Научная статья на тему 'Ментальные карты как один из активных методов обучения иностранному языку'

Ментальные карты как один из активных методов обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
805
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракчеева Екатерина Сергеевна

В данной статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в учебном процессе, в частности метод применения ментальных карт, который способствует развитию креативного, нестандартного, творческого мышления и активизации учебной деятельности за счет высокой степени визуализации и структурирования изучаемого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ментальные карты как один из активных методов обучения иностранному языку»

О

х >-1,

х2 - х - 42 > 0, х <-1, х <-2, х > 3,

х2 - х - 42 < 0

О

х >-1, х < -6, х > 7, х < -2, -6<х<7

О

х > 7,

- 6 < х < -2.

2/) • Е(х) > 0

В некоторых случаях левая часть неравенства имеет вид произведения двух функций 2^/(х) • Е(х) > 0, п е N. Тогда решение системы приводятся к решению совокупности систем

7/(х) = 0

О [е (х) определена (х) > 0 [/(х) > 0

Список литературы

1. Задачи по математике. Уравнения и неравенства / В.В. Вавилов и др. М.: Физматлит, 2007. 248 с.

2. Говоров Е.М. и др. Сборник конкурсных задач по математике. М: Наука, 1983.

3. Куланин Е.Д. и др. 3000 конкурсных задач по математике. М: Айрес-пресс, 1998.

4. Методы решения иррациональных неравенств: Методическое пособие М 34 для учащихся 9-11 классов /сост. Иванова Т.Д. с Сунтар Сунтарского улуса. РС(Я): ЦДО НИТ СРПТЛ, 2007. 56 с.

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК ОДИН ИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Аракчеева Е.С.

Аракчеева Екатерина Сергеевна - магистр, кафедра методики преподавания иностранных языков, факультет образовательных программ, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Академия социального управления, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в учебном процессе, в частности метод применения ментальных карт, который способствует развитию креативного, нестандартного, творческого мышления и активизации учебной деятельности за счет высокой степени визуализации и структурирования изучаемого материала. Ключевые слова: активные методы обучения, пассивные методы, интерактивные методы, ментальная карта.

В настоящее время перед образовательными учреждениями основными задачами при обучении учащихся, помимо обучения необходимому набору знаний, умений и навыков, ставятся следующие: умение использовать полученные знания на практике и в жизненных

ситуациях, развитие креативного мышления, умение аргументировать и анализировать свою точку зрения. Для достижения этих задач считается целесообразным применение эффективных форм образовательного процесса, новых педагогических технологий, а также активных методов обучения, что позволит сменить пассивную роль ребенка в обучении на активную и поспособствует более полному усвоению детьми знаний, умений, навыков, разовьет их познавательные способности.

Методы обучения можно разделить на 3 основные группы:

1. Пассивные методы. Учитель - основное действующее лицо, управляющее ходом урока, а учащиеся являются пассивными слушателями.

2. Интерактивные (от англ. "inter" - взаимный, "act" - действовать) методы ориентируются на более широкое взаимодействие учащихся как с учителем, так и друг с другом.

3. Активные методы стимулируют творческую, продуктивную, поисковую, познавательную деятельность учащихся, побуждают к активному, старательному учению. Учитель и ученики взаимодействуют на равных правах, являясь активными участниками урока.

В рамках данной статьи остановим внимание на активных методах обучения, ниже, на рисунке 1, приведем ментальную карту с их классификацией.

Рис. 1. Классификация активных методов обучения

Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Емельянов Ю.Н. использовал его для характеристики группы методов, которые использовались в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-сихологических эффектов и феноменов. Важно заметить, что активными являются не методы, а именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

При применении активных методов обучения, роль учащихся меняется - они превращаются в активных участников образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики способствуют формированию активной личности, обладающей всеми необходимыми навыками, качествами и умениями современного успешного человека.

Повседневной задачей современного человека является чрезвычайно важное умение извлекать информацию из окружающей среды и уметь эффективно ей управлять. Каждый день нашей жизни мы вынуждены сталкиваться с

непрерывающимся потоком информации из различных источников. Такое увеличение объемов поступающей информации требует применения новых средств ее обработки и хранения, т.к. при записи конспектов в виде текста, списков, таблиц и т.д. в дальнейшем бывает довольно-таки сложно запомнить и воспроизвести большое количество информации, кроме того, в лекциях нет возможности быстро найти нужную информацию, тяжело выделить ключевые идеи. Технология ментальных карт становится новым инструментом, способствующим структуризации и сохранению информации в памяти человека для последующего эффективного извлечения. Данная технология основана на теории Девида Осубела, ее основной задачей является представление новых идей, понятий, концепций через уже имеющиеся идеи, понятия и опыт. Позже теорию развил профессор Корнелльского университета Джозеф Новак, разработавший правила создания ментальных карт [3].

