Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование'

Дополнительное профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 2009 году на базе Института дополнительного образования ЮУрГУ действовали образовательные программы федерального и вузовского уровня. Были реализованы образовательные программы краткосрочного повышения квалификации по шести направлениям, утвержденные приказом Министерства науки и образования РФ № 1780 от 1 декабря 2008 года.

1. Инновационная деятельность в образовании.

2. Современные педагогические технологии в образовании.

3. Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям.

4. Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России.

5. Проблемы качества обучения.

6. Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза.

По данным направлениям были востребованы и реализованы программы педагогического содержания (см. таблицу).

Наиболее востребованными оказались программы по направлениям «Современные педагогические технологии» и «Проблемы качества обучения». Реализацию данных программ обеспечивал профессорско-преподавательский состав ЮУрГУ: профессора Сидоров Александр Иванович, Ваулин Сергей Дмитриевич, Быков Евгений Витальевич, Щуров Игорь Алексеевич, Михайлов Геннадий Георгиевич, Котлярова Ирина Олеговна (руководитель программы), Сериков Геннадий Николаевич, Сериков Сергей Геннадьевич; доценты Сидоров Игорь Владимирович, Волошина Ирина Александровна, Хищенко Юрий Михайлович, Ашихмина Людмила Алексеевна, Буров Константин Сергеевич, Волкова Милена Александровна, Сырейщи-кова Нелли Владимировна, начальник отдела

Реализованные программы повышения квалификации педагогического содержания

№ п/п Направление Название программы Сроки реализации Руководитель

1 Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России 04.10.09- 16.10.09 14.12.09- 20.12.09 Ю.М. Хищенко

2 Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза Интегрирование дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вуза 16.03.09- 28.03.09 О.Б. Елагина

3 Инновационная деятельность в образовании Возможности использования потенциала теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности в модернизации вузовских дисциплин 10.05.09- 22.05.09 В.В. Лихолетов

4 Современные технологии в образовании Педагогические технологии научно-образовательного процесса 13.04.09- 25.04.09 И.О. Котлярова

Технология создания единого пространства развития компетентности преподавателя и студента 16.03.09- 28.03.09 Г.С. Костыко

Обучение современной психодиагностике на основе новейших педагогических технологий 06.04.09-19.04.09; 14.10.09-26.10.09 Н.А. Батурин

5 Проблемы качества обучения Проблемы качества образования 09.11.09- 21.11.09 И.О. Котлярова

Информация

управления качеством образования Шефер Леопольд Анатольевич, проректор по экономическим вопросам Бойкова Людмила Ивановна, директор ЮУрГУ-ТВ Гордиенко Сергей Иванович и др. Также был привлечен учебно-вспомогательный состав Института дополнительного образования ЮУрГУ и его структурных подразделений.

В рамках данного приказа прошли повышение квалификации по указанным педагогическим направлениям 106 преподавателей линейных вузов. Среди них представители образовательных учреждений высшего профессионального образования Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Новосибирска, Оренбурга, Пензы, Тобольска, Тольятти, Томска, Троицка, Хабаровска и др. Слушатели отметили актуальность реализации программы по данной тематике и высокое качество организации и проведения курсов.

К сожалению, осталось невостребованным актуальное направление подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям.

Одним из результатов проведения курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава линейных вузов стала защита выпускных квалификационных работ следующей тематики.

1. Обеспечение качества профессиональной подготовки студентов языковых педагогических вузов на основе методических приемов контроля в курсе «Теория и методика обучения иностранным языкам».

2. Качество образовательного процесса как научное понятие.

3. Здоровьесберегающие аспекты повышения качества образовательного процесса.

4. Критерии качества развития коммуни-кативно-познавательной компетентности студентов экономических специальностей в образовательном процессе.

5. Проблемы качества образовательного процесса в юридическом вузе (на примере Уральского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия)».

6. Механизм интеграции образования, науки и производства в Уральском государственном горном университете.

7. Технологии проектирования компе-тентностно-ориентированных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с ФГОС третьего поколения.

8. Требования к организации тестирова-

ния в рамках мониторинга качества образования в педагогическом вузе.

9. Обеспечение качества воспитательного процесса в вузе.

10. Качество учебно-методического комплекса специальности «Химия» с дополнительной специальностью «Биология» на хи-мико-биологическом факультете.

11. Организация МПС «Физика-информатика» с целью повышения качества образования студентов педагогических вузов.

12. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества высшего образования.

13. Информационно техническое измерение качества образования на факультете образовательных технологий ПГТА (Пензенская государственная техническая академия)

14. Критерии оценки коммуникационной компетенции студентов специальности «Связи с общественностью» в образовательном процессе.

15. Теоретико-практические основы развития физических качеств студентов.

В числе программ федерального уровня продолжилась реализация дополнительной профессиональной образовательной программы (далее ДПОП) «Преподаватель высшей школы», открытой в октябре 2006 года на базе Центра дополнительного образования кафедры (далее ЦЦО) «Педагогика профессионального образования».

С 2006 года слушателями программы стали преподаватели одиннадцати факультетов ЮУрГУ, а также преподаватель колледжа. В октябре 2009 года состоялся очередной набор на данную программу. Из 17 новых слушателей преподаватели факультета военного обучения (12 слушателей), юридического факультета (2 слушателя), механико-технологи-ческого факультета (2 слушателя) и 1 преподаватель приборостроительного факультета. Следует отметить, что все чаще на данную программу приходят преподаватели с ученой степенью: кандидаты технических и юридических наук, желающие повысить свою педагогическую квалификацию. Так, в 2009 году слушателями программы стали 5 кандидатов наук.

