Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ'

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / КОППИНГ-СТРАТЕГИИ (СОВЛАДАНИЕ) / ЭМОЦИОНАЛЬНО-АФФЕКТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / РЕЗИЛЬЕННТНОСТЬ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайфуллина Наталья Геннадиевна, Исмаилова Наиля Иркиновна

В статье приводятся результаты исследования защитных механизмов и копинг-стратегий студентов 1-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психология образования». Методами исследования стали метод поперечных срезов с использованием методик «Индекс жизненного стиля» (авторы Р. Плутчик, Г. Келлерман) и «Способы совладающего поведения» (авторы Р. Лазарус, С. Фолкман); метод первичной количественной обработки данных (среднее значение) и метод математической статистики t-критерий Стьюдента в программе Microsoft Exel. Исследование механизмов защиты показало, что у студентов первого и четвертого курсов наибольшую выраженность имеет механизм защиты «Проекция». Им свойственно приписывать окружающим собственные эмоции, чувства и действия как отрицательные и неприемлемые, так позитивные и одобряемые. У студентов второго и третьего курсов выражен механизм защиты «Рационализация». Это указывает на то, что они преодолевают конфликтные и фрустрирующие ситуации без сильных эмоциональных переживаний, предпочитая осмысливать их, используя псевдологические установки и убедительные доказательства. Наименьшую выраженность у всех студентов вне зависимости от курса обучения имеет защитный механизм «Замещение». Статистически достоверных различий по критерию t-Стьюдента между механизмами защиты у студентов по всем курсам обучения не обнаружено. В исследовании копинг-стратегий выявили различия между студентами первого и второго курсами в стратегиях совладающего поведения: «Бегство-избегание» (р=0,01), «Дистанцирование» (р=0,033). Студенты второго курса чаще используют данные стратегии поведения. Между вторым и третьим курсом обнаружены различия в копинг-статегии «Дистанцирование» (р=0,033). Студенты второго курса по сравнению с третьекурсниками чаще демонстрируют данную стратегию в сложных неопределенных ситуациях. Между первым и четвертым курсами также обнаружено различие по выраженности использования студентами копинг-стратегии «Бегство-избегание» (р=0,03). Студенты четвертого курса чаще используют стратегию избегания от проблем. Такие способы поведения играют наименьшую роль при совладании с трудностями при прохождении еженедельных практик в школе, требующих насыщенных межличностных контактов с участниками образовательных отношений и снижает личностную резильентность и развитие профессиональных компетенций будущего педагога-психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайфуллина Наталья Геннадиевна, Исмаилова Наиля Иркиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF PROTECTION AND COOPERATION AS INDICATORS OF THE RESISTANCE OF FUTURE PSYCHOLOGIST TEACHERS

The article presents the results of a study of defense mechanisms and coping strategies of 1st-4th year students enrolled in the field of study 44.03.02 "Psychological and Pedagogical Education", training profile "Psychology of Education". The research methods were the cross-sectional method using the "Lifestyle Index" (authors R. Plutchik, G. Kellerman) and "Methods of Coping Behavior" (authors R. Lazarus, S. Folkman) methods; the method of primary quantitative data processing (average value) and the method of mathematical statistics Student's t-test in Microsoft Excel. The least pronounced among all students, regardless of the course of study, is the protective mechanism "Replacement". Statistically significant differences according to the Student's t-test between the protection mechanisms of students in all courses of study were not found. The study of coping strategies revealed differences between first- and second-year students in coping behavior strategies: "Escape-avoidance" (p=0.01), "Distance" (p=0.033). Second-year students use these behavioral strategies more often. Differences in the coping strategy "Distance" were found between the second and third courses (p=0.033). Second-year students, compared to third-year students, more often demonstrate this strategy in complex uncertain situations. Between the first and fourth years, a difference was also found in the severity of the students' use of the coping strategy "Escape-Avoidance" (p=0.03). Fourth-year students use the strategy of avoiding problems more often. Such ways of behavior play the least role in coping with difficulties during the passage of weekly practices at school, which require rich interpersonal contacts with participants in educational relations and reduce personal resilience and the development of professional competencies of the future teacher-psychologist.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ»

Наиболее нелюбимыми являются дисциплины естественнонаучного цикла - 50% учащихся. 40% - отмечают в качестве нелюбимых дисциплины гуманитарного цикла, 10% - дисциплины математического цикла.

