Научная статья на тему 'Ментальные и ценностные основания корпоративной культуры'

Ментальные и ценностные основания корпоративной культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
437
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / MENTAL / VALUABLE / CORPORATE CULTURE / CORPORATION / INNOVATION / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверин А. В.

В статье рассматриваются ментальные и ценностные основания корпоративной культуры как основного инструмента управления человеческим капиталом современных социально-экономических систем в условиях глобальной интеллектуализации экономики и острой конкурентной борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL AND VALUABLE BASES OF THE CORPORATE CULTURE

This article discusses the phenomenon of corporate culture as the main tool for the development of human capital in the global intellectualization of the economy and intense competition.

Текст научной работы на тему «Ментальные и ценностные основания корпоративной культуры»

МЕНТАЛЬНЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аверин А.В., к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга НОУ ВПО «Московский университет имени С.Ю. Витте»

В статье рассматриваются ментальные и ценностные основания корпоративной культуры как основного инструмента управления человеческим капиталом современных социально-экономических систем в условиях глобальной интеллектуализации экономики и острой конкурентной борьбы.

Ключевые слова:ментальность,ценности, корпоративная культура, корпорация, инновации, человеческий капитал.

MENTAL AND VALUABLE BASES OF THE CORPORATE CULTURE

Averin A., the head of the management and marketing chair, Moscow Vitte University

This article discusses the phenomenon of corporate culture as the main tool for the development of human capital in the global intellectualization of the economy and intense competition.

Keywords: Mental, valuable, corporate culture, corporation, innovation, human capital.

В современном мире, энергия развития, особенно в экономической сфере, в значительной мере определяется человеком в контексте ценностей, которыми он руководствуется в своих действиях, его менталитетом. В этом же плане важны моральные традиции как механизм самосохранения и развития общества. В условиях современного экономического развития индивидуальное сознание не способно рационально оценивать ситуацию, и моральные ценности становятся компасом, позволяющим принимать решения, отражающие интересы не только индивида, но и общества в целом.

А.В. Назарчук отмечает, что никакие институциональные инновации не возникнут в обществах, если они не найдут резонанс и поддержку в прежде реформированных ценностных ориентациях их населения, при анализе которых необходимо учитывать следующее важное обстоятельство. С одной стороны, новая система ценностей - реальна, ее элементы, присутствуют в настоящем, оказывают существенное влияние на современную социальную действительность и корпоративную культуру. С другой стороны, новая система ценностей - «только возможность, ее реализация в настоящее время более вероятна, чем ранее», научно-технический прогресс выступает в этом плане мощной движущей силой, но, в конечном счете, определяющую роль в этом процессе будет играть сознательная деятельность человека.

Важнейшим социальным фактором, обусловившим изменения в ментальной и ценностной сфере людей, а также оказавшим влияние на переход организационной культуры к корпоративной, является повышение уровня жизни в странах Запада. В индустриальном обществе абсолютное большинство индивидов руководствуется утилитарными стимулами, порожденными необходимостью удовлетворения материальных потребностей. Такой характер мотивации вполне адекватен его структуре, что обеспечивает как определенное равновесие между интересами классов и социальных групп, так и поступательный прогресс производства.

К середине ХХ века, в развитых странах Запада сложились высокие стандарты потребления. Развитие наукоемких технологий потребовало от персонала, не только первоклассного образования, но и творческих способностей для повышения инновационности производства, что явилось основой формирования процесса модификации системы мотивации и стимулирования производственной активности.

Основополагающим стал постепенный переход от доминирования материальных ценностей к ценностям этическим, общечеловеческим. Этот процесс протекал в двух сферах деятельности общества: моральной и социально-политической. В моральной сфере он открыл дорогу к установкам альтруизма и филантропии, так как узкий эгоизм, часто встречающийся у людей сегодня, вызывается, в первую очередь, страхом впасть в нищету. В социально-политической сфере это изменение открывает пути эгалитаризму и социальной ангажированности личности. Фактически мы имеем дело здесь с позитивной перестройкой системы ценностей человека; если в качестве системы отсчета принять широко понимаемый гуманизм.

