чение университета сотрудниками требуемого качества и необходимой численности. Поэтому, данный процесс должен носить системный характер.
Системность и своевременность обеспечения университета необходимым количеством высококвалифицированных кадров можно обеспечить путем формирования кадрового резерва. Это позволит сформировать в вузе стабильную кадровую структуру. Кадровый резерв позволит оперативно своевременно и с минимальными издержками решать задачи кадрового планирования и кадрового обеспечения.
Естественно, систематизированное обеспечение университета персоналом требуемого качества предполагает определенные издержки, а большинство вузов располагает весьма ограниченными ресурсами. Поэтому мероприятия, связанные с формированием кадрового резерва и работы с ним, должны быть экономически обоснованны. В первую очередь необходимо определить оптимальную численность кадрового резерва, которая будет удовлетворять потребность университета в кадрах, но, при этом, не будет требовать излишних затрат. Процесс оптимизации численности кадрового резерва должен проводиться на основании планирования потребности в сотрудниках на ближайшую и отдаленную перспективу.
Кроме того, при формировании кадрового резерва необходимо учитывать мотивационный фактор. Необходимо определить, чем обусловлена мотивация отбираемых сотрудников. Ведь некоторые сотрудники могут стремиться попасть в резерв не для
реализации возможностей профессионального роста, а исключительно ради получения дополнительного финансирования (финансирование научных исследований, покупка оборудования и пр.) В состав кадрового резерва должны входить сотрудники, стремящиеся к самореализации в науке и преподавании, имеющие потенциал в административной деятельности, планирующие продолжать карьеру в университете.
Для обеспечения более эффективной работы сотрудников в рамках программы подготовки кадрового резерва будет полезно создание конкурентной среды в кадровом резерве. Структуру резерва следует условно разделить на оперативный резерв и стратегический. В состав оперативного резерва должны входить высококвалифицированные опытные сотрудники, готовые в ближайшее время занять вакантные должности. В состав стратегического резерва стоит включать молодых неопытных сотрудников, обладающих научно-педагогическим потенциалом и способностями к управленческой деятельности.
Правильно сформированный кадровый резерв значительно повышает мотивацию сотрудников, позволяет им осознавать свои возможности и планировать работу над дальнейшим профессиональным и карьерным ростом. Кроме того, резерв позволяет решить проблему кадрового дефицита и сформировать систему инвестиций в персонал.
© Мирущенко Ю. И., Евтихов О. В., 2010
УДК 658.5
М. В. Пименова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЭТАПАХ
ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Для обеспечения всестороннего целенаправленного прогрессивного развития и повышения конкурентных преимуществ современное предприятие должно обратить внимание на формирование стратегии устойчивого развития с учетом этапа жизненного цикла.
На современном этапе развития экономики одной из ключевых характеристик деятельности предприятия является его экономическая устойчивость.
Экономическая устойчивость подразумевает равновесное сбалансированное состояние и использование экономических ресурсов, обеспечивающих прибыльность и нормальные условия расширенного воспроизводства с целью длительного и устойчивого экономического роста при учете внутренних и внешних факторов [1].
Экономическую устойчивость предприятия можно определить как способность вести непрерывную по времени и экономически успешную в отношении достижения поставленных стратегических целей деятельность в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
Осуществляя свою деятельность, каждое предприятие проходит циклически повторяющиеся стадии своего существования. При оценке его функционирования и развития необходимо учитывать особенности этапа жизненного цикла на котором находится исследуемое предприятие. Процесс управления устойчивым развитием предприятия также связан с экономическими и организационными особенностями его функционирования на различных этапах жизненного цикла. Совокупность факторов, влияющих на устойчивость, для каждого этапа жизненного цикла предприятия различна (таблица) [2].
Модель жизненного цикла предприятия может служить эффективным инструментом диагностики, способствующим своевременному осуществлению стратегических преобразований с целью обеспече-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ния устойчивого развития предприятия. При формировании стратегии устойчивого развития необходимо разработать систему мероприятий, направленных на формирование устойчивых факторов экономического роста на основе научно-технического прогрес-
са и инноваций. Если предприятие сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке, то оно получит возможность перейти в начало нового цикла на более высоком уровне развития (рисунок) [3].