Таким образом, предметы естественнонаучного цикла не нравятся и сангвиникам, и флегматикам, и холерикам, но в большей степени эти предметы являются нелюбимыми у холериков. Это может объясняться тем, что холерик отличается повышенной возбудимостью и эмоциональной окрашенностью восприятия, а предметы данного цикла требуют усидчивости, терпения, необходимости заучивания.

Мотивация выбора данных дисциплин учащимися в качестве нелюбимых следующая: «данный предмет неинтересен», «предмет не нужен для будущей работы», «предмет не нужно знать всем», «не нравится, как преподает учитель», «не получаю удовольствия в изучении», «предмет трудно усваивается».

Выводы. В результате проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы.

Выявлено, что существуют особенности предпочтений у обучаемых с разным типом темперамента предметов разных циклов. Сангвиники, холерики и флегматики в большей степени предпочитают предметы математического цикла и физкультуру, чем предметы других циклов. Наряду с особенностями темперамента, это также можно объяснить наличием дифференциации профессиональных интересов в данном возрасте.

Предметы естественнонаучного цикла не нравятся и сангвиникам, и флегматикам, и холерикам, но в большей степени эти предметы являются нелюбимыми у холериков. Это может объясняться тем, что холерики отличаются повышенной возбудимостью, импульсивностью, выраженностью эмоциональных переживаний, а предметы данного цикла требуют усидчивости, терпения, необходимости заучивания.

Если учитывать проведенный нами ранее анализ мотивов предпочтения тех или иных дисциплин, то можно предположить, что также выбор может быть связан с дифференциацией профессиональных интересов и склонностей, спецификой учебного заведения.

Литература:

1. Айзенк, Г.Ю. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон. - М.: ООО «Когито-Центр», 2000. - 283 с.: ил., табл.

2. Акимова, М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С. 71-78.

3. Базылевич, Т.Ф. К психологии целостной индивидуальности / Т.Ф. Базылевич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 207 с.

4. Белоус, В.В. К исследованию влияния типов темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности / В.В. Белоус // Вопросы психологии. - 1986. - №3. - С.113-121.

5. Голубева, Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям / Э.А. Голубева // Психологический журнал. - 1995. - №1. - С. 64-74.

6. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова [и др]; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

7. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е П. Ильин. - Спб.: Питер, 2004. - 701 с.

8. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 482 с.

9. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: Учеб. пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

10. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. - М.: Научный фонд «Первая исследовательская лаборатория им. акад. В.А. Мельникова», 2000. - 208 с.

11. Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента / А.И. Крупнов. - М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1992 (1993). - 79 с.

12. Лейтес, Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1982. -№4. - С. 36-49.

13. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избр. психол. труды / В.С. Мерлин. - М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 445 с.

14. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: учеб.пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Флинта, 2008. - 280 с.

15. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б.М. Теплов: под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с.

16. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

Психология

УДК 37.015.3

старший преподаватель Гайфуллина Наталья Геннадиевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-

ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования защитных механизмов и копинг-стратегий студентов 1-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психология образования». Методами исследования стали метод поперечных срезов с использованием методик «Индекс жизненного стиля» (авторы Р. Плутчик, Г. Келлерман) и «Способы совладающего поведения» (авторы Р. Лазарус, С. Фолкман); метод первичной количественной обработки данных (среднее значение) и метод математической статистики t-критерий Стьюдента в программе Microsoft Exel. Исследование механизмов защиты показало, что у студентов первого и четвертого курсов наибольшую выраженность имеет механизм защиты «Проекция». Им свойственно приписывать окружающим собственные эмоции, чувства и действия как отрицательные и неприемлемые, так позитивные и одобряемые.

