RAR
УДК 93/94 ББК 63; 79
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ
И КУЛЬТУРЕ
Пархоменко Татьяна Александровна,
доктор исторических наук; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва; руководитель Центра культурного
взаимодействия государства, религии и общества Берсеневская набережная 20, Москва, Россия,119072,
Аннотация
Статья раскрывает процесс мемориализации революции 1917 г. в мире, охвативший литературу, живопись, скульптуру, кино, декоративно-прикладное искусство, и анализирует его результаты, определяет значение и место революционного искусства в культурном наследии человечества. Ключевые слова
История, культура, Россия, мир, революция, культурное наследие.
Сохранение и передача памяти о русской революции 1917 г. началось практически сразу же после ее победы и прихода к власти большевиков. Неуверенные в силе своего господства, они хотели с помощью мемориализации внедрить в массовое сознание основные идеи и смыслы революции, превратить ее в главное и универсальное событие не только русской, но и мировой истории. Отринув Бога и вековые традиции, большевики обожествили революционную современность, придали ей мессианский характер и нетерпеливо устремились в будущее. Они утвердили революцию как непрерывный процесс без начала и конца. Если во все предыдущие времена мемориализация велась исключительно в отношении прошлого ради связи времен и поколений, то в начале XX в. русские революционеры, отказавшись от наследия «царского прошлого», взялись за увековечивание настоящего, той революционной современности, которую они хотели закрепить на века и на всем земном шаре.
Их порыв был активно поддержан представителями международного освободительного движения. Как вспоминала, например, Айседора Дункан, «в день, когда стало известно о русской революции, все поклонники свободы были охвачены радостной надеждой, и в тот вечер я танцевала «Марсельезу» в том настоящем первоначальном революционном духе, в каком она была написана. Вслед за ней я исполнила «Славянский марш»...», поскольку «верила, что идеальное государство, каким оно представлялось Платону, Карлу Марксу и Ленину, чудом осуществилось на земле», что возник «мир равенства, в котором осуществилась мечта, родившаяся в голове Будды, мечта, прозвучавшая в словах Христа, мечта, являвшаяся конечной целью всех великих художников, мечта, которую Ленин великим чудом воплотил в действительность»1.
1 Дункан А. Моя исповедь. Рига: Книга для всех, 1928. С. 246, 259.
В апреле 1918 г. в РСФСР вышел декрет «О памятниках Республики», положивший начало монументальной пропаганде «великих дней Российской Социалистической Революции» в стране и мире2, в 1919 г. был объявлен конкурс на портреты русских революционеров, а в1920 г. возник Истпарт — Комиссия по истории Октябрьской революции РКП (б), занимавшаяся сбором и изучением материалов о событиях 1917 г. К десятилетию Октября Истпарт имел уже 60 тыс. документов, 30 тыс. печатных изданий и большую коллекцию изобразительного материала, что позволило создать сеть музеев революции и ее деятелей3.
В культуре возникло целое направление — мемориализация русской революции, эстетизировавшее и героизировавшее ее прошлое и настоящее, превращавшее в красивый идеологический миф, наделявшее сакральным смыслом ее участников и вождей. Центральное место в ме-мориализации заняла фигура В. И. Ленина, которая по всеобщему признанию «придала революции экзистенциальное, практическое и мифологическое единство»4. В1924-1925 гг., после смерти Ленина, была осуществлена канонизация ленинской иконографии по ряду декретов и постановлений: «О сооружении памятников В. И. Ленину», «Об издании сочинений В. И. Ленина», «О сооружении склепа для помещения праха В. И. Ленина» (26.01.1924), «Об институте В. И. Ленина» (15.02.1924), «О переименовании комиссии по организации похорон В. И. Ленина в комиссию по увековечению памяти В. И. Ленина» (28.03.1924), «О порядке воспроизведения и распространения бюстов, барельефов, картин и т. п. с изображениями В. И. Ленина» (27.06.1924)5.Эти декреты легли в основу ленини-аны, разрабатывавшейся живописцами, скульпторами, музыкантами, деятелями театра и кино, учеными, писателями и поэтами. Они придали русской революции романтические, эмоци-
2 Культура в нормативных актах Советской власти. 1917-1922. М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицин-форм»», 2009. С. 44.
3 Истпарт // Российская музейная энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Прогресс; «Рипол Классик», 2001. — С. 242.
4 Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. М.: AdMarginet, 1998. С. 154.
5 Культура в нормативных актах Советской власти.
1923-1927. М.: ЗАО «Юридический Дом Юстицин-
форм»», 2010. С. 156-158, 162, 171, 202.
онально-возвышенные черты, завораживавшие не только советских граждан, но и жителей других государств.
В России еще царил хаос, а многие иностранцы уже спешили увидеть русскую революцию, приветствуя ее как надежду на освобождение. Одним из первых был американский журналист и социалист Джон Рид, прибывший в Петроград в августе 1917 г. Он стал непосредственным свидетелем Октябрьской революции, участником Коминтерна и автором книги «Десять дней, которые потрясли мир», всецело одобренной Лениным. В 1919 г. в Россию приехал Анри Гиль-бо, французский журналист, театральный критик и глава поэтического течения «Динамизм», начавший активно сотрудничать с Коминтерном и Союзом советских работников науки, искусства и литературы, а также с ВЧК6. В 1920 г. советскую Россию посетил Герберт Уэллс, говоривший европейцам: «В Ленине я видел подтверждение того, что коммунизм может... обрести огромную созидательную силу»7. За Уэллсом потянулись другие писатели: Р. Роллан, С. Цвейг, Л. Арагон, А. Жид, Л. Фейхтвангер. Неоднократно бывавший в СССР Анри Барбюс оставил, например, в своей книге «Свет из бездны» такой автограф: «Ленину, который первый написал не написанные великие законы, горячее уважение»8. В 1925 году в Москве было создано Международное бюро революционной литературы, преобразованное пять лет спустя в Международное объединение революционных писателей с журналом «Литература мировой революции», в котором участвовали И. Бехер, Б. Брехт, Т. Драйзер и другие.
Одновременно за рубежом стали создаваться различные организации по поддержке русской революции и молодого советского государства. Так, в США в мае 1919 г. было образовано «Общество технической помощи Советской России», один из членов которого, ученый Чарлз П. Штейнмец, говоря Ленину о своем «вос-
6 См. подробнее: Слуцкая Л. В. Театральное искусство Советской России в работах Анри Гильбо // Россия и франкоязычный мир в диалоге искусств: литература, живопись, театр, кинематограф. Королев: Моск. обл. гос. науч. б-ка им. Н. К. Крупской, 2013. С. 99-105.
7 Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. М.: AdMarginet, 1998. С. 573.
8 Ленин В. И. Группе «Ciarte». Примечание к письму // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 45. М.: Изд-во политической литературы, 1982. С. 580.
хищении удивительной работой по социальному и промышленному возрождению, которую Россия выполняет при таких тяжелых условиях», отмечал: «Если в технических вопросах и особенно в вопросах электростроительства я могу помочь России тем или иным способом, советом, предложением и указанием, я всегда буду очень рад сделать все, что в моих силах. Братски Ваш Ч. Штейнмец»9. А в августе 1921 г. в Нью-Йорке возникло «Общество друзей Советской России», насчитывавшее 20 тыс. членов, «признававших Правительство Народных Комиссаров и соглашавшихся посвятить свои знания и труд устройству России на коммунистических началах»10. Немало подобных организаций было и в Европе: немецкие «общества друзей новой России», создававшиеся с 1923 г. в Германии, к которым пять лет спустя добавился «Союз друзей Советского Союза»; «Английское общество культурной связи с СССР», возникшее в 1924 г., «Ассоциация революционных писателей и художников Франции» и так далее.
Участники многих подобных организаций не просто сочувствовали революции, а стремились перенести ее в искусство и сделать неотъемлемой частью мировой культуры. Из восьми художников, писавших и лепивших Ленина с натуры в Кремле, трое было иностранцами: американец Оскар Цезаре, француз по гражданству, одессит по рождению Элиаш (Илья) Гринмани, англичанка Клэр Шеридан, которая писала: «Ленин, гений величайшей революции в истории человечества. Мне он представлялся живым воплощением мыслителя.»11. При этом одними изображениями Ленина иностранные мастера культуры не ограничивались: К. Шеридан вылепила также скульптурные бюсты Дзержинского, Троцкого, Красина, Каменева, Зиновьева, О. Цезаре писал Буденного, Воровского, Зиновьева, Калинина, Крупскую, Литвинова, Троцкого, Чичерина, а Э. Гринман создал портреты Д. Бедного, М. Горького, Г. Зиновьева. За натурными портретами большевиков шло тиражирование
9 Ленин В. И. Письмо Чарлзу П. Штейнмецу. Примечание //Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 45. М.: Изд-во политической литературы, 1982. С. 532-533.
