Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ'

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / политика / субъекты / механизмы / организация / коммуникация / информация / учитывается имущество.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муродзода Илхомджон Давлат

современная система представлений об управлении сформировалась в 1970-1980 гг., для ее развития мы считаем важными следующие факторы: институт это открытая система, которая диагностируется в единстве внутренних и внешних факторов среды; ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей пользователей; ситуационный подход к управлению, признание важности скорости вращения и соблюдения реакции; основной источник дохода – люди, обладающие вновь приобретенными знаниями и навыками, создающие условия для реализации своего потенциала; система управления, пригодная для повышения роли учреждения; культура и инновации, мотивация сотрудников и стиль управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ»

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ

Муродзода И.Д.

Муродзода Илхомджон Давлат - кандидат философских наук.

кафедра философия,

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни,

г. Душанбе, Республика Таджикистан

Аннотация: современная система представлений об управлении сформировалась в 1970-1980 гг., для ее развития мы считаем важными следующие факторы: институт - это открытая система, которая диагностируется в единстве внутренних и внешних факторов среды; ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей пользователей; ситуационный подход к управлению, признание важности скорости вращения и соблюдения реакции; основной источник дохода - люди, обладающие вновь приобретенными знаниями и навыками, создающие условия для реализации своего потенциала; система управления, пригодная для повышения роли учреждения; культура и инновации, мотивация сотрудников и стиль управления.

Ключевые слова: государство, политика, субъекты, механизмы, организация; коммуникация, информация, учитывается имущество.

Менеджмент и управление: общность и различие

В разных областях социальных наук понятию управления даны разные определения в зависимости от его характеристик и объекта исследования. В «Большом энциклопедическом словаре» менеджмент — это элемент, задача организованной системы различных наук (биологических, социальных и технических), обеспечивающих защиту отдельных их компонентов, поддержание порядка деятельности, реализацию их программы.

Из этого определения следует, что без управления невозможны существование общества и функционирование людей. Практика управления обществом имеет долгую историю и развивалась шаг за шагом. Поэтому, несмотря на то, что менеджмент как общество имеет давнюю историю, идея менеджмента как самостоятельной науки, профессии и области исследований относительно нова. Его суть заключается в воздействии на объект для достижения той или иной цели. Следовательно, объектами управления являются группы людей (государство и политика); субъекты и механизмы; организация; коммуникация; информация; учитывается имущество и т.д.

Изучение менеджмента как самостоятельной науки началось в конце 19 — начале 20 века. Одним из ее основателей является французский инженер Анри Файоль. Его еще называют отцом менеджмента. В своем исследовании «Общий и промышленный менеджмент» он впервые определил понятие менеджмента как науки и указал основные элементы и принципы управления. Помимо прочего, содержание его определения таково: «Управлять - значит прогнозировать, организовывать, командовать, налаживать сотрудничество друг с другом и контролировать деятельность».

Из этого определения можно выделить пять элементов или принципов управления: прогнозирование, или самостоятельный учет будущего, которое еще не произошло, и

разработка перспективной программы действий; организовывать или обеспечивать их материально-техническими материалами и интеллектуальным потенциалом для функционирования государственных учреждений; необходимо командовать, или заставлять себя - специалистов и сотрудников работать слаженно; установление сотрудничества - восстановление связи, объединение, координация всех усилий и действий для прогресса общества и контроль - проявление заботы о том, чтобы вся работа выполнялась на основе установленного порядка и поставленных задач.

Файоль делит все операции, происходящие в учреждении, на шесть групп, независимо от формы деятельности: малые, средние и крупные, и считает их шестью конкретными задачами управления. К этим задачам относятся технические, коммерческие, финансовые, страховые, бухгалтерские и административные, пояснения которых подробно рассмотрены в третьем подразделе первой главы диссертации.

Тогда русский учёный Н.Б. Крылов изучил развитие теории и практики управления и разделил его на четыре исторических периода:

1) античный период (9-7 вв. до н.э. и до ХУШ в. до н.э.);

2) период индустриализации (1776-1890);

3) период регуляризации (1856-1960 гг.);

4) период информации и новостей (с 1960 г. по настоящее время).

В исследованиях других исследователей, о которых мы упомянем далее, эти четыре периода были признаны этапами развития и развития менеджмента.

4) Четвертая управленческая революция связана с возникновением капиталистической системы и началом процесса индустриализации европейской цивилизации (17-18 вв.).