У студентов второго и третьего курсов выражен механизм защиты «Рационализация». Это указывает на то, что они преодолевают конфликтные и фрустрирующие ситуации без сильных эмоциональных переживаний, предпочитая осмысливать их, используя псевдологические установки и убедительные доказательства. Наименьшую выраженность у всех студентов вне зависимости от курса обучения имеет защитный механизм «Замещение». Статистически достоверных различий по критерию t-Стьюдента между механизмами защиты у студентов по всем курсам обучения не обнаружено. В исследовании копинг-стратегий выявили различия между студентами первого и второго курсами в стратегиях совладающего поведения: «Бегство-избегание» (р=0,01), «Дистанцирование» (р=0,033). Студенты второго курса чаще используют данные стратегии поведения. Между вторым и третьим курсом обнаружены различия в копинг-статегии «Дистанцирование» (р=0,033). Студенты второго курса по сравнению с третьекурсниками чаще демонстрируют данную стратегию в сложных неопределенных ситуациях. Между первым и четвертым курсами также обнаружено различие по выраженности использования студентами копинг-стратегии «Бегство-избегание» (р=0,03). Студенты четвертого курса чаще используют стратегию избегания от проблем. Такие способы поведения играют наименьшую роль при совладании с трудностями при прохождении еженедельных практик в школе, требующих насыщенных межличностных контактов с участниками образовательных отношений и снижает личностную резильентность и развитие профессиональных компетенций будущего педагога-психолога.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, коппинг-стратегии (совладание), эмоционально-аффективное реагирование, резильеннтность, будущие педагоги-психологи.

Annotation. The article presents the results of a study of defense mechanisms and coping strategies of 1st-4th year students enrolled in the field of study 44.03.02 "Psychological and Pedagogical Education", training profile "Psychology of Education". The research methods were the cross-sectional method using the "Lifestyle Index" (authors R. Plutchik, G. Kellerman) and "Methods of Coping Behavior" (authors R. Lazarus, S. Folkman) methods; the method of primary quantitative data processing (average value) and the method of mathematical statistics Student's t-test in Microsoft Excel. The least pronounced among all students, regardless of the course of study, is the protective mechanism "Replacement". Statistically significant differences according to the Student's t-test between the protection mechanisms of students in all courses of study were not found. The study of coping strategies revealed differences between first- and second-year students in coping behavior strategies: "Escape-avoidance" (p=0.01), "Distance" (p=0.033). Second-year students use these behavioral strategies more often. Differences in the coping strategy "Distance" were found between the second and third courses (p=0.033). Second-year students, compared to third-year students, more often demonstrate this strategy in complex uncertain situations. Between the first and fourth years, a difference was also found in the severity of the students' use of the coping strategy "Escape-Avoidance" (p=0.03). Fourth-year students use the strategy of avoiding problems more often. Such ways of behavior play the least role in coping with difficulties during the passage of weekly practices at school, which require rich interpersonal contacts with participants in educational relations and reduce personal resilience and the development of professional competencies of the future teacher-psychologist.

Key words: psychological defense mechanisms, coping strategies, emotional and affective response, resilience, future educational psychologists.

Данная работа выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства

Казанского федерального университета

Введение. Актуальность исследования заключается в выявлении закономерности смены механизмов защиты на копинг-стратегии (совладание) у будущих педагогов-психологов как дифференцированный показатель их личностной резильентности. Такие изменения наблюдаются в процессе практико-ориентированного обучения студентов.

Практико-ориентированное обучение представляет собой прохождение студентами учебных и производственных практик в общеобразовательной школе «Университетская», являющейся структурным подразделением Казанского федерального университета. Все практики распределены с первого курса по четвертый так, что студенты посещают школу с периодичностью 1-2 раза в неделю. Такой вариант совмещения обучения в вузе и выполнения заданий практик в школе дает возможность студентам, преодолевая трудности, мягко входить в профессию. Переходя с курса на курс, студенты приобретают навык взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, учатся справляться с эмоциональными состояниям и быть эффективными в коммуникации [2, С. 283].