10 Ленин В. И. Обществу друзей Советской России (в Америке). Примечание к письму // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 45. С. 564-565.
11 Шеридан К. Неприкрашенная правда // Иностранная
литература. 1961. № 4. С. 182, 183.
их образов в мировом искусстве, книжной графике, художественной литературе, средствах массовой информации, и как следствие — популяризация и мемориализация русской революции за рубежом.
В 1921 г. в центре Женевы на стене башни Молар был установлен барельеф «Женева — город изгнанников», на котором образ изгнанника олицетворял Ленин, в период 1895-1917 гг. пять раз останавливавшийся в столице Швейцарии, а в 1904-1905 гг. даже прописанный в ней в доме 91/93 по улице Каруж (ruede Carouge). В 1922 г. газета «The New York Times» в номере за 24 декабря опубликовала статью Оскара Цезаре «Lenin and His Moscow» («Ленин и его Москва»), рассказывавшую о работе в Кремле и приводившую иллюстрации зарисовок Ленина и Буденного. В 1924 г. на острове Куба в Гаване был установлен ленинский барельеф. В 1925 г. во Франции скульптор Н. Аронсон, эмигрировавший еще из царской России и лично знавший Ленина по Парижу начала XX в., изваял мраморный памятник вождя революции, а затем и копии с него.
Свой вклад в лениниану внес и «русский американец» Д. Д. Бурлюк. Под девизом «Легенду мы вытвердим в явь» он в 1927-1928 гг. создал в США несколько ярких образов Ленина — художественных и литературных. В работах «Красный Октябрь и предчувствия его в русской поэзии» и «Апофеоз Октября. Поэма к десятилетию Республики Советов» Бурлюк говорил своим читателям, что революция 1917 г. является «центральным событием нашей эпохи», вне которого «нет самоутверждения, да и определить себя можно только через Октябрь и для Октября»12. И как бы подтверждая эти слова, в 1928 г. в Турции, обретшей пять лет назад независимость, власти Стамбула возвели монумент «Республика» со скульптурами не только турецких маршалов и главного из них — М. К. Ататюрка, но и фигурами русских большевиков К. Ворошилова и С. Аралова, которые от имени советской власти активно помогали установлению в Турции республиканской формы правления.
Однако больше всего советских памятников за рубежом было возведено после победы СССР во Второй мировой войне. Это были не только воинские мемориалы, но и монументы Ленину и Сталину. Символизируя правоту и силу
12 Бурлюк Д. Д. Десятый Октябрь. Нью-Йорк: Изд-
во М. Н. Бурлюк, 1928. С. 6, 24.
революции, торжество советского строя, они в 1940- 1950-е гг. появились во всех странах народной демократии: в столице Албании Тиране, в болгарском городе Перник, в венгерских городах Будапешт, Веспрем, Дунакеси, Мишкольц-Диошдьёр, Цеглед, в монгольском Улан-Баторе, в немецких городах Айслебене и Лейпциге, в польском Поронине, в столице Словакии Братиславе, в чешских городах Подебраде и Пльзень и других местах. Даже в Антарктиде в 1958 г. был установлен ленинский бюст, куда его доставили участники второй Советской Антарктической экспедиции. Иногда ставились коллективные монументы: «Сталин, Черчилль и Рузвельт» на набережной Гааги в Нидерландах, «Ленин и Сталин» в Венгрии (Сегед) и Чехии (Оломоуц), «Ленин и Димитров» в Болгарии (Баня).
Наряду с монументами после войны в различных странах мира, в том числе капиталистических устанавливались мемориальные доски, например, в 1946 г. в Лонжюмо под Парижем, где в началеХХ в. существовала ленинская партийная школа; белая табличка на фасаде дома по Гранд-рю, 91 сообщала: «Здесь жил и работал в 1911 году В. И. Ленин — теоретик и вождь мирового коммунистического движения, основатель Советского Союза». А в 1949 г. в Венев в честь 70-летия Сталина на доме № 30 Шёнбрун-нершлоссштрассе ^ЛопЬгаппегёсЫо^габе) была закреплена мемориальная доска со словами: «В этом доме жил в январе 1913 года И. В. Сталин. Здесь он написал выдающееся произведение „Марксизм и национальный вопрос"».
