ztcafro-iMUieacato- afaZMiya
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА: ОТ КАЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ -К КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ
Н. П. ЛЮБУШИН,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой антикризисного управления E-mail: lubushin@fnf.unn.ru Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет
Н. Э. БАБИЧЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: sigaeva(a)jnail.ru Нижегородский коммерческий институт
В настоящее время анализ концепции жизненного цикла систем как одной из важнейших характеристик их развития является актуальной проблемой, которая постоянно освещается в различных научных публикациях. Приведена совокупность используемых и предлагаемых показателей, характеризующих выполнение работ по моделированию и оценке этапов жизненного цикла систем.
Ключевые слова: концепция, жизненный цикл, закон, функционирование, развитие, система, эффективность, ресурсы.
В соответствии с диалектикой любая экономическая система зарождается, развивается, добивается успехов, ослабевает и прекращает свое существование либо переходит на новую ступень развития. Руководитель должен знать, на какой ступени развития находится организация (на каком технико-организационном уровне), чтобы прогнозировать дальнейшее поведение. Именно поэтому к
широко распространенному понятию «жизненный цикл системы» как предсказуемому изменению состояния с определенной последовательностью в течение времени в кризисных ситуациях усиливается внимание.
Концепция жизненного цикла продукта была опубликована в 1965 г. Т. Левитом. В ней были определены системные связи таких понятий, как «сбыт продукта», «прибыль», «потребитель», «конкурент», «стратегия маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка». Маркетологами выявлено, что по мере возрастания потребностей людей жизненный цикл продуктов становится короче. Это требует роста инвестиций, совершенствования технологий, интенсификации научных исследований, усиления конкурентной борьбы. Изучение закономерностей жизненного цикла товаров позволяет прогнозировать развитие организаций. Товаром могут быть не только
Модель знаний о законах функционирования и развития систем
выпускаемые изделия, но и сами технологии, технологические системы, организации в целом, т. е. следует рассматривать концепцию жизненного цикла разных систем.
Как пишет К. В. Садченко, «жизненный цикл не исчезает, не завершается в «никуда», а лишь переходит от одной фазы к другой, а эволюционирующие структуры переходят из одного состояния в другое, от одной формы к другой. Завершение есть начало нового процесса. Такова природа окружающего мира нелинейных процессов» [8].
Концепция жизненного цикла отражает действие законов циклического развития и убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем (рис. 1). Одной из первых работ, отождествляющих развитие организации с жизненными процессами человека, стала работа С. Вира, опубликованная в начале 1970-хгг. [3].
Ранняя литература по жизненным циклам организаций носила скорее теоретический, чем эмпирический характер, и исследователи сильно расходились в оценке числа стадий (этапов) жизненного цикла организации. Например, некоторые авторы предлагали модели из трех стадий (Downs, 1967; Lippitt, Schmidt, 1967; Scott, 1976; Katz, Kahn, 1978), другие считали, что стадий должно быть четыре (Lyden, 1975). Есть модели, содержащие пять и более стадий. Например, модель Грейнера состоит из пяти стадий (Greiner, 1972), модель Торбер-та содержит девять стадий (Torbert, 1974), модель Адизеса — десять (Adizes, 1979) [10],модель Б. 3. Мильнера — восемь
[7].
Сравнительные характеристики восьми моделей жизненного цикла организаций (ЖЦО) представлены в табл. 1. Для определения стадии ЖЦО авторы используют разнообразные факторы и структурные переменные,
которые служат в качестве показателей и изменяются с течением времени.
Различные подходы к формированию моделей можно обобщить.
Во-первых, структура стадии ЖЦ является многомерной. В каждой из упомянутых моделей авторы описывали стадии с помощью нескольких характеристик. В то время как существует значительная разница между моделями, все включают некоторые общие факторы и факторы, связанные со структурой организации. К общим факторам относятся возраст, размер, темп роста и центральные задачи или проблемы, с которыми сталкивается организация на разных стадиях развития. Кроме того, в некоторых работах используются такие характеристики, как тип организационной структуры, степень формализации и централизации, число уровней организации. В каждой модели стадии имеют различия в структуре и величине этих измерений.
