Научная статья на тему 'Федеральные курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза'

Федеральные курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральные курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза»

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА

Прошедший год был третьим в реализации национального проекта «Образование», цель которого в конечном счёте сводится к достижению современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Для этого в проекте было заложено два механизма стимулирования ожидаемых системных изменений в образовании: выявление и поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образования и внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - «центров кристаллизации» институциональных изменений. При этом, среди основных направлений проекта, близких для преподавателей высшей школы, обозначены поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования и внедрение современных образовательных технологий.

Управлением учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» в качестве таких «точек роста» было отобрано 28 университетов, среди которых оказался и наш Южно-Уральский государственный университет. В последовавшем приказе Федерального агентства по образованию № 1390 высказывалась озабоченность негибкостью, инерционностью и слабой реакцией системы образования на внешние сигналы, что связывалось с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Тем самым, система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) университета ориентировалась на обеспечение качественного развития кадрового состава высшей школы. В этом свете весьма своевременной оказалась консолидация всех структур повышения квалификации университета в институт дополнительного образования ЮУрГУ (директор Волошина И.А.)

По замыслу Рособразования, 28 университетов объявлялись «базовыми» и им поручалась реализация программ повышения квалификации по приоритетным направлениям для преподавателей «линейных» вузов, командируемых в «базовые». Предусмотренный для этого объём финансирования каждого вуза, позволял командировать на повышение квалификации 15-20 преподавателей по программам длительностью 72 часа с частичным

(на две недели) отрывом от работы. Это значит, что 15-20 преподавателей ЮУрГУ, в случае необходимости, тоже могут повышать свою квалификацию в других «базовых» университетах.

В 2007 году университет (как «базовый») участвовал в программах следующих приоритетных направлений: информационно-коммуникационные технологии; современные педагогические технологии; управление качеством образования; инновационная деятельность; русский язык; экология и природопользование; экономика образования и правоведение; сфера услуг. Вся ответственность за качество содержания учебных программ, настроение аудитории в часы занятий, меру удовлетворённости наших гостей своей учёбой и знакомством с университетом и городом легла на плечи профессоров В.В. Кваниной, И.О. Кот-ляровой, В.В. Лихолетова, Л.Б. Соколинского, Т.Н. Третьяковой, Е.В. Харченко, Л.А. Шеффера, и доцентов: И.А. Волошиной, Ю.М. Хи-щенко, Г.С. Костыко, И.С. Окраинской, а также их активных соратников и помощников. За тем, как складывалось впечатление о нашем университете у преподавателей «линейных» вузов, тщательно следил проректор по учебной работе, профессор А.И. Сидоров. Это объяснялось не только гостеприимством, но и ответственностью за «заказ» - ведь по замыслу Рособразования, те преподаватели, которые прошли подготовку в «базовых» вузах, должны передать полученные знания своим коллегам в «линейных» вузах и, таким образом, явиться субъектами проведения краткосрочного повышения квалификации в форме семинаров по социально-экономическим и педагогическим проблемам, спроецированным на каждый «линейный» вуз. В ЮУрГУ сделали все, чтобы воплотить данный проект в жизнь.

Программа «Современные технологии научно-образовательного процесса» (руководитель профессор И.О. Котлярова) была нацелена на понимание важности интеграции науки и образования на пути присоединения России к Болонскому соглашению. В ней с позиции гуманно ориентированной системносинергетической методологии раскрыты технологии подготовки студентов, будущих бакалавров, специалистов и магистров к научному исследованию. Представлены техно-

Информация

логии непрерывной и преемственной реализации научно-образовательного процесса, осуществления индивидуальных образовательных траекторий. Интегрирующим началом, повышающим результаты образования, организаторы программы считают разработку и реализацию единого методического замысла в подготовке студентов одной специальности (направления). В программе предусмотрено прохождение соответствующего практикума и выполнение практико-ориентированных, профессионально полезных заданий, в частности, деловой игры по реализации единого методического замысла.

Программа «Возможности использования потенциалов теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности (ТРИЗ и ТРТЛ) в модернизации вузовских дисциплин (курсов)» (руководитель профессор В.В. Лихолетов) познакомила слушателей с теоретико-методологическими, технологическими и социально-культурными аспектами ТРИЗ и ТРТЛ, с технологиями подготовки специалистов по разным направлениям: техническому, гуманитарному, художественному.

Программа «Современные педагогические технологии: Английский язык» (руководитель - профессор Т.Н. Хомутова) дала возможность слушателям ознакомиться с богатой материально-технической базой факультета «Лингвистика», изучить и апробировать возможности применения технических средств и информационных технологий во всех видах образовательного процесса.

Образовательная программа «Управленческо-педагогическая деятельность преподавателя на основе инновационной технологии обучения» (руководитель - доцент Г.С. Кос-тыко) осуществляется в условиях развивающей среды. Для этого слушателей вовлекали в обсуждения практических ситуаций, учили самоопределяться в них, находить реальные решения. При этом слушатели осваивали исследовательскую, проектировочную, организационную, исполнительскую (разных видов), коммуникативную, рефлексивную деятельности.

