Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
Преобразования / модернизация / демократизация / политическая система / политическое развитие / коммунизм / либерализм / реформы / вестернизация / современность / советификация / традиция / культура / общество / независимость / демократия.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муродова Нигина Сулаймоновна

В статье автором рассматриваюся проблемы формирования и особенности модернизационного развития политической системы Республики Таджикистан. Отмечается, что в истории таджикского народа были предприняты попытки преобразования политической системы с помощью реформ в сферы управления государством, они были незначительны, не совершенствовались по политическим и социально – экономическим причинам. В статье процесс эволюции политической системы автором подразделяется на три периода: до советский этап политического развития, советский и постсоветские периоды. Советский этап политического развития рассматривается как первый период модернизационного развития Таджикистана. Автор рассматривает постсоветский период развития Таджикистана как второй этап модернизации политической системы, в котором сформировался демократический режим. На основе многочисленных выводов исследователей охарактеризуются модернизационные достижения советского периода развития страны. Процесс формирования и развития современной системы Таджикистана может считаться как итог политической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

ПОЛИТОЛОГИЯ

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

МУРОДОВА НИГИНА СУЛАЙМОНОВНА

доцент кафедры политологии Таджикского национального Университета, Душанбе, Таджикистан

Аннотация. В статье автором рассматриваюся проблемы формирования и особенности модернизационного развития политической системы Республики Таджикистан. Отмечается, что в истории таджикского народа были предприняты попытки преобразования политической системы с помощью реформ в сферы управления государством, они были незначительны, не совершенствовались по политическим и социально - экономическим причинам. В статье процесс эволюции политической системы автором подразделяется на три периода: до советский этап политического развития, советский и постсоветские периоды. Советский этап политического развития рассматривается как первый период модернизационного развития Таджикистана. Автор рассматривает постсоветский период развития Таджикистана как второй этап модернизации политической системы, в котором сформировался демократический режим. На основе многочисленных выводов исследователей охарактеризуются модернизационные достижения советского периода развития страны. Процесс формирования и развития современной системы Таджикистана может считаться как итог политической модернизации.

Ключевые слова. Преобразования, модернизация, демократизация, политическая система, политическое развитие, коммунизм, либерализм, реформы, вестернизация, современность, советификация, традиция, культура, общество, независимость, демократия.

В истории таджикского народа были попытки проведения преобразований политической системы путем проведения эффективных реформ, которые не были реализованы полностью. В силу политических, социальных и экономических причин они не могли всесторонне осуществиться. Например, в процессе исторического развития в Средней Азии государства не могли существовать длительное время. Межгосударственные войны, кочевнические нападения и межэтнические конфликты стали причиной раздроблености и нестабильности региона, препятствуя реализации государственных полномочий в проведении реформ.

Следует отметить, что идеи миролюбивого общества и её теоретическое обоснование нашли отражение в трудах средневековых мыслителей в контексте социально-религиозного осмысления, но они не охватывали вопросов осуществления реформ или механизмов изменения общества.

Несомненно, наши предки, которых принято считать древнейшим народам Средней Азии, неоднократно сталкивались с вопросом преобразования общества. То же самое можно

сказать и о вертикальных изменениях, происходивших «сверху» через иноземцев в Средней Азии под предводительством Ахеменидов, греческо-македонских завоевателей и так далее. Например, в период правления Ахеменидов территория Средней Азии была разделена на сатрапии, которые объединяли существовавшие древнейшие государственные образования (Согд, Бактрия, Хорезм). Или во времена арабского правления произошли изменения в социально-экономической жизни, имевшие культурный и религиозный характер. Можно ли назвать эти преобразования модернизацией? Если текущие события способствовали лучшему управлению и имели более прогрессивный характер, принимались как современный фактор. Если говорить о политической модернизации, то есть о формировании самостоятельных институтов власти по отношению к существующему институту монархии, то следует отметить, что на Востоке не было «свободной представительной власти» от власти короля в полном смысле этого понимание. Сами короли и эмиры страны были инициаторами преоброзований. Консультативные органы государства созывались по инициативе правителей, а при необходимости существовал «Совет при эмире».