В процессе обучения происходит становление как профессионально-важных качеств педагога-психолога, так и формирование конструктивных личностных характеристик, необходимых для резильентности будущего педагога-психолога. Такими конструктивными характеристиками являются копингн-стратегии (совладание), которые способствуют выработке рациональных способов поведения, обеспечивают благополучное личностное развитие, формируют психологические ресурсы и зрелые способы адаптации к трудностям. Иррациональными способами поведения являются механизмы защиты, выступающие способами эмоционально-аффективного реагирования, формирующиеся у человека с детства и изменяющиеся в зависимости от степени удовлетворения потребностей личности. Механизмы защиты иррациональны, пассивны, неконструктивны, в случае их закрепления становятся дезадаптивными, тогда как копинг-стратегии - рациональны, активны, конструктивны, активизируют поведенческие усилия для разрешения конфликтов [3, С. 322].

Изложение основного материала статьи. Для профессионального становления и приобретения компетенций педагога-психолога необходима смена механизмов защиты на копинг-стратегии, которые позволят будущему специалисту стать резильентной личностью, способной профессионально взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, готовой адаптироваться к различным социальным группам, находить баланс между негативными и позитивными эмоциями. Личностная резильентность представляет собой внутренние ресурсы человека, позволяющие ему преодолевать трудные жизненные обстоятельства с возможностью эмоционально восстанавливаться, развиваться, проявлять конструктивное поведение во взаимодействии с окружающими [4, С. 360].

Преподаватели кафедры психологии Елабужского института Казанского федерального университета провели исследование у студентов очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психология образования». Общая выборка респондентов составила 51 человек. Из них студентов первого курса составило 10 человек, второго курса - 13 человек, третьего курса - 16 человек и четвертого курса -12 человек.

Целью исследования явилось выявление защитных механизмов и копинг-стратегий студентов в зависимости от курса обучения в вузе. Мы предположили, что резильентость будущих педагогов-психологов формируется в зависимости от специальных условий обучения в виде практико-ориентированного подхода, способствующий смене иррациональных механизмов защиты на рациональные коппинг-стратегии.

Методика «Индекс жизненного стиля» предназначена для выявления свойственных личности психологических защитных механизмов и степени их выраженности. Механизмы защиты представляют собой бессознательные импульсы, помогающие подавить неприятные, травмирующие психику переживания. Насчитывается восемь механизмов защиты, определяющие особенности психоэмоционального устройства человека, степень его зрелости и осознанности. Методика содержит список утверждений о себе, с которыми человек соглашается или не соглашается. Всем механизмам присваиваются количественные значения в зависимости от выраженности и интенсивности защитной реакции. В результате, с чем с большим количеством утверждений по конкретному механизму защиты согласился человек, тем выше показатель его напряженности. Если общая напряженность всех механизмов защиты выше 50%, то имеются неразрешенные личностные внутренние конфликты. Адаптированные и зрелые личности используют наименьшее количество защитных механизмов, а дезадаптированные и инфантильные к жизни в гораздо большей степени.

Методика «Способы совладающего поведения» использовалась для выявления копинг-стратегий, позволяющих справиться с трудными жизненными ситуациями путем их преодоления, либо уменьшения их отрицательных последствий, либо избегания этих трудностей, либо терпеливым к ним отношением. Респондентам предлагаются утверждения, касающиеся поведения в трудной жизненной ситуации, которые они оценивают их как часто или редко проявляющиеся. Копинг-стратегии способствуют развитию ответственности, самоконтроля и планированию решения задач, но они требуют от человека большой затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий.

В результате первичной статистики по методике «Индекс жизненного стиля» получили средние значения (в %) выраженности защитных механизмов у студентов (Таблица 1).

