Этапы Жизненного цикла
организации
анализ факторов,
характеризующих функционирование
организации на различных этапах жизненного цикла
М.в. КУРАНОВ
ООО «Интертехэлектро — Новая генерация»
Жизненный цикл организации представляет собой синтез жизненных циклов продукции, производимой организацией в анализируемом периоде, и жизненного цикла технологий, обеспечивающих производство. Комплексное рассмотрение деятельности организации через факторы, оказывающие влияние на характеристики жизненного цикла, сможет обеспечить эффективную подготовку управленческих решений с обоснованными выводами о развитии производства и управления. Таким образом, задачей управления организацией является определение момента проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих наращивание экономического потенциала организации.
Экономический потенциал организации наращивается, если темп изменения прибыли превышает темп изменения объема продаж и темп изменения себестоимости: dП > dN > dC dt dt dt ' где П — прибыль; N — объем продаж (выручка); С—себестоимость.
В случае если прибыль от основной деятельности недостаточна для покрытия издержек, связанных с функционированием организации, а основной доход носит случайный характер, то эти преобразования могут вызвать диверсификацию производства, перевод капиталов в другую отрасль, преобразование орга-
низационно-правового статуса организации, что и происходило на протяжении всех лет рыночных реформ в России.
Исследования показали, что продолжительность жизненного цикла организации для различных стран и разных отраслей будет различной, тем не менее характер кривой для всех организаций одинаковый [1, 2, 3], см. рисунок.
Из рисунка следует, что оценка (характеристика) этапов жизненного цикла проведена с качественной точки зрения. Отсутствие количественных оценок привело к неоднозначности определения как количества этапов жизненного цикла организации, так и стратегии на каждом этапе.
Исследуем факторы, характеризующие организацию на различных этапах жизненного цикла (см. таблицу).
Рис. 1. Изменение результата за время жизненного цикла системы
характеристика этапов жизненного цикла организации
Этапы жизненного цикла организации Экономические факторы Организационные факторы Проблемы Факторы, влияющие на финансовую устойчивость организации
Зарождение Большая доля заемных средств. Высокий финансовый риск Усиленный маркетинг, налаживание связей с поставщиками и кредиторами Сложность процесса освоения производства продукции, высокий финансовый риск (так как доля заемных средств организации высока), сильное влияние внешних факторов Факторы первого порядка: выполнение показателей бизнес-плана, характеризующие стадии НИОКР
Юность Низкие показатели рентабельности. Высокий финансовый риск Постепенное внедрение на рынок Сложность налаживания сбыта продукции, высокий финансовый риск (так как доля заемных средств организации высока), сильное влияние внешних факторов Факторы первого порядка: показатели эффективности основной деятельности организации, на них оказывают влияние рентабельность продаж и оборачиваемость активов. Факторы второго порядка: объем продаж, цена единицы продукции, себестоимость единицы продукции
Рост Оптимальный финансовый риск. Высокий производственный риск, рост показателей рентабельности Достижение стабильности организационной структуры, рост качества продукции Поиск путей снижения себестоимости производимой продукции, изменение кредитной политики, направленной на снижение доли заемных средств Факторы первого порядка: показатели платежеспособности и риска. Факторы второго порядка: структура пассивов, структура финансирования основных и оборотных средств (соотношение заемных и собственных средств), структура издержек (постоянные и переменные издержки)
Зрелость Оптимальный совокупный риск, высокие показатели рентабельности, снижение оборачиваемости оборотных активов Полное использование всех ресурсов, постепенное замедление оборачиваемости оборотных средств, износ основных средств Износ основных средств, «замораживание» оборотного капитала и как следствие увеличение себестоимости продукции, нарастание экстенсивных факторов развития производства Факторы первого порядка: эффективность деятельности организации и эффективность основной деятельности. Факторы второго порядка: оборачиваемость оборотного капитала и рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала. Факторы третьего порядка: объем продаж, себестоимость единицы продукции, цена единицы продукции, размер и структура оборотных и внеоборотных активов
Спад Высокий совокупный риск, снижение показателей рентабельности, оборачиваемости и платежеспособности Потеря доверия поставщиков и кредиторов, изношенность ресурсов Агрессивность конкурентов, увеличение доли заемных средств. Организация переходит в стадию неустойчивого развития Факторы первого порядка: показатели эффективности использования ресурсов
Этап рождения характеризуется созданием организации и ее постепенным внедрением на рынок, происходит технико-экономическое становление, накопление активов организации. На этом этапе важно отслеживать прогнозные показатели, сравнивать с фактическими и корректировать их. Особое внимание следует уделять динамике структуры активов. Объемы производства и реализации на этапе зарождения растут медленными темпами. Так как каналы поставки сырья и реализации гото-
вой продукции не отлажены, возникают трудности с производством и сбытом. К новой организации относятся настороженно поставщики, кредиторы, потребители. Спрос мал, затраты на НИОКР, освоение производства и рекламу велики. На этапе рождения организации особое внимание должно уделяться показателям реализации бизнес-плана.
Развитие наукоемких производств поставило перед компаниями новые проблемы — необходимость огромных начальных издержек, инвестиру-
емых в НИОКР, развитие сетевой организации, реализацию формулы «масштаб плюс охват». Судьба компании зависит от объема ее первоначальных инвестиций, поэтому «... всякий, кто хочет находиться на гребне полны растущей доходности, должен обладать не только темпераментом игрока, но и бездонными карманами крупной корпорации — сочетание, которое в традиционных компаниях встречается отнюдь не часто» [4].
Реализация формулы «масштаб плюс охват» позволяет продлить линейный участок S-образной кривой. Создается массовое производство на заказ, где снижение затрат базируется на использовании модульного принципа, когда большое разнообразие товаров создается из одного набора основных компонентов. По утверждению Ш. Майталя [5, с. 198]: «Некоторые обозреватели считают, что экономия на охвате. заключает в себе ни много, ни мало как новую парадигму, т. е. всеобъемлющую модель капитализма».
Так как в этот период организация еще не работает на полную мощность, делать какие-либо выводы по изменению показателей рентабельности еще рано. На этапе рождения организация имеет довольно большую долю заемных средств, и финансовый риск, связанный с развитием организации, довольно высок, поэтому необходимо контролировать реализацию планов, связанных с выполнением НИОКР и освоением процесса производства.
На этапе юности происходит развитие процесса производства в части согласования выявленных недостатков конструкторской и технологической подготовки, заканчивается освоение производства, и начинается переход к серийному производству.
На данном этапе основной проблемой является обеспечение текущей деятельности организации при расширении доли рынка и повышении качества выпускаемой продукции. Должен обеспечиваться переход от экстенсивно-интенсивного к интенсивному типу развития производства.
На этапе роста темпы продаж резко возрастают, организация признается потребителями, поставщиками, кредиторами. Производство отлажено, издержки на него сокращаются, каналы товародвижения и реклама налажены. Производство характеризуется интенсивной модернизацией, растет качество продукции. На данном этапе доля заемных средств в активах организации заметно сокращается. Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности должны быть стабильными. Если они не стабилизировались на предыдущем этапе, то это означает, что организация не добилась
того уровня финансово-экономической устойчивости, который соответствует данному этапу. Требуется пересмотреть маркетинговую стратегию и заемную политику организации.
На этапе роста важными становятся показатели оборачиваемости и рентабельности продаж. Уменьшение одного из коэффициентов должно анализироваться в целях своевременного принятия соответс -твующих мер по оздоровлению организации.
Для поддержания финансовой устойчивости организации на данном этапе необходим анализ финансовых показателей (прибыли, рентабельности), особенно рентабельности продаж. На предыдущем этапе была проведена работа по освоению производства, но когда организация достигла этапа роста, то были преодолены препятствия, связанные с внедрением организации в отрасль, и оно вышло на стабильный уровень работы. На данном этапе должен обеспечиваться интенсивный тип развития производства.
Этап зрелости наступает в результате полной загрузки мощностей организации, а именно при полном использовании всех ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Конкурентную борьбу организация выдержала. На этом этапе важнейшими являются внутренние факторы, так как внешние условия благоприятствуют процветающей организации. Организация стремится снижать цены, создать систему поощрений при повторных или неоднократных покупках товаров, уделять большое внимание сервису. Для поддержания финансовой стабильности функционирования организации в период зрелости необходимо контролировать состояние показателей рентабельности продаж, активов, собственного капитала, оборачиваемости ресурсов, выработке и т. п., т. е. экономическую составляющую (эффективность использования ресурсов) стабильности функционирования организации. Однако если показатели финансового и производственного рисков высоки, то необходимо стабилизировать и показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Отклонение финансовых показателей от среднеотраслевых значений в период зрелости свидетельствует о финансовой нестабильности функционирования организации. На данном этапе необходима программа антикризисного управления организации.
Основным сигналом, свидетельствующим о снижении финансовой устойчивости организации в период зрелости, является нарастание экстенсивных факторов в развитии производства. Тем не менее если руководство четко спланирует свои
действия и сможет в итоге перейти на качественно новый технический и технологический уровень и увеличить объем производства, повысив при этом качество товаров, то организация перейдет на новую кривую жизненного цикла и, соответственно, избежит периода спада.
Следующим сигналом снижения финансовой устойчивости организации является «замораживание» оборотного капитала (т. е. скопление на складах большого количества сырья, материалов, а также готовой продукции), что приводит к снижению объема продаж (выручки), оборачиваемости оборотных активов и рентабельности продаж. В этом случае также необходим переход на качественно новый организационно-технический уровень производства и активный маркетинг.
Этап старости наступает за счет агрессивной политики организаций-конкурентов, а также за счет усиливающегося экстенсивного использования ресурсов. Это относится как к материальным, так и к трудовым и финансовым ресурсам. Для этого этапа характерны слабый маркетинг, высокая доля заемных средств. Большое влияние оказывают внешние факторы. На этапе старости происходит дестабилизация всех финансовых, экономических и натуральных показателей. Необходим контроль и анализ всех показателей, на основании которого будет разработан комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению организации. Главным образом это стабилизация финансовых показате-
Литература
лей и внедрение новой маркетинговой стратегии: своевременное снятие с производства устаревших товаров и вывод на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг, изменение ценовой политики, изменение стратегии формирования спроса и стимулирования сбыта; повышение сервиса обслуживания потребителей, поиск новых сегментов рынка и т. п. Следует отметить, что если бы все вышеуказанные мероприятия были осуществлены заблаговременно, в период зрелости организации, то однозначно можно было бы избежать периода старости и больших потерь. Таким образом, важнейшим принципом поддержания финансовой устойчивости функционирования организации является постоянный мониторинг показателей в целях обнаружения сигналов о надвигающемся снижении устойчивости и немедленной реакции на эти сигналы.
Анализ факторов, характеризующих функционирование организации на различных этапах жизненного цикла, показал, что динамику развития организации характеризуют изменение экономического потенциала и финансовые показатели. Необходима комплексная оценка взаимовлияния этапов жизненного цикла на различных уровнях управления организацией. Однако в практической деятельности применение концепции ограничено из-за недостаточной проработки отдельных методологических вопросов оценки функционирования организации.
1. Любушин, Н. П. Экономический анализ: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080105 «Финансы и кредит» — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 423 с.
2. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 480 с.
3. Широкова Г. В. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний (эмпирический анализ) / Г. В. Широкова, И. С. Меркурьева, О. Ю. Серова // Российский журнал менеджмента. -2006. - Т. 4. - № 3. - С. 3 - 26.
4. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. - 640 с. -С. 372 - 400.
5. Майталь Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей. Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 416 с.