Во-вторых, существует определенная последовательность этапов жизненного цикла организации. Относительно природы стадий, большинство авто-
Законы функционирования
Законы развития
Обеспечение параметров развития и функционирования в
соответствии с поставленной целью и концепцией жизненного цикла систем
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА определяется следующими реализуемыми функциями организации
Производственная
Реализационно-маркетинговая
Финансовая
Инвестиционная
Прочие
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Закон циклического развития
Закон убывающей эффективности
Другие законы и закономерности
Концепция жизненного цикла систем
продукция, товары, услуги
технология
организация
Методология экономического анализа
Алгоритм
Объект (организация)
Цель
Рис. 1. Реализация концепции жизненного цикла через законы функционирования
и развития систем
Таблица 1
Сравнительныехарактеристикимоделей жизненного цикла организаций
Модель (авторское описание) Факторы и структурные переменные Стадии модели
Липпитт, Шмидт (Lippitt, Schmidt, 1967) В ЖЦ организация проходит через последовательность стадий роста, и каждый очередной кризис или ситуация требуют специфического управления или реакции, необходимыхдля перехода к следующей стадии Возраст, фокус управления, приоритеты разных групп интересов. Кризисы и наличие конфронтации. Структура, формализация управления Рождение. Юность. Зрелость
Грейнер (Greiher, 1972) Растущая организация движется через 5 различных фаз развития, каждая из которых содержит относительно спокойный период роста, который заканчивается управленческим кризисом. Каждый эволюционный период характеризуется доминирующей проблемой управления, которая должна быть решена до того, как рост может быть продолжен Возраст, размер, темп роста отрасли, этапы эволюции. Организационная структура, формализация, стиль топ-менеджмента, система контроля, акцент в вознаграждении менеджмента Креативность. Директивное руководство. Делегирование. Координация. Сотрудничество
Торберт (Torbert, 1974) Организация развивается по мере того, как ее члены становятся более опытными в осознании факторов, причин и движущих сил развития и вы-рабатываютнавыки, необходимыедля повышения личной и межличностной эффективности Возраст, размер (сотрудники), структура. Методы принятия решений, принципы менеджмента, уровень формализации, индивидуальные «менталитеты» членов организации Стадия фантазий. Стадия инвестиций. Стадия определений. Стадия экспериментов. Стадия предопределения производительности. Стадия свободного выбора структуры. Стадия базовой общности. Стадия либеральных порядков
Адизес (Adizes, 1979) Организации имеют ЖЦ так же, как и живые организмы; они проходят через нормальные трудности и проблемы, которые сопровождают каждую стадию организационного ЖЦ и сталкиваются с переходными проблемами при движении на следующую фазу развития. Организации учатся решать эти проблемы самостоятельно, или они развиваются в ненормальные «болезни», которые приводят в тупик. Эти проблемы обычно не могут быть решены без внешнего профессионального вмешательства Возраст, размер, нормальные проблемы и проблемы перехода. Структурная форма, формализация политик и процедур, необходимые лидерские характеристики, разнообразие и сложность Ухаживание. Младенчество. «Давай-давай». Юность. Расцвет. Поздний расцвет. Аристократизм. Бюрократизация. Смерть
Миллер и Фризен (Miller, Triesen, 1984) Обзор современной литературы по корпоративным ЖЦ обнаруживает 5 общих стадий: рождение, рост, зрелость, возрождение и разрушение. Теоретики предсказали, что каждая стадия будетдемонстри-ровать определенные различия между организационными переменными: стратегия и структура, методы принятия решения. Такой организационный рост и нарастающее усложнение окружающей среды будут сопровождать каждую стадию проявлением определенных значительных отличий от всех других стадий Возраст, число сотрудников, рост продаж, размер, концентрация собственности, влияние групп собственников, финансирующие предприятия, динамика окружающей среды, стратегия. Формальный контроль, внутренние коммуникации, централизация власти, ресурсные возможности, диверсификация, стиль принятия решений
