Научная статья на тему 'Менеджмент и управление: общее и особенное'

Менеджмент и управление: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6001
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / GOVERNANCE / FEATURES OF MANAGEMENT / COMPARATIVE ANALYSIS / GENERAL MANAGEMENT / SPECIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колношенко Владимир Иванович

На основе системного анализа понятий «управление» и «менеджмент», дается характеристика их общих и специфических признаков, обосновывается сущность менеджмента как особого типа управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management and Governance: General and Special

The paper describes the general and specific features of “management” and “governance” based on the system analysis of these terms, justifying the essence of management as a special type of governance.

Текст научной работы на тему «Менеджмент и управление: общее и особенное»

DOI: 10.17805/trudy.2018.5.5

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

В. И. Колношенко Московский гуманитарный университет

Аннотация: На основе системного анализа понятий «управление» и «менеджмент», дается характеристика их общих и специфических признаков, обосновывается сущность менеджмента как особого типа управления.

Ключевые слова: менеджмент;управление; особенности менеджмента; сравнительный анализ; общий менеджмент; специальный менеджмент

MANAGEMENT AND GOVERNANCE: GENERAL AND SPECIAL

V. I. Kolnoshenko Moscow University for the Humanities

Аннотация: The paper describes the general and specific features of "management" and "governance" based on the system analysis of these terms, justifying the essence of management as a special type of governance.

Ключевые слова: management; governance; features of management; comparative analysis; general management; special management

Представители эмпирической научной школы менеджмента на различных этапах его становления и эволюции постоянное внимание уделяли научному исследованию и обоснованию его базовых понятий (Колношенко, 2012). Таким понятием, прежде всего, является понятие «менеджмент», которое и сегодня не является устоявшейся областью знаний. Об этом свидетельствует тот факт, что в научной и учебной литературе накоплено около 300 вариантов его определений. Как известно, термин «менеджмент» происходит от употребления в английском языке. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка предлагает несколько вариантов трактовки понятия «менеджмент», под которым понимается:

• административные навыки и умение особого рода;

• искусство управления;

• способ обращения с людьми;

• орган управления и люди, его составляющие (Оксфорский словарь, 2005: 620-755).

Зарубежные авторы популярного учебника «Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури дают свои варианты определений. Менеджментом они называют:

• умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

• функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

• область человеческого знания, помогающего осуществить функцию управления;

• категорию людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению;

• особую профессию, специальность в области управления;

• административный аппарат предприятия (Мескон, Альберт, Хедоури, 2012: 410-426).

Отечественный «Большой экономический словарь» под ред. А. Н. Азри-лияна предлагает рассматривать менеджмент как вид управления производством с использованием совокупности принципов, методов, средств и форм управления этим производством с целью повышения его эффективности (Большой экономический словарь, 2002: 223).

Практика исследования понятия «менеджмент» в последние годы расширилась в трудах ряда отечественных авторов, которые определяют менеджмент как:

• управление хозяйственной деятельностью организации, действующей в рыночных условиях (Веснин, 2006: 8-9);

• науку об управлении, область знаний об управлении социально-экономическими процессами (Бусыгин, 2000: 9-10);

• искусство управления, набор управленческих навыков (Райзберг, Лозовский, Стародубцева, 1999: 112-126);

• вид профессиональной деятельности людей по организации достижения системы целей, с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора (Фатхутдинов, 1997: 56);

• группу лиц, осуществляющих в рамках организации предпринимательские и управленческие функции (Маршев, 2005: 123);

• систему управления предприятием (фирмой), действующей в условиях рыночных отношений и направленная на развитие производственно-хозяйственной деятельности (Тебекин, 2006: 212);

Анализ показывает, что многие авторы понятие «менеджмент» рассма-

37

тривают как аналог понятию «управление», при этом недостаточно четко выделяют его специфические черты. На практике это приводит к тому, что менеджером зачастую называют любого руководителя, который осуществляет управление подчиненными сотрудниками, независимо от его специальной подготовки, типа и условий функционирования организации (На-стин, 2007: 7).

Однако опыт показывает, что потребность в менеджменте возникает лишь в определенных социально-экономических условиях, формирующих его родовые и специфические черты. Сравнительный анализ понятий «управление» и «менеджмент», показанный в таблице.

Таблица. Сравнительный анализ понятий «управление»

и «менеджмент»

№ Критерий Управление Менеджмент

1 Происхождени-е(генезис) Имеет древнюю историю (примерно 7-8 тыс. лет) Возник на определенном историческом этапе общественного развития (в условиях капитализма)

2 Область применения Широкая: общество, живая и неживая природа, техника Социально-экономические отношения людей в процессе их совместной деятельности

3 Научность Может реализовываться на основе эмпирического опыта Система научных знаний (наука и искусство управления)

4 Объект управления Социальные, технические, биологические и другие системы (в т.ч. закрытые) Социально-экономические системы, преимущественно открытые для внешней среды

5 Масштаб реализации Реализуется на любом уровне: глобальном, региональном, индивидуальном и т.п. Реализуется на уровне организации, действующей в условиях рынка

