ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 009
А. Л. Авдеенко А. А. Шледовец
г. Курган, Россия
МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ И ЕЕ ДЕЯТЕЛЕЙ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ
ГОРОДЕ (на примере г. Кургана)
АННОТАЦИЯ. Выявлена специфика функционирования мемориальных досок в современном провинциальном городе. Рассмотрены «следы» революции в г. Кургане на примере мемориальных досок, городской монументальной скульптуры и названий улиц. Определено отношение курганцев к «следам» мемориализации революции.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мемориальная доска, мемориализация, следы революции, провинциальный город, историческая память, Курган
A. L. Avdeyenko A. A. Shledovets
Kurgan, Russia
MEMOREALIZATION OF THE REVOLUTION AND ITS HEROES IN A PROVINCIAL CITY (the case study of Kurgan)
ABSTRACT. The article identifies the functions performed by memorial plaques in contemporary provincial city. We are exploring the "traces" of revolution in Kurgan reflected in memorial plaques, monumental urban sculpture and street names. The article reveals the attitudes of Kurgan residents to the "traces" of the memorialization of revolution.
KEYWORDS: memorial plaque, memorialization, provincial town, historical memory, Kurgan
Россия до сих пор находится в процессе перехода к постсоветскому обществу. При этом происходит смена поколений. Казалось бы, «советское» уходит с исторической сцены, но его наследие во многом сохраняется в самых разных аспектах российской культуры [2, с. 20]. Интерес к советскому прошлому опирается на ценность ушедшей эпохи. Нынешняя жизнь настолько наполнена явлениями, происходящими из ушедшей эпохи, что можно говорить о проблеме «следов» советского в современной российской культуре. Они проявляются как в повседневных практиках людей, заставших советскую эпоху, так и тех, кто знает о ней от старшего поколения и средств воспроизведения культурной памяти (кино, литература и т.д.). Под «следами» в этом случае мы понимаем фоновые практики, то есть по определению М.М. Дудоладовой «повседневные
действия, ориентированные на реализацию прежних ценностей в новой культурной ситуации» современных горожан [2, с. 2021].
Рассмотрим «следы» советского в г. Кургане на примере мемориальных досок, городской монументальной скульптуры и названий улиц. Анализ мемориальной ситуации в г. Кургане XX века позволяет выявить как характерные явления того, что называют особенностями национального менталитета, то есть своего рода «вечных» составляющих национальной культуры, так и явления локальные, явления субкультурного характера и явления временные, преходящие. Это историко-
революционные памятники павшим борцам за Советскую власть периода революции и Гражданской войны; мемориалы, поставленные в честь героев, отдавших жизнь в годы Великой Отечественной вой-
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ны; памятные доски, прославляющие имена людей, в той или иной мере проявивших свои способности в различных областях знания во благо своего народа, Родины, области, города и др. [6, с. 187].
Мемориальные доски являются одним из видов «мест памяти» — способов закрепления и передачи информации о прошлом. Изучение мемориальной культуры естественным образом связано с практиками сохранения, изучения и использования культурного наследия Советского Союза [8, с. 211]. Мемориальная доска несет в себе идею сохранения исторической памяти города для потомков, а также закрепление в памяти горожан важнейших событий и выдающихся личностей, которые внесли неоценимый вклад в развитие города.
Появление мемориальных досок в русской культуре приходится на период после войны 1812 года. Мемориальное увековечение продолжалось, но никак не декларировалось, и только в ХХ веке были заложены правила установки мемориальных досок Декретом «О памятниках республики», подписанным В.И. Лениным 12 апреля 1918 года. В настоящее время, согласно действующему законодательству, мемориальные доски являются лишь информационными надписями, установленными на объекте культурного наследия, однако доски, выполненные профессиональными скульпторами, можно считать монументальными скульптурными произведениями [1, с. 14].
Мемориальные доски, установленные в г. Кургане за время своего существования не систематизировались, не изучались с точки зрения «следов» советизма и не проверялись на достоверность информации. Мемориальные доски создаются для того, чтобы рассказать людям о тех вещах, о которых они ничего не знают, забыли или вовсе никогда не слышали, а также для того, чтобы они это помнили на протяжении многих лет.
В Кургане, на сегодняшний день, насчитывается 186 мемориальных досок,
которые делятся на 4 основных типа: 1. Мемориальные доски, увековечивающие память отдельных лиц, т.е. персональные (посвященные деятелям революции и Гражданской войны; героям Великой Отечественной войны; памяти партийных и государственных работников, Героев Социалистического Труда, Почетных граждан города; деятелям культуры; героям локальных войн и вооруженных конфликтов); 2. Мемориальные доски, увековечивающие память группы лиц, т.е. коллективные; 3. Мемориальные доски, увековечивающие память о каком-либо историческом событии; 4. Мемориальные доски, напоминающие об исторических событиях или выдающихся деятелях, в связи с которыми названы улицы.
