Научная статья на тему 'Балетный Петербург. Памятники и мемориальные доски в коллекции государственного музея городской скульптуры'

Балетный Петербург. Памятники и мемориальные доски в коллекции государственного музея городской скульптуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
354
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. С. УЛАНОВА / ULANOVA / Н. М. ДУДИНСКАЯ / DUDINSKAYA / М. К. АНИКУШИН / ANIKUSHIN / Е. А. ЯНСОН-МАНИЗЕР / Т. Н. МИЛОРАДОВИЧ / МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА / МУЗЕЙ / ПАМЯТНИК-БЮСТ / ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА / COMMEMORATIVE PLAGUE / MONUMENT / SAINT-PETERSBURG / BALLET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жарова Елена Александровна

Автор в хронологическом порядке прослеживает историю сооружения памятников и мемориальных досок выдающимся деятелям балета в Санкт-Петербурге. Особое внимание уделяется текстовым памятникам, их художественным особенностям и основным выразительным средствам. Упоминаются наиболее видные архитекторы, работы которых в жанре мемориальной доски стали настоящей петербургской классикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petersburg of Ballet. Monuments and plaques in the collection of the State Museum of Urban Sculpture

This publication contents information about monuments and commemorative plagues in memory of famous ballet figures of Saint-Petersburg, in chronological order. There is a small essay included, about every object written with using documents and other materials from State museum of urban sculpture archive. Particular attention is devoted to «textual monuments», their art features and means of expression. Some famous Saint-Petersburg architects mostly famous by their works in commemorative plague genre, are also mentioned at this lecture.

Текст научной работы на тему «Балетный Петербург. Памятники и мемориальные доски в коллекции государственного музея городской скульптуры»

УДК 73.01

Е. А. Жарова

БАЛЕТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ.

ПАМЯТНИКИ И МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ В КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Государственный музей городской скульптуры с 1939 г. хранит собрание уникальных произведений: городских памятников, мемориальной скульптуры, мемориальных досок. Последняя группа экспонатов, пожалуй, самая необычная среди перечисленных. Мемориальная доска представляет собой синтез литературного изложения, архитектуры малых форм и прикладного искусства. Основной ее компонент — слово, текст, в котором концентрируется содержание памятника; главное выразительное средство — построение знака, архитектура шрифта, его размещение на плоскости. Далее — форма мемориальной доски, декоративно-скульптурное решение и, наконец, размещение на стене здания.

Эти камерные памятники составляют «каменную летопись» города с XVIII в. до наших дней. В их художественном решении нашли свое отражение вкусы и стили своего времени, а их тематика бесконечно разнообразна. С конца XIX в. установкой мемориальных досок занимались не представители официальных властей, а различные общественные организации, комитеты и юбилейные комиссии [1, с. 4-5]. Их посвящали кумирам — композиторам, поэтам, писателям, общественным деятелям. Как ни странно, тема балетного искусства наиболее полно раскрылась в искусстве мемориальной доски не в эти первые годы, а лишь во второй половине XX в. Возможно, это было связано и с образом жизни успешных артистов Серебряного века: проводя время в постоянных гастролях, они меняли множество адресов. Мемориальная доска неразрывно связана с местом установки, и зачастую инициаторам трудно остановиться на одном из множества временных пристанищ. Так, для установки мемориальной доски А. П. Павловой комиссии по мемориальным доскам Санкт-Петербурга пришлось выбирать из пяти разных адресов, найденных в городских архивах. В доме на Итальянской улице, на который пал выбор экспертов, она проживала менее года. Возможно, с исторической точки зрения, более удачным местом для размещения доски стал бы дом Кольцова на улице Декабристов, но он не сохранился до наших дней.

Одна из первых страниц в «каменной летописи» Петербурга заслуженно отведена Агриппине Яковлевне Вагановой. Мемориальная доска на доме № 4 по Гороховой (в те годы — Дзержинского) улице появилась в 1958 г. согласно Постановлению Совета Министров РСФСР. Над проектом будущего текстового памятника работал замечательный ленинградский архитектор М. Ф. Егоров. Текст доски гласит: «Здесь / с 1937 года по 1951 год жила /Агриппина /Яковлевна /Ваганова /профессор / крупнейший деятель /советской хореографии». Торжественное открытие доски состоялось в дни1-го Ленинградского фестиваля искусств «Белые ночи» [2, с. 3].

