Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ВОЗРАСТНОЙ ИЗМЕНЯЕМОСТИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ОБ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ВОЗРАСТНОЙ ИЗМЕНЯЕМОСТИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛОСТИ / КУРСАНТЫ / DEFENSIVE AND COPING BEHAVIOR / COPING / PSYCHOLOGICAL DEFENCE / PERIODS OF ADULTHOOD / CADETS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лапкина Е.В.

В статье приводятся результаты двух исследований, направленных на выявление специфики защитно-совладающего поведения личности. Приведены результаты, характеризующие особенности стрессового ответа в юношеском возрасте, в первом и втором периоды среднего возраста. Выводы о связях психологических защит и копинг-стратегий подтверждаются результатами лонгитюдного исследования, проведенного с курсантами военно-технического вуза. Существует разная динамика в интеграции и дифференциации стратегий совладающего поведения и механизмов психологической защиты в разные периоды взрослого возраста. От юношества к зрелости увеличиваются интеграционные тенеденции защитно-совладающего поведения. Динамика защитно-совладающего поведения курсантов во время обучения в вузе не настольно очевидна - от младших курсов к старшим сменяют друг друга периоды снижения и увеличения интеграции защитно-совладающего поведения. Обнаружено, что копинг, направленный на решение проблемы минимизирует присутствие незрелых защитных механизмов в защитно-совладающем профиле личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ORGANIZATION AND AGE-RELATED VARIABILITY OF DEFENSIVE AND COPING BEHAVIOR OF THE PERSON

The article presents the results of two studies aimed at identifying the specifics of protective and coping behavior of the individual. The results describing the features of the stress response in adolescence, in the first and second periods of middle age are presented. Conclusions about the links between psychological defenses and coping strategies are confirmed by the results of a longitudinal study conducted with cadets of a military-technical University. There are different dynamics in the integration and differentiation of coping strategies and mechanisms of psychological protection in different periods of adult age. From youth to maturity increase integration tendencies of protective and coping behavior. The dynamics of defensive and coping behavior of cadets during their studies at the University is not necessarily obvious - from junior to senior courses, periods of decreasing and increasing integration of defensive and coping behavior follow each other. It was found out that coping aimed at solving the problem minimizes the presence of immature defense mechanisms in the defense-coping profile of the individual.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ВОЗРАСТНОЙ ИЗМЕНЯЕМОСТИ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.9.07

Об организованности и возрастной изменяемости защитно-совладающего поведения личности

About organization and age-related variability of defensive and coping behavior of the person

Лапкина Е.В., Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, elena-lapkina@inbox. ru

Lapkina E., Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, Elena-lapkina@inbox.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.032

Ключевые слова: защитно-совладающее поведение, копинг, психологическая защита, периоды взрослости, курсанты.

Keywords: defensive and coping behavior, coping, psychological defence, periods of adulthood, cadets.

Аннотация. В статье приводятся результаты двух исследований, направленных на выявление специфики защитно-совладающего поведения личности. Приведены результаты, характеризующие особенности стрессового ответа в юношеском возрасте, в первом и втором периоды среднего возраста. Выводы о связях психологических защит и копинг-стратегий подтверждаются результатами лонгитюдного исследования, проведенного с курсантами военно-технического вуза. Существует разная динамика в интеграции и дифференциации стратегий совладающего поведения и механизмов психологической защиты в разные периоды взрослого возраста. От юношества к зрелости увеличиваются интеграционные тенеденции защитно-совладающего поведения. Динамика защитно-совладающего поведения курсантов во время обучения в вузе не настольно очевидна - от младших курсов к старшим сменяют друг друга периоды снижения и увеличения интеграции защитно-совладающего поведения. Обнаружено, что копинг, направленный на решение проблемы минимизирует присутствие незрелых защитных механизмов в защитно-совладающем профиле личности.

Abstract. The article presents the results of two studies aimed at identifying the specifics of protective and coping behavior of the individual. The results describing the features of the stress response in adolescence, in the first and second periods of middle age are presented. Conclusions about the links between psychological defenses and coping strategies are confirmed by the results of a longitudinal study conducted with cadets of a military-technical University. There are different dynamics in the integration and differentiation of coping strategies and mechanisms of psychological protection in different periods of adult age. From youth to maturity increase integration tendencies of protective and coping behavior. The dynamics of defensive and coping behavior of cadets during their studies at the University is not necessarily obvious - from junior to senior courses, periods of decreasing and increasing integration of defensive and coping behavior follow each other. It was found out that coping aimed at solving the problem minimizes the presence of immature defense mechanisms in the defense-coping profile of the individual.

Введение. Жизнь взрослого человека наполнена массой ситуаций повседневного и интенсивного стресса. Возможность

вариативности стратегий преодоления стресса, эффективность способов по снижению эмоционального накала трудных ситуаций влияет на самочувствие личности, степень ее удовлетворения существующими жизненными условиями, уверенность в свои силы.

Преодоление стрессовой ситуации, устранение психологического дискомфорта от нежелательных событий происходит как на осознаваемом уровне, так и на уровне бессознательной психики [2].

Несмотря на разнообразие мнений по поводу объединения психологической защиты и копинг-поведения, большинство ученых склонны интегрировать их в единую систему защиты личности от тревоги - защитно-совладающее поведение. При этом указывается ряд характерных черт: 1) уровневая структура (копинг как бы вырастает из защит, которая предопределяет зрелость и вариативность используемого защитно-совладающего арсенала взрослой личности) [1]; 2) защитная система личности влияет на функционирование личности в целом [5]. Система эта является сложной, поскольку включает в себя как адаптивные, так и

дезадаптивные защитные механизмы и стратегии совладающего поведения. Проявляясь в разнообразных сторонах активности личности, она косвенно свидетельствует о степени соответствия поведения человека предъявляемым требованиям.

Материалы и методы исследования. Нами были предприняты исследования, направленные на: 1) выявление специфики связи между отдельными механизмами защитного поведения и стратегиями/стилями совладания личности; 2) рассмотрение степени изменяемости

(выраженности) защитных механизмов и копинг-стратегий с течением времени.

В рамках первого исследования, проведенного методом срезов, нами выявлялись особенности защитно-совлвдающего поведения взрослых. В исследовании приняли участие 289 человек в возрасте от 17 до 60 лет. Сравнивались результаты испытуемых трех возрастных групп по следующим методикам: 1) Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б.

Клубовой и др.); 2) Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Норман С. Эндлер, Джеймс А. Паркер; адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); 3) Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга (взрослый вариант) в адаптации Н.В. Тарабриной [4]. Обработка результатов осуществлялась с помощью программы Statistica. