Научная статья на тему 'Особенности сферы размещения в международном туризме'

Особенности сферы размещения в международном туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Румянцева Е.В., Белякова Г.Я.

Международный туризм признан экономическим феноменом XXI века, что дает ему право быть одной из самых быстроразвивающихся отраслей. Для отлаженного функционирования сферы туризма необходимо взаимодействие нескольких отраслей. Неотъемлемой частью этой сферы является размещение туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности сферы размещения в международном туризме»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

аварийные ситуации на производстве, а также хищение имущества, как работниками предприятия, так и сторонними лицами. Избежать этих потерь или максимально снизить их уровень можно путем страхования имущества, а также установлением строгой имущественной ответственности, жесткой охраны территории предприятия. Однако страховые компании, которые выплатили огромные суммы на покрытие ущербов, связанных с событиями 11 сентября, пересмотрели риски, скрытые в производственно-логистических цепочках. В результате то, что можно было застраховать в прошлом, сейчас можно застраховать лишь частично, либо вообще такой возможности не существует.

Руководители обычно обращают внимание на более вероятные риски (повседневные), не принимая в учет риски, вероятность наступления которых совсем мала. Однако, как показывает анализ статистических данных, в области наиболее вероятных рисков находятся риски, сопряженные со средним ущербом, а к менее вероятным относятся риски, связанные с мелким ущербом, либо риски, наступление которых грозит крупными убытками. Получается, что пренебрегать такими рисками опрометчиво и неосмотрительно со стороны руководства компании и риск-менеджеров.

Руководители, желая обезопасить предприятие от больших рисков, забывают про малые риски, которые создают трение в производственных и логистических цепочках. Они будут рассматривать, например, возможности сэкономить на рынках стран третьего мира, но при этом будут игнорировать накапливающиеся издержки поставок, которые часто

запаздывают всего лишь на недельку или около. Маленькие проблемы могут привести к большим издержкам, если в результате их длительного воздействия возникнет временное израсходование запасов на складе, что выльется в серьезное недовольство клиента.

Как было показано, существует немало видов рисков в транспортно-логистической сфере, которые могут привести к различным степеням ущерба. Абсолютно все риски важны, и ни в коем случае нельзя на какие-то риски закрывать глаза. Несерьезное отношение к ним может привезти к серьезным последствиям, все риски обязательно нужно учитывать. Конечно, это не так просто и заниматься этим должен специалист в данной области. Именно поэтому на данном этапе развития бизнеса огромное значение принимает риск-менеджмент. Многие риски появились или усилились в результате действий самих компаний по минимизации расходов на логистику, в результате упорных стараний повысить производительность, избавиться от цепочек-дубликатов и снизить затраты. Политическая нестабильность в странах третьего мира, закрытие складов по отгрузке готовых изделий на западном побережье, как никогда ранее, заставили менеджеров задуматься о рисках в транспортно-логистической сфере. Однако сегодня подразделениями риск-менеджмента могут похвастаться лишь несколько сырьевых и промышленных холдингов. Компаниям необходимо либо выстроить систему по управлению рисками, либо искать другие решения.

© Романчева К. Д., Ростова Е. П., 2010

УДК 65.443

Е. В. Румянцева Научный руководитель - Г. Я. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ

Международный туризм признан экономическим феноменом XXI века, что дает ему право быть одной из самых быстроразвивающихся отраслей. Для отлаженного функционирования сферы туризма необходимо взаимодействие нескольких отраслей. Неотъемлемой частью этой сферы является размещение туристов.

ВТО определяет средство размещения как любой объект, который регулярно или эпизодически предоставляет туристам места для ночевки. По стандартной международной классификации все средства размещения подразделяются на две категории -коллективные и индивидуальные. К ним относятся гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения, прочие коллективные средства размещения. В каждом из них число мест должно превышать установленный минимум, объект размещения должен иметь единое руководство, а управление им строиться на коммерческой основе.

Гостиницы - главный, классический тип предприятий размещения туристов. Один из основных ее признаков состоит в наличии номеров. Гостиницы

предоставляют набор обязательных услуг: ежедневную заправку постелей, уборку номеров и санитарных узлов, а также широкий перечень дополнительных и сопутствующих услуг.

Существуют разные классификации гостиниц. В теории и на практике гостиничного хозяйства широко распространено деление отелей на группы, исходя из предоставляемых ими бытовых удобств и набора услуг. Эти классификации устанавливают соответствие категории отеля принятому стандарту обслуживания. По итогам аттестации каждой гостинице присваивается определенный разряд, который зависит от количественных и качественных характеристик ее здания, номерного фонда, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения, а также уровня комфорта, ассортимента

Секция « Современные проблемы менеджмента »

основных, дополнительных и сопутствующих услуг, квалификации персонала, культуры сервиса.