По мнению автора, в истории таджикского народа были три этапа политических преобразований: 1. Начиная от Саманидов до установления Советской власти, который характеризуется стихийностью и незавершенностью; 2. Советский период; 3. Период независимости Таджикистана.

Ошибочно называть первый этап перемен модернизацией, потому что он не преобразовал традиционный тип общества в развитую форму. Второй этап перемен можно считать модернизацией, потому что в отличие от прежней формы управления он имел прогрессивный характер и изменил политическую систему. Фактически, советская модернизация была альтернативным вариатном западному либерализму.

Первые политические переоброзований, как уже отмечалось, связаны с правлением династии Саманидов. Эти переоброзований происходила «сверху» через государственный аппарат и руководство политической элиты. Политический лидер страны Исмоили Сомони смог за короткий срок (15 лет) создать в Центральной Азии централизованное государство. Политический авторитет Исмоили Сомони и других сомони эмиров способствовал становлению и развитию первой таджикской государственности. Хотя эти реформы имели «избирательный» характер и в их реализации были заинтересованы только субъекты власти, они смогли обеспечить стабильность и процветание страны и считались в свое время прогрессивными. Несомненно, в данном случае можно говорить о девонах саманидского периода, которые составили основу государственного управления и деятельность отраслевой структуры политико-государственного аппарата. В период правления Саманидов в таджикском обществе произошли изменения не только в структуре государственного управления, но и в литературе, науке, архетиктуре и экономике. Реформы, проведенные Саманидами были использованы и другими странами Средней Азии после упадка первого таджикского государства, которые имели реальный успех в развитие общественного строя.

Различные реформы Шохмурода и других эмиров Мангитянской династии (1753-1920) привели к формированию новых отношений. Попытки изменить общественно-политический строй Средней Азии имели место в период российских завоеваний, которые в какой-то мере создали новые, «современные» отношения в социально-экономической жизни общества. В политическом смысле эти отношения не изменили существующую структуру, но внесли определенные нормы в управление государством, которые носили прогрессивный характер. Конечно, процессы перемен начались с учреждением Туркестанского генерал-губернаторства

(1867 г.) и заключением Зирабулакского договора (1868 г.), которые были в основном в пользу царской России.

В политической истории Таджикистана значимы изменения в социально-экономической жизни периода существования Туркестанского генерал-губернаторства и других российских васалов в Средней Азии. Российские завоевания стали причиной политической стабильности региона, так как прекратились многолетние войны между ханством и эмиратом, внезапные нападения кочевников, была отменена торговли рабов и т.п. Присоединение Средней Азии к России привело к развитию экономики средневекового региона, который в конце XVI века, не смогла реализоваться из за «закрытие» Великого Шелкового пути. С приходом русских произошло развитие сельского хозяйства, промышленности, строительство железных дорог, формирование коммуникаций и ирригационных систем. С присоединением России связаны и культурные достижения, такие как открытие публичной библиотеки под руководством Кауфмана в Ташкенте, возникновении современных школ и издательство газет на местных языках, которые способствовали распространению грамотности. Путь к европейской культуре привело к рождению новых национальных интеллектуалов, в том числе лидеров национально-освободительных движений. Можно сказать, что эти реформы были попыткой модернизации социально-экономической жизни, которые несомненно, носили прогрессивный характер. Однако государственное устройство и политико-правовая основа общественной жизни не были реформированы. Вероятно, если бы не большевистская интервенция начало ХХ века, западная модель модернизации смогла бы осуществляться в соответствии с политическими изменениями в царской России.

За время завоеваний царской России в социально-экономической сфере произошло много перемен, которые адаптировали регион к модели «современности» и больше имели особенности социально-экономического и культурного характера. Например, генерал-губернатор Кауфман провел три реформы. Во-первых, земельную, результатом которой стало преобладание в крае мелкого крестьянского хозяйства, свободного — в отличие от такого хозяйства в России — от повинностей и выкупных платежей. Во-вторых, реформу местного самоуправления и суда; в ходе ее признание традиционных институтов старейшин, квартальных и кишлачных старост, исламского суда и права сочеталось с попыткой внедрить в местное общество идею выборности должностных лиц. В-третьих, реформу системы образования, прямым следствием которой стало появление светских русско-туземных учебных заведений, а попутным (и во многом нежелательным для самих реформаторов) — распространение татарских новометодных школ, успешно конкурировавших и со старыми мактабами, и с новыми училищами [7, 196].