Фламхольц (Tlamholtz, 1986) Структура организационного развития включает 6 зон или задач организационного развития, являющихся критичными в определении того, будет ли организация успешной на каждой определенной стадии роста. Чем больше несоответствие между размером организации и развитием операционных систем, тем больше вероятность того, что фирма столкнется с жестокими приступами болезни роста Возраст, размер, темп роста, критичные задачи развития. Организация, формализация планирования, контроля, бюджетирования, операционныхи управленческих систем, лидерство, принятие решений
Окончание табл. 1
Модель (авторское описание) Факторы и структурные переменные Стадии модели
Скотт и Брюс (Scott, Bruce, 1987) В ходе развития малый бизнес проходит через 5 стадий роста, каждая из которых имеет свои собственные отличительные характеристики. Поскольку переход от одной стадии кдругой требует перемен, он будет сопровождаться тем или иным кризисом. Кризис имееттенденцию вносить раскол. И проблемы перемен могут быть минимизированы, если менеджеры более проактивны, чем реактивны Возраст, размер, темп роста, стадия развития отрасли. Ключевые проблемы. Форма структуры, формализация системы контроля, стиль топ-менеджмента
Лестер, Парнем, Карагер (Lester, Parnell, Carraher, 2003) Знание существующего положения организации или стадии развития может помочь топ-менеджерам в понимании взаимоотношений между организационным ЖЦ, конкурентоспособной стратегией и результатами деятельности Возраст, размер, власть процесс обработки информации. Тип организационной структуры
ров полагают, что организации развивают различные типы структур в ответ на общий рост и вызовы рынка. Неспособность в достаточной мере приспосабливать организационные системы и процессы к изменениям в окружающей среде приводит к отклонениям или «болезням роста», которые могут помешать процессу развития организации или остановить его.
Лучше всего стадии ЖЦО могут быть охарактеризованы как некая конфигурация определенных ситуационных и структурных переменных (Miller, Friesen, 1984).
В-третьих, каждый этап является следствием предыдущего и вернуться назад сложно.
Эмпиризм, господствовавший в анализе развития организации до начала 1970-хгг., делал акцент на оценках, характеризующих организации в целом. Проанализировав множество ситуаций депозитария Гарвардской школы бизнеса, а также публикации в научной периодике, Грейнер пришел к выводу, что важнейшими параметрами, определяющими модель развития организации являются:
- возраст организации;
- размер организации;
- этапы эволюции;
- этапы революции;
- темпы роста отрасли. На основании этого вывода Грейнер выделяет пять эволюционных этапов развития (термин «эволюция» используется им для описания продолжительных периодов роста, в рамках которых не происходит больших изме-
нений в организационных практиках), которые сменяются вследствие происходящих в организации революций, вызванных соответствующими кризисами (рис. 2).
Если проанализировать отечественный опыт, то проблемы жизненного цикла оборудования, технологий были подняты в комплексной программе научно-технического прогресса (КП НТП) 1972 г. Академик Н. П. Федоренко пишет: «Разработка КП НТП побудила отечественных экономистов существенно продвинуть методологические и теоретические исследования. В ходе работы над программой была создана модель межотраслевых взаимодействий, были синтезированы инвестиционные матрицы межотраслевого баланса, изучены специфические особенности жизненного цикла технологий, характерные для экономики дефицита и т. д.» [9].
В начале 1980-хгг. вышла работа Е. Г. Яко-венко, где указано: «Только в недавние годы за-
Рис. 2. Эволюционирующий жизненный цикл организации (/(ф ?) — экономические параметры и время, характеризующие экономическое пространство и определяющие траекторию развития системы) [8]
родились и пока лишь локально, вне связи друг с другом изучаются закономерности циклов жизни машин, циклов элементов производства» [11]. Из последующих работ можно выделить работу М. Г. Карпунина, Я. Г. Любинецкого, Б. И. Майдан-чика «Жизненный цикл и эффективность машин» [5], книгу академика А. И. Анчишкина «Наука — техника — экономика», в которой отмечено, что «фактический эффект научно-технического прогресса сам может претерпевать значительные устойчивые изменения в соответствии с прохождением нововведений по отдельным этапам своих жизненных циклов: относительно низкая эффективность впервые внедряемой техники обычно сменяется повышением ее эффективности на этапе массового распространения, затем снижением по мере морального старения и, наконец, она становится неэффективной, если производство и использование какого-либо вида техники продолжаются без учета ее старения» [1].
К началу 1990-х гг. основные положения экономической теории технического развития были изложены С. Ю. Глазьевым, который подчеркивал, что важной является разработка новых методов математического моделирования технического развития различных экономических объектов, приспособленных к отражению неравномерных, неравновесных, неопределенных процессов, характерных для эволюции технико-экономических систем [4].
Обобщение многообразных исследований концепции жизненного цикла систем показывает, что траектории жизненного цикла нелинейны.
Нелинейность является следствием конкурирующих процессов хаоса и упорядочения, постоянно изменяющегося соотношения между хаосом и упорядочением, переходов от преобладающего хаоса к преобладающему упорядочению, и наобо-
Выручка Прибыль
к о 1
с Выручка
В с Прибыль
о Е
Рождение Юность Рост Зрелость Старение Время
НИОКР
Рис. 3. Изменение выручки и прибыли на протяжении жизненного цикла систем
рот. Определенная доля хаоса всегда присутствует в эволюционирующих системах, предоставляя относительную свободу в выборе альтернативных траекторий развития в пределах жизненного цикла. Нелинейность проявляется также в неравновесии, необратимости экономических процессов, в экономических бифуркациях, когда экономическая траектория разветвляется на траектории альтернативные (рис. 2).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что концепция жизненного цикла систем является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса функционирования и развития любой экономической системы. На основе исследования возможных путей развития организации авторами принята классификация, включающая пять стадий жизненного цикла: рождение, юность, рост, зрелость, старение (рис. 3).
При оценке функционирования и развития недостаточно учитывать особенности одного этапа жизненного цикла — того, на котором находится исследуемая организация. Необходима комплексная оценка взаимовлияния этапов жизненного цикла на разных стадиях управления организацией. Однако в практической деятельности применение концепции ограничено недостаточной проработкой отдельных методологических вопросов, связанных с количественной оценкой отдельных этапов жизненного цикла. В известных работах моделирование жизненного цикла и разбиение на отдельные этапы (стадии) производятся на качественном уровне, не позволяющем оценивать (классифицировать) стадии развития организации по имеющимся данным бухгалтерского и управленческого учета.
В работах по оценке финансового состояния организации авторами была показана эффективность использования ресурсного подхода. Суть его заключается в том, что различные сочетания динамики объема продаж (производства), потребляемых ресурсов и величины их отдачи определяют тип экономического развития организации и идентифицируют численные значения показателей, характеризующих отдельные этапы жизненного цикла (рис. 4) [6].
Расчет темпов изменения
й = -^100% ' У
за счет количественного фактора
к1" (X)
АУ =-^100%
к" (У)
М'> 66,6%
Критерием оценки этапов жизненного цикла становится доля экстенсивных и интенсивных факторов в наращивании основного финансового ресурса организации — выручки (рис. 5).
При этом следует учитывать принцип «золотой пропорции». Согласно имеющейся теории, подтвержденной строгими математическими расчетами, системы устойчивы только внутри оптимального диапазона от 1/3 до 2/3, которые могут быть получены, если 100% разделить золотым сечением, т. е. 100 / 2,618 = 38,2% (нижняя граница) и 100 / 1,618 = 61,8% (верхняя граница). Иначе резко возрастает их неустойчивость и теряется управление.
