Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / NATIONAL SECURITY / LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS / PUBLIC AUTHORITIES / ENSURING / COOPERATION / FIGHT AGAINST CRIME / COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарифзода Файзали Рахмонали

В статье анализируются проблемы, связанные с реализацией правоохранительной функции органов государственной власти в реализации задач обеспечения национальной безопасности Республики Таджикистан. Также рассматриваются проблемы межгосударственного и регионального сотрудничества в области борьбы с преступностью и обеспечения национальной и региональной безопасности, роли отдельных государственных органов в области обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шарифзода Файзали Рахмонали

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPLEMENTATION OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF PUBLIC AUTHORITIES IN ADDRESSING THE PROBLEMS OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Issues related to implementation of the law enforcement function of state authorities in addressing the problems of ensuring national security of the Republic of Tajikistan are analyzed in the article. Issues of interstate and regional cooperation in the fight against crime and ensuring national and regional security, the role of individual state bodies in the field of ensuring national security are also considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

iL

зарубежный опыт

УДК 342.58

Файзали Рахмонали ШАРИФЗОДА,

начальник Академии МВД Республики Таджикистан (г. Душанбе), кандидат юридических наук, доцент

faizali [email protected]

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

TO THE QUESTION OF IMPLEMENTATION OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF PUBLIC AUTHORITIES IN ADDRESSING THE PROBLEMS OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

В статье анализируются проблемы, связанные с реализацией правоохранительной функции органов государственной власти в реализации задач обеспечения национальной безопасности Республики Таджикистан. Также рассматриваются проблемы межгосударственного и регионального сотрудничества в области борьбы с преступностью и обеспечения национальной и региональной безопасности, роли отдельных государственных органов в области обеспечения национальной безопасности.

Issues related to implementation of the law enforcement function of state authorities in addressing the problems of ensuring national security of the Republic of Tajikistan are analyzed in the article. Issues of interstate and regional cooperation in the fight against crime and ensuring national and regional security, the role of individual state bodies in the field of ensuring national security are also considered.

Ключевые слова: национальная безопасность, правоохранительные функции, органы государственной власти, обеспечение, сотрудничество, борьба с преступностью, противодействие.

Keywords: national security, law enforcement functions, public authorities, ensuring, cooperation, fight against crime, counteraction.

Правоохранительная функция считается одной из важнейших в государстве, так как она прежде всего обеспечивает сохранение, стабильность общества как целостного образования. В соответствии с этим

под правоохранительной функцией понимается направление деятельности органов государственной власти по защите конституционного строя от преступных посягательств, реализуемое специальными уполномоченны-

ми правоохранительными структурами, обладающими при этом всеми имеющимися возможностями правотворчества и применения мер правового регулирования общественных отношений в сфере противодействия вызовам и угрозам национальной безопасности государства.

Однако многие исследователи справедливо замечают, что в теоретическом плане до настоящего времени не принято обоснование доктринальной трактовки правовой сущности и классификации специальных органов, которые несут правоохранительную нагрузку, и надлежащей системы критериев отнесения органов государства и негосударственных формирований к числу правоохранительных, что зачастую приводит к появлению в научных трудах довольно значительного и размытого количества этих структур. Поэтому понятие «правоохранительные органы» можно считать собирательной операциональной и служебной дефиницией, которой разные авторы обозначают в рамках решения своих творческих задач особую группу государственных структур исполнения правоохранительной функции, имеющих относительно сходный потенциал правовых и организационных способов ее реализации [1, с. 443445]. Однако анализ концептуальной базы, специальной литературы свидетельствует о том, что имеются правовые и организационные коллизии в распределении компетенции между структурными элементами системы обеспечения национальной безопасности государства с учетом места, функциональной роли каждого из них, особенно на территориальном и местном уровнях. Координация работы органов исполнительной власти далека от совершенства, механизмы оценивания результативности их деятельности и ответственности на центральном и местном уровнях недостаточно определены, зачастую размыты.

