- во-первых, новыми приоритетами личности и социума культуры «постмодерна», означающее переход от максимизации материального потребления к «качеству жизни»: гуманистическим, экологическим и вообще «немонетарным», «постэкономическими» критериям бытия;
- во-вторых, процессами интеллектуализации экономики подорвавшими основы техногенной цивилизации - тех мотивов, целей, которые сформировали ее целостность, выступали движущей силой поступательного развития. На смену императива максимизации материального благосостояния пришло осознание возможности самоутверждения через обладание и умение воспользоваться знаниями.
Литература:
1. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 67-101.
2. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. - 2000. - №6. -С. 67-77.
3. Тоффлер А. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева.
- М.: Academia, 1999. - С. 44S-465.
4. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - lG2 с.
5. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.G. -СПб.: «П. Востоковедение», 2GG3. - 96 с.
6. Ильин В.В. Философия истории. - М.: «Издательство Московского университета», 2GG3. - 3SG с.
l. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. - М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2GG2. - 3S1 с.
S. Салихов Б. В. Интеллектуальный капитал организации. Сущность, структура и основы управления. - М.: Дашков и К., 2GGS.
- 156 с.
9. Салихов Б.В. Духовная нравственность экономических исследований, или путь к парадигме созидательных смыслов [Электронный ресурс] //Социальная политика и социология №2 -URL:http://www.rgsu.net/science/magazine/2G1GSP/ ?action=index&title_list(дата обращения: GS.1G.2G12).
1G. Салихов Б.В. Корпоративная культура и управленческие основы формирования «культа» новейших знаний[Электронный ресурс] http://www.bv-salikhov.ru/korporativnaya-kultura-i-znaniya.html (дата обращения: 15.1G.2G12).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ЭКСКЛАВНОГО РЕГИОНА
Крукле В.А., директор Калининградского института экономики - филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет
управления и экономики»
Статья посвящена вопросам регулирования и поддержки деятельности малых предпринимательских структур в приграничной торговле эксклавного региона. Определяются основные направления их совершенствования, предлагаются практические рекомендации, обеспечивающие активизацию предпринимательской деятельности в приграничной торговле.
Ключевые слова: предпринимательские структуры; государственное регулирование; приграничная торговля; эксклавный регион.
THE IMPROVEMENT OF REGULATION AND SUPPORT OF THE SMALL ENTREPRENEURIAL STRUCTURES ACTIVITIES IN THE BORDER TRADE OF EXCLAVE REGION
Krukle V., The Head of the Kaliningrad Institute of Economics - the Department of Saint-Petersburg University of Management and Economics
The article is dedicated to the problems of regulation and support of the small entrepreneurial structures in the border trade of exclave region. The main directions of their improvement are determined, practical recommendations providing the activation of entrepreneurial activities in the border trade are offered.
Keywords: entrepreneurial structures; state regulation; border trade; exclave region.
На современном этапе регулирование деятельности малого предпринимательства в сфере приграничной торговли Российской Федерации остается недостаточно проработанным направлением государственной экономической политики. В связи с этим, существует острая необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, а также научного обоснования и практического применения наиболее действенных инструментов повышения социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности в приграничной торговле.
Одной из важнейших предпосылок решения этих задач является создание однородных условий ведения предпринимательской деятельности в сфере приграничной торговли для всех ее участников. В этих целях представляется целесообразным использование опыта, накопленного международными организациями, в том числе ООН и ВТО, и основанного на учете ряда особенностей приграничной торговли:
- сокращение транспортных издержек, связанных с ведением торговли;
- продажа товаров и услуг, произведенных предпринимательскими структурами на приграничных территориях, и исключение транзитного товарооборота;
- преимущественная ориентация на развитие малых предпринимательских структур и повышение уровня занятости местного населения приграничных территорий;
- регулирование перечня и объемов продаж товаров и услуг в рамках приграничной торговли.
Формирование концепции совершенствования регулирования предпринимательской деятельности в приграничной торговле экс-клавного региона базируется на универсальных принципах управления, а также на учете важнейших условий и факторов предпринимательской среды, что позволяет выстроить и реализовать систему взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих развитие малого предпринимательства в приграничной торговле и повышение его социально-экономической эффективности.