Характеристика этапов жизненного цикла предприятия
Этапы жизненного цикла предприятия Тип развития производства Экономические особенности Организационные особенности Факторы, влияющие на устойчивость предприятия
Рождение Экстенсивный Большая доля заемных средств, высокий финансовый риск Усиленный маркетинг, налаживание связей с поставщиками и кредиторами Факторы первого порядка: выполнение показателей бизнес-плана, характеризующих стадии НИОКР
Юность Экстенсивно-интенсивный Низкие показатели рентабельности, высокий финансовый риск Постепенное внедрение на рынок Факторы первого порядка: показатели эффективности основной деятельности предприятия: рентабельность продаж и оборачиваемость активов. Факторы второго порядка: объем продаж, цена единицы продукции, себестоимость единицы продукции
Рост Интенсивный Оптимальный финансовый риск высокий производственный риск, рост показателей рентабельности Достижение стабильности организационной структуры, рост качества продукции Факторы первого порядка: показатели платежеспособности и риска. Факторы второго порядка: структура пассивов, структура финансирования основных и оборотных средств (соотношение заемных и собственных средств), структура издержек (постоянные и переменные издержки)
Зрелость Интенсивно-экстенсивный Оптимальный совокупный риск, высокие показатели рентабельности,замедление оборачиваемости оборотных активов Полное использование всех ресурсов Факторы первого порядка: эффективность деятельности предприятия; оборачиваемость оборотного капитала и рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала. Факторы второго порядка: объем продаж, себестоимость единицы продукции, цена единицы продукции, размер и структура оборотных и внеоборотных активов
Старость Экстенсивный Высокий совокупный риск, снижение показателей рентабельности, оборачиваемости и платежеспособности Потеря доверия поставщиков и кредиторов, изношенность ресурсов Факторы первого порядка: предприятие переходит в стадию неустойчивого функционирования. Факторы второго порядка: показатели эффективности использования ресурсов
Важнейшим принципом поддержания устойчивости функционирования предприятия является систематический мониторинг показателей устойчивости для выявления сигналов о возможном снижении устойчивости и немедленной реакции на эти сигналы. Оценка устойчивости предприятия позволит своевременно отслеживать сдвиги в тенденции его движения по кривой жизненного цикла.
Библиографические ссылки
1. Андреева И. Г., Павлов К. В. Взаимосвязь устойчивости и эффективности функционирования
субъектов бизнеса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 10. С. 18-31.
2. Галушкина А. И. Управление устойчивым функционированием предприятия на этапах жизненного цикла : автореф. дис. ... к. э. н. Н.-Новгород, 2009.
3. Управление персоналом : учебник / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремена. М., 1999.
© Пименова М. В., 2010
УДК 33
К. Д. Романчева Научный руководитель - Е. П. Ростова Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева, Самара
МЕНЕДЖМЕНТ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ
Актуальность анализа рисков логистической сферы обусловлена постоянно развивающимися транспортными системами и возрастающими объемами перевозок различного уровня как в нашей стране, так и во всем мире. Выявление причины рисков, определение способов управления ими позволит минимизировать их влияние на производство и снизить расходы, связанные с ними.
Растущие риски производственной деятельности транспортно-логистических систем вынуждают владельцев крупного, да и среднего, бизнеса серьезнее подходить к их оценке, искать действительно эффективные меры по их снижению. Но чтобы оценить риски, сначала нужно определить что такое производственный риск, какие риски бывают, что для них характерно, что является их причиной и какие действия могут помочь предотвратить их.
Производственный риск в транспортно-логисти-ческой сфере - вероятность потерь, связанных с производством транспортно-логистических услуг и возможностью неудовлетворения спроса на транспортные и логистические услуги, производимые предприятием. Можно выделить следующие виды рисков производственной деятельности предприятий, выполняющих транспортно-логистические услуги: риски неисполнения хозяйственных договоров; риски усиления конкуренции; риски невостребованных провозных возможностей предприятия; риски возникновения непредвиденных затрат; риски потери имущества. Предприятию необходимо учитывать вероятность возникновения того или иного вида риска на всех стадиях производственного процесса от закупки подвижного состава, топлива, материалов, запасных частей и агрегатов до реализации транспортных услуг.
Рассмотрим каждый из видов риска более подробно.
1. Риски неисполнения хозяйственных договоров.
Причиной неисполнения хозяйственных договоров часто является неплатежеспособность или недееспособность партнеров, а также невыполнение партнерами договорных обязательств в установлен-
ный срок. При этом неплатежеспособность одного партнера отрицательно влияет на всех предпринимателей, задействованных в данной цепи.
2. Риски усиления конкуренции.
Одной причиной усиления конкуренции может быть несовершенная маркетинговая политика. Неправильный выбор рынков сбыта, неточная информация о конкурентах, утечка секретной информации, экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров, наконец, недобросовестность конкурентов, использующих недозволенные методы, - все это может отрицательно отразиться на результатах деятельности предпринимателя.
3. Риски невостребованных провозных возможностей предприятия.
Причиной данного риска может быть отказ в последний момент от заказанного ранее транспорта. Загрузить неожиданно высвободившиеся мощности другим заказом будет весьма затруднительно. Невостребованные провозные возможности предприятия могут привести к затратам или, по крайней мере, точно не принесут прибыль.
4. Риски возникновения непредвиденных затрат.
Увеличение цен на те или иные ресурсы и услуги
может привести к возникновению непредвиденных расходов. Предупредить этот вид риска можно путем тщательного анализа и прогнозирования конъюнктуры на рынке ресурсов.
5. Риски потери имущества.
Основные причины, влияющие на риск потери имущества предприятия, - различного рода стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары и др.), утрата имущества во время транспортировки,