5) Пятая управленческая революция (конец 19 - начало 20 века) известна как бюрократическая эпоха.

При этом он различает два вида опеки:

1) основанную на принуждении;

2) нежный, отзывчивый (политический тип).

В отличие от Сократа, он основывает принцип специализации на системе управления. Аристотель же основал учение об основах домоводства.

В четвертом периоде управленческой революции, связанном с возникновением капиталистической системы и началом процесса индустриализации европейской цивилизации (17-18 вв.), происходит отделение менеджеров от частной собственности и возникновение профессионального менеджмента. было проведено. При этом эксперты подтвердили, что четыре принципа, предложенные Никколо Макиавелли, сыграли эффективную роль в развитии менеджмента:

1) репутация или власть лидера, являющиеся основой поддержки партий;

2) подчиненные должны знать, чего они ждут от руководителя, и понимать, чего он от них ждет;

3) лидер должен иметь свободу жить;

4) лидер всегда является примером мудрости и справедливости для своих последователей.

Далее Адам Смит внес значительный вклад в формирование представлений об управлении эпохи индустриализации. Он не только один из представителей классической экономики, но и специалист в области менеджмента. Потому что он анализирует различные формы разделения труда и уточняет обязательства короля и

государства. Роберту Оуэну приписывают идею гуманизации управления, признания необходимости образования, улучшения условий труда и быта работников. Разработки в теории и практике менеджмента им. Ч. Связано это с Бэббиджем (1833), работавшим над проектом «аналитической машины» (примера современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой управленческие решения могут приниматься сравнительно быстро) [9].

Пятый период управления (конец XIX - начало XX) известен в истории мировой цивилизации как период бюрократической системы управления. Его теоретическая программа положила начало формированию понятия бюрократии. Ее основными результатами являются формирование крупной иерархической структуры, разделение труда управления, установление норм и стандартов, обязанностей, обязанностей и ответственности руководителей.

Для достижения этой цели активные сотрудники прошли обучение так, чтобы они могли обеспечивать интересы руководителей на рабочем месте. Позже их представили как менеджеров. Однако основные требования информационной эпохи, информация, связанная с пятой управленческой революцией, позволяют принимать любые управленческие решения, обработку данных с помощью математических методов и вычислительных машин. Поэтому в этот период сформировались системные, ситуативные и заинтересованные отношения.

Таким образом, современная система представлений об управлении сформировалась в 1970-1980 гг., для ее развития мы считаем важными следующие факторы: институт -это открытая система, которая диагностируется в единстве внутренних и внешних факторов среды; ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей пользователей; ситуационный подход к управлению, признание важности скорости вращения и соблюдения реакции; основной источник дохода - люди, обладающие вновь приобретенными знаниями и навыками, создающие условия для реализации своего потенциала; система управления, пригодная для повышения роли учреждения; культура и инновации, мотивация сотрудников и стиль управления.

Причины возникновения менеджмента, его эволюции и развития были вытекают из следующих явлений: научно-техническая революция, резерв научно-производственного потенциала; в послевоенный период в мировой эко.

Список литературы

1. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», от 9 апреля 1990г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990г. - №16. - 270 с.

2. Закон Республики Таджикистан «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республики Таджикистан», от 23 февраля 1991г. За №266 // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. 1991. - №8. Ст. 144.

3. Налоговый кодекс Республики Таджикистан от 5 сентября 2012 года. - Душанбе: Свободный Восток. - 670 с.

4. Кодекс поведения государственного служащего. 14 июня 2004 г., № 1343.

5. Трудовой кодекс Республики Таджикистан от 15 мая 1997 года. Ж.2 // Вести Верховного Собрания Республики Таджикистан. 1997. - № 9.

6. Конституция Республики Таджикистан - Душанбе. 2004. - С. 14-17.

7. Закон Республики Таджикистан «Об органах самоуправления городов и сел» от 1 декабря 1994 года № 1094 // Вести Верховного Совета Республики Таджикистан. 1994, № 23-24.

8. Закон Республики Таджикистан «О приватизации государственного имущества» // Ахбори Маджлиси Олии Республики Таджикистан. 1997. - № 10.

9. Конституционный закон Республики Таджикистан «О местных органах государственной власти» // Вести Верховного Собрания Республики Таджикистан. 2004. - № 5. Св. 339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.