Наряду с прекращением междоусобиц, проведением ирригационных работ, внедрением новых сельскохозяйственных культур, появлением промышленности, проведением железной дороги, обеспечившей выход местной продукции на всероссийский рынок, они создали благоприятные условия для экономического подъема края, его социальной модернизации [7, 196].

Таким образом, имеющиеся преоброзований не имели «модернизованный» характер в политическом управлении, так как не были направлены на изменение политического устройства, которое бы могла иметь модернизационные тенденции с целью развития общества и человека. Существующие изменения при необходимости находили основу для реализации, но со временем теряли свое значение. Дальнейшее их укрепление не имело

реальной поддержки со сторны калонизаторов. Поэтому мы признаем это попыткой переоброзованный «на свой лад». Политическое преоброзования средноазиатского региона было связано с колониальными интересами, а не с потребностями общества.

Хотя понятие «модернизация» относительно новое, её качественные аспекты можно наблюдать только с приходом советской власти в Таджикистане. Первая фаза модернизации (как второй этап преоброзований в истории политического развития) началась по инициативе большевиков в процессе восстановления советской власти и продолжилось в процессе становления советской государственности. По мнению западных ученых, этот процесс не считается модернизацией. По их мнению, советская система была идентична тоталитарно-авторитарному режиму и не отвечала требованиям модернизации.

На наш взгляд, этот период можно считать как модернизация политической системы в с перспективой строения коммунизма, признаки которой реализовались, прежде всего, с установлением государственных институтов, определением основ политической власти и т.д. Наличие избирательной системы, конституционная обоснованность гарантий прав и свобод человека, процесс промышленного формирования и развития страны, культурная революция, предоставление социальных благ, решение национальных и этнических вопросов и др. в советской политической системы считались основными вопросами будущее развитие общества. В. М. Межуев: «Можно по-разному оценивать то, что они называли «реальным социализмом», но в любом случае он предстал в результате их деятельности не в своем собственном качестве, а как разновидность модернизационной стратегии, осуществляемой внерыночными и недемократическими средствами, что называется «минуя капитализм» [5, 150]. Или можно согласится с мнением, что при правления Советов органического сочетания вековых традиций с западными инновациями не произошло, изменения традиционного облика было поверхностным [1, 52].

На примере теории «вызова и ответа» также интересно мнение А. Тойнби, который говорил по поводу заимствования коммунистической идеологии у Запада. Исследователь отмечает, что позаимствовав у Запада помимо промышленных достижений еще и западную идеологию и обратив ее против Запада, большевики в 1917 году дали российской истории совершенно новое направление, ибо Россия впервые восприняла западное мировоззрение [10].

Во время коммунистического правления 20-х годов прошлого века политическая система в Центральной Азии изменилась, что привело к созданию васалов великого Советского государства. Конечно, с одной стороны, эти изменения давали возможность создать хотя зависимую страну со своей территорией и населением, но с другой стороны, это была политическая трагедия для таджиков. Таджикские территории Средней Азии вошли в состав соседнего Узбекистана. Таджики были разделены не по языковому или территориальному признаку, а по потребностям и интересам узбекских представителей у власти. Именно усилиями руководителей автономной республики Советский Таджикистан в 1929 году она была признана самостоятельным субъектом Союза.