Вызвала значительный интерес слушателей программа «Туризм и социальнокультурный сервис» (руководитель - профессор Т.Н. Третьякова). Программа состояла не только из теоретической части (лекции, практические занятия, компьютерное тестирование), но и включала в себя выездной практи-

кум на территории Национального парка «Зюраткуль» (апрель 2007 г.) и Пермского края (ноябрь 2007 г.).

Программа «Управление качеством образования» (руководитель - профессор Л.А. Шефер) вооружила слушателей теоретико-мето-дологическими основами создания системы менеджмента качества на факультетах и в вузах. Существенными здесь были не столько теоретические знания, сколько практика разработки систем менеджмента качества, ведущаяся на разных факультетах университета. Программа дала возможность общения и обмена полезным опытом сотрудников управления качеством образовательного процесса университета и преподавателей разных вузов.

Повышению культурного уровня слушателей и их подготовке к лингвистическому и культурологическому образованию студентов способствовала программа «Русский язык» (руководитель - профессор Е.В. Харченко).

В итоге по названным образовательным программам прошли обучение 150 человек из 29 «линейных» вузов, в основном Уральского региона.

Слушатели с благодарностью отмечали важность пройденных программ для себя лично и их полезность для дальнейшей профессиональной деятельности. В частности, в отзыве слушателей Челябинского государственного университета, подписанном директором института педагогики и психологии, доктором педагогических наук, профессором С.А. Репиным, отмечается, что высокий профессионализм, заинтересованность и творческое отношение к делу преподавателей позволили слушателям получить целостное впечатление о накопленном в ЮУрГУ опыте проектирования и реализации различных технологий научно-образовательного процесса.

Слушатели выразили благодарность организаторам и преподавателям курсов К.С. Бурову, С.Д. Ваулину, И.А. Волошиной, И.О. Котляровой, Г.Н. Серикову. Основные положения целостной концепции научнообразовательного процесса в вузе были полно и последовательно представлены в лекциях профессоров ЮУрГУ. Конкретные технологии научно-образовательного процесса, формы его реализации подробно рассматривались на семинарских занятиях.

Очень ценно, по мнению слушателей, то, что курсы повышения квалификации стали площадкой по обмену педагогическим опытом между преподавателями крупнейших вузов

10

Вестник ЮУрГУ, № 13, 2008

Южного Урала. Этому особенно способствовали деловая игра «Педагогическая технология реализации единого педагогического замысла», а также коллективное обсуждение презентаций квалификационных работ, подготовленных слушателями.

В отзыве говорится о том, что и по содержанию, и по форме все проведенные занятия отвечали требованиям современных педагогических технологий: отличались научной состоятельностью, методической адекватностью, строились на основе сотрудничества всех участников образовательного процесса, включали соответствующее компьютерное сопровождение.

Порой свои впечатления о курсах слушатели выражали в необычной форме. Например, откликом на программу доктора педагогических наук, профессора В.В. Лихолетова «Возможности использования потенциалов теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности (ТРИЗ и ТРТЛ) в модернизации вузовских дисциплин (курсов)» стали следующие строки:

Вся наша жизнь - сплошной поток решаемых задач.

Нужна успешность в их решении, чтоб быть здоровым.

И в этом смысле Вы для нас почти что врач,

Но лечите Вы просто знаньем новым.

Все преподаватели отметили значимость и важность курса «Управленческо-педагогическая деятельность преподавателя на основе инновационной технологии обучения» для профессиональной деятельности. Вот несколько откликов.

Косенко Светлана Сергеевна (кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления): «После ваших занятий хочу применять полученную технологию в своей деятельности, понравилось занятие по химии, курсы - это возможность реализовать себя».

Шаймарданова Эльвира Сафаргалеевна (преподаватель кафедры подготовки педагогов профессионального образования и предметных методик): «Для меня педагогическая деятельность совсем нова, я впервые увидела системную методику, мне понравилось то, что

все направлено на саморазвитие как студентов, так и собственное».

Шаброва Светлана Евгеньевна (старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики и психологии): «Было полезным знакомство с технологией как комплексной, целостной системой, которая поможет выстроить отношения со студентами. Очень интересно было познакомиться с Вами - интересными, уникальными, знающими свое дело людьми».

Таким образом, у организаторов курсов есть немало свидетельств того, что первое наше участие в программах повышения квалификации ППС вузов системы Рособразования в 2007 году было успешным. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что, согласно приказу Федерального агентства по образованию от 10.12.2007 года № 2270 «О повышении квалификации в 2008 году профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию» наш университет вновь назван «базовым» вузом. В течение 2008 года в соответствии с приказом № 2270 планируется обучить по программам дополнительного образования не менее 150 человек.

Объявлены приоритетные направления повышения квалификации: гуманитарные

проблемы современности; актуальные вопросы модернизации высшего образования в России; проблемы качества обучения; информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза; инновационная деятельность в образовании; русский язык; правоведение; современные технологии в образовании; проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и технологиям.

По материалам федеральных курсов повышения квалификации, проведенных в 2007 и первой половине 2008 года в данном номере журнала представлен комплекс статей, объединенных единой идеей. Они вошли в новый для нашего журнала раздел «Приоритетные направления дополнительного образования и повышения педагогической квалификации».

Поступила в редакцию 11 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.