Следствием отхода на второй план материальных ценностей становится их гуманизация, наиболее ярко выразившаяся в постепенном преобладании альтруизма и активности каждой личности. В связи с этим, важнейшей задачей корпоративной культуры современных организаций становиться, по мнению В.Л. Иноземце-

ва, развитие способностей человека, экспансия субъект - субъектных взаимодействий, замещение трудовой деятельности проявлениями творческой активности.

Другим следствием роста уровня жизни в развитых странах явилось постепенное вытеснение из сознания личности ценностей «экономического» характера «неэкономическими». Впервые элементы «неэкономического» поведения промышленного персонала были отмечены в годы Второй мировой войны. П. Дракер утверждает, что напряженная, изматывающая производственная деятельность принесла рабочему удовлетворенность своим трудом, ощущение важности того, что он делает, чувство выполненного долга, самоуважения и гордости, чего он никогда ранее не испытывал. Подобные явления никак не коррелировали ни с материальным благополучием работников, ни с их профессиональным ростом и отмечались во всех участвующих в войне странах.

Возникшие после второй мировой войны явления экономического чуда вместе с государствами благосостояния открыли новый этап истории и, в конечном счете, проложили путь возвышения ценностей постмодерна. Глубокие перемены в опыте личностного формирования способствовали складыванию особой системы ценностей среди тех, кто вырос в передовых индустриальных обществах в послевоенный период.

В результате, с конца 60-х годов прошлого столетия в развитых странах Запада зарождается процесс изменения шкалы жизненных ценностей человека, причем возможность самореализации в профессиональной деятельности становиться лидирующей в шкале ценностей среди представителей среднего класса США, а уровень заработной платы занимает лишь пятое место. Последующие исследования, выявили усиление этой тенденции.

Для анализа ментальных и ценностных основ корпоративной культуры крайне важно исследование «неэкономических» ценностей индивида, их эволюции в рамках современного общества.

Социальное развитие человека на доиндустриальной и индустриальной стадиях определялось исключительно производственной деятельностью. Круг лиц, не участвующих непосредственно в материальном производстве, был ограничен. В современную эпоху благодаря четкой дифференциации труда и досуга человек приобретает более широкие возможности для свободного, творческого использования имеющегося времени. Досуг и возможность самореализации вне рамок производства, наряду с высокопрофессиональным, качественным образованием, становится наиболее престижной жизненной ценностью индивида в социуме. Наиболее точно сформулировал суть происходящего процесса А. Маслоу, который подчеркнул, что человек должен быть тем, чем он может быть; он должен соответствовать своей внутренней природе.

Эволюция социальных ценностей повлекла за собой формирование новой, корпоративной мотивационной системы в рамках современного производства. В 60 - 70-е годы прошлого столетия ценность самореализации в производственном процессе занимала второстепенное значение, так как индустриальная система хозяйствования и присущая ей организационная культура, были не в состоянии адекватно удовлетворить потребности творческой личности. В данный период первое место по шкале ценностей занимали элементы социального и коллективного признания тех или иных достижений работника.

Информационно-компьютерная революция и рост высокотехнологичного производства 80-х гг. ХХ в. сократили рутинные производственные операции, расширили поле приложения творческих, индивидуальных способностей каждого работника, усилили проявление «неэкономических» мотивов и ценностей в масштабах всего современного общественного производства.

С одной стороны, человек глубже втягивался в производственные процессы, с другой - его деятельность на рабочем месте предполагала рост объемов потребляемой информации, усвоения знаний, полученных предшественниками. В итоге произошло размывание грани между свободным и рабочим временем, рабочим местом и рекреационным пространством. Возник переход от «чистого» производства к процессу, в котором важную роль играет потребление, от «чистого» потребления - к производительной деятельности, воспринимаемой в качестве своеобразного «досуга».