За годы существования таджикской республики в составе Советского Союза преобразования имели различный характер и проводились по инициативе коммунистической партии. Долгие годы её развитие зависело от желания главного субъекта сверхдержавы. Существующие изменения принимались в различных формах и частично воплощались в жизнь, что воплощалось как конституционные задачи страны, а затем преподносилось народу. Пятилетки советской эпохи характеризуются как метод прогрессивного управления. От

пятилетки к пятилетке люди знали о развитии своей страны и надеялись на лучшее будущее. Неслучайно Тойнби рассматривал сталинские пятилетки как попытку вестернизировать и замену деятельности Петра Великого. «Современное коммунистическое автократическое правительство смогло смести царизм вследствие поражения России в 1914-1918 годах от западной технологии, и в период с 1928 по 1941 год коммунистический режим попытался сделать для России то, что удалось Петру 230 лет назад» [10]. С другой стороны, именно ленинский социализм привёл к модернизации политической системы в «средневековых» исламских странах Центральной Азии. Существующие исламские ценности пришли в упадок в результате атеистической политики Советского государства и потеряли свое значение в системе управления страной. Процесс секуляризма и «русской» вестернизации превратил традиционное центральноазиатское общество в общество «прогрессивно народное». Социалистические ценности, такие как коллективизм, индустриализация, культурная революция и т. д., как бы целенаправленно охватывали интересы рабочего класса, привели к значительным социальным и экономическим успехам. «Примеров процесса модернизации исламских стран не так много, но один из лучших - это пример модернизации советских республик Средней Азии» [9].

Особенности современного советского периода в Таджикистане схожи с особенностями других постсоветских стран:

1. Модернизация в Таджикистане и других советских странах началась с ленинских планов индустриализации, коллективизации и культурной революции. Необходимость преодоления экономической и технической отсталости Советского Союза в 20-30-е годы признавалась как партийными чиновниками, исследователями, так и западными экспертами. Тактика и стратегия сталинской модернизации, хотя и отличалась от западной, ускорила осуществление западной модернизации на советском пространстве. Большевики смогли объединить социалистическую доктрину под знаменем «современности» с традиционными ценностями, выполнив историческую задачу западной модернизации в форме форсированной модернизации, которая воплотилась сталинской индустриализации 30-х годов.

2. Если в странах вторых и третьих эшелонов модернизации политические преобразования внедрились одновременно с влиянием местных традиций и обычаев, то советская модернизация, которая проводилось, сверху порекомендовала новый тип социального развития, которая называлось советским образом жизни.

В советский период ускоренная научно-техническая модернизация Таджикистана проводилось при полном игнорирование местных национальных и религиозных традиций, даже противопоставлялось им. Поэтому это период политику большевиков А. Мамадазимов называет «совершенствованием тела с одновременным насилием над душой» [1, 57].

3. Форсированная модернизация в Советском Союзе, в том числе и в Таджикской ССР, опережала опыт многих стран второй половины ХХ века в плане осуществления модернизационых реформ. Впервые модернизация осуществлялась при поддержке широких народных масс, с помощью таких институтов, как Советы, профсоюзы, комсомол и другие массовые организации. (До сих пор модернизация носила элитарный характер). В этом процессе идеология играла важную роль, так как отражала модернизаторские цели и была понятно и практично для большинства населения. В связи с этим важным было возрождение национальной идеи государственности, патриотизма и уважения к истории и культуре страны.

4. Следует отметить, что в 50-х и 60-х годах ХХ века в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) появилась возможность перейти на новую модель развития. Перестройка экономики, бурное развитие науки, образования, высокотехнологическое гражданское производства, управления народным хозяйством и технократов, опора на интеллектуалов, специалистов по социальной политике, «новый рабочий класс», которые способствовали постепенной социализации общества, заложили основу для переход на новую систему. Но со стороны правящей элиты такая форма развития вызвала скептицизм. Сменить социалистическую форму развития на другую, далекую от стратегических требований коммунистической идеологии, было невозможно. Вера только в коммунизм и его установление была главной задачей партии в управлении государством. Идея принятия другого пути развития хоть и появилась, но реализовать было невозможно. В таком безвыходном положении общество вновь двигалось к коммунизму.

