Научная статья на тему 'Федеральные курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза'

Федеральные курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральные курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза»

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА

PROFESSIONAL DEVELOPMENT

FEDERAL COURSERS TO FACULTY

MEMBERS OF THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

В 2008 году на базе Центра дополнительного образования кафедры «Педагогика профессионального образования» действовали две образовательные программы педагогической тематики федерального статуса: дополнительная профессиональная образовательная программа (ДПОП) «Преподаватель высшей школы» и краткосрочные курсы повышения квалификации, открытые по приказу Министерства науки и образования РФ № 2270 Институтом дополнительного образования ЮУрГУ.

ДПОП «Преподаватель высшей школы» была открыта в октябре 2006 года на базе Центра дополнительного образования кафедры.

«Педагогика профессионального образования». Первыми слушателями программы стали преподаватели семи факультетов ЮУрГУ.

В июне 2008 года состоялись защиты выпускных квалификационных работ первого набора слушателей. Защита выпускной квалификационной работы предназначалась для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом, к послевузовскому образованию и повышению квалификации, к самообразованию и к исследованию. Тематика работ представлена в табл. 1.

Таблица 1

Темы выпускных квалификационных работ слушателей ПВШ

№ Ф.И.О. выпускника Тема выпускной работы

1 Веряшкина Алена Владимировна Методика реализации спецкурса «Экспериментальное исследование»

2 Волченкова Ксения Николаевна Методика использования электронного учебника в образовательном процессе (на примере изучения иностранного языка)

3 Груба Оксана Николаевна Профессионально-ориентированное обучение химии студентов архитектурно-строительного факультета

4 Кузьмина Надежда Николаевна Методика реализации модели развития готовности к деловой переписке в дополнительном образовании менеджеров

5 Никоноров Станислав Валерьевич Организация сквозного курсового проектирования на специальности «Промышленное и гражданское строительство»

6 Пикус Григорий Александрович Информационные технологии в образовательном учреждении повышения квалификации

7 Трегубова Марина Владимировна Модель организации обучения в вузе будущих тренеров по спорту с учетом современных управленческих требований рынка труда

8 Тягунова Юлия Владимировна Методика исследования педагогической составляющей профессиональной квалификации преподавателя высшей школы

9 Цытович Мария Витальевна Методика реализации модели педагогического содействия становлению вторичной языковой образованности студентов технических специальностей

Выпускники дополнительной профессиональной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» продемонстрировали умения решать задачи, соответствующие их квалификации и должностным обязанностям, готовность осуществлять образовательный процесс в образовательном учреждении высшего профессионального образования с учетом специфики преподаваемого предмета; готовность способствовать социализации, формированию общей культуры личности студента, освоению им профессиональных образовательных программ; готовность подбирать и адаптировать содержание образования к аудитории студентов, готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства образования; выпускники осознают необходимость соблюдения прав и свобод студентов, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», необходимость систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовыми участвовать в инновационной деятельности в разных формах методической и научно-методической работы, осуществлять связь с заказчиками - будущими работодателями студентов, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья студентов в образовательном процессе.

Государственная аттестационная комиссия под председательством директора института психологии и педагогики ЧелГУ, доктора педагогических наук, профессора С.А. Репина; в составе заместителя начальника Учебнометодического управления ЮУрГУ, кандидата технических наук, доцента М.Ю. Попова; заведующего кафедрой педагогики профессионального образования, доктора педагогических наук, профессора И.О. Котляровой; доктора педагогических наук, профессора Г.Н. Серикова отметила, что выпускные квалификационные работы, представленные слушателями к защите, актуальны и отражают основные направления развития современного высшего профессионального образования. Актуальность тематики выпускных квалификационных работ была обоснованно доказана каждым из выпускников. В то же время степень раскрытия педагогических аспектов темы слушателями технических специальностей представилась ГАК не столь полной, как в работах педагогов. Однако, председатель и члены ГАК отметили, что для абсолютного

большинства работ характерны полнота обзора состояния изучаемого вопроса в практике образования, для всех работ - корректность постановки цели и задач исследования.