Поскольку основным финансовым ресурсом организации является выручка, то факторные модели для определения влияния количественных и качественных показателей на результат будут иметь следующий вид:
М" = Я Xя; М" = Р X"; N = Е Xе; N = Б'м Хзм ит.д., где № — выручка от продажи товаров (работ, услуг);
Я — средняя численность работающих;
Xя — производительность труда (выработка);
Р — средняя стоимость основных средств;
XЕ — фондоотдача;
Е — средняя стоимость оборотных активов;
XЕ — оборачиваемость оборотных активов;
Б'м — материальные затраты;
Х8'м — материалоотдача.
Выбор показателей оценки экономического развития
Определение значений выбранных показателей в базисном и отчетном периодах
Расчет абсолютных отклонений значений показателей базисного и отчетного периодов
Расчет темпов изменения и прироста показателей
Расчет темпов прироста к = к -100%
Определение степени влияния количественных и качественных факторов на результирующий показатель
за счет качественного фактора ду - = ду -100%
Определение типа экономического развития и этапа жизненного цикла организации
Интенсивный тип экономического развития по всем используемым ресурсам
Этап роста
33,3% <АУ '< 66,6% Интенсивно-экстенсивный тип экономического развития по некоторым используемым ресурсам -► Этап зрелости
14% <АУ'< 33,3%
Экстенсивно-интенсивный тип экономического развития по некоторым используемым ресурсам
Этап юности, область вблизи точки перехода от этапа зрелости к этапу старения
АУ' < 14%
Экстенсивный тип экономического развития по всем используемым ресурсам
Этапы рождения и старения
Рис. 4. Определение показателей оценки этапов жизненного цикла организации
Предложенная классификация этапов жизненного цикла идентична выводам описания цикла в теории катастроф [2]:
- постепенное движение в сторону лучшего состояния сразу же приводит к ухудшению. Скорость ухудшения при равномерном движении к лучшему состоянию увеличивается;
- по мере движения от худшего состояния к лучшему сопротивление системы изменению ее состояния растет;
- максимум сопротивления достигается раньше, чем самое плохое состояние, через которое нужно
проишдаядостижения лучшего состояния. После прохождения максимума сопротивления состояние продолжает ухудшаться; по мере приближения к самому плохому состоянию на пути перестройки сопротивление с некоторого момента начинает уменьшаться, и как только самое плохое состояние пройдено, не только полностью исчезает сопротивление, но система начинает притягиваться к лучшему состоянию; степень ухудшения, необходимого для пе-
Рис. 5. Взаимосвязь показателей, характеризующих тип экономического развития организации
рехода в лучшее состояние, сравнима с финальным улучшением и увеличивается по мере совершенствования системы. Слабо развитая система может перейти в лучшее состояние почти без предварительного ухудшения, в то время как развитая система в силу своей устойчивости на такое постепенное, непрерывное улучшение не способна;
если систему удается сразу, скачком, а не непрерывно, перевести из плохого устойчивого состояния достаточно близко к хорошему, то
дальше она сама собой будет эволюционировать в сторону хорошего состояния. Акцентируем внимание на первом и последнем пунктах, где подчеркивается: движение не должно быть равномерным (первый пункт), систему необходимо скачком, а не непрерывно переводить в состояние, достаточно близкое к хорошему (последний пункт).
В соответствии с изложенным в табл. 2 приведены характеристики этапов жизненного цикла организации.