Мемориальная доска на знаменитом доме доходного общества «Саламандра» оставалась единственным в Петербурге текстовым памятником деятелю русского балета до 9 июня 1994 г. В этот день на доме № 2 по Каменноостровскому проспекту была торжественно открыта мемориальная доска великому танцовщику, педагогу, балетмейстеру Константину Михайловичу Сергееву. Инициатором ее установки выступила Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой в 1992 г., вскоре после кончины народного артиста. Академия обратилась к мэру Санкт-Петербурга с просьбой об установке доски в самое ближайшее время, не дожидаясь положенных по законодательству 30 лет со дня смерти, а также взяла на себя все расходы по проектированию, созданию и установке произведения.

Над бронзовым портретом К. М. Сергеева работал выдающийся авторский коллектив: скульпторы М. К. Аникушин и М. Т. Литовченко, архитектор В. Б. Бухаев. Текст доски гласит: «В этом доме с 1951 жил / великий танцовщик и балетмейстер / первый президент / Академии русского балета / Константин Михайлович / Сергеев».

Мемориальная доска из серого гранита, дополненная рельефным портретом балетмейстера, украсила собой «городскую» коллекцию музея. К сожалению, именно этому произведению довелось несколько раз пострадать от посягательств со стороны вандалов. В 2004 г. неизвестными лицами с доски был сорван и поврежден бронзовый рельеф. Он был найден сотрудниками «Ленфильма» и передан в музей для проведения реставрационных работ, завершившихся в 2005 г. Через два года доска снова пострадала от рук вандалов, на этот раз похитивших одну из бронзовых литер. Текст был восстановлен в кратчайшие сроки в ходе проведения аварийной реставрации, воссоздание утраченного знака производилось под авторским надзором со стороны В. Б. Бухаева.

В 2010 г. музейная Служба текущего ухода и содержания памятников удаляла краску с декоративного элемента доски — двух роз из бронзы. Они были

Уважаемый Владимир Николаевич! Фонд Константина Сергеева и Академия Русского Балета им. А.Я.Вагановой имеют честь пригласить Вас на тпржесгнепног открытие мемориальном доски Константину Михайловичу Сергееву, которое состоится 9 июня 1994 года в 17 часов по адресу: Каменноостровский проспект, 2

Авторы проекта доски: скульпторы М.К.Аиикушин и М.Т.Литовчснко, архитектор В.Б.Бухаеи

спрлики но юн :И1 -1:1 1/, :п 1/^-н

Приглашение на торжественное открытие мемориальной доски К. М. Сергееву. Архив СПбГБУК «Государственныймузей городской скульптуры».

выкрашены краской в тон фасаду здания в рамках проведения плановых работ по благоустройству. Музей надеется, что в ближайшие годы мемориальной доске больше не потребуются аварийные реставрационные работы.

Открытие мемориальной доски Сергею Павловичу Дягилеву надолго запомнилось петербуржцам. Произведение, созданное скульптором Л. В. Лазаревым и архитектором Е. Е. Лазаревой, появилось на фасаде дома 11 по набережной реки Фонтанки по инициативе некоммерческой организации культуры «Центр Искусств им. Дягилева». Торжественное открытие приурочили к 125-летию со дня рождения покровителя искусств; оно состоялось 19 марта 1997 г.

В доме на Фонтанке Дягилев прожил шесть лет, вплоть до самого отъезда в Париж. Именно здесь, в квартире на последнем этаже, написал знаменитый портрет антрепренера Лев Бакст; один из его эскизов «Беотийки» к балету «Нарцисс» украсил мемориальную доску с текстом: «В этом / доме с 1900 / по 1906 год / жил и работал / выдающийся / деятель / русской культуры / Сергей Павлович / Дягилев».

В самом сердце Петербурга, на доме 5 по Итальянской улице, установлена мемориальная доска Анне Павловне Павловой. История ее создания довольно необычна. За право увековечить память легендарной танцовщицы соревновались два авторских коллектива: архитекторы Т. Н. Милорадович и В. С. Васильковский представляли лаконичную шрифтовую доску, а скульптор В. И. Трояновский представлял объемный эскиз в мягком материале, центром которого был скульптурный рельеф. В ходе обсуждения проектов градостроительным советом было принято решение объединить усилия противоборствующих сторон, дополнив рельефом архитектурный проект Т. Н. Милорадович.