Одновременно за рубежом стали создаваться музеи Ленина и русской революции. В 1945 г. в Праге, в здании Народного дома на Гиберн-ской улице, где в 1912 г. проходила VI Пражская конференция РСДРП, был организован музей В. И. Ленина с памятной доской в честь его пребывания в Праге и барельефом, посвященным Пражской конференции. Тогда же в Париже на улице Мари-Роз, в доме № 4, где Ленин провел три эмигрантских года, Французская коммунистическая партия создала музей «Кабинет-квартира В. И. Ленина» и установила мемориальную доску с барельефным изображением вождя и словами: «Ленин 21 апреля 1870-21 января 1924. Жил в этом доме в 1909-1912 годах». Подобная доска с силуэтом Ленина и словами о том, что он жил здесь в 1908-1909 гг., была размещена в 1945 г. и на парижском доме 24 по улице Бо-
нье. В 1946 г. в финском городе Тампере появился Музей В. И. Ленина, разместившийся в Доме рабочих. В середине 1950-х гг. в Кракове, в Варшаве и Поронине возникли музеи В. И. Ленина, хранившие память о его пребывании в Польше в 1912-1914 гг. Музеи Ленина были также в Германской Демократической Республике, Румынии, Словакии, Монголии.
Новая волна мемориализации русской революции за рубежом началась под влиянием двух крупных дат 1967 и 1970 гг.: 50-летия Октябрьской революции и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Так, в 1967 г. в Женеве на доме, в котором останавливался Ленин (ул. Плантапорэ, 3), была торжественно установлена мемориальная доска, гласившая по-французски: «Владимир Ильич Ульянов-Ленин, основатель Советского государства, жил в этом доме в 1904-1905 годах». Другая мемориальная доска была повешена в Цюрихе на доме 14 по улице Шпигельгассе, где в 1916-1917 гг. Ленин с Крупской снимали комнату; она сообщала по-немецки — «Здесь жил с 21 февр. 1916 по 2 апр. 1917 Ленин, вождь русской революции». В 1967 г. во Франции, в приморском городе Ментона была сооружена памятная стела с профилем большевистского наркома просвещения А. В. Луначарского, который в 1933 г. умер в местном отеле «Сесиль» (ныне «Эль Парадизо»).
В 1970 г. в честь столетнего юбилея Ленина в столице Финляндии Хельсинки его именем был назван парк, а в Италии появилось сразу два монумента Ленину: в маленьком городке Кавриа-го, жители которого поклонялись русской революции, и на острове Капри, где в 1908 и 1910 гг. останавливался революционный вождь — его профиль был выбит на трех поставленных друг на друга блоках белого каррарского мрамора со словами «Ленину — Капри». Не забыли на Капри и пролетарского писателя Горького, в честь которого на фасадах вилл, где он жил, были размещены памятные доски: на виллах «Спинола» (ныне «Беринг»), «Блезиус» и «Серфина» (ныне «Пьерина»). Во славу русской революции и ее вождя в Германии открылись два новых музея: сначала в Лейпциге «Музей-типография газеты «Искра»», а затем в городе Засниц (8а6п^) «Музей — вагон-мемориал В. И. Ленина» с «пломбированным вагоном», в котором Ленин с группой эмигрантов выехали из Германии в Россию.
В 1970-1980 гг. мемориальные доски, барельефы, бюсты и памятники Ленину имелись уже
во всех странах социалистического лагеря, а также в Австралии, Великобритании, Вьетнаме, Греции, Дании, Зимбабве, Йемене, Индии, Италии, Китае, Колумбии, на Кубе и Маврикии, в Мексике, Монголии, Нидерландах, Норвегии, США, Франции, Финляндии, Швеции. В 1986 г. были выпущены почтовые марки, посвященные музеям Ленина в Лейпциге, Поронине и Праге, а до этого почтовые марки с изображениями Ленина, Сталина, Горького и других деятелей русской революции выпускались в Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Колумбии, Китае, Никарагуа и других странах. Наконец, в 1987 г. снят документальный фильм «Foreverin Heartsof People» («Навечно в сердцах людей»), который рассказывал о Ленине на основе посвященных ему зарубежных экспозиций музеев и выставок Берлина, Братиславы, Варшавы, Кракова, Лейпцига, Лондона, Парижа, Праги, Турку, Улан-Батора и других городов.