Образование по данной программе продолжают слушатели второго года обучения, которые в этом учебном году планируют защитить выпускные квалификационные работы и получить соответствующие дипломы. Центр дополнительного образования «Педа-

гогика профессионального образования» планирует в 2010 году расширить привычный сегмент слушателей и привлечь к данной программе преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования и филиалов ЮУрГУ.

В ЮУрГУ в 2009 году также были открыты и реализуются в настоящее время следующие программы:

• дополнительная образовательная программа переподготовки специалистов «Менеджмент организации. Управление образованием»;

• среднесрочные курсы повышения профессиональной педагогической квалификации «Теория и методика педагогического исследования» и «Современные технологии обучения»;

• краткосрочные курсы повышения профессиональной педагогической квалификации «Измерение качества образования».

Дополнительная образовательная программа переподготовки специалистов «Менеджмент организации. Управление образованием» реализуется в ЮУрГУ на базе ЦДО «Педагогика профессионального образования» уже четвертый год. За это время по программе прошли переподготовку 11 слушателей. В 2009 году прием на данную программу не осуществлялся. Однако в 2009-2010 учебном году по ней завершают образование слушатели второго курса. В их числе аспирант, доцент, специалисты в области технологии и предпринимательства. По окончании образования слушатели защищают выпускную квалификационную работу и получают диплом государственного образца, дающий право деятельности в сфере управления образованием.

Программа «Теория и методика педагогического исследования» стала первой модульной программой, реализуемой ЦДО «Педагогика профессионального образования». Программа рассчитана на 100 часов и предполагает четыре содержательных модуля объемом 25 часов каждый: «Методология педагогического исследования», «Этапы и методы педагогического исследования», «Использование методов математической статистики в педагогических исследованиях», «Оформление результатов педагогического исследования».

Особенностью программы стала возможность слушателей в соответствии со своими потребностями и предпочтениями сделать из предложенного перечня модулей актуальный для себя выбор. В зависимости от объема

пройденных по программе часов слушатели получат разные документы о повышении квалификации: сертификат, удостоверение или свидетельство. Для того чтобы слушатели имели возможность применить знания, полученные на лекциях и практических занятиях, к собственному исследованию в программе, предусмотрены 18 часов индивидуальных консультаций с докторами педагогических наук Ириной Олеговной Котляровой и Генна-дием Николаевичем Сериковым.

Данная программа оказалась актуальной для четырнадцати слушателей. В их числе одиннадцать преподавателей ЮУрГУ: представители факультета физической культуры и спорта, механико-технологического факультета, факультета лингвистики, и три сторонних слушателя: преподаватели УралГУФК, Златоустовского металлургического колледжа и Озерского МОУ СОШ № 27.

На базе ФППК была организована и реализована в 2009 году программа повышения профессиональной педагогической квалификации «Современные технологии обучения» объемом 124 часа. Слушателями программы стали 17 преподавателей кафедры экономической и информационной безопасности ЮУрГУ. Содержательное сопровождение программы осуществили профессор Котля-рова Ирина Олеговна, доценты Буров Константин Сергеевич, Волкова Милена Александровна, Тельманова Елена Владиславовна, Тягунова Юлия Владимировна, директор института открытого и дистанционного образования Бородкин Виктор Петрович, заместитель директора института открытого и дистанционного образования Елагина Ольга Борисовна, преподаватель Шумилина Инна Владимировна и др.

Впервые в 2009 году была реализована программа «Измерение качества образования», рассчитанная на 72 часа. К ее реализации привлечены: профессора Ваулин Сергей Дмитриевич, Котлярова Ирина Олеговна (руководитель программы), Сериков Геннадий Николаевич; доценты Сидоров Игорь Владимирович, Волошина Ирина Александровна, Ашихмина Людмила Алексеевна, Буров Константин Сергеевич, Волкова Милена Александровна, Сырейщикова Нелли Владимировна, Тягунова Юлия Владимировна, начальник отдела управления качеством образования Шефер Леопольд Анатольевич, проректор по экономическим вопросам Бойкова Людмила Ивановна, директор ЮУрГУ-ТВ Гордиенко

Информация

Сергей Иванович, начальник юридического отдела Шведова Елена Евгеньевна. Также был привлечен учебно-вспомогательный состав ИДО ЮУрГУ и ЦЦО кафедры «Педагогика профессионального образования».

Первыми слушателями программы стали 9 преподавателей факультета военного обучения. Поскольку контингент слушателей однородный, преподаватели курсов стараются по возможности отражать специфику факультета в материале курса.

Всего в 2009 году повысили свою педагогическую квалификацию по указанным программам 167 слушателей.

В 2010 году по педагогическому направлению планируется реализовать как уже апробированные, так и новые программы повышения квалификации федерального уровня

в рамках приказа Министерства науки и образования РФ по следующим направлениям.

1. Инновационная деятельность в образовании.

2. Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России.

3. Проблемы качества обучения.

4. Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Спрос на повышение педагогической квалификации по данным направлениям ожидается не менее 110 слушателей.

По открытым и действующим вузовским краткосрочным и среднесрочным программам в 2010 году планируется продолжить работу, а также изучить спрос и разработать новые программы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.