Таблица 2
Характеристика этапов жизненного цикла организации
Этап Иш развития производства Экономические особенности Организационные особенности Проблемы Факторы, влияющие на финансовую устойчивость организации
Зарождение Экстенсивный Большая доля заемных средств. Высокий финансовый риск Усиленный маркетинг, налаживание связей с поставщиками и кредиторами Сложность процесса освоения производства продукции, высокий финансовый риск (так как доля заемных средств организации высока), сильное влияние внешних факторов Факторы первого порядка: выполнение показателей бизнес-плана, характеризующих стадии НИОКР
Юность Экстенсив- но-интен- сивный Низкие показатели рентабельности. Высокий финансовый риск Постепенное внедрение на рынок Сложность налаживания сбыта продукции, высокий финансовый риск (так как доля заемных средств организации высока), сильное влияние внешних факторов Факторы первого порядка: показатели эффективности основ-нойдеятельности организации, на них оказывают влияние рентабельность продаж и оборачиваемость активов. Факторы второго порядка: объем продаж, цена единицы продукции, себестоимость единицы продукции
Окончание табл. 2
Этап Иш развития производства Экономические особенности Организационные особенности Проблемы Факторы, влияющие на финансовую устойчивость организации
Рост Интенсивный Оптимальный финансовый риск. Высокий производственный риск. Рост показателей рентабельности Достижение стабильности организационной структуры, рост качества продукции Поиск путей снижения себестоимости производимой продукции, изменение кредитной политики, направленной на снижение доли заемных средств, обеспечение интенсивного типа развития производства Факторы первого порядка: показатели платежеспособности и риска. Факторы второго порядка: структура пассивов, структура финансирования основных и оборотных средств (соотношение заемных и собственных средств), структура издержек (постоянные и переменные издержки)
Зрелость Интенсив-но-экстен-сивный Оптимальный совокупный риск. Высокие показатели рентабельности. Снижение оборачиваемости оборотных активов Полное использование всех ресурсов, постепенное замедление оборачиваемости оборотных средств, износ основных средств Износ основных средств, «замораживание» оборотного капитала и, как следствие, увеличение себестоимости продукции, нарастание экстенсивных факторов развития производства Факторы первого порядка: эффективность деятельности организации и эффективность основной деятельности. Факторы второго порядка: оборачиваемость оборотного капитала и рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала. Факторы третьего порядка: объем продаж, себестоимость единицы продукции, цена единицы продукции, размер и структура оборотных и внеоборотных активов
Спад Экстенсивный Высокий совокупный риск. Снижение показателей рентабельности, оборачиваемости и платежеспособности Потеря доверия поставщиков и кредиторов, изношенность ресурсов Агрессивность конкурентов, преобладание экстенсивного типа развития производства, увеличение доли заемных средств Организация переходит в стадию неустойчивого развития. Факторы первого порядка: показатели эффективности использования ресурсов
Исследования показали, что жизненный цикл организации можно моделировать не только на качественном уровне, но и с помощью количественных оценок, связывающих эффективность использования ресурсов с этапом цикла. Такой
комплексный анализ деятельности организации поможет обеспечить эффективную подготовку управленческих решений на основе обоснованных выводов о путях и проблемах в развитии производства и управления.
Список литературы
1. АнчишкинА. И. Наука — техника — экономика. М.: Экономика, 1986.
2. АрнольдВ.И. Теориякатастроф. М.: Наука, 1990.
3. Вир С. Мозг фирмы / пер. с англ. М: Едиториал УРСС, 2005.
4. Глазьев С. Ю. Экономическая теория технического развития. М.: Наука, 1990.
5. Карпунин М. Г. Жизненный цикл и эффективность машин / М. Г. Карпунин, Я. Г. Любинецкий, Б. И. Майдан-чик. М: Машиностроение, 1989.
6. Любушин Н.П. Анализ методов и моделей оценки финансовой устойчивости организаций / Н. П. Любушин, Н.Э. Бабичева, А. И. Галушкина, Л. В. Козлова // Экономический анализ: теория и практика, 2010. № 1.
7. Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.
8. Садченко К. В. Законы экономической эволюции. М.: Дело и Сервис, 2007.
9. Федоренко Н. П. Вспоминая прошлое, заглядываю в будущее. М.: Наука, 1999.
10. Широкова Г. В. Жизненный цикл организации: концепции и российская практика. СПб: Высшая школа менеджмента; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008.
11. Яковенко Е.Г. Экономические циклы жизни машин. М.: Машиностроение, 1981.