Научная статья на тему 'Менеджмент классного руководителя в процессе здоровьесбережения обучающихся'

Менеджмент классного руководителя в процессе здоровьесбережения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент классного руководителя в процессе здоровьесбережения обучающихся»

Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №4, 2011 том 13

МЕНЕДЖМЕНТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Стафеев В. Ф., Васильева Г.В., Смирнова М. С.

Петрозаводский гос. университет, курс гигиены, лицей 13, г. Петрозаводск

Определены пути совершенствования сохранения здоровья школьников. Важным звеном такой работы является повышение управленческой роли классного руководителя.

Задачи образовательного учреждения на современном этапе предполагают сохранение и укрепление здоровья. При этом ожидаемые результаты рассчитаны на улучшение показателей здоровья учащихся по всем анализируемым нозологическим формам; снижение поведенческих факторов риска среди учащихся, опасных для здоровья; повышение информированности школьников в области здорового образа жизни в соответствии с возрастом; повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам сохранения здоровья; повышение мотивации к ведению здорового образа жизни. Многообразие задач в деле здоровьесбережения не возможно без включения в эту работу классного руководителя. Велика роль его как координатора этой работе в конкретном классе. Решить эти задачи возможно только при разработке четкой системы управления. Проводимые нами и другими авторами (1) многолетние исследования свидетельствуют, что помимо организации и проведения традиционной учебновоспитательной работы, одним из важнейших приоритетов деятельности классного руководителя на современном этапе востребована его совместная деятельность со всем коллективом школы, родителями и медицинскими работниками в области здоровьесбережения . В основу модели нами положена комплексная программа «Образование и здоровье”. В ней определены стратегические, тактические и оперативные цели. Важная миссия в ее выполнении отводится классным руководителям. При этом на первый план выступает задача переосмысления способов воспитательного воздействия, формирования управленческих навыков, умений творчески разрешать возникающие проблемы, грамотно строить общение с воспитанниками. Наилучшим образом эту проблему можно решить на основе идей и технологий менеджмента, грамотно перенесённых в профессиональную деятельность классного руководителя. Для этой цели разработано методическое пособие, которое включает несколько блоков. В их числе: блок диагностики (состояние здоровья обучающихся, психолого-педагогическая характеристика класса, социальный портрет класса); блок планирования профилактических мероприятий по психологопедагогическому, медицинскому и социальному сопровождению; краткий SWOT-анализ исходной ситуации (ресурсы, проблемы для достижения результата в условиях лицея), мероприятия по совместной деятельности медицинских работников, администрации, родителей и учеников. Многолетние научнопрактические исследования по проблемам здоровьесбережения, которые проводятся в лицее, позволили накопить обширный материал по данной проблеме в нашем приполярном регионе. Создан и апробирован фонд инструментария для изучения данной проблемы и внедрения в повседневную практику не только в масштабах школы, но и конкретном классе. Среди особо можно отметить исследования организации питания (школьный и домашний компонент, трофологический статус, особенности пищевого поведения), медицинской активности, репродуктивного здоровья, использование здоровьесберегающих технологий на уроках, организации учебной внеклассной самостоятельной работы, гендерных аспектов образования (гендерные особенности мотивации здорового образа жизни в зависимости от реактивной и личностной тревожности, а также от индивидуально-психологических особенностей) и другие. Данные материалы позволили определять составлять индивидуальные планы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения. Все усилия педагогов будут потрачены впустую, если учащийся не изменит отношения к своему здоровью. Чтобы работа была эффективна, необходимо знать, какие компоненты отношения и в какой степени у данного ученика сформированы. Для этой цели используется психологический тест «Индекс отношения к здоровью» (2). Это позволяет более объективно оценивать санитарно-просветительную работу.

Литература

1. Дереклеева Н. И.Справочник классного руководителя.- М.ВАКО. 2008. 352 с.

2. Дерябо С.Д. и Ясвин ЯАОтношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения.//Директор школы.1999.-.№2.—С.7-16.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

Стр. [416]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.