В связи с этим в рамках нашего исследования попытаемся рассмотреть одну из многочисленных проблем в этой области. Дело в том, что на сегодняшний день в Республике Таджикистан существует большой массив законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, принятых в области противодействия внутренним и внешним

угрозам, что обеспечивает надлежащий порядок работы государственного механизма в данной сфере. Так, во второй главе Закона Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. «О безопасности» рассматривается система обеспечения безопасности (ст. 7 закона). Ее образуют государственные структуры (силы), обеспечивающие безопасность, к которым относятся, в частности, Вооруженные Силы, воинские формирования и воинские подразделения; органы национальной безопасности, внутренних дел, военной разведки, по борьбе с коррупцией, чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, налоговые, таможенные органы и другие государственные структуры. Данные структуры взаимодействуют между собой и осуществляют свою деятельность на основании закона. Одной из основных функций этой системы (ст. 8 закона) является «управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях». Мы полагаем, что законодательная установка имеет право на существование, если она в полной мере раскрывает объективную сущность общественных отношений в сфере безопасности. Однако формально-логическая конструкция указанного направления деятельности вызывает определенные возражения.

Государственная безопасность - понятие весьма условное, поскольку разделить функции государственной и общественной безопасности довольно сложно. Государственная безопасность предполагает состояние стабильности государственного механизма, которое, в свою очередь, возможно при совокупной стабильности абсолютного большинства общественных институтов: экономики, правопорядка, обороны, международных отношений и многих других.

Здесь важно отметить, что в Российской Федерации накоплен богатый опыт регулирования вопросов безопасности в новых условиях глобальных вызовов и угроз, таких как международный терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков, торговля людьми и оружием и т.д. Свидетельством этому является принятая Указом Президента России 31 декабря 2015 г. N 683 Стратегия национальной безопасности Российской Фе-

дерации, в которой нашли отражение основные силы и средства, обеспечивающие сферу безопасности государства.

Необходимо отметить, что Российская Федерация и Республика Таджикистан являются стратегическими партнерами в сфере обороны и безопасности в рамках стран - участников СНГ, ОДКБ, Межпарламентской Ассамблеи стран - участников СНГ и ряда межправительственных соглашений. По мнению таджикских ученых К.Х. Солиева и А.Ш. Розикзода, «Государство обязано сотрудничать с иностранными государствами и международными организациями в направлении борьбы преступностью» [7, с. 14]. Поэтому, на наш взгляд, эффективность деятельности, связанной с обеспечением национальной, региональной и международной безопасности, возможна только при наличии тесного сотрудничества государств.

Так, в рамках подписанных правоохранительными органами государств - участников СНГ соглашений стало возможным проведение ряда оперативно-профилактических мероприятий по выявлению этнических группировок; лиц, причастных и намеревающихся совершать террористические акты; нелегальных мигрантов; лиц, осуществляющих незаконную транспортировку оружия, боеприпасов, наркотиков, взрывчатых веществ. В рамках этих же соглашений разработан и вполне успешно осуществляется процесс обмена информацией, разработки системы контроля за ходом проведения мероприятий и взаимодействий подразделений органов внутренних дел по противодействию незаконному обороту наркотических веществ.

Вышесказанное является подтверждением мнения Р.В. Негматуллина, который отмечает, что «криминальный мир все активнее стремится распространить свое влияние на властные структуры. Особую тревогу вызывают расширяющие связи международного терроризма с транснациональной организованной преступностью, контрабандой оружия, наркобизнесом, коррупцией, отмыванием денег и незаконным оборотом ядерных, химических, биологических и других опасных материалов, незаконным ввозом мигрантов, похищением людей, незаконным оборотом

природных ресурсов и культурных ценностей» [5, с. 29-30].

Со времени приобретения независимости Министерство внутренних дел Республики Таджикистан проделало огромную работу по реализации подписанных межправительственных многосторонних, двухсторонних соглашений между Республикой Таджикистан и правоохранительными органами стран -участников СНГ в борьбе с преступностью. В данной связи можно упомянуть Соглашение о сотрудничестве между МВД Таджикистана и МВД Республики Азербайджан в сфере борьбы с преступностью, МВД Беларуси и МВД Таджикистана о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прокуроров, Меморандум о взаимодействии между МВД Республики Таджикистан и МВД Российской Федерации в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, а также незаконным оборотом наркотиков и т.д.