6 Потребность Возникает в любых условиях Возникает в условиях рыночной модели хозяйствования

7 Применение Реализуется в любом виде деятельности Реализуется в хозяйственной деятельности

8 Субъект управления Любой человек, управляющая техническая система (компьютер) Профессиональный управляющий — менеджер

9 Приоритеты в методах управления людьми Приоритет'организацион-но-административных методов (принуждение) Приоритет социально-экономических методов (стимулирования и мотивирования)

10 Структура управления Стабильная, жесткая, иерархическая Гибкая, адаптационная к влиянию внешней рыночной среды

11 Направленность целей На достижение результата Долгосрочное развитие организации, эффективность и качество ее деятельности

Таким образом, системный анализ понятий «управление» и «менеджмент», проведенный автором в таблице, показывает, что, совпадая в сущности, эти понятия имеют отличия, отражающие их специфику, в зависимости от области применения, цели, объекта и субъекта, технологии управления и ряда других факторов.

В частности, такой анализ показывает, что управление имеет более широкую (универсальную) область применения: технические, биологические, социальные и другие системы, в том числе закрытые. Однако, сферой применения менеджмента являются исключительно социально-экономические системы рыночного типа, преимущественно открытые для внешней среды. Поэтому менеджмент ориентирован на управление отношениями людей, приоритетное использование экономических методов, создание организационных, экономических и социальных условий заинтересованности работника в достижении целей организации.

В понимании сущности менеджмента важно выделять и учитывать внутреннюю структуру его сущностных характеристик, их взаимосвязь и взаимодействие как системы. Методологической основой их анализа, на наш взгляд, может стать применение философских категорий «общего» и «особенного», что позволит выделить среди них группы признаков: общие (универсальные) и специальные (частные), соответственно с которыми формируются два основных его вида менеджмента: общий (универсальный) и специальный (частный) виды менеджмента.

Общий менеджмент содержит обобщенные, а значит сущностные его признаки, характеризующие его сущность независимо от области применения. Обоснование общего (универсального) менеджмента, как известно, впервые даны в трудах представителей классической (административной) школы менеджмента (Мескон, Альберт, Хедоури, 2012: 198-212). С позиций общего (универсального) менеджмента его сущность можно определить, как:

1. Искусство и наука;

2. Функция (вид деятельности);

3. Управленческий процесс;

4. Орган или аппарат управления;

5. Институциональность;

6. Люди (персонал менеджмента).

Общий менеджмент как наука изучает принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами, функции и отношения, складывающиеся в процессе управленческой деятельности: постанов-

ка целей; планирование; организация; администрирование; координация работы; контроль, оценка, вознаграждение и т. п.). Эти положения раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности.

Общий менеджмент, в свою очередь, является частным случаем общей теории управления, ориентированной на социально-экономическую систему. Как известно, многие представители современной эмпирической научной школы менеджмента подчеркивали, что, поскольку все функции в организации выполняются людьми, то и управление предприятием, в конечном счете, сводится для руководителя к проблеме управления людьми. Такой подход означает, что понятие «менеджмент» как тип управления в сущности представляет собой процесс управления совместной деятельностью людей. Так, известные американские теоретики менеджмента Э. Петерсен и Э. Плоумен в книге «Бизнес — организация и менеджмент» (1953 г.), пишут: «...менеджмент можно определить, как совокупность методов, с помощью которых устанавливаются, выясняются и реализуются цели и задачи той или иной человеческой группы...Менеджмент — есть искусство управления людьми, самостоятельная область их деятельности и знания» (цит. по: Мар-шев, 2005: 240).

Отличного от Петерсена и Плоумена мнения придерживался известный американский теоретик и консультант управления, основатель современной концепции менеджмента Питер Друкер. В книге «Практика управления» он выступил против расширительного толкования понятия менеджмента. Признавая наличие общих принципов управления, он считал, что менеджмент — это все-таки искусство или способ управления бизнесом, деловым предприятием, ибо искусство, компетенция, опыт менеджмента не могут быть как таковые перенесены и применены к организации других институтов и управлению ими (Друкер, 2009: 323). Следует отметить, что эта трактовка научного понятия «менеджмента» применительно к деловым организациям признается большинством современных теоретиков менеджеризма и представителей бизнеса.

Поэтому, в ряде научных трудов отечественных и зарубежных авторов менеджмент трактуется именно как особый тип управления организацией. Представляется важной, например, точка зрения В. Р. Веснина, который определяет «менеджмент как управление хозяйственной деятельностью организации в условиях рынка» (Веснин, 2006: 24).

На важность рыночного характера менеджмента особое внимание обращает А. В. Бусыгин в книге «Эффективный менеджмент». В частности, он отмечает, что в Советском Союзе не было менеджмента потому, что отсутствовала рыночная экономика. По этой причине «ни исследования А. К. Га-стева, ни исследования его современников и последователей не привели к

созданию, столь-нибудь значимой основы науки управления и менеджмента». Все исследования в этой области и практика управления, по его мнению, велись лишь в рамках НОТ (Бусыгин, 2000: 456). Из этого вытекает, что менеджмент представляет собой специальный тип управления, реализуемый исключительно в условиях рынка.