Необходимо отметить, что речь идет не только о стирании границ между свободным и рабочим временем. Подразумевается гораздо более сильная системная трансформация, проявляющаяся в возникновении, постоянном расширении хозяйственной деятельности такого типа, который изначально предполагает, что производство неотделимо от потребления некоторых субъективированных факторов производства (информационных продуктов), невозможно без активной, деятельной позиции потребителя.

Мир современного человека как субъекта современного производства не противостоит его самосознанию как потребителя или как развивающейся личности. Данный феномен, по утверждению А. Тоффлера, квалифицируется как развитие «прозьюмера»(термин образован из английских слов production - производство и consumer

- потребитель), не разделяющего производственную деятельность и активное потребление благ и услуг.

Феномен прозьюмеризма проявляется в таких сферах общественного производства как высокие информационные технологии, научно-исследовательская деятельность, образование, культура и искусство. В этих областях преобладают субъект - субъектные взаимодействия, в которых и производитель, и потребитель благ в сопоставимой степени определяют процесс его использования. Специалисты данных отраслей формируют корпорацию, социальную группу, которая обладает повышенной восприимчивостью к новым мотивационным факторам. Служение целям нации, государства или общества, стремление максимально использовать возможности, предоставляемые занимаемым положением для достижения намеченных целей, - таковы единственно приемлемые для этих людей мотивационные факторы.

В динамике ценностных норм индивидов в современном обществе произошли следующие изменения. Основополагающими ценностями стали: образование; доверие людей друг другу как базовое основание поддержания социального порядка. В.В. Ильин в ценностях современного общества видит ориентацию на «безусловное и непреходящее гуманитарных константах - социальных, моральных абсолютах». Демократизм, цивильность, персональная автономия, независимость, всесилие права, а так же этико-гуманистические идеалы достаточного существования как, альтруизм, человеколюбие, взаимопомощь, представляют собой образы оптимальной жизни человека современного общества.

Последние имеют специфические формы выражения на каждом из уровней социального развития. В материальном производстве преобладает максимальнаямотивированность, стимулирован-ность продуктивной деятельности. В духовной сфере - максимальная самореализуемость; в политико-гражданской - максимальное участие, вовлечение, волеизъявление; экзистенциональной - максимальная самоудовлетворенность, полнота, глубина существования. В итоге, констатирует В.В. Ильин, ценности современного общества выступают как оптимальная стратегия бытия, связанная с воплощением принципа минимакса, предписывающего участникам исторического процесса стремиться к «максимально достижи-тельным, гарантийным, успешным и выигрышным линиям поведения».

Следовательно, для постматериалистов характерен поиск способов самовыражения вне традиционных стереотипов поведения, выдвигая на первый план развитие духовных потребностей, стремление к саморазвитию, уважению личного достоинства и самостоятельности. Что касается материальных потребностей, то они сохраняются и развиваются, но уже в новом качестве, не как условие существования человека, а как необходимое условие его духовного развития, представляют собой символ признания и статуса в обще-

стве, как источник самооценки и удовлетворенности жизнью и профессиональной деятельностью.

Особое место среди характеристик ценностей человека культуры «постмодерна», занимает самовыражение, свободное развертывание способностей и творческих сил, другими словами - игра. Игра в жизни человека «постмодерна» (в отличие от рационального, ориентированного на внешние цели человека «модернити») охватывает не только чрезвычайно развившуюся сферу досуга, но и саму профессиональную деятельность, в том числе и предпринимательскую, научную и т.д. Если в эпоху становящегося и классического капитализма трудовая и предпринимательская деятельность трактовалась через понятия долга, то сейчас она рассматривается как личностное проявление, способ самовыражения.