Совершенствование регулирования деятельности малых предпринимательских структур в приграничной торговле эксклава основано на применении универсальных принципов управления, сформулированных в рамках системного подхода. Это означает, что решение проблем развития предпринимательства в сфере приграничной торговли учитывает иерархичность системы государственного управления и существующее распределение компетенций по уровням власти. Эксклавный регион является подсистемой экономической системы страны в целом, а приграничные территории, находящиеся в эксклаве, в свою очередь, являются его подсистемами. Для повышения социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности в приграничной торговле необходимо упорядочить институциональную структуру органов управления, ответственных за ее регулирование, обеспечить координа-
цию их деятельности, увеличить объем полномочий органов власти регионального и муниципального уровня в этой сфере.
Развитие приграничной торговли как системы взаимодействующих предпринимательских структур должно вписываться в контекст общенациональных интересов, но одновременно соответствовать потребностям экономики эксклава, что предполагает необходимость обеспечения сбалансированности интересов различных субъектов экономической деятельности на микро-, мезо- и макроуровне.
Регулирование малого предпринимательства в приграничной торговле должно быть также основано на учете динамичности и изменчивости предпринимательской среды, которая включает условия и факторы, влияющие на внутренние (в пределах эксклава) и внешнеэкономические взаимосвязи между всеми ее участниками. Разработку системы мероприятий, нацеленных на повышение эффективности малого предпринимательства в приграничной торговле, необходимо увязывать с прогнозными показателями социально-экономического развития приграничных территорий и всего эк-склавного региона, чтобы она соответствовала стратегическим планам и программам, реализуемым в рамках региональной и национальной экономической политики.
Разрабатываемые меры по развитию предпринимательской деятельности в приграничной торговле эксклава должны быть взаимосвязаны и иметь целевую направленность, обеспечивая решение соответствующих задач. Постановка целей и задач совершенствования регулирования осуществляется с учетом условий и факторов функционирования предпринимательских структур, ведущих приграничную торговлю. При этом учитываются временные параметры путем структурирования целей и задач, исходя из горизонтов долго-, средне- и краткосрочного планирования. Цели и задачи долгосрочного характера являются отправной точкой, задающей ориентиры для постановки и решения задач в средне- и краткосрочной перспективе.
Так, основной целью совершенствования регулирования малого предпринимательства в приграничной торговле и обеспечения его развития в долгосрочном аспекте является разработка и обоснование взаимосвязанной системы мероприятий, реализация которой позволит:
- расширить приграничное торгово-экономическое сотрудничество эксклава с территориями сопредельных стран;
- ускорить социально-экономическое развитие приграничных территорий и эксклавного региона в целом;
- повысить качество жизни населения эксклавного региона, в том числе величину доходов и уровень занятости.
Указанная долгосрочная цель включает подцели, конкретизирующие ее содержание и включающие:
- преодоление проблем сырьевой направленности экспорта и зависимости от импорта товаров народного потребления, в том числе продуктов питания, на основе развития предпринимательской деятельности, направленной на импортозамещение и создание новых производств обрабатывающей промышленности;
- формирование благоприятных условий для активизации предпринимательства в сфере приграничной торговли (создание приграничных торговых центров, рынков, центров приграничного сотрудничества, совершенствование производственной инфраструктуры, транспортных путей, развитие секторов банковских, страховых, консалтинговых услуг и т.п.);
- повышение уровня жизни местного населения.
Возможность достижения перечисленных целей в значительной мере зависит от того, каким образом будут развиваться внешнеторговые отношения Российской Федерации с сопредельными странами, как будут строиться взаимоотношения федерального центра с приграничными регионами, будут ли привлечены необходимые финансовые ресурсы для реализации планируемых мероприятий. Кроме того, необходима управляющая структура, которая будет заниматься вопросами развития малого предпринимательства в приграничной торговле на территории эксклава. В связи с этим, мы предлагаем создать в экономической службе Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области отдел по развитию приграничной торговли, а также наделить соответствующие службы администраций приграничных муниципальных образований эксклава полномочиями в этой сфере. Помимо этого, необходимо оптимизировать систему контроля и мониторинга деятельности участников приграничной торговли, а также разработать специализированную форму
статистической отчетности.
Предприятие, которое предполагает заниматься приграничной торговлей, должно получить этот статус в органах местного самоуправления при соблюдении ряда условий, а также зарегистрироваться в таможенном органе. В перечень требований для получения статуса предприятия приграничной торговли целесообразно включить:
- наличие государственной регистрации на территории Калининградской области;
- ведение приграничной торговли (оптовой или розничной) товарами и услугами, которые произведены в эксклаве;
- осуществление приграничной торговли с предприятиями, функционирующими на приграничных территориях сопредельных государств;
- размер уставного капитала, достаточный для исключения вероятности создания фиктивных компаний;
- наличие в штате предприятия аттестованного сотрудника, который будет предоставлять необходимую статистическую отчетность согласно установленной форме.