Таким образом, специальный менеджмент призван отражать особенности (специфику) менеджмента, что и обусловило возникновение разнообразных его видов: стратегический, финансовый, производственный, операционный, инновационный, инвестиционный, информационный, кадровый, международный, отраслевой, региональный, торговый, социальный и многие другие. Специфика менеджмента обусловлена разнообразием объектов управления и условий их функционирования. Учитывая это в специальном менеджменте можно выделить следующие специализированные блоки:

1) отраслевой ^финансовый, производственный, банковский, социальный и т. п.);

2) предметный (предприятия, фирмы, учреждения, муниципалитеты, ре-гионы, федеральные округа и т. п.);

3) функциональный (стратегический, оперативный, инвести-ционный, маркетинговый, антикризисный и т. п.).

Однако важно учитывать, что каждому из указанных блоков разновидностей специального менеджмента присуща его «родовая» черта — принадлежность к предпринимательству, функционирующему в рыночных условиях. Поэтому менеджмент требует особого типа руководителя — профессионального управляющего — менеджера. В научной литературе и на практике нередко можно встретить разнообразные, в т. ч. и искаженные подходы к понятию «менеджер». Чаще всего оно сводится к понятию «руководитель», «специалист по управлению людьми», «должность в организации».

В нашем понимании менеджер — это профессиональный управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, занимающийся управлением хозяйственной деятельностью организации в условиях рынка и отвечающего за результаты ее финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, проведенный анализ понятия «менеджмент» позволяет сделать следующие обобщения и выводы:

1. В современных условиях в научной и учебной литературе накопилось значительное количество различных подходов к определению понятия «менеджмент», которые в целом правильно, однако недостаточно (не точно) отражают его сущность. Проведенный автором статьи сравнительный анализ понятий «управление» и «менеджмент» показал, что эти понятия в сущности совпадают, однако их нельзя считать аналогами. Менеджмент — особый тип управления, реализуемый в организации, занима-

ющейся хозяйственной деятельностью в рыночных условиях и предполагающий использование особого типа руководителя. Управление, реализуемое в других, нерыночных сферах (например, государственное, социальное, военное и т.п.) не принято назвать менеджментом.

2. Сущность современного менеджмента выражается системой его общих и специальных признаков и характеристик. При этом общие признаки характеризуют универсальные закономерности, принципы, формы и методы, управления, составляющие базовые основы науки и искусства управления (общий менеджмент). Вместе с тем, общий подход не может отразить огромное разнообразие видов управленческой деятельности и ее специфику. На этой основе формируются различные виды специального менеджмента, реализуемые в организациях, действующих в условиях рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бусыгин, А. В. (2000) Эффективный менеджмент : учебник. М. : Финпресс. 1056 с.

Большой экономический словарь (2002) / под ред. А.Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. М. : Институт новой экономики. 469 с.

Веснин, В. Р. (2006) Менеджмент : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект. 504 с.

Друкер, П. Ф. (2009) Практика менеджмента : пер. с англ. М. : «И. Д. Ви-льямс». 400 с.

Колношенко, В. И. (2012) Проблемы научной трактовки понятия «менеджмент» в образовательном процессе вуза // Высшее образование для XXI века: IX Международная научная конференция. Москва, 15-17 ноября 2012 г. : Доклады и материалы. Секция 3. Экономика образования. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 154 с. С. 12-21.

Мескон, М. X., Альберт, М., Хедоури, Ф. (2012) Основы менеджмента. 3-е изд. / пер. с англ. М. : ООО «И. Д. Вильямс». 800 с.

Маршев, В. И. (2005) История управленческой мысли : учебник. М. : Ин-фра-М. 736 с.

Настин, Ю. Я. (2007) Понятие менеджмента, его сущность и особенности : учебное пособие. Калининград : Балтийский институт экономики и финансов. 256 с.

Оксфордский словарь (2005) / ред. И. М. Осадчая М. : Директ Медиа Па-блишинг ; Весь Мир. 7550 с.

Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е. Б. (1999) Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М. : ИНФРА-М. 479 с.

Тебекин, А. В. (2006) Менеджмент организации : учебник. М. : КНОРУС. 416 с.

Фатхутдинов, Р. А. (1997) Понятийный аппарат по менеджменту. M. : ЗАО «Бухгалт. бюл.» 10б с.

Дата поступления: 25.09.2018 г.

Колношенко Владимир Иванович — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Mосковского гуманитарного университета, заслуженный работник культуры РФ. Адрес: 111395, Россия, г. Mосква, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (9б7) 178-13-20. Эл. адрес: 9185769@mail.ru

Kolnoshenko Vladimir Ivanovich, Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor, Department of Management, Moscow University for the Humanities; Honoured Worker of Culture of the Russian Federation. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (9б7) 17813-20. E-mail: 9185769@mail.ru

Для цитирования:

Колношенко В. И. Менеджмент и управление: общее и особенное [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 5. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/825 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2018.5.5

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.