Использованные источники:
1. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 17, с. 291-306.
2. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 5, с. 105-122, гл. 10, с. 232-257.
3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 14-15, с. 299-368.
Султанов А. студент, 1 курс, ИНЭФБ Латыпова З.И. - научный руководитель
к.ф.н.
старший преподаватель
БашГУ Россия, г. Уфа МЕНЕДЖМЕНТ. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие «менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса. Еще в 30-е годы прошлого столетия там была ясно осознана его значимость, деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Произошла т.н. «революция менеджеров», когда возникли корпорации-гиганты, простирающие свои производственные и сбытовые сети по всему миру, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым с целым государством. Известно, что крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций, от них зависят правительства, а значит, решения менеджеров, стоящих во главе крупных корпорации, подобно решениям государственных деятелей определяют судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Важен и малый бизнес. В экономике развитых стран предприятия малого бизнеса по количественному составу составляют более 95% всех фирм. В этой сфере экономики существует еще более жесткая конкуренция, а основная задача устоять, выжить, вырасти принадлежит эффективному менеджменту. Что же такое менеджмент и кто такой менеджер?
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент - это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.
Менеджмент - это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.
Менеджмент - это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.
Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категории:
• цели и задачи управления;
• объекты и субъекты управления;
• функции управления;
• виды менеджмента;
• методы менеджмента;
• принципы управления.
Основная цель менеджмента - обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.
Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:
• оценка состояния объекта управления;
• определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;
• разработка стратегии развития организации;
• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
• распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;
• определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;
• подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;
• установление учета и контроля при решении поставленных задач. Объектом управления ( то, на что направлено управление) является
организация - группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности. Субъектом управления ( тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры - это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда.
Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации,
сосредоточения на выполнении определенной функции в организации ( функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.
Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента - это устойчивый состав видов управленческой деятельности. Авторы известного учебника «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.
Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и научность в процесс принятия управленческих решений. К общим методам управления относятся:
• системный анализ - рассмотрение объектов, процессов, явлений как сложных систем, состоящих из подсистем, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии;
• моделирование управленческих процессов - создание моделей, т.е. представление ситуации, объектов, процессов в другом, несколько упрощенном виде путем придания свойствам и характеристикам объекта количественного значения и экспериментирование, дающее возможность проверить альтернативные варианты решения проблемы ( экономико-математическое методы или количественные методы принятия решений);
• экспертный анализ - оценка управленческих решений экспертами-специалистами в различных областях знаний;
• генерирование идей («мозговая атака»), основанное на привлечении большого количества людей в процесс принятия решения, позволяющее найти максимальное количество вариантов решения управленческой проблемы [2].
Использованные источники: 1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. М. Основы менеджмента: Дело, 1997. — 704 с
2. Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. - с. 114
Султанов А. студент, 1 курс, ИНЭФБ Латыпова З.И. - научный руководитель
к.ф.н.
старший преподаватель
БашГУ Россия, г.Уфа
САМОРАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРА
Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих: личностного развития (личностного роста);
интеллектуального развития;
профессионального (квалификационного) развития;
поддержания физического состояния (оздоровления).
В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?
Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:
внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя; способность к саморазвитию;
понимание содержания и методических основ саморазвития [1].
Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:
организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте — от корпоративной культуры предприятия;
доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;
методического обеспечения условий профессионального развития.