комплекс, школьники, льготы, скидки.
Физическая активность и спорт составляют основу здорового образа жизни. Систематические занятия спортивно-оздоровительной деятельностью становятся средствами полноценного физического развития человека.
Массовый спорт, заниматься которым может любой человек, способствует поддержке физической формы и укреплению здоровья. Кроме этого спорт учит преодолевать собственные слабости, прикладывать усилия и добиваться успеха. По сути, занятия спортом представляют собой оздоровительную практику, направленную на развитие физических и нравственных качеств личности. Поэтому спорт обладает огромным потенциалом не только в плане оздоровления нации, но и в плане воспитания подрастающего поколения, с которым связано будущее страны.
Особенно важен спорт для детей, поскольку кроме физического совершенствования растущего организма, спорт выполняет функцию социальной интеграции и социализации личности. Формирование интереса к физической культуре и спорту связано не только с внутренними факторами, природными склонностями и