В выпускных квалификационных работах нашли свое отражение применение современного программного обеспечения, компьютерных технологий. Все работы имели практическую направленность. Во всех работах акцент сделан на методической составляющей. Апробация работ прошла на педагогической практике слушателей и отражена в отчетах о выполнении задания на практику.

Вручение дипломов о присвоении бывшим слушателям квалификации «Преподаватель высшей школы состоялось в октябре 2008 года.

Образование по данной программе продолжают преподаватели пяти факультетов ЮУрГУ, которые в этом учебном году планируют также защитить выпускные квалификационные работы и получить соответствующие дипломы.

В настоящее время продолжается набор слушателей на 2008-2010 учебные годы. Среди подавших заявки на обучение впервые появились преподаватели других учреждений профессионального образования г. Челябинска.

Краткосрочное повышение квалификации по приказу Министерства науки и образования РФ № 2270 в 2008 году проходило на базе Института дополнительного образования (ИДО) ЮУрГУ по направлениям «Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России» (руководители Т.Н. Третьякова, Г.Г. Михайлов); «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза» (руководители О.Б. Елагина, Л.Б. Соко-линский); «Инновационная деятельность в образовании» (руководитель В.В. Лихолетов); «Правоведение» (руководитель В.В. Кванина); «Современные технологии в образовании» (руководители Г.С. Костыко, И.О. Котлярова); «Проблемы качества обучения» (руководитель И.О. Котлярова).

Слушателями образовательной программы повышения квалификации «Педагогические технологии научно-образовательного процесса» в марте 2008 года стали 15 преподавателей различных учреждений профессионального образования Уральского региона. Реализацию программы обеспечивал профессорско-преподавательский состав ЮУрГУ: профессора Сидоров Александр Иванович, Ваулин Сергей Дмитриевич, Быков Евгений Виталь-

евич, Щуров Игорь Алексеевич, Михайлов Геннадий Георгиевич, Котлярова Ирина Олеговна (руководитель программы), Сериков Геннадий Николаевич, доценты Бойкова Людмила Ивановна, Сидоров Игорь Владимирович, Волошина Ирина Александровна, Хи-щенко Юрий Михайлович, Буров Константин Сергеевич, Волкова Милена Александровна, директор ЮУрГУ-ТВ Гордиенко Сергей Иванович. Также был привлечен учебно-

вспомогательный состав ИДО ЮУрГУ и центра дополнительного образования (ЦДО) кафедры «Педагогика профессионального образования».

Одним из результатов повышения квалификации стала выпускная квалификационная работа слушателей, защита которой проходила в виде деловой игры. Тематика выпускных работ представлена в табл. 2.

Таблица 2

Темы квалификационных работ слушателей программы «Педагогические технологии научно-образовательного процесса»

ФИО Тема квалификационной работы

Абакумов Евгений Николаевич Инновационные процесса в современной науке

Веденеева Екатерина Владимировна Подготовка абитуриентов к научно-исследовательской деятельности в условиях вуза (на примере научного общества учащихся

Гольдфарб Ольга Сергеевна Опыт организации технологии научно-образовательного процесса при написании курсовых и дипломных проектов

Давыдова Елена Сергеевна Исследовательский компонент задания студентам специальности «Психология» на производственную практику

Дегтярева Нина Адамовна Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях провинциального вуза

Зырянова Юлия Макаровна Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи

Клименко Ольга Александровна Социологическое исследование содержания научнообразовательного процесса

Колосова Ольга Сергеевна Организационные формы осуществления здоровьесберегающих технологий в условиях вуза

Котелевская Зоя Александровна Использование мультимедийных и интерактивных технологий при подготовке студентов в научно-образовательном процессе

