Научная статья на тему 'Менеджмент в научно-образовательной сфере. Преподаватель высшей школы: дополнительное профессиональное образование в Южно-Уральском государственном университете'

Менеджмент в научно-образовательной сфере. Преподаватель высшей школы: дополнительное профессиональное образование в Южно-Уральском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в научно-образовательной сфере. Преподаватель высшей школы: дополнительное профессиональное образование в Южно-Уральском государственном университете»

Информация

МЕНЕДЖМЕНТ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЮЖНО-УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) (национальном исследовательском университете) реализуется более 400 программ дополнительного профессионального образования. Некоторые из них направлены на образование сторонних слушателей, поскольку в этом заключается миссия национального исследовательского университета. Однако ректорат университета уделяет значительное внимание вопросам развития человеческого ресурса ЮУрГУ, в том числе корпоративному развитию квалификации сотрудников, подготовке грамотной смены ныне действующему профессорско-преподавательскому составу университета.

В этом аспекте представляют интерес такие программы переподготовки для профессорско-преподавательского состава и аспирантов университета, как «Менеджмент в научнообразовательной сфере» и «Преподаватель высшей школы».

В 2011/2012 учебном году в ЮУрГУ впервые проводилась программа переподготовки «Менеджмент в научно-образовательной сфере». Слушателями первого года обучения (модульная подпрограмма «Менеджмент организации. Управление образовательным процессом в университете») стали заведующие и ученые секретари кафедр (всего 122 человека). Главной целью первого года обучения стало изучение слушателями системы управления методической работой и образовательным процессом на кафедре, а также освоение ими необходимых для управления этими процессами на уровне кафедры компетенций.

В процессе обучения слушатели ознакомились со спецификой университета как образовательной организации; с политикой государства в области управления высшим образованием; изучили структуры управления, ответственные за методическую работу и организацию образовательного процесса в университете, функции и компетенции управления образовательным процессом в университете на разных уровнях. Программа осуществля-

лась в период прохождения университетом государственной аккредитации и перехода на основные образовательные программы, соответствующие федеральным государственным стандартам третьего поколения. Это нашло отражение в содержании учебного материала и в выполненных слушателями заданиях и работах, включая выпускную квалификационную работу.

В обучении использованы следующие организационные формы занятий: теоретические занятия (изучение нормативов, документов, структуры управления методической работой в университете, компетенций и функций субъектов управления); проведение исследований (управленческих компетенций ученых секретарей, их реальной нагрузки, проблем); практические занятия по разработке, реализации основных образовательных программ и по управлению этим процессом; мастер-классы; самостоятельное выполнение индивидуальных и групповых заданий слушателями; консультации со стороны учебного отдела и преподавателей программы.

Программа проходила при технической поддержке Института открытого и дистанционного образования (ИОДО). Были использованы различные ресурсы, необходимые для обучения слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий, в частности, для проведения on-line трансляций лекций использовался программноаппаратный комплекс Adobe Connect Pro, а для организации взаимодействия слушателей с преподавателями в режиме off-line - образовательный портал «Электронный ЮУрГУ» (библиотека, форум, ведомости текущей успеваемости и др.).

Реализация программы послужила эффективным средством эволюционного массового перехода в ЮУрГУ к образовательному процессу, основанному на федеральных государственных стандартах третьего поколения. В процессе освоения программы удалось выявить проблемы, связанные с переходом, и выработать меры по их разрешению.

Информация

Выполненные слушателями квалификационные работы послужили доказательством успешного освоения программного материала и продемонстрировали способность слушателей осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях образования. Аттестационная комиссия (председатель: доктор педагогический наук, профессор, проректор по учебной работе и профессор кафедры теории и методики педагогического менеджмента Уральской академии физической культуры и спорта С.Г. Сериков; члены комиссии: проректор по учебной работе ЮУрГУ, доктор юридических наук, профессор В.И. Майоров, кандидат технических наук, директор ИОДО И.А. Волошина, начальник Учебно-методического управления И.В. Сидоров, заведующая кафедрой педагогики профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор И.О. Котлярова, начальник научнометодического отдела, кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Цырикова) отметила лучшие выпускные квалификационные работы (см. таблицу).

В 2012/2013 учебном году планируется продолжить обучение слушателей по программе «Менеджмент в научно-образовательной сфере» по вопросам государственной, общественной и вузовской политики управления кафедрой в научно-образовательном пространстве университета; управления челове-

ческим ресурсом кафедры; управления научной и инновационной деятельностью кафедры; сопровождения и обеспечения процесса управления кафедрой.

Программа «Менеджмент в научно-образовательной сфере» - не единственная программа в системе непрерывного корпоративного дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров ЮУрГУ. В этом году состоялся пятый выпуск слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы «Преподаватель высшей школы». Данная программа была реализована совместно с отделом аспирантуры ЮУрГУ. Ее выпускниками впервые стали 41 аспирант второго и третьего годов обучения.