Мемориальная доска с текстом «Анна / Павлова /великая / русская / балерина / жила / в этом / доме / в 1910 / году» была создана по инициативе Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и торжественно открыта 26 июня 2002 г. Финансирование осуществлялось за счет Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Известно, что заслуженные деятели балета занимают в культурном сообществе Петербурга особое место. Наталия Михайловна Дудинская, великая танцовщица и блестящий педагог, носила звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга. Неудивительно, что мемориальная доска на доме, где она прожила больше половины века, появилась в самые кратчайшие сроки после смерти народной артистки. Инициатором установки выступил Санкт-Петербургский общественный фонд культуры. Над проектом доски работал заслуженный художник РФ В. П. Николаев. Автор выполнил портрет примы, опираясь на архивные фотографии. Текст доски: «В этом доме жила / в 1944-2003 г. г. / великая / русская балерина / Наталия / Михайловна / Дудинская».

Готовое произведение установили на уровне второго этажа здания, в простенке между окнами бывшей квартиры артистки. Торжественное открытие состоялось 21 марта 2003 года.

Перечисляя знаменитых петербуржцев, прославивших русский балет, нельзя не упомянуть о Джордже Баланчине (Георгии Мелитоновиче Баланчивадзе). Его

жизнь началась на 4-ой Советской (в те годы — Рождественской) улице, в одной из квартир дома № 4. Мемориальную доску из красно-розового питкярант-ского гранита создала архитектор Т. Н. Милорадович, работа велась в мастерской скульптора Р. С. Свирско-го. Ее открытие 19 ноября 2004 г. было приурочено к 100-летию со дня рождения великого хореографа. Памятная доска установлена по инициативе историко-культурного фонда «Единой верой. Грузинское дворянство в Санкт-Петербурге».

Важным культурным событием в жизни города стало открытие мемориальной доски замечательному танцовщику Юрию Владимировичу Соловьёву. На торжественном открытии 29 октября 2010 г. присутствовали Т. Н. Легат, И. Е. Тайманова и другие выдающиеся художественные деятели Петербурга. Над образом премьера Мариинского театра работал петербургский скульптор А. А. Пальмин.

В 2011 г. на доме 13 по Малой Морской улице появилась мемориальная доска Г. С. Улановой. Решение о ее установке было принято годом ранее, когда все балетное сообщество отмечало столетний юбилей знаменитой примы. Над проектом доски работали молодые, но известные в Петербурге скульпторы П. П. Игнатьев и Д. П. Прасолов. Авторы передали в архив музея несколько вариантов архитектурных проектов, включая и осуществленный.

Памятники, посвященные выдающимся балеринам Петербурга-Ленинграда, имеют свою специфику. Бронзовые бюсты Улановой и Дудинской установлены не на площадях и не в камерных скверах: они занимают почетные места на памятных аллеях, среди героев труда (Уланова) и почетных докторов (Дудинская). Эти монументы — заслуженные, выстраданные, заработанные титаническим трудом, красноречиво говорящие об общественном признании достижений народных артисток. Оба монумента устанавливались без предварительного конкурса проектов: М. К. Аникушин приступил к работе по приказу Министерства культуры СССР во исполнение Указа Верховного Президиума СССР «О награждении Героя Социалистического Труда Г. С. Улановой орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот», а Г. Д. Ястребенецкий исполнил портрет Н. М. Дудинской по заказу Санкт-

Мемориальная доска А. П. Павловой. Фото из архива СПбГБУК «Государственный музей городской скульптуры».

Мемориальная доска Ю. В. Соловьеву. Торжественное открытие. Фото из архива СПбГБУК «Государственный музей городской скульптуры».

Л Портрет Г. С. Улановой.

Скульптор М. К. Аникушин, 1984 г. Из коллекции филиала ГМГС «Мастерская М. К. Аникушина»

Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов.