ВТО рекомендует использовать звездочную классификацию отелей, исходя из размера номеров, их планировки, удобства оснащения, наличия иных помещений и оборудования для проведения досуга гостей и работы деловых туристов, предоставляемых услуг и пр. Звездочное деление гостиничных предприятий считается одним из самых распространенных, но и оно не является универсальным.

Последние 15-20 лет в гостиничном секторе были отмечены появлением новой категории отелей, так называемого экономического класса (budget/economic hotels). Эти недорогие, но комфортабельные гостиницы хорошо зарекомендовали себя на туристском рынке многих стран Запада, в первую очередь США, Великобритании и Франции. Они обеспечивают высокий стандарт обслуживания, гарантируя удобное размещение в современных, функционально продуманных номерах по умеренным ценам.

Преимущества новой категории нашли отражение в ее названии. В данном случае термин «экономический» используется в значении «экономный». Тем самым подчеркивается, что снижение стоимости достигается не за счет ухудшения качества сервиса, а путем введения строгого режима экономии. Гостиницы экономического класса отличают типовой характер застройки, простота дизайна, отсутствие изысканной отделки внутренних помещений. Расположенные на окраинах городов, где земля значительно дешевле, эти средства размещения предлагают ограниченный набор услуг, экономя, в частности, на крупных операциях в сфере питания.

В зависимости от оборудования и особенностей предоставляемых услуг среди гостиниц различают гостиницы широкого профиля, апарт-отели (квартирного типа), мотели, курортные гостиницы, клубы с проживанием и пр.

Новым веянием в туристском бизнесе последних лет стало развитие сети отелей класса «рисортс» (от англ. resort - курорт). Они расположены, как правило, в живописных местах побережья. Окруженные зеленым поясом в виде тропических садов или парков, «рисортс» представляют собой райские оазисы отдыха. Коммерческий успех отелям этой категории принесла система «все включено».

В реализуемые ими пакеты услуг входят размещение, питание («шведский стол»), развлечения, нередко бесплатное пользование барами, а также льготные билеты на самолет, трансфер, экскурсии. Комфортный и относительно недорогой отдых в сочетании с четко организованным транспортным обслуживанием, возможностью оставить под присмотром детей и домашних животных, а также другими удобствами - все это делает «рисортс» весьма привлекательными для туристов, особенно со средним уровнем достатка.

Любителям тихого, спокойного отдыха, несомненно, больше по душе придутся бутик-отели. Это небольшие средства размещения (до 150 номеров), создающие камерную, интимную атмосферу. Под бутик-отели часто используются особняки в исторической части городов. Их архитектурный облик,

овеянный тонкой поэзией и уютом, гармонично сочетается с изысканной внутренней обстановкой. Поражают строгим изяществом интерьеры отеля, каждый из которых отличается своеобразием стиля и убранства. Их нередко украшают мебель и антикварные вещи ручной работы.

До сих пор речь шла о группе средств размещения под общим названием «Гостиницы». Наряду с ней ВТО выделяет группу заведений, аналогичных гостиницам. Они, как и отели, организованы по номерному принципу и предоставляют перечень обязательных услуг. Это пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития и т. п.

Специализированные заведения также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей служит жилище, коллективная спальня или площадка. Специализированные заведения предоставляют места для ночлега, но функция размещения туристов не является для них главной.

Прочие коллективные средства размещения включают прежде всего жилища, предназначенные для отдыха, - комплексы домов или бунгало. Они находятся в едином управлении и предоставляют ограниченные гостиничные услуги.

Кемпинги - лагеря для автотуристов на охраняемых, хорошо оборудованных площадках. Они оснащены системами энерго- и водоснабжения, канализации; имеют специально отведенные места под автомобильные стоянки а также для профилактического осмотра, мойки и ремонта автомобиля и предоставляют ряд информационных, торговых, досуговых услуг. В зависимости от их качества и ассортимента кемпингам присваивается определенная категория, как правило, от одной до четырех звезд. Высококатегорийные лагеря для автотуристов располагают теннисными кортами, бассейнами, саунами, водными аттракционами, по существу, трансформируясь в центры досуга. Наряду с объектами спорта развлечений, они имеют при себе предприятия питания и торговли, прачечные, отделения связи, спортивные объекты, пункты жата и сами нередко входят в состав круглогодичных многопрофильных гостиниц, турбаз и мотелей.

Последнюю группу прочих коллективных средств размещения образуют туристские общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости.

В 2008 г. 52 страны мира имели гостиничный фонд, превышающий 150 тыс. мест в каждой стране. В их числе США, Италия, Германия, Франция, Испания и др. Средний размер отелей несколько меньше в традиционных туристских странах по сравнению с теми, которые лишь недавно вышли на рынок и заявили о себе как о новых туристских направлениях. Это объясняется некрупной застройкой в прежние годы, когда закладывалась материальная база приема посетителей в старых туристских центрах, и соответственно высокой долей в них небольших отелей.

© Румянцева Е. В., Белякова Г. Я., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.