Главной целью реализации программы для аспирантов стало повышение уровня педагогической компетентности будущих научно-педагогических кадров вуза. В процессе обучения слушатели освоили следующие дисциплины: «История, философия и методология науки», «Современные главы научной отрасли», «Педагогика», «Психология», «Психология и педагогика высшей школы», «Иностранный язык», «Управление образовательными системами», «Технологии профессионально ориентированного обучения», «Профессионально ориентированный тренинг риторики, дискуссии и общения», «Информационные технологии в науке и образовании».

Факультет Программа Разработчики

Торгово-экономический 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Зав. каф. бухгалтерского учета и финансов А.Е. Шевелев, проф. М.С. Кувшинов, доцент Л.Л. Зайончик

Торгово-экономический Кафедра маркетинга и менеджмента 080200.62 «Менеджмент» Зав. каф. маркетинга и менеджмента И.П. Савельева, Е.Ю. Трофименко

Экономики и предпринимательства 080200.62 «Менеджмент» Зав. каф. финансового менеджмента Т.А. Шин-дина, зав. каф. экономики фирмы и рынков В. А. Киселева, зав. каф. предпринимательства и менеджмента В.Г. Мохов, зав. каф. экономики и инновационного развития бизнеса М. К. Ахтямов

Сервиса Кафедра туризма и социально-культурного сервиса 100400.62 «Туризм» Зав. каф. туризма и социально-культурного сервиса Т.Н. Третьякова, доцент Ю.А. Сыромят-никова, доцент О.В. Котлярова

Экономики и управления Кафедра экономики и финансов 080200.62 «Менеджмент» Доцент Е.Г. Сухих, Т.А. Тараненко, В.О. Боос

Механико-технологический Кафедра безопасности жизнедеятельности 050100.68 «Педагогическое образование» Доцент Ю.В. Тягунова, проф. Г.Н. Сериков, доцент К.С. Буров

8

Вестник ЮУрГУ, № 26, 2012

Менеджмент в научно-образовательной сфере.

Преподаватель высшей школы...

В содержании учебного материала дисциплин и в выполненных слушателями заданиях были отражены различные аспекты компетенции педагога высшей школы. В обучении использованы традиционные организационные формы занятий: лекции, семинары, практические работы и инновационные формы (тренинги, экскурсии, мастер-классы, деловые игры, проведение индивидуальных и групповых исследований).

На втором курсе слушатели прошли педагогическую практику и провели педагогическое исследование. Педагогическая практика была проведена на кафедрах и в подразделениях университета. Слушатели выполняли задания, нацеленные на совершенствование их компетенций:

• дидактических (ведение практических занятий по дисциплине, соответствующей научному направлению исследования, разработка контрольно-измерительных средств оценки результатов образования);

• методических (разработка основной учебно-методической документации, сопровождающей образовательный процесс);

• управленческих (стимулирование, организация развития профессиональной квалификации сотрудников в организации, контроль уровня квалификации сотрудников);

• исследовательских (исследование уровня профессиональной квалификации своей и своих сотрудников, поиск путей ее развития).

Выпускная квалификационная работа предполагала выполнение слушателями практикоориентированных методических разработок, полезных для кафедр вуза, к которым прикреплены аспиранты и в их будущей профессиональной деятельности. Выполненные слушателями квалификационные работы стали иллюстрацией их готовности осуществлять

профессиональную педагогическую деятельность в национальном исследовательском университете. Аттестационная комиссия (председатель: доктор педагогических наук, профессор, директор факультета психологии и педагогики Челябинского государственного университета С.А. Репин; члены комиссии: заместитель начальника учебно-методического управления ЮУрГУ, кандидат технических наук, доцент М.Ю. Попов, доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков, доктор педагогических наук, профессор И.О. Котлярова) отметила актуальность выполненных работ и их практическую ценность. Лучшие выпускные квалификационные работы слушателей: В.В. Абдуллина, А.Х. Нуркенова, А.В. Поповой, М.И. Решетникова, С.А. Созы-кина, А.А. Титова, В.Р. Якупова - были рекомендованы к публикациям в педагогических изданиях.

В 2012/2013 учебном году продолжено обучение слушателей по программе «Преподаватель высшей школы», на первый курс приняты 22 аспиранта первого и второго годов обучения.

В целом по программам переподготовки и повышения квалификации ИОДО ЮУрГУ за прошедший учебный год прошли обучение 744 сотрудника национального исследовательского университета. В дальнейшем ИОДО планирует продолжить систематическое корпоративное дополнительное профессиональное образование профессорско-преподаватель-

ского состава ЮУрГУ в целях обеспечения соответствия кадрового потенциала и человеческого ресурса университета современным задачам образования, в частности, задачам реализации научно-образовательного процесса в национальном исследовательском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.