В общем, на исходе XX в. ленинский образ вождя мировой революции знали уже практически на всех континентах. Авторами зарубежной ленинианы и произведений искусства, посвященных русской революции, были как советские, так и иностранные мастера культуры. Работы по-
следних экспонировались не только на их родине, но и в СССР, прежде всего в Центральном музее В. И. Ленина, где в 1980-е гг. «постоянно действовала выставка художественных произведений из 42 стран мира», а всего фонды этого музея хранили «работы в камне, стекле, металле и живописные полотна» из восьмидесяти стран мира13. Однако крах СССР и распад социалистической системы привел и к свертыванию ленинианы, а также всей мемориализации революции 1917 г. Музеи Ленина и большевистской партии прекратили свое существование, уступив место новым музеям и выставкам — коммунизма и тоталитаризма (Прага), независимости (Варшава) и даже динозавров (Улан-Батор). Лишь Финляндия сохраняет Музей Ленина в Тампере, да Мексика в 1990 г. открыла в Мехико мемориальный Дом-музей Л. Д. Троцкого. Мир быстро избавляется от коммунистических иллюзий, а вместе с ними и от советских памятников, которые все чаще предстают в поверженном, а то и вовсе карикатурном виде.
13 Владимир Ильич Ленин. Живопись, скульптура, графика из собрания Центрального музея В. И. Ленина. М.: Изобразительное искусство, 1986. С. 5.
Список литературы
1. Бурлюк Д. Д. Десятый Октябрь. Нью-Йорк: Изд-во М. Н. Бурлюк, 1928. — 24 с.
2. Владимир Ильич Ленин. Живопись, скульптура, графика из собрания Центрального музея
B. И. Ленина. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1986. — 197 с.
3. Дункан А. Моя исповедь. Рига: Книга для всех, 1928. — 269 с.
4. Истпарт // Российская музейная энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Прогресс; «Рипол Классик, 2001. —
C. 242.
5. Культура в нормативных актах Советской власти. 1917-1922. М.: ЗАО «Юридический Дом «Юсти-цинформ»», 2009. — 384 с.
6. Культура в нормативных актах Советской власти. 1923-1927. М.: ЗАО «Юридический Дом «Юсти-цинформ»», 2010. — 528 с.
7. Ленин В. И. Группе «Ciarte». Примечание к письму // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 45. М.: Изд-во политической литературы, 1982. — С. 580.
8. Ленин В. И. Обществу друзей Советской России (в Америке). Примечание к письму // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 45. С. 564-565.
9. Ленин В. И. Письмо Чарлзу П. Штейнмецу. Примечание// Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 45. М.: Изд-во политической литературы, 1982. С. 532-533.
10. Слуцкая Л. В. Театральное искусство Советской России в работах Анри Гильбо // Россия и франкоязычный мир в диалоге искусств: литература, живопись, театр, кинематограф. Королев: Моск. обл. гос. науч. б-ка им. Н. К. Крупской, 2013. С. 99-105.
11. Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. М.: AdMarginet, 1998. — 640 с.
12. Шеридан К. Неприкрашенная правда // Иностранная литература. 1961. № 4. — С. 179-183.
«WE WILLHARDEN THE LEGEND INTO REALITY...» 1917 REVOLUTION IN THE WORLD OF ART
AND CULTURE
Parkhomenko Tatiana Aleksandrovna,
Doctor in Historical Sciences, The Russian Institute of Cultural and Natural Heritage by
named D. S. Likhachev.Head of the centre. Bersenevskay anaberezhnaya, 20, Moscow, Russia, 119072,
Abstract
The article reveals the process of memorialisation of the revolution of 1917 in Russia andin the world, covering literature, painting, sculpture, cinema, decorative art; analyzes its results, determines the significance and place of revolutionary art in the cultural heritage of the country. Keywords
History, culture, Russia, world, revolution, cultural heritage.