Среди них пять досок посвящены революционерам или событиям революции: 1. Мемориальная доска Л.Б. Красину
- советскому политическому деятелю, родившемуся в Кургане (ул. Красина, 21); 2. Мемориальная доска Е.Л. Зайцеву - председателю Курганского совета, расстрелянному белочехами во время мятежа 15 сентября 1918 года (ул. Ястржембского, 25); 3. Мемориальная доска Л.В. Аргентовскому
- первому комиссару Курганской рабоче-крестьянской милиции, который был заключён в курганскую тюрьму, а 15 сентября 1918 года был расстрелян в числе десяти курганских комиссаров (ул. Аргентов-ского, 44); 4. Мемориальная доска Г.Т. Ка-рельцеву - борцу за установление Советской власти в Зауралье (ул. Карельцева, 13). 5. Мемориальная доска М.И. Калинину - советскому государственному и партийному деятелю (ул. Калинина, 24).
Помимо мемориальных досок, события революции запечатлены и в монументальной скульптуре города, часть которой относится к объектам культурного наследия регионального значения:
1. Памятник Наташе Аргентовской, участнице революционной борьбы в г. Кургане убитой колчаковцами, на Троицкой площади у здания филармонии.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Скульптор памятника - А. И. Козырев. Памятник открыт в 1963 году [7].
2. Памятник Л.Б. Красину, революционеру, политическому и государственному деятелю Советского государства, родившемуся в 1870 году в Кургане. Занимал ответственные посты — наркома торговли, промышленности, путей сообщения страны. Памятник ему стоит на высоком берегу Тобола. Он открыт 3 сентября 1978 года. Вокруг памятника, особенно после открытия в 2015 году рядом с ним собора, неоднократно разворачивалась общественная дискуссия [3].
3. Обелиск расстрелянным революционерам в городском саду (Аргентовский Л.В., Аргентовская Н.В., Солодников С.А., Мартынюк А.Е., Зырянов Г.М., Губанов В.В., Зайцев Е.Д., Климов А.П., Пуриц И.Я., Грунт МП., Кучевасов Ф.И).
4. Памятник-бюст М. И. Калинину, советскому, партийному, государственному деятелю, участнику Февральской и Октябрьской революций, установлен около учебного корпуса технологического колледжа по проспекту Конституции № 68 в октябре 1977 года [7].
5. Памятник-бюст Ф. Э. Дзержинскому, члену ЦИК СССР, председателю Высшего Совета народного хозяйства СССР, председателю Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и бандитизмом, был установлен к 100-летию со дня его рождения в 1977 году в сквере у Октябрьского УВД по улице Советской, 56. Сооружен он был по проекту скульптора С. А. Голощапова и архитектора Г. А. Захарова [7].
6. В октябре 1977 года в Парке Победы на могиле В.И. Бурова-Петрова был открыт памятник. В.И. Буров-Петров (настоящее имя М.Н. Петров) был комиссаром Красной гвардии, одним из первых редакторов региональной газеты «Новый мир», военным министром Дальневосточной республики, умер в Кургане в 1939 году [7].
7. В городе Кургане на данный момент сохранилось 6 памятников В.И. Ле-
нину. 1) Памятник на центральной площади города (скульптор В.Е. Егоров). Открытие состоялось 27 октября 1967 г. Памятник представляет собой шестиметровую фигуру Ленина в полный рост на гранитном постаменте. 2) На улице К. Мяготина возле гимназии № 47. Установлен 1 сентября 1960 г. Скульптор: А.И. Козырев. 3) На ул. Карбышева, у школы-интернета для сирот. 4) На ул. Бурова-Петрова (скульптор А.И.Козырев), возле бывшего завода Икар. Установлен в октябре 1967 г. До 1967 года памятник стоял на центральной площади, позже его сменил более соответствующий масштабам памятник работы московского скульптора Егорова. 5) На проспекте Машиностроителей, 17, на территории «Курганмашзавода». Установлен 22 апреля 1960 года. Скульптор: Е.И. Бе-лостокский, архитектор: Л.К. Пухова. 6) Бюст В.И. Ленину установлен и на территории железнодорожного депо.