Таблица 1

Средние значения по методике Индекс жизненного стиля»

Защитные механизмы (в %) 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Вытеснение 25 27,7 19,5 29,2

Замещение 11 17,7 17,6 10,8

Проекция 40,8 38,4 36,1 46,4

Гиперкомпенсация 25 24,6 21,4 17,5

Регрессия 23,2 31,4 29,9 28

Отрицание 30,4 28,5 30,8 39,4

Компенсация 32 26,2 27,6 33,3

Рационализация 32,4 40,4 37,1 32

У студентов первого и четвертого курсов наибольшую выраженность имеет механизм защиты «Проекция» (40,8% и 46,4%). Им свойственно приписывать окружающим собственные эмоции, чувства и действия как отрицательные и неприемлемые, так позитивные и одобряемые. Поэтому негативными следствиями такой защиты является приписывание студентами своей агрессии, недоброжелательности, беспокойства, страха и т.п. другим людям, которые они замечают в них, чтобы избавиться и оправдать локализованные собственные негативные состояния. Это помогает снизить ответственность за неприемлемые собственные импульсы через восприятие их в качестве чужих. В то же время позитивным следствием проекции является сопереживание студентами первого и четвертого курса эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют и выразить сострадание. Это помогает поставить себя на место другого и выстроить эффективные межличностные отношения, договориться и выработать стратегию, удовлетворяющую обе стороны.

У студентов второго и третьего курсов выражен механизм защиты «Рационализация» (40,4% и 37,1%). Это указывает на то, что они преодолевают конфликтные и фрустрирующие ситуации без сильных эмоциональных переживаний, предпочитая осмысливать их, используя псевдологические установки и убедительные доказательства. Отрицательное следствие рационализации заключаются в том, что студенты не решают проблему, а склонны отодвигать её решение на более позднее время или при других обстоятельствах. Положительным следствием рационализации является снижение градуса внутриличностного конфликта или психотравмирующей ситуации, обесценивание их значимости, помогая предотвратить студентам потерю самоуважения.

Наименьшую выраженность у всех студентов вне зависимости от курса обучения имеет защитный механизм «Замещение» (у первого курса - 11%, у второго - 17,7%, у 3 курса - 17,6 и у 4 курса - 10,8%). Это означает, что будущие педагоги-психологи не склонны разряжать подавленные (как правило, негативные) эмоции и чувства на слабые и незащищенные объекты.

Статистически достоверных различий по критерию ^Стьюдента между механизмами защиты у студентов по всем курсам обучения не обнаружено. Это можно объяснить тем фактом, что защитные механизмы личности формируются до профессионального обучения в процессе онтогенеза, студенты педагоги-психологи обладают общим психотипом, характерным для данной профессии [1, С. 79].

В результате первичной статистики по методике «Способы совладающего поведения» получили средние значения (в %) выраженности копинг-стратегий у студентов (Таблица 2).

Таблица 2

Средние значения выраженности копинг-стратегий по методике «Способы совладающего поведения»

Копинг-стратегии (в %) 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Конфронтационный копинг 45,5 50,5 53,3 49,4

Дистанцирование 47,2 62,2 52,2 56,1

Самоконтроль 65,7 65,7 65,2 60

Поиск социальной поддержки 62,7 65,5 66,1 66,1

Принятие ответственности 65,8 73,3 70 60,8

Бегство-избегание 45,8 64,5 57,9 60

Планирование решения проблемы 77,7 72,2 68,8 51,25

Положительная переоценка 61,9 70,4 70,9 63,8

У студентов первого курса наиболее выражено совладающее поведение «Планирование решения проблемы (77,7%), у студентов второго года обучения - «Принятие ответственности» (73,3%), у третьего курса - «Положительная переоценка» (70,9%), у четвертого курса - «Поиск социальной поддержки» (66,1%).

Первокурсникам свойственно проявлять адаптивную копинг-стратегию «Планирование решения проблемы» способствующую к конструктивному разрешению каких-либо жизненных трудностей за счет прошлого опыта, целенаправленного анализа сложившейся ситуации, разработки плана собственных действий.

Второкурсникам в большей степени свойственно «Принятие ответственности», что выражается в способности признавать свою роль в возникновении проблемы и нести ответственность за ее решение с отчетливой самокритикой и самообвинением. Им свойственно искать причины возникших трудностей в собственных недостатках и ошибках, а не в других.

У третьекурсников в большей степени проявляется копинг-стратегия «Положительная переоценка», позволяющая им преодолевать негативные переживания проблем за счет нахождения в них стимула для личностного роста и философского осмысления.

