Информация
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В 2010 году на базе Института дополнительного образования действовали образовательные программы федерального и вузовского уровня. По педагогическому направлению на федеральном уровне было открыто восемь образовательных программ краткосрочного повышения квалификации, на 3 больше, чем в 2009 г. Все восемь программ были открыты в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 2142 от 23.11.2009 «О повышении квалификации в 2010 году профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Министерства образования и науки». Все программы были востребованы и реализованы силами центров дополнительного образования Института дополнительного образования ЮУрГУ. Руководителями программ выступили профессорско-преподавательский состав ЮУрГУ, заведующие кафедрами, руководители центров дополнительного образования (см. таблицу).
Наиболее востребованными, как и в прошлом году, оказалось направление «Современные педагогические технологии». Так, программа «Технологическая организация образовательного пространства как условие непрерывного развития компетентности преподавателя и студента» стала интересна 21 слушателю. Среди них представители Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Московского государственного социально-гуманитарного института, Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, Оренбургского государственного института менеджмента, Российского государственного торгово-экономического университета, Российского государственного университета туризма и сервиса, Сыктывкарского государственного университета, Челябинского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Шадринского государственного педагогического института, Югорского государственного университета.
Не менее успешно прошла для 16 слушателей новая программа «Интеграция науки, образования и предпринимательства в университете», открытая в рамках того же направления «Современные педагогические технологии».
Открытие программы состоялось 18 ноября 2010 года. Первая группа слушателей представляла различные вузы России. Среди них Армавирский государственный педагогический университет, Башкирский государственный университет, Елабужский государственный педагогический университет, Омский государственный институт сервиса, Оренбургский государственный институт менеджмента, Пермский государственный университет, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой, Соликамский государственный педагогический институт, Удмуртский государственный университет, Челябинский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета.
Открыл программу проректор ЮУрГУ по учебной работе, доктор технических наук, профессор И.В. Чуманов.
В рамках представленных программ для слушателей были организованы экскурсии в:
• научную библиотеку ЮУрГУ,
• студенческое рекламное агентство «Центр рекламных технологий»,
• научно-производственный институт-предприятие ЮУрГУ «Учебная техника и технологии»,
• учебно-производственную бухгалтерию на базе консалтинговой организации «Универ-консалтинг»,
• учебно-производственный центр «Инновационные технологии в бухгалтерском учете и налогообложении»,
• НОЦ «Суперкомпьютер»,
• НОЦ «Нанотехнологии»,
• спортивный комплекс ЮУрГУ и Дом здоровья,
• НОЦ «Машиностроение».
Информация
Реализованные программы повышения квалификации по педагогическим направлениям
№ п/п Наименование направления Наименование программы Сроки Руководитель
1 Современные технологии в образовании Технологическая организация образовательного пространства как условие непрерывного развития компетентности преподавателя и студента 15.03.10- 26.03.10 Костыко Галина Степановна
2 Современные технологии в образовании Обучение современной психодиагностике на основе новейших педагогических технологий 22.03.10- 02.04.10 Батурин Николай Алексеевич
3 Информатизация образования Интегрирование дистанционных образовательных технологий в профессиональную деятельность преподавателя вуза 29.03.10- 09.04.10 Бородкин Виктор Петрович
4 Научно-инновационная деятельность в образовании Возможности использования потенциала теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности (ТРИЗ и ТРТЛ) в модернизации вузовских дисциплин 12.04.10- 23.04.10 Лихолетов Валерий Владимирович
5 Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники критическим технологиям, сервиса Основные направления модернизации профессиональной подготовки специалистов ту-риндустрии и социально-культурного сервиса 12.04.10- 23.04.10 Третьякова Татьяна Николаевна
6 Научно-инновационная деятельность в образовании Применение параллельных вычислительных технологий в научных и инженерных задачах 10.05.10- 21.05.10 Соколинский Леонид Борисович
7 Современные технологии в образовании Интеграция науки, образования и предпринимательства в университете 18.10.10- 29.10.10 Котлярова Ирина Олеговна
8 Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России, включая переход на двухуровневое образование и введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России 15.11.10- 26.11.10 Хищенко Юрий Михайлович
Все программы закончились защитой выпускных квалификационных работ и итоговых круглых столов по проблемам, в рамках которых слушатели раскрыли свое понимание поднятых на курсах актуальных проблем образования. Данные формы контроля результатов курсов повышения квалификации стали не только формой обмена опытом, но и площадкой для выражения слушателями глубокой признательности за отличную организацию и высокое качество проведение занятий. В книге отзывов ими оставлены благодарст-
венные отклики. Слушатели программы подчеркивали высокий научный и методический уровень программ, профессионализм преподавателей, солидность и многофункциональность материальной базы повышения квалификации, хорошую организацию, продуктивность взаимодействия, творческую и доброжелательную обстановку.