5. Советское общество было обществом особого типа. По уровню развития промышленности, урбанизации и характеру технологии труда советское общество было индустриальным, хотя экономически нежизнеспособным. В СССР была развита радиоэлектронная промышленность, атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность и т.д., которые входили в масштаб индустриального общества. В индустриальном обществе, сложившемся во времена СССР, существовало одновременно неэкономическое принуждение к труду, управление и контроль поведения людей со стороны государства (прописка, административное распределения жилья, на работу по лимиту). Все это соответствовало добуржуазным отношениям (феодализму, азиатскому способу производства). Наконец, по данным социологов, советское общество было достаточно традиционным по характеру общественного сознания и социально-культурным традициям [7, 20].

Но с другой стороны «советский период истории Таджикистана был, в целом, положительным. Несмотря на некоторые негативные моменты, больше было объективно положительных сторон. Советский этап стал наиболее ярким, удачным, выразительным, судьбоносным периодом нашей истории. Именно на этом этапе в границах союзной республики было определено политическое пространство независимого Таджикистана, по сути, мы приобрели свою национальную независимость: не было бы 1929 года, не было бы и 1991 -го» - отметили исследователи на круглом столе, состоявшегося 18 декабря 2009 г. в Центрально-Азиатском экспертном клубе «Евразийское развитие» (ЦАЭК) на тему «Роль советского этапа истории в развитии таджикского народа и государства» [2].

После распада Советского Союза среди общественников, историков, философов появились не совсем объективные концепции - нигилистическое отношение к прошлому, особенно советскому. Но на самом деле Октябрьская революция дала советскому Таджикистану большие возможности во всех сферах жизни: в экономике, политике, культуре, государственном строительстве. До революции 1917 года основная масса нашего населения была безграмотна. И поэтому с 20-х годов и вплоть до начала Великой Отечественной Войны шел процесс ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Это только одна проблема, которая была решена при помощи Советского Союза. К тому же, уровень развития регионов Таджикистана в сферах экономики, науки, культуры был различным. И в течение 70 лет советского периода это удалось устранить [2]. Однако, ограничение использование таджикского языка, замена арабицы на латиницу (1927г.), потом на кириллицу, который был осуществлен привычными для большевиков методом

террора и насильственных действий, привело к расколу традиционных устоев общественного строя. Книги на арабском языке систематически изымались из свободного хождения и в независимости от научной ценности уничтожались в весьма крупном количестве. Новая система образования кроме ряда преимуществ, среди которых необходимо признать всеобщую грамотность населения, имело два очень важных недостатка - развитие у таджика комплекса неполноценности перед европейцами и привитие классного ведения общественных отношений [1, 52].

Культурная революция, не смотря на все достижения в области образования не привела в Таджикистане к вытеснению общинной культурной парадигмы современной индивидуалисткой. Рост уровня образования, перемены в образе жизни сочетались с сохранением традиции социокультурной основы - т.е. ислама, который стал восприниматься населением прежде всего, как образ жизни и самоидентификация [8, 44]. Модернизация прошла через призму советификации, не принимая во внимание традиции менталитет и эндогенных факторов развития таджикского народа.

Разрабатывая планы экономического развития в Таджикистане, в советское время при помощи всех союзных республик в рекордно короткие сроки, были построены ирригационные сооружения в Вахшской долине, что дало резкий скачок в развитии сельского хозяйства республики, в частности, хлопководства. Правда, существовал серьезный перекос в индустриализации: в Таджикистане развивалась легкая промышленность, но почти не строились предприятия тяжелой промышленности. Необходимо отметить, что только в 60-80-е годы в республике были построены 570 мелких и крупных предприятий разного профиля. Впервые годы, действительно, развивали в основном легкую промышленность, но потом стали создавать и Южно-Таджикский территориальный производственный комплекс, и алюминиевый завод. Таким образом, советская модернизация позволяла советским республикам поддерживать хоть какое-то равновесие с западным миром. Хотя она не была модернизацией в западном понимание, но, безусловно, смогла решать поставленные перед собой задачи советской модернизации. Советское государство, обладавшие промышленным и военным приоритетом с развитыми странами Запада в каком-то смысле, реализовало задачи проекта «социалистической модернизации». Идея социализма позволяла решать двойную задачу мобилизации всех человеческих ресурсов для преодоления технологического отрыва от Запада, с одной стороны, и сохранения государственной независимости от него - с другой [5, 152]. Социалистическая модель обладала достаточной работоспособностью, так как находилась в борьбе с капитализмом и целью построения коммунизма в мире. Именно социализм в СССР сформировал национальные республики, которые в какой-то мере в целом являлась решением национального вопроса и после приобретения независимости они с территориальными единицами, приобретенного еще в составе союза стали самостоятельными государствами. С окончанием эпохи коммунизма и распадом СССР, бывшие советские республики сразу же отказались в ряд слаборазвитых стран, поэтому в связи с этим можно говорить о модернизации как вестернизации, особенно модно было говорить о процессах демократизации.