Макарова Наталия Владимировна Учет индивидуальных особенностей студентов в практике обучения и воспитания в вузе

Неделько Елена Геннадьевна Организация научно-исследовательской работы преподавателей и студентов в условиях провинциального вуза

Непершина Галина Александровна Технологии осуществления учебно-полевой практики для студентов-биологов

Рассохин Александр Григорьевич Формы интеграции научного и образовательного процессов в высшей школе

Рогель Олег Викторович Организация внеучебной работы в условиях провинциального вуза

Свиридюк Екатерина Петровна Компьютерные технологии как средство активизации использования книжных памятников (редких книг) в научнообразовательном процессе вуза (на примере преподавания курса «Информационно-библиографическая культура»)

В октябре 2008 года была реализована программа «Проблемы качества обучения». Из 22 слушателей 15 преподавателей приехали в ЮУрГУ из других городов: Бирск, Нижний Тагил, Набережные Челны, Санкт-Петербург, Стерлитамак, Уфа. Среди преподавателей, обеспечивающих программу: профессора Сидоров Александр Иванович, Ваулин Сергей Дмитриевич, Котлярова Ирина Олеговна (руководитель программы), Сериков Геннадий Николаевич; начальник юридического отдела Шведова Елена Евгеньевна, доценты Бойкова Людмила Ивановна, Сидоров Игорь Владимирович, Волошина Ирина Александровна, руководитель центра по сертификации систем качества Ашихмина Люд-

мила Алексеевна, Буров Константин Сергеевич; директор ЮУрГУ-ТВ Гордиенко Сергей Иванович, директор библиотеки Кульневич Ирина Сергеевна. Также был привлечен учебно-вспомогательный состав ИДО ЮУрГУ и ЦЦО кафедры «Педагогика профессионального образования».

Слушатели отметили актуальность реализации программы по данной тематике и высокое качество организации и проведения курсов. По данному направлению слушателями были выполнены и защищены выпускные квалификационные работы. Наиболее интересными стали следующие работы (табл. 3).

Таблица 3

Темы выпускных работ слушателей программы «Проблемы качества обучения»

ФИО Тема

Бартенева Надежда Сергеевна Взаимодействие субъектов разработки системы менеджмента качества

Веселовский Анатолий Платонович Качество условий взаимодействия преподавателей и студентов в научно-образовательном процессе

Волков Виктор Александрович Теоретические и практические аспекты управления качеством педагогического образования

Волкова Елена Александровна Измерение физического здоровья студентов

Косарева Лидия Ивановна Качество условий образовательного процесса на кафедре математики технического вуза

Кукина Ольга Сергеевна Разработка учебного плана на основании процессного подхода

Макарова Светлана Анатольевна Использование кейс-технологий как резерв повышения качества образовательного процесса

Мукимов Ваниль Рафкатович Теоретические предпосылки внедрения кредитно-модульной системы на факультете педагогики детства

Осокина Виктория Юрьевна Основания разработки системы менеджмента качества для учреждений среднего профессионального образования

Сегова Татьяна Дмитриевна Критерии качества развития коммуникативно-речевой компетентности студентов

Смирнова Юлия Васильевна Резервы повышения качества методического обеспечения биологических дисциплин

Терехина Наталья Николаевна Методологические основания и технология реализации системы менеджмента качества на кафедре иностранных языков

Хасанов Ришат Фаукатович Проблемы перехода к двухуровневой системе высшего профессионального образования на филологическом факультете

Щербин Николай Николаевич Методика измерения и оценивания качества двигательных действий студентов института физической культуры и спорта

По результатам научных исследований профессорско-преподавательского состава ЮУрГУ и обсуждения проблем качества образования на курсах повышения квалификации сформулирован раздел данного

номера журнала «Качество научно-обра-зовательного процесса».

В ноябре 2008 года планируется новый набор в группу повышения квалификации по программе «Проблемы качества обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.