Происходящие в современном обществе изменения связаны с возрождением и переосмыслением индивидуализма, в котором мы видим одну из основных «мегатенденций» развития человечества в последнем десятилетии XX - начале XXI столетия. По их оценкам, этот современный индивидуализм отличается от традиционного западного индивидуализма акцентом на ответственность личности, это не индивидуализм типа «каждый за себя», когда удовлетворяют собственные желания, а до всех остальных нет никакого дела.

Сложившаяся ситуация с доминированием неэкономических ценностей приводит к тому, что корпорации современного типа выступающие как «свободные ассоциации отдельных людей» стремятся заслужить лояльность по отношению к себе со стороны высококвалифицированных специалистов. В индустриальную эпоху наблюдалась противоположная тенденция в отношениях между работодателем и наемным персоналом.

Р. Инглхарт охарактеризовал формирующуюся мотивационную систему как «постматериалистическую», для которой приоритетными являются не экономический рост и физическая безопасность, а качество жизни, самовыражение, максимизация выживания и благополучия через изменение образа жизни. Данное определение, в настоящее время, является наиболее популярным.

А. Тоффлер разработал понятие «постэкономической системы ценностей». Современные нематериальные мотивы деятельности человека А. Тоффлер расценивал как элемент преодоления прежней экономической системы мотивации, проявление постэкономичес-ких потребностей. С этой позиции, современная мотивационная система впитывает общечеловеческие моральные ценности и гуманистические стандарты.

По мнению К. Безольда, Р. Карлсона и Ж. Пека, в 80-х годах ХХ века в научный оборот было введено понятие «экспрессивиз-ма», которое включает такие ценности, как творчество, автономность, отсутствие контроля, приоритет самовыражения перед социальным статусом, поиск внутреннего удовлетворения, стремление к новому опыту, тяготение к общности, принятие участия в процессе выработки решений.

Следовательно, культура «постмодерна» характеризующаяся распадом единства, плюрализмом ценностей, культурных форм и стилей, контекстуализмом оказала фундаментальное влияние на формирование системы ценностей корпоративной культуры современных организаций. В теориях постиндустриального общества обращается внимание на растущую гетерогенность и мозаичность социума, деидеологизацию в смысле утраты центральных, базовых ценностей и смыслов, а самое главное - на новое изменение сути общественного богатства: это уже не производственный капитал эпохи «модернити», а знание, информация, информационные технологии, «ноу-хау» и т.п.

Основными ментальными и ценностными основаниями корпоративной культуры являются:

- во-первых, доверие, как ценность, представляющая собой базовое основание поддержания социального порядка в корпорации и определяющая позитивные ожидания индивида в отношении среды обитания и сфер профессиональной деятельности;

- во-вторых, ценность квалификации и способности каждого индивида, возможности для его профессионального саморазвития в корпорации;

- в-третьих, ценность творчества, автономности, приоритета самовыражения перед социальным статусом;

- в-четвертых, ценность качества жизни и соучастия в деятельности коллектива.

Формирование ментальных и ценностных оснований корпоративной культуры обусловлено следующими аспектами:

- во-первых, новыми приоритетами личности и социума культуры «постмодерна», означающее переход от максимизации материального потребления к «качеству жизни»: гуманистическим, экологическим и вообще «немонетарным», «постэкономическими» критериям бытия;

- во-вторых, процессами интеллектуализации экономики подорвавшими основы техногенной цивилизации - тех мотивов, целей, которые сформировали ее целостность, выступали движущей силой поступательного развития. На смену императива максимизации материального благосостояния пришло осознание возможности самоутверждения через обладание и умение воспользоваться знаниями.

Литература:

1. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 67-101.

2. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. - 2000. - №6. -С. 67-77.

3. Тоффлер А. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева.

- М.: Academia, 1999. - С. 448-465.

4. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - 702 с.

5. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. -СПб.: «П. Востоковедение», 2003. - 96 с.

6. Ильин В.В. Философия истории. - М.: «Издательство Московского университета», 2003. - 380 с.

7. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. - М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2002. - 381 с.

8. Салихов Б. В. Интеллектуальный капитал организации. Сущность, структура и основы управления. - М.: Дашков и К., 2008.

- 156 с.

9. Салихов Б.В. Духовная нравственность экономических исследований, или путь к парадигме созидательных смыслов [Электронный ресурс] //Социальная политика и социология №2 -URL:http://www.rgsu.net/science/magazine/2010SP/ ?action=index&title_list(дата обращения: 08.10.2012).

10. Салихов Б.В. Корпоративная культура и управленческие основы формирования «культа» новейших знаний[Электронный ресурс] http://www.bv-salikhov.ru/korporativnaya-kultura-i-znaniya.html (дата обращения: 15.10.2012).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ЭКСКЛАВНОГО РЕГИОНА

Крукле В.А., директор Калининградского института экономики - филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет

управления и экономики»

Статья посвящена вопросам регулирования и поддержки деятельности малых предпринимательских структур в приграничной торговле эксклавного региона. Определяются основные направления их совершенствования, предлагаются практические рекомендации, обеспечивающие активизацию предпринимательской деятельности в приграничной торговле.

Ключевые слова: предпринимательские структуры; государственное регулирование; приграничная торговля; эксклавный регион.

THE IMPROVEMENT OF REGULATION AND SUPPORT OF THE SMALL ENTREPRENEURIAL STRUCTURES ACTIVITIES IN THE BORDER TRADE OF EXCLAVE REGION

Krukle V., The Head of the Kaliningrad Institute of Economics - the Department of Saint-Petersburg University of Management and Economics

The article is dedicated to the problems of regulation and support of the small entrepreneurial structures in the border trade of exclave region. The main directions of their improvement are determined, practical recommendations providing the activation of entrepreneurial activities in the border trade are offered.

Keywords: entrepreneurial structures; state regulation; border trade; exclave region.

На современном этапе регулирование деятельности малого предпринимательства в сфере приграничной торговли Российской Федерации остается недостаточно проработанным направлением государственной экономической политики. В связи с этим, существует острая необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, а также научного обоснования и практического применения наиболее действенных инструментов повышения социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности в приграничной торговле.

Одной из важнейших предпосылок решения этих задач является создание однородных условий ведения предпринимательской деятельности в сфере приграничной торговли для всех ее участников. В этих целях представляется целесообразным использование опыта, накопленного международными организациями, в том числе ООН и ВТО, и основанного на учете ряда особенностей приграничной торговли:

- сокращение транспортных издержек, связанных с ведением торговли;

- продажа товаров и услуг, произведенных предпринимательскими структурами на приграничных территориях, и исключение транзитного товарооборота;

- преимущественная ориентация на развитие малых предпринимательских структур и повышение уровня занятости местного населения приграничных территорий;

- регулирование перечня и объемов продаж товаров и услуг в рамках приграничной торговли.

Формирование концепции совершенствования регулирования предпринимательской деятельности в приграничной торговле экс-клавного региона базируется на универсальных принципах управления, а также на учете важнейших условий и факторов предпринимательской среды, что позволяет выстроить и реализовать систему взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих развитие малого предпринимательства в приграничной торговле и повышение его социально-экономической эффективности.

Совершенствование регулирования деятельности малых предпринимательских структур в приграничной торговле эксклава основано на применении универсальных принципов управления, сформулированных в рамках системного подхода. Это означает, что решение проблем развития предпринимательства в сфере приграничной торговли учитывает иерархичность системы государственного управления и существующее распределение компетенций по уровням власти. Эксклавный регион является подсистемой экономической системы страны в целом, а приграничные территории, находящиеся в эксклаве, в свою очередь, являются его подсистемами. Для повышения социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности в приграничной торговле необходимо упорядочить институциональную структуру органов управления, ответственных за ее регулирование, обеспечить координа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.