После падения коммунистической идеологии и распада Советского Союза бывшие советские республики пополнили ряды развивающихся стран. В этот период таджикское общество обратилось к вестернизации или демократизации политической системы, что стало основой его дальнейшего развития.

С распадом СССР в Таджикистане начался новый этап политического развития. Процесс модернизации в таджикском обществе начался не только с изменениями в политической жизни, но и переменами в социально-экономических, духовных и культурных отношениях. Этот процесс сформировал новый характер взаимоотношений субъектов политической модернизации, изменившие свое отношение к прежним ценностным проблемам и процедурам управления. Развитие Таджикистана вступило в период неопределенности, потрясений и непредсказуемости, известный как «переходное общество» или переход к другому строю или системе.

Модернизация политической СССР, которая связана с принятием КПСС курса на перестройки была первой попыткой перехода от авторитаризма к демократии, которая должна была проводиться сверху. Целью КПСС было повести страну по новому курсу перестройки от админстративно-командного, военно-мобилизационного социализма в демократический социализм, которая, к сожалению, не дала никакого результата, так как общество не было готово к переменам, которые навязывались сверху.

На наш взгляд существовавшая в СССР политическая система не воплощала в себе истинного полновластия народа, не обеспечивала права и свободы граждан. Выступая на XXVI съезде КПСС М.С. Горбачёв отмечал: «КПСС считает, что стратегическая линия развития политической системы общества состоит в совершенствовании советской демократии, все в более полном осуществлении социалистического самоуправления народа на основе активного и действенного участия государственной и общественной жизни» [4, 158].

В постановлении съезда народных депутатов, который состоялся в июне 1989 г., говорится, что съезд принимает на себя всю полноту высшей государственной власти в стране. В этом положении был заключен принцип, отвергающий давно сложившуюся практику, когда государство стояло над обществом и личностью и не несло никакой ответственности перед народом. В этом плане государство должно было отныне нести перед каждым гражданином ответственность за соблюдение его законных прав, неприкосновенности личности и имущества. Реализация провозглашенного на съезде лозунга «Власть Советам!» должна обеспечивается правовыми гарантиями. Предполагалось, что вместо главного управленческого аппарата будет работать основной законодательный орган - Верховный Совет СССР. Однако, создание высшего законодательного органа страны - Верховного Совета и проведение демократических реформ во всех сферах жизни не привело к нормальному ходу политических преобразований в бывшем СССР. «Сложившиеся в те годы командно-административные методы управления, отмечалось на Всесоюзной партийной конференции - оказали пагубное воздействие на различные стороны развития нашего общества» [3, 35]. Поэтому необходимо было создать постоянно действующий законодательный и исполнительный орган, на котором присутствовали бы представители всех республик. Как уже было отмечено, это первая попытка модернизации общества. Поэтому характеризуя курс КПСС на перестройку, французский советолог К. Касториадис отметил: «Провозглашенная цель перестройки может быть подытожена с помощью термина «модернизация» (конечно же, не демократизация)» [6, 46].

