2. Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. - с. 114
Султанов А. студент, 1 курс, ИНЭФБ Латыпова З.И. - научный руководитель
к.ф.н.
старший преподаватель
БашГУ Россия, г. Уфа
САМОРАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРА
Саморазвитие менеджера — это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих: личностного развития (личностного роста);
интеллектуального развития;
профессионального (квалификационного) развития;
поддержания физического состояния (оздоровления).
В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?
Профессиональное саморазвитие — это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:
внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя; способность к саморазвитию;
понимание содержания и методических основ саморазвития [1].
Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:
организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте — от корпоративной культуры предприятия;
доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;
методического обеспечения условий профессионального развития.
Таким образом, для того, чтобы менеджер занимался саморазвитием, необходимо, чтобы у него были:
внутренняя мотивация профессиональной деятельности;
способность к саморазвитию.
Следует заметить, что не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные функции эффективно и качественно. Поэтому первым диагностическим признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе [2].
Мотивированность на профессиональное развитие. Отметим, что в благоприятном мотивационном климате люди работают более эффективно, чем предоставленные сами себе, и уж точно лучше тех, кто вынужден трудиться в подозрительной и недоброжелательной атмосфере. Под мотивами мы понимаем активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Способности к саморазвитию. Развитие личности менеджера происходит благодаря разнообразию видов его деятельности и взаимодействию с другими людьми. Но наиболее активно оно происходит тогда, когда разносторонний профессионализм дополняется целенаправленным саморазвитием. Способностями к саморазвитию, так же, как и мотивированностью на него, обладают далеко не все менеджеры. Однако в отличие от мотивации способность к саморазвитию можно сформировать и развить достаточно быстро.
Основу способности к саморазвитию составляют умения:видеть свои недостатки и ограничения;анализировать их причины в собственной деятельности;критически оценивать результаты своей работы, причем не только неудачи, но и особенно успехи.
Данные умения просты и понятны, но не все менеджеры обладают ими в достаточной мере, а сформировать их самостоятельно сложно. Поэтому для создания предпосылок саморазвития менеджеру необходимо пройти специальное обучение, объем которого индивидуален для каждого.
Игнорирование развития менеджеров, характерное для отечественных предприятий, приводит к тому, что способности к профессиональному самосовершенствованию большинства руководителей проходят длительный путь естественного созревания.
В содержательном плане существуют три направления профессионального развития.
Первое — формирование умений и качеств, которых у менеджера нет, но которые ему необходимы. Это, конечно, трудная задача, и без помощи консультантов, преподавателей и тренеров ее не решить. Но организованные
усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.
Второе — развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.
Третье — устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.
Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной задачей актуальных проблем, принципиально не отвергает риск и не возражает против критики традиционного порядка, создается благоприятная морально-психологическая среда для саморазвития.
Использованные источники:
1. Аверин В. Психология личности: учеб. пособие. - СПб.: Издат. Михайлова В., 2001. - 191 с.
2. Гительман, Л.Д. Условия совершенствования и профессионального саморазвития. Электронный ресурс. - Режим доступа: www.elitarium.ru (дата обращения 23.12.2013)
Султанова А. А. магистрант
Ризванова М. А. - научный руководитель
к. э.н.
Уфимский государственный университет экономики и сервиса
Россия, г. Уфа
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОССИЙСКИХ БАНКОВ
Успех на рынке банковских услуг в значительной степени предопределяются качеством управления работой банка и организацией эффективного комплекса маркетинга.
Банковское управление ориентируется на выполнение ряда количественных, качественных и социальных показателей: количественные показатели имеют отношение ко всем сферам управления банковской деятельностью: число клиентов банка и их счетов, размер депозитов, кредитных вложений, инвестиций; объем операций и услуг, совершаемых банком. Качественные показатели делятся на несколько видов. Первую группу представляют показатели доходов и расходов банка. С их помощью осуществляется управление рентабельностью банка. Вторая группа