Широко развивается межгосударственное сотрудничество стран - участниц СНГ в области обеспечения безопасности, и ряд решений в сфере межгосударственного сотрудничества принят по инициативе именно министров внутренних дел стран - участниц СНГ. К таким решениям возможно отнести Решение Совета министров внутренних дел государств участников СНГ о проработке возможного механизма обмена информацией в отношение лиц, участвующих в вооруженных конфликтах на территории третьих стран (г. Душанбе, 28-июня 2017 г.), Решение СМВД СНГ «О формировании перечня организаций террористического и экстремистского характера, деятельность которых запрещена на территории государств - участников СНГ» (г. Душанбе, 28-июня 2017 г.); Концепцию развития сотрудничества министерств внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ в сфере противодействия вербовке граждан в террористические и экстремистские организации (28-августа 2017 г.) [6, с. 40].

Сейчас такое сотрудничество осуществляется в рамках Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников СНГ (КСОНР), Совета руководителей

подразделений финансовой разведки государств участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ (БКБОП) и др. [6, с. 46].

Возвращаясь к теме нашего исследования, стоит отметить, что буквальный смысл функции управления свидетельствует о том, что система обеспечения безопасности сама управляет собой, поскольку ключевое понятие управления - целенаправленное организующее воздействие субъекта на объект (управляющая и управляемая подсистемы) для достижения какого-либо желаемого состояния. В теории управления под самоуправлением рассматривается автономное функционирование какого-либо системного образования, причем автономность проявляется в определенной независимости от факторов внешней среды [3, с. 12-13]. Однако силы обеспечения безопасности не являются самоуправляемой, т.е. некоторым образом самостоятельной замкнутой устойчивой системой, которой присуще инициативное целеполагание, имманентное ее свойствам, при отсутствии непосредственного контроля. В государственном механизме воздействие субъекта управления на объект не только не является случайным, бессознательным, но, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности [9, с. 81].

Здесь необходимо обратиться к истории, а точнее, к научному наследию Анри Файоля (одного из основоположников теории управления - Ф.Ш.). Раскрывая деятельность, связанную с администрированием, А. Файоль подчеркивал, что функции1 отвечают на вопрос, что делает руководитель: «Управление - это функция, разделяемая между головой и членами социального тела подобно другим существенным функциям». Под головой он подразумевал руководство и «главный штаб», по существу, реализующий функции управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль, которые составляют «бесспорную область управления») [10, с. 12, 66-70].

Анализируя законодательную базу, заметим, что в ст. 10, 27 Закона Республики Таджикистан «О безопасности» можно отметить, что общее руководство, координирование, контроль за деятельностью сил обеспечения безопасности осуществляет Президент Республики Таджикистан как непосредственно, так и через Совет Безопасности (своего рода штаб), председателем которого по должности является Президент Республики Таджикистан. Важно подчеркнуть, что управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на разработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень. Малейшая оторванность системы обеспечения безопасности от достижения общих целей

- защиты суверенитета, целостности государства, благосостояния населения, уважения и соблюдения, гражданских прав и свобод

- чревата произволом, нарушениями законности, разбалансированностью механизма управления в стране.

Опираясь на анализ нормативной базы, основы теории социального управления, специальной литературы [8], сформулируем одно из основных направлений деятельности системы обеспечения безопасности в контексте всех представленных функций, которое, на наш взгляд, должно звучать следующим образом: «оперативное реагирование на потенциальные и реальные вызовы и угрозы безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях».

Рассмотрим аргументы в пользу предложенного понятия. Дело в том, что любая многоуровневая иерархически выстроенная организационная структура по существу является централизованной системой реализации функций управления, где каждый последую-

1 Функции управления - относительно самостоятельные виды управленческой деятельности, без которых невозможно осуществление целенаправленного воздействия в любой области социального бытия.

щий элемент скалярной цепи1 подчиняется и контролируется предыдущим. Между централизованными элементами имеется последовательная и довольно жесткая причинно-следственная зависимость, и если стратегическое управление в основном определяет развитие системы, то стабилизацию, т.е. организацию ее устойчивости, своевременность реагирования на текущие изменения обстановки, обеспечивает процесс оперативного управления. Обнаруженные дезорганизационные моменты на нижестоящем уровне системы обеспечения безопасности требуют незамедлительной реакции в силу того, что важнейшая задача вышестоящего звена состоит в упорядоченности и способности моментально устранять выявленные отклонения, опасности и угрозы, предупреждать возможное неблагоприятное развитие событий.