Всего в рамках приказа № 2142 прошли повышение квалификации по указанным педагогическим направлениям 115 преподавателей линейных вузов, что соответствует одной
8
Вестник ЮУрГУ, № 3, 2011
Дополнительное образование в рамках национального исследовательского университета
из задач Южно-Уральского государственного университета.
В числе программ федерального уровня продолжилась реализация дополнительной профессиональной образовательной программы (ДПОП) «Преподаватель высшей школы» «Преподаватель высшей школы», открытой в октябре 2006 года на базе Центра дополнительного образования кафедры (ЦДО) «Педагогика профессионального образования».
С 2006 года слушателями программы стали преподаватели одиннадцати факультетов ЮУрГУ, а также преподаватель колледжа. В октябре 2009 года состоялся очередной набор на данную программу. Из 17 новых слушателей преподаватели факультета военного обучения (12 слушателей), юридического факультета (2 слушателя), механико-технологи-ческого факультета (2 слушателя) и один преподаватель приборостроительного факультета. В этом учебном году они планируют защитить выпускные квалификационные работы и получить соответствующие дипломы. Центр дополнительного образования «Педагогика профессионального образования» давно планировал расширить привычный сегмент слушателей и привлечь к данной программе аспирантов ЮУрГУ.
В октябре 2010 года слушателями программы стали более 100 аспирантов ЮУрГУ первого и второго годов обучения, проиллюстрировав высокую потребность в педагогическом образовании среди будущих преподавателей университета. Столь массовое изучение молодыми, наиболее перспективными преподавателями программы «Преподаватель высшей школы» в будущем должно привести к существенному повышению качества образо-вательно-научного процесса в университете.
В ЮУрГУ в 2010 году также были открыты программы:
• среднесрочных курсов повышения профессиональной педагогической квалификации «Теория и методика педагогического исследования» и «Современные технологии обучения»;
• краткосрочных курсов повышения про-
фессиональной педагогической квалификации «Профессиональные компетенции заведующего выпускающей кафедрой».
Программа «Теория и методика педагогического исследования» стала первой модульной программой, реализуемой ЦДО «Педагогика профессионального образования» в 2010 году. Программа рассчитана на 100 часов и предполагает четыре содержательных модуля объемом 25 часов каждый: «Методология педагогического исследования», «Этапы и методы педагогического исследования», «Использование методов математической статистики в педагогических исследованиях», «Оформление результатов педагогического исследования».
Особенностью программы стала возможность слушателей в соответствии со своими потребностями и предпочтениями выбрать из предложенного перечня модулей актуальный для себя набор. В зависимости от объема пройденных по программе часов, слушатели получат разные документы о повышении квалификации: сертификат, удостоверение или свидетельство. Для того чтобы слушатели имели возможность применить знания, полученные на лекциях и практических занятиях к собственному исследованию в программе, предусмотрены 18 часов индивидуальных консультаций с докторами педагогических наук Ириной Олеговной Котляровой и Геннадием Николаевичем Сериковым.
Данная программа оказалась актуальной для 14 слушателей. В их числе 11 преподавателей ЮУрГУ: представители факультета физической культуры и спорта, механико-техно-логического факультета и факультета лингвистики, и 3 сторонних слушателя: преподаватели УралГУФК, Златоустовского металлургического колледжа и Озерского МОУ СОШ № 27.
В дальнейшем по открытым и действующим вузовским краткосрочным и среднесрочным программам дополнительного образования планируется продолжить работу. Планируются масштабные маркетинговые исследования, чтобы изучить спрос и разработать новые программы дополнительного образования.