Памятник Г. С. Улановой на Аллее Дважды Героев Социалистического труда в Московском парке Победы был открыт в 1988 году, еще при жизни советской примы. Но он не стал первым в своем роде: за несколько месяцев до его установки другой прижизненный памятник танцовщице занял свое место в Стокгольме. «Шведская» Уланова, созданная скульптором Е. А. Янсон-Манизер, изображает балерину в образе Одетты. Работа мэтра советской скульптуры М. К. Аникушина представляет собой Уланову-Джульетту, невесомую и изящную. Данной работе, несмотря на камерность, присуща неотъемлемая для произведений мастера выразительность позы и жеста. Автор работал над образом примы долго и обстоятельно, вылепив несколько вариантов портрета. Один из них, отлитый в бронзе, можно увидеть в мемориальной экспозиции «Мастерской М. К. Аникушина». В 1984 г. за работу над памятником Г. С. Улановой скульптор был удостоен Золотой медали Академии Художеств.

Памятник-бюст Н. М. Дудинской был установлен в 2007 г. на Аллее Славы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В 1995 г. народная артистка была объявлена Почетным доктором университета. Учитывая традиции учебного заведения, её увековечивание в бронзе с этого момента стало

лишь вопросом времени. Место установки бюста оказало непосредственное влияние на художественный образ. Скульптор Г. Д. Ястребенецкий изобразил Дудинскую не в одном из сценических амплуа, а, напротив, представил ее как блестящего педагога, профессора, признанного деятеля культуры с огромным опытом работы за плечами.

Более привычный для зрителя образ балерины воплощен в работе Е. А. Янсон-

Поржественная церемония открытия памятника Г. С. Улановой в Московском парке Победы. 1984 г. Из коллекции филиала ГМГС «Мастерская М. К. Аникушина»

Манизер. Ее «Танцовщица» обрела новое звучание, как посвящение Г. С. Улановой. Эта декоративная скульптура, установленная на закрытой территории Академии Русского балета, хорошо знакома ленинградцам и москвичам: две отливки с модели 1935 г. располагались в ЦПКИО им. Горького в Москве и на Елагином острове (территория ЦПКИО им. Кирова).

В пропорциях, в пластике кружащейся в танце девушки, действительно читаются черты Г. С. Улановой. Скульптор работала над образом советской примы, воплотив множество ее сценических образов как в станковой скульптуре, так и в лаконичном формате фарфоровых статуэток [3, с. 6-7]. Парковая скульптура прекрасно вписалась в обстановку внутреннего двора Академии. Недоступность для широкого круга зрителей имеет и свои преимущества: памятник всегда находится под надежным присмотром. Хочется подчеркнуть, что замечательная работа не могла не быть упомянутой в данной статье, несмотря на свое расположение: ведь в течение нескольких десятилетий эта скульптура была доступна для осмотра каждому из посетителей Центрального парка культуры и отдыха имени С. М. Кирова.

***

Одной из приоритетных задач музея является привлечение внимания к вопросу бережного сохранения памяти о выдающихся деятелях культуры, чья жизнь и творчество были неразрывно связаны с нашим городом. Решение проблем экспонирования предметов музейного фонда в условиях городской среды — важная часть работы сотрудников отдела памятников и мемориальных досок города. Экспонаты музея страдают от актов вандализма, дорожно-транспортных происшествий, ремонтных работ на фасадах. Серьезной проблемой для мемориальных досок стала наружная реклама: лаконичные произведения из камня и бронзы теряются на фоне кричащих вывесок и неоновых огней, а текущее законодательство, к сожалению, не позволяет запретить размещение этих конструкций на исторических зданиях.

На небосклоне северной столицы взошло немало звезд мирового балета, многие из них продолжают ярко светить и в наши дни. В далеком будущем горожане смогут прочесть их имена на мемориальных досках, узнать их черты в городских памятниках. «Каменная летопись» не прерывается, а регулярно прирастает новыми страницами. Остается лишь надеяться на то, что им будет присущ неизменно высокий, истинно петербургский уровень исполнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тимофеев В. Н., Порецкина Э. Н., Ефремова Н. Н. Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник. СПб.: ЗАО «Артбюро», 1999. 608 с.

2. ЛенТасс. На заводах и фабриках, в Домах культуры // Ленинградская правда. 1958. 19 июня.

3. В. В. Кригер. Советский балет в творчестве Е. А. Янсон-Манизер. Л.: «Художник РСФСР», 1965. 130 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.