Рассмотрим субъекты государственной власти и управления Республики Таджикистан как элементы обеспечения национальной безопасности страны с системных позиций. Для профилактики, непосредственного обеспечения национальной безопасности существуют государственные структуры, реализующие функции противодействия внутренним и внешним угрозам, в том числе силовыми методами, что дает возможность своевременно распознать и оценить опасность, принять все необходимые меры к их минимизации, оперативно реагировать на вызовы и угрозы с учетом реальных возможностей и долговременных национальных интересов. Поэтому с точки зрения теории управления система обеспечения национальной безопасности включает в себя ряд подсистем:

- подсистему, которая формирует идеологию, одухотворяет политику национальной безопасности, придает аргументирующую силу ее конечным результатам [4, с. 8], в том числе посредством принятия нормативных правовых актов, организует и координирует деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности (подсистема управления). В эту подсистему входят Президент Республики Таджикистан, Совет Безопасности при Президенте республики, Парламент (Маджлиси мил-

ли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли), Правительство страны, Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей республики, города Душанбе, городов и районов соответствующих Мад-жлисов народных депутатов;

- подсистему, которая непосредственно обеспечивает защищенность национальной безопасности от внешних и внутренних угроз. В нее входят силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Таджикистан; органы национальной безопасности, внутренних дел, военной разведки, по борьбе с коррупцией, чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, налоговые, таможенные органы и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании закона;

- подсистему, состоящую из государственных и негосударственных объединений, участвующих в обеспечении национальной безопасности посредством реализации делегированных им государством отдельных полномочий в различных сферах жизнедеятельности человека, общества, государства в силу того, что обеспечение безопасности является обязательным для всех иных государственных органов, органов самоуправления поселков и сел, а также организаций, осуществляющих эту деятельность в пределах своих полномочий, прав и обязанностей самостоятельно или по обращениям сил обеспечения безопасности.

Особое место среди названных субъектов занимает Президент Республики Таджикистан, который является Лидером нации, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, Председателем Совета безопасности, главой исполнительной власти, играет ключевую роль в сфере противодействия внутренним и внешним угрозам и общего руководства органами обеспечения национальной безопасности.

Важнейшая роль в сфере национальной безопасности принадлежит Совету Безопасности Республики Таджикистан, который представляет собой орган коллегиального

1 Скалярная цепь - иерархия уровней управления, существующая для реализации вертикального разделения управленческих функций. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/16070 (дата обращения - 18.10.2019).

руководства при Президенте в сфере обеспечения национальной безопасности, путем разработки стратегических, тактических и оперативных решений проводит в жизнь основные направления государственной внутренней и внешней политики. По существу, Совет Безопасности является штабным аппаратом Президента, поскольку в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О безопасности» на основе комплексного анализа обобщает сведения и данные о фактическом состоянии национальной безопасности; формирует стратегию и тактику внешней и внутренней политики страны по защите национальных интересов, координирует деятельность органов государственной власти по актуальным вопросам, имеющим прямое отношение к области защищенности от внутренних и внешних угроз. В его компетенцию входит также подготовка предложений и рекомендаций, разработка и представление проектов решений Президенту в рассматриваемой сфере и осуществление контроля за их реализацией, принятие безотлагательных мер по устранению вскрытых недостатков и

упущений, выявление факторов, влияющих на причины и условия, способствующие их появлению.

Таким образом, предназначение, целевая направленность, реализация функций высшего руководства страны убеждают нас в стройности и устойчивости элементов системы обеспечения безопасности Республики Таджикистан.

Идентичность предназначения и целевых установок можно продемонстрировать сравнительной таблицей нормативных актов России и Таджикистана, регламентирующих деятельность Советов Безопасности двух суверенных государств. Также отметим, что интеграция современных правовых национальных систем, в основе которых лежат общепризнанные нормы и принципы международного права, должна учитывать и национальные особенности суверенных государств, стимулировать межнациональную правовую систему на взаимопроникновение правотворчества для придания ему характера общегосударственных норм и принципов [2, с. 44-45].