У студентов четвертого курса предпочитаемая копинг-стратегия - «Поиск социальной поддержки». Такая стратегия позволяет им разрешать проблемы за счет привлечения внешних ресурсов, ориентироваться на взаимодействие с другими людьми, ожидая от них внимания и сочувствия. Они склонны обращаться за рекомендациями к экспертам, компетентным специалистам, а также ожидают от них помощи конкретными действиями.

Наименьшую выраженность совладающего поведения у студентов первого и второго и четвертого курсов имеет «Конфронтационный копинг» (45,5%, 50,5% и 49,4%), у третьего курса «Дистанцирование» (52,2%).

Студенты 1, 2 и 4 курсов в меньшей степени используют стратегию конфронтации, следовательно, им не свойственна агрессия, враждебность, конфликтность и импульсивность поведения в трудных ситуациях.

Третьекурсникам в меньшей степени характерно снижать значимость той или иной проблемы. То есть им сложно дистанцироваться от проблемы, снизить ее значимость, следовательно, они эмоционально вовлечены в нее.

По каждой копинг-стратегии провели анализ различий между курсами при помощи статистического критерия t-Стьюдента.

Статистически достоверные различия были обнаружены между студентами первого и второго курсами в стратегиях совладающего поведения: «Бегство-избегание» (р=0,01), «Дистанцирование» (р=0,033). Студенты второго курса чаще используют данные стратегии и преодолевают трудные жизненные ситуации и снижают эмоциональное напряжение через отрицание и игнорирование проблемы, снижение ее значимости, погружения в фантазии, пассивное поведение.

Между вторым и третьим курсом обнаружены различия в копинг-стратегии «Дистанцирование» (р=0,033). Студенты второго курса по сравнению с третьекурсниками чаще демонстрируют стратегию дистанцирования в сложных неопределенных ситуациях.

Между первым и четвертым курсами также обнаружено различие по выраженности использования студентами копинг-стратегии «Бегство-избегание» (р=0,03). Студенты четвертого курса чаще используют стратегию избегания от проблем. Они в силу специфики поведения меньше ориентированы на активные действия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

Выводы. Таким образом, всем студентам, будущим педагогам-психологам, обучающихся на очной форме обучения характерны одни и те же механизмы психологической защиты, так как статистически значимых различий между ними обнаружено не было. Это происходит в связи с тем, что защитные механизмы личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте в процессе онтогенеза, поэтому студенты педагоги-психологи схожи по способам аффективно-эмоционального реагирования.

Исследование копинг-стратегий, являющиеся показателем совладающего поведения с трудностями показало, что только студенты второго и четвертого курсов преодолевают трудные жизненные ситуации и снижают эмоциональное напряжение через отрицание и игнорирование проблемы, снижение ее значимости, погружения в фантазии, пассивное поведение. Такие способы поведения играют наименьшую роль при совладании с трудностями при прохождении еженедельных практик в школе, требующих насыщенных межличностных контактов с участниками образовательных отношений и снижает личностную резильентность и развитие профессиональных компетенций будущего педагога-психолога.

На основании исследования необходимо педагогам вуза разработать систему мероприятий для психолого-педагогического сопровождения студентов во время практико-ориентированного обучения с целью развития у них конструктивных копинг-стратегий.

Литература:

1. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - 656 с.

2. Гайфуллина, Н.Г. Особенности подготовки педагогов-психологов в системе "вуз - университетская школа" / Н.Г. Гайфуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 282-285. - EDN TJGGXX.

3. Исмаилова, Н.И. Защитное поведение и осмысленность жизни в трудной жизненной ситуации (на примере женщин и мужчин) / Н.И. Исмаилова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 319-323.

4. Ушатикова, И.И. Факторы формирования резильентности будущего педагога в системе вузовской профессиональной подготовки / И.И. Ушатикова, Н.Н. Асхадуллина, Л.Р. Халиуллина // Вопросы педагогики. - 2022. -№ 5-1. - С. 358-361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.