В функции отдела по развитию приграничной торговли, который предполагается создать в Министерстве по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, необходимо включить:
- разработку классификации товаров и услуг, содержащей категории разрешенных, лимитированных и запрещенных в приграничной торговле;
- включение предпринимательских структур, соответствующих установленным требованиям, в реестр предприятий приграничной торговли и ведение реестра;
- установление налоговых преференций и других параметров особо благоприятного режима для предприятий приграничной торговли в рамках полномочий региональных органов власти;
- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы развития приграничной торговли на уровне региона;
- содействие развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства в сфере приграничной торговли эксклава;
- оказание консультационной поддержки участникам приграничной торговли, проведение тренингов и т.п.;
- создание благоприятных условий для создания объединений предпринимателей и других некоммерческих организаций, содействующих развитию приграничной торговли в регионе;
- формирование информационно-аналитической базы, содержащей основные показатели, характеризующие состояние и развитие предпринимательской деятельности в приграничной торговле эксклава;
- взаимодействие с органами власти федерального уровня и координация деятельности органов власти регионального и муниципального уровня, принимающих участие в процессах регулирования предпринимательства в приграничной торговле, и др.
Классификацию товаров и услуг, которые разрешаются, лимитируются или запрещаются в приграничной торговле, целесообразно осуществлять с привлечением экспертов (представителей научных организаций, торгово-промышленных палат, некоммерческих структур, поддерживающих развитие предпринимательства и др.), а также с участием специалистов экономических служб министерства и муниципальных органов управления.
Одной из важных предпосылок формирования эффективного механизма регулирования малого предпринимательства в приграничной торговле эксклава является организация мониторинга характеризующих ее показателей, в том числе посредством системы статистического наблюдения. Для систематического получения и обобщения оперативной информации об основных показателях деятельности предпринимательских структур в приграничной торговле целесообразно ввести специализированную ежеквартальную форму статистической отчетности. Данные, полученные с помощью такой статистической формы, станут одним из основных источников информации для расчета социально-экономической эффективности предпринимательства в приграничной торговле региона.
Одним из важных социальных аспектов развития предпринимательской деятельности в сфере приграничной торговли является повышение занятости местного населения и уровня его доходов. Приграничная торговля и процессы приграничного сотрудничества в целом предполагают постоянное перемещение между сопредельными территориями потоков экономических ресурсов, включая миграцию трудоспособного населения. Чем выше удельный вес
товаров и услуг местного производства в структуре расходов проживающего на приграничных территориях населения, чем больше доходов, полученных от развития приграничной торговли и иных видов взаимодействия, идет на создание новых рабочих мест, тем выгоднее структура сложившегося приграничного сотрудничества для социально-экономического развития территории.
Удовлетворение потребностей местного населения обеспечивается во взаимосвязи с процессами формирования конкурентной среды и развития предпринимательства в приграничной торговле эксклава. Активное развитие предпринимательской деятельности в приграничье, в свою очередь, способствует решению социальных проблем территорий, большая часть которых входит в зону ответственности муниципальных образований. Поэтому следует особо подчеркнуть значимость регулирующих воздействий, осуществляемых местными органами власти, которые могут наиболее полно оценить потребности и выявить основные направления поддержки и развития предпринимательства, приносящие потенциально максимальный социально-экономический эффект. Одной из приоритетных задач в рамках их полномочий является создание условий для активизации и поддержки предпринимательских структур, действующих в приграничной торговле, что будет способствовать реализации имеющегося потенциала и вовлечению все более широких слоев местного населения в процессы приграничного сотрудничества.
В целях более эффективного решения рассмотренных выше задач мы предлагаем создавать действующие на коммерческой основе Центры приграничной торговли.
Центры приграничной торговли необходимо размещать на прилегающей к границе российской территории. В перечень основных объектов такого Центра входит приграничный торговый комплекс, объединяющий площади оптовой и розничной торговли, а также вспомогательные площади, используемые для хранения товаров.