Пплннгсние Г) Гсии'тк.1- Кс-имгаСноСтн Российской Федерации Положение (1 Гоните Бсзопмност Республики Таджикистан

] 1ред казначеи ив:

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органон, осуществляющим подготовку решении 11рсн.ц.ч1_ьнта Российский Федерации по в1>г|р<1слм опл- псчшмн бздопдсностл гссударсш, общественной бе^оиасно^ш, эпхпогвгчеашй безопасности, безопасности личности, ичыл рилов бечопвенгстн, предусмотренная зджон одатсльств см Российской Федерации (далее - националы ¡лн безогш сносгь}, обороны,, военного строительства, оборонного производства, военного п военного* нлческпгО Сотрудничества РСССПЙСНОЙ Ф^дсрш.пш С ннОСтрАннымн государствами, по пным вопросам, слизанным с ¡¡липши юнетн т^гцн онного строя, суверенитета, независимости н территориальной целостности Российской Федерации, д также по ыл [росам международного сотрудничества в облает и обесле11111 н безопасности Совет безопасности явпя.е.|тся конституционным органом коллегиального руководства конунги ми пСюрпкы и ничипа^насги Республики ТйДЖНЕНСШН, ДЛЯ ULJfJLn4Kh.IL реШЙМИЛ ПО ИрОВ^ЛЙ ПШО в хнзш основных направлении внутренней и тлгешнен политики п области обеспечения ннпноеальшт безопасности, территориальной целостности, гоеударстделного суверенитета, конституционного строя НеспуолнкЕС Таджикистан.

Сравнительный правовой анализ основных функций системы обеспечения безопасности позволяет сделать вывод о логической последовательности направлений деятельности, куда входит анализ ситуации, разработки долговременных (стратегических) мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, опосредованное и прямое участие в поддержании всеобщей и региональной безопасности с учетом международных правовых актов, признанных Таджикистаном в сфере региональной и международной безопасности.

Предложенная формулировка одного из направлений деятельности отнюдь не претендует на бесспорность, однако, на наш взгляд, корректировка основных функций системы обеспечения безопасности уточняет предназначение элементов системы структуры, подчеркивает гармоничное сочетание стратегического, тактического и оперативного управления в решении задач обеспечения национальной безопасности государства в новых условиях глобализации транснациональной преступности.

Библиографический список

1. Аврутин, Ю.Е. Государство и право. Теория и практика : учебное пособие / Ю.Е. Авру-тин. - М., 2007.

2. Исаков, И.Н. Международная и национальные правовые системы: интеграция, взаимосвязь и взаимозависимость / И.Н. Исаков // Право и государство: теория и практика. - 2019. -

3. Калинкин, С.Ю. Управление органами внутренних дел с учетом самоорганизации : монография / С.Ю. Калинкин. - М., 2013.

4. Конев, А.Н. Идеологические основы уголовного судопроизводства: новые понятия, новые подходы / А.Н. Конев // Труды Академии управления МВД России. - 2018. - N 1 (45).

5. Нигматуллин, Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX веке и начале XXI столетия: (историко-правовой аспект) : монография / Р.В. Нигматуллин. - М., 2006.

6. Рахимзода, Р.Х. Оперативно-розыскная политика по обеспечению экономической безопасности Республики Таджикистан: проблемы теории, методологии и практики (историко-пра-вовой и общетеоретический анализ) : автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01 / Р.Х. Рахимзода. - Душанбе, 2018.

7. Солиев, К.Х. Вабои аср (Чума века) / К.Х. Солиев, А.Ш. Розикзода ; на тадж. языке. -Душанбе, 2001.

8. Украинцев, Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. - URL: https://royallib.com/ book/ukraintsev_b/samoupravlyaemie_sistemi_i_prichinnost.html (дата обращения 18.09.2019).

9. Ульянов, А.Д. Проблемы терминологической чистоты в управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел / А.Д. Ульянов // Актуальные проблемы административного права и процесса. - 2019. - N 1.

10. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. - М., 1923. - URL: https:// gtmarket.ru/laboratory/basis/5783/5784 (дата обращения 18.10.2019).

N 6(174).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.