Однако главные работы по этой теме принадлежат авторскому коллективу Р.М. Доунза и Д. Стеа. Они определяют ментальную картографию как «абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве» [5, с. 10].

Дальнейшее развитие теория получила в работах психолога Тони Бьюзена. Он опубликовал книги «Научите себя думать», «Работай головой» и «Супермышление», в которых описывалась технология создания и применения метальных карт в разных сферах деятельности. В то время технология ментальных карт быстро набрала популярность, подтверждая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач. На основе данной технологии был разработан ряд компьютерных программ.

В основе технологии ментальных карт лежат представления о принципах работы человеческого мозга, таких, как ассоциативное мышление, визуализация мысленных образов, целостное восприятие. Один из эффективных способов структурирования запоминания - это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево». Такие структуры широко используются везде, где необходимо кратко, наглядно и компактно представить большой объем информации [1].

Известно, что основными функциями мозга являются восприятие, анализ, хранение, воспроизведение и управление информацией. Левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты (речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами), а правое -решает абстрактные задачи (пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма). Ментальные карты интегрируют изображения, цвета и символы, можно говорить о них как о методе «целостного» мышления - извлечения информации из памяти в виде связанной цепочки элементов ментальных карт [4].

Ментальные карты - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи наглядно отражающая ассоциативные связи в мозге человека. Ее можно применять для создания и фиксации новых идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Составление ментальных карт подразумевает классификацию ключевых слов на основные и производные понятия, они создаются по мере поступления информации.

Подводя итоги, теоретический анализ имеющейся литературы и собственный опыт работы позволяют сделать заключение о том, что представление учебной информации в виде ментальных карт отлично интегрируется как с традиционной системой обучения, так и с любой инновационной обучающей технологией, позволяет усовершенствовать учебный процесс и сделать его более творческим.

Список литературы

1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. М.: ООО «Попурри», 2003. 304 с.

2. Литвинов В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы всерос. науч.-метод. конф. (30 января - 1 февраля 2013). Оренбург: ИПК «Университет», 2013. С. 756-759.

3. Новак Д., Канас А. Теория построения и практика применения карт понятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cmap.ihmc.us/docs/theoiy-of-concept-maps/ (дата обращения: 08.04.2019).

4. Саяпина Н. А. Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 50 (1). С. 32-35.

5. Шенк Ф.Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе / пер. с нем. А. Жоровой // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования, 2001. № 4. С. 4-17.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОСЕЩАЕМОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА СЕЛЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ХВОРОСТЯНКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) Федоров А.С.

Федоров Алексей Сергеевич - магистрант, кафедра социологии и культурологи, факультет социологии социальных изменений, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва Министерство образования и науки Российской Федерации, г. Самара

Аннотация: несмотря на создание качественной материально-технической базы в некоторых сельских районах интерес населения к занятиям спортом остается низким. Статья посвящена анализу предложений детей в возрасте 11 - 18 лет по повышению посещаемости физкультурно-оздоровительного комплекса, построенного в с. Хворостянка Самарской области.

Ключевые слова: спорт, спортивный комплекс, школьники, льготы, скидки.

Физическая активность и спорт составляют основу здорового образа жизни. Систематические занятия спортивно-оздоровительной деятельностью становятся средствами полноценного физического развития человека.

Массовый спорт, заниматься которым может любой человек, способствует поддержке физической формы и укреплению здоровья. Кроме этого спорт учит преодолевать собственные слабости, прикладывать усилия и добиваться успеха. По сути, занятия спортом представляют собой оздоровительную практику, направленную на развитие физических и нравственных качеств личности. Поэтому спорт обладает огромным потенциалом не только в плане оздоровления нации, но и в плане воспитания подрастающего поколения, с которым связано будущее страны.

Особенно важен спорт для детей, поскольку кроме физического совершенствования растущего организма, спорт выполняет функцию социальной интеграции и социализации личности. Формирование интереса к физической культуре и спорту связано не только с внутренними факторами, природными склонностями и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.