В целях повышения занятости местного населения приграничных территорий возможно предоставление индивидуальных мест в приграничном торговом комплексе физическим лицам, получающим разрешение вести реализацию товаров и услуг при условии внесения арендной платы, а также уплаты установленных налогов и сборов. Разрешение на торговлю может оформляться для жителей приграничных территорий после соответствующего запроса через сеть Интернет или электронные терминалы, что позволит максимально упростить процедуры регистрации и контроля. Документальное оформление разрешения на ведение торговли может осуществляться при помощи разового торгового патента, который станет допуском к соответствующему торговому месту в приграничном комплексе.
Создание Центров приграничной торговли предполагается осуществлять с привлечением, как бюджетных ассигнований, так и средств частных инвесторов. Средства государственного бюджета могут быть направлены на создание инфраструктуры (пунктов таможенного досмотра и санитарного контроля, инженерных коммуникаций и т.д.). Частные инвесторы смогут вложить капитал в возведение приграничного торгового комплекса, оснащение зоны экспортной переработки, которая предназначена для использования приграничными предприятиями, перерабатывающими местное и импортируемое сырье соответственно для дальнейшего экспорта и реэкспорта.
Для строительства и оснащения бизнес-центра, входящего в Центр приграничной торговли, целесообразно привлечение одновременно государственных и частных инвестиций, учитывая многофункциональность его использования. Среди важнейших направлений деятельности бизнес-центра предполагается предоставление малым предпринимательским структурам комплекса услуг (консалтинговых, образовательных, финансовых и др.). При этом оказание бизнес-услуг должно включать и первоначальную поддержку предпринимателей, что особенно актуально для малого бизнеса.
Возможны два подхода к организации деятельности бизнесцентра в области поддержки малого предпринимательства в приграничной торговле эксклавного региона:
- предпринимательским структурам предоставляются в аренду помещения и офисная техника, оказываются консалтинговые, юридические услуги и т.п.;
- предпринимателям оказываются все виды услуг, кроме предоставления офисных помещений в аренду.
Таким образом, на базе бизнес-центров может обеспечиваться комплексное сопровождение деятельности предпринимателей в
приграничной торговле эксклава, начиная от составления бизнес-плана, подбора персонала и далее в процессе функционирования созданных ими структур.
Центры приграничной торговли в перспективе могут стать одним из основных инфраструктурных элементов поддержки малого предпринимательства в приграничье.
Также среди инфраструктурных элементов, способствующих повышению эффективности малого предпринимательства в сфере приграничной торговли, необходимо выделить выставочные комплексы. Это обусловлено тем, что существенной проблемой, препятствующей более интенсивному развитию приграничной торговли, является недостаточный уровень информированности населения, предпринимателей и их потенциальных партнеров из сопредельных государств.
Решение проблем, связанных с недостаточным объемом и несвоевременным обменом информацией, возможно при помощи создания информационной системы приграничного мониторинга, в которой будут накапливаться данные, необходимые предпринимательским структурам и органам власти всех уровней, способствуя развитию внешнеэкономического потенциала предпринимательства. Рассматриваемые данные должны включать разного рода информацию о товарах, услугах, тарифах, ставках налогообложения, иных условиях ведения предпринимательской деятельности в сфере приграничной торговли. Получать такую информацию предприниматели и население смогут, участвуя в выставках, форумах, семинарах и других мероприятиях, организуемых по инициативе органов власти и некоммерческих организаций (объединений предпринимателей).
Для малых предпринимательских структур в приграничной торговле особенно актуальными являются сведения о доступности и ценах на ресурсы, уровне налогообложения, тарифах, действующих на приграничной территории, транспортной инфраструктуре и другие данные, необходимые для ведения предпринимательской деятельности.
Участие малых предпринимательских структур в выставочной и ярмарочной деятельности является одним из важных механизмов их вовлечения в процессы внешнеэкономического взаимодействия. Вместе с тем, до сих пор этот действенный способ распространения информации и продвижения предприятий, товаров и услуг в приграничной торговле используется недостаточно эффективно. В связи с этим, представляется необходимым содействие органов власти в организации и работе специализированных комплексов для проведения выставочных и ярмарочных мероприятий.
Участие в выставках представляет для предпринимателей один из наиболее результативных способов поиска деловых партнеров и инвесторов, заключения долгосрочных контрактов, анализа уровня спроса на свои товары и услуги, изучения конкурирующих предпринимательских структур. В связи с этим, участие в международных и межрегиональных выставках можно рассматривать как действенный инструмент развития внешнеэкономического потенциала предпринимательских структур.