8. Памятник Коле Мяготину, символу советской пионерии. Архитектурный проект и скульптуру разработал А.И. Козырев (1962).
9. В Кургане установлено два памятника Д.Е. Пичугину, одному из руководителей борьбы за установление Советской власти в Зауралье. Первый был сооружен по проекту А.И. Козырева к 42-й годовщине Октябрьской революции в сквере у поликлиники УВД по улице Коли Мяготина. Второй памятник работы скульптора С.А. Голощапова и архитектора Б.А. Воропай сооружен к 60-летию Октябрьской революции на средства комсомольцев Октябрьского района в сквере возле кинотеатра «Мир» по улице Ю.А. Гагарина [4].
В Кургане насчитывается 17 улиц, названные в честь революционеров и культурных деятелей этого времени: улица Ар-гентовского, Бурова-Петрова, Томина, Калинина, Дзержинского, Пичугина, Володарского, Ленина, Урицкого, Красина, Луначарского, Горького, Куйбышева, Кирова, Карла Маркса, Максима Горького. Симптоматично и переименование в 1920 году
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
улицы Дворянской, которая входила в тройку первых городских улиц, в Советскую, которое сохраняется до сих пор.
Все памятники мемориализации города Кургана, в том числе и посвященные революции, полностью соответствовали характеристикам, которые были присущи искусству советской эпохи. «Для советского времени были характерны патриотичность, агитационность и идеологизирован-ность искусства, что проявляется, в частности, в текстах мемориальных досок. Также был сформулирован его главный принцип: требование от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии, сочетающегося с задачей воспитания трудящихся в духе социализма. Главная характерная особенность, которая присуща мемориальным доскам и монументальной скульптуре города - это лаконичность художественных средств» [6, с. 118].
Мемориальные доски являются и памятниками истории. Они сохраняют не только память о тех или иных фактах, но и отношение современников к этим событиям, проявляющееся в выборе тем и характере текстов. К концу XX века изменилась политическая ситуация в стране и государственный строй, иными стали взгляды лю-
дей, взаимоотношения, ценности, а мемориальные доски прошлых лет сохраняют дух времени, в котором были созданы, как сохраняют его стоящие на улицах монументы, посвященные революционным деятелям [6, с. 118].
Но к «следам» революции в Кургане относятся не всегда однозначно. Например, скандал разразился из-за памятника Красину, который относится к объектам культурного наследия регионального значения. Так, Курганская епархия заявила о намерении снести памятник первому курганскому советскому дипломату, объясняя это тем, что «православных оскорбляют факты биографии пламенного революционера». В Курганской епархии считают, что лучше бы перенести памятник Л. Красину подальше от Богоявленского собора «в более подходящее место». А именно, к торговому центру «Товарищество предпринимателей» или к дому по Красина, 31, где сейчас расположен офис Сбербанка [3]. Одни поддерживают эту идею, но большая часть населения не согласны с действиями курганской епархии. Не обошлись без внимания и улицы, названные в честь революционеров. До сих пор ведутся споры: нужно ли возвращать улицам их старые имперские названия?
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева А.А. Становление и развитие мемориальной доски как вида искусства в г. Томске. - URL: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C47/V2/002.pdf (дата обращения: 10.03.2017)
2. Дудоладова М.М. «Следы» Советского в современной городской культуре (на примере дискурсивных «книжных» практик) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №1. - С. 20-22.
3. Памятник видному Советскому государственному деятелю Л.Б. Красину, перекресток ул. Красина — Куйбышева. - URL: http://kurgan.pro/okn/n074/ (Дата обращения 11.03.2017).
4. Памятник герою гражданской войны Д. Е. Пичугину, ул. К. Мяготина, 134. - URL: http://kurgan.pro/okn/n075/ (Дата обращения 11.03.2017).
5. Памятник Леониду Красину в Кургане: снести, перенести, оставить? - URL: https://regnum.ru/news/society/2197631.html (Дата обращения: 29.03.2017).
6. Рысаева С.Ф. Мемориальная доска как историческая и художественная память города Кемерово // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. -2012. - №21. - С.186-193.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
7. Серков В. История в бронзе и граните. - URL: http://kikonline.ru/newspaper_post/2012-05-29-04-00-47/ (Дата обращения 11.03.2017).
8. Шишкина М. С. Мемориальные доски как форма сохранения исторической памяти о представителях дома Романовых в г. Орле // Культурная память и культурная идентичность. Мат-лы Всерос. (с междунар. уч.) научн. конф. молодых ученых (XI Колос-ницынские чтения). - Екатеринбург, 2016. - С. 211-214.