Политическая модернизация 80-х годов XX века привела не к стабильному политическому курсу, а к крушению авторитарного режима во всём мире. Перестройка в Республике Таджикистан также демонстрировалась как оптимальный период создания

новых идей, ценностей, а также новых отношений между властью и обществом. Политические кризисы в Таджикистане и во всем Советском Союзе привели к тому, что бывшие союзные республики начали провозглашать свою независимость. Национальные конфликты в Прибалтике, Закавказье, на западе Украины показали недееспособность центральной власти. Началось антиконституционное провозглашение независимости союзных республик. «Суверенизация» крупнейшей из них - России, составлявшей историческое ядро многонационального государства, сыграла решающую роль в разрушении СССР (речь идёт о провозглашении Россией суверенитета 12 июня 1990г.). После этого события начинается «парад суверенитетов», то есть республики, которые были в составе бывшего Союза, начали заявлять о своей независимости.

После распада Советского Союза эта концепция вошла в нашу политическую систему и способствовала установлению управления по западному образцу. Возникла необходимость заменить советское управление на современную. Конечно, не было приемлемой формы управления, кроме западной модели. С одной стороны, процесс установления новых отношений был очень важен для постсоветских стран. Таким образом, модернизация в западной модели была очень удобно для применения в политической системе. Потому что она была похожа на существующие ценности социалистического мира. Для развития Таджикистана исламская модель управления (в иранском примере) была альтернативой, но она не была поддержана различными слоями общества и формирующейся элитой, и субъективных оснований для её поддержки не было. Кроме того, бывшей коммунистической элите было чуждо исламское правление, в общих чертах её примерная модель не существовала в мировой политической системе, чтобы удовлетворить запросы постсоветского Таджикистана и ввести его в русло политического исламизма. Коммунистическая идеология, носившая атеистический характер, не информировала население об исламском правлении в мировой системе, а выступала против религиозного господства. Исламская модель развития не могла быть реализована политической элитой в 90-х гг. ХХ века в республике, так как не соответствовала условиям постсоветского периода развития таджикского общества. Поэтому исламистские ориентации части таджикской интеллигенции (вероятно, они имели такие намерения) не нашли реальной сути, и они позже признали светский характер государства.

В силу объективных причин в первые годы независимости Таджикистан, в отличие от других стран Центральной Азии, сильно отставал от процесса модернизации. Только с подписанием Соглашения о национальном примирении (1997 г.) в Таджикистане стали создаваться благоприятные условия для модернизации политической системы. Несмотря на демократический характер конституции, модернизация проводилась скорее с консервативным, чем с либеральным характером. Другими словами, Таджикистан делает ставку на организованность, порядок и авторитарные методы управления в решении вопросов укрепления общества. Именно эти инструменты политического управления в обществе при условии рационального политического руководства, стабильного государственного бюрократического аппарата с возможностью постепенного устранения конфликтов, проведения эффективных реформ и других необходимых инструментов, смогут создавать предпосылки модернизации политической системы. В свою очередь, Таджикистан, в связи со своей восточной идентичностью, в процессе модернизации предоставляет простор идеологическому влиянию различных процессов и использует его в решении и регулировании социальных вопросов. Этот подход проявляется в решение

централизованных вопросов, что способствует ускорению процесса демократизации в условиях модернизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мамадазимов А. Новый Таджикистан - вопросы становления суверенитета. Душанбе, 1996. 179 с.

2. Материалы круглого стола в Центрально-Азиатском экспертном клубе «Евразийское развитие» (ЦАЭК) на тему «Роль советского этапа истории в развитии таджикского народа и государства» 10.12.2009. URL: https://sites.google.com/.../ [Электронный ресурс]. /https://sites.google.com/

3. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза [Текст] - Рига: Авотс, 1988. - 140 с.

4. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1987. 351 с.

5. Межуев В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Этатистские модели модернизации / ред. В.Н. Шевченко. М., 2002. С. 138-153.

6. Натаров Н.А. Существенные черты современной концепции социализма и стратегия перестройки // Социально-политические науки. 1990, № 2. С. 46-52.

7. Олимов М. Худжанд: между Ферганой и Таджикистаном // Вестник Евразии. 1998, № 1-2. С. 194-211.

8. Олимова С., Олимов М. Таджикистан на пороге перемен. М., 1999. 167 с.

9. Политическая модернизация [Электронный ресурс]. URL: http // ru.wikipedia. о^.ги.

10. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории [Электронный ресурс]. URL: http Royallib.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.