Научная статья на тему 'Менеджмент транспортно-логистических рисков'

Менеджмент транспортно-логистических рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романчева К.Д., Ростова Е.П.

Актуальность анализа рисков логистической сферы обусловлена постоянно развивающимися транспортными системами и возрастающими объемами перевозок различного уровня как в нашей стране, так и во всем мире. Выявление причины рисков, определение способов управления ими позволит минимизировать их влияние на производство и снизить расходы, связанные с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент транспортно-логистических рисков»

Секция « Современные проблемы менеджмента »

Важнейшим принципом поддержания устойчивости функционирования предприятия является систематический мониторинг показателей устойчивости для выявления сигналов о возможном снижении устойчивости и немедленной реакции на эти сигналы. Оценка устойчивости предприятия позволит своевременно отслеживать сдвиги в тенденции его движения по кривой жизненного цикла.

Библиографические ссылки

1. Андреева И. Г., Павлов К. В. Взаимосвязь устойчивости и эффективности функционирования

субъектов бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 10. С. 18-31.

2. Галушкина А. И. Управление устойчивым функционированием предприятия на этапах жизненного цикла : автореф. дис. ... к. э. н. Н.-Новгород, 2009.

3. Управление персоналом : учебник / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремена. М., 1999.

© Пименова М. В., 2010

УДК 33

К. Д. Романчева Научный руководитель - Е. П. Ростова Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева, Самара

МЕНЕДЖМЕНТ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ

Актуальность анализа рисков логистической сферы обусловлена постоянно развивающимися транспортными системами и возрастающими объемами перевозок различного уровня как в нашей стране, так и во всем мире. Выявление причины рисков, определение способов управления ими позволит минимизировать их влияние на производство и снизить расходы, связанные с ними.

Растущие риски производственной деятельности транспортно-логистических систем вынуждают владельцев крупного, да и среднего, бизнеса серьезнее подходить к их оценке, искать действительно эффективные меры по их снижению. Но чтобы оценить риски, сначала нужно определить что такое производственный риск, какие риски бывают, что для них характерно, что является их причиной и какие действия могут помочь предотвратить их.

Производственный риск в транспортно-логисти-ческой сфере - вероятность потерь, связанных с производством транспортно-логистических услуг и возможностью неудовлетворения спроса на транспортные и логистические услуги, производимые предприятием. Можно выделить следующие виды рисков производственной деятельности предприятий, выполняющих транспортно-логистические услуги: риски неисполнения хозяйственных договоров; риски усиления конкуренции; риски невостребованных провозных возможностей предприятия; риски возникновения непредвиденных затрат; риски потери имущества. Предприятию необходимо учитывать вероятность возникновения того или иного вида риска на всех стадиях производственного процесса от закупки подвижного состава, топлива, материалов, запасных частей и агрегатов до реализации транспортных услуг.

Рассмотрим каждый из видов риска более подробно.

1. Риски неисполнения хозяйственных договоров.

Причиной неисполнения хозяйственных договоров часто является неплатежеспособность или недееспособность партнеров, а также невыполнение партнерами договорных обязательств в установлен-

ный срок. При этом неплатежеспособность одного партнера отрицательно влияет на всех предпринимателей, задействованных в данной цепи.

2. Риски усиления конкуренции.

Одной причиной усиления конкуренции может быть несовершенная маркетинговая политика. Неправильный выбор рынков сбыта, неточная информация о конкурентах, утечка секретной информации, экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров, наконец, недобросовестность конкурентов, использующих недозволенные методы, - все это может отрицательно отразиться на результатах деятельности предпринимателя.

3. Риски невостребованных провозных возможностей предприятия.

Причиной данного риска может быть отказ в последний момент от заказанного ранее транспорта. Загрузить неожиданно высвободившиеся мощности другим заказом будет весьма затруднительно. Невостребованные провозные возможности предприятия могут привести к затратам или, по крайней мере, точно не принесут прибыль.

4. Риски возникновения непредвиденных затрат.

Увеличение цен на те или иные ресурсы и услуги

может привести к возникновению непредвиденных расходов. Предупредить этот вид риска можно путем тщательного анализа и прогнозирования конъюнктуры на рынке ресурсов.

5. Риски потери имущества.

Основные причины, влияющие на риск потери имущества предприятия, - различного рода стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары и др.), утрата имущества во время транспортировки,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

аварийные ситуации на производстве, а также хищение имущества, как работниками предприятия, так и сторонними лицами. Избежать этих потерь или максимально снизить их уровень можно путем страхования имущества, а также установлением строгой имущественной ответственности, жесткой охраны территории предприятия. Однако страховые компании, которые выплатили огромные суммы на покрытие ущербов, связанных с событиями 11 сентября, пересмотрели риски, скрытые в производственно-логистических цепочках. В результате то, что можно было застраховать в прошлом, сейчас можно застраховать лишь частично, либо вообще такой возможности не существует.

Руководители обычно обращают внимание на более вероятные риски (повседневные), не принимая в учет риски, вероятность наступления которых совсем мала. Однако, как показывает анализ статистических данных, в области наиболее вероятных рисков находятся риски, сопряженные со средним ущербом, а к менее вероятным относятся риски, связанные с мелким ущербом, либо риски, наступление которых грозит крупными убытками. Получается, что пренебрегать такими рисками опрометчиво и неосмотрительно со стороны руководства компании и риск-менеджеров.

Руководители, желая обезопасить предприятие от больших рисков, забывают про малые риски, которые создают трение в производственных и логистических цепочках. Они будут рассматривать, например, возможности сэкономить на рынках стран третьего мира, но при этом будут игнорировать накапливающиеся издержки поставок, которые часто

запаздывают всего лишь на недельку или около. Маленькие проблемы могут привести к большим издержкам, если в результате их длительного воздействия возникнет временное израсходование запасов на складе, что выльется в серьезное недовольство клиента.

Как было показано, существует немало видов рисков в транспортно-логистической сфере, которые могут привести к различным степеням ущерба. Абсолютно все риски важны, и ни в коем случае нельзя на какие-то риски закрывать глаза. Несерьезное отношение к ним может привезти к серьезным последствиям, все риски обязательно нужно учитывать. Конечно, это не так просто и заниматься этим должен специалист в данной области. Именно поэтому на данном этапе развития бизнеса огромное значение принимает риск-менеджмент. Многие риски появились или усилились в результате действий самих компаний по минимизации расходов на логистику, в результате упорных стараний повысить производительность, избавиться от цепочек-дубликатов и снизить затраты. Политическая нестабильность в странах третьего мира, закрытие складов по отгрузке готовых изделий на западном побережье, как никогда ранее, заставили менеджеров задуматься о рисках в транспортно-логистической сфере. Однако сегодня подразделениями риск-менеджмента могут похвастаться лишь несколько сырьевых и промышленных холдингов. Компаниям необходимо либо выстроить систему по управлению рисками, либо искать другие решения.

© Романчева К. Д., Ростова Е. П., 2010

УДК 65.443

Е. В. Румянцева Научный руководитель - Г. Я. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ

Международный туризм признан экономическим феноменом XXI века, что дает ему право быть одной из самых быстроразвивающихся отраслей. Для отлаженного функционирования сферы туризма необходимо взаимодействие нескольких отраслей. Неотъемлемой частью этой сферы является размещение туристов.

ВТО определяет средство размещения как любой объект, который регулярно или эпизодически предоставляет туристам места для ночевки. По стандартной международной классификации все средства размещения подразделяются на две категории -коллективные и индивидуальные. К ним относятся гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения, прочие коллективные средства размещения. В каждом из них число мест должно превышать установленный минимум, объект размещения должен иметь единое руководство, а управление им строиться на коммерческой основе.

Гостиницы - главный, классический тип предприятий размещения туристов. Один из основных ее признаков состоит в наличии номеров. Гостиницы

предоставляют набор обязательных услуг: ежедневную заправку постелей, уборку номеров и санитарных узлов, а также широкий перечень дополнительных и сопутствующих услуг.

Существуют разные классификации гостиниц. В теории и на практике гостиничного хозяйства широко распространено деление отелей на группы, исходя из предоставляемых ими бытовых удобств и набора услуг. Эти классификации устанавливают соответствие категории отеля принятому стандарту обслуживания. По итогам аттестации каждой гостинице присваивается определенный разряд, который зависит от количественных и качественных характеристик ее здания, номерного фонда, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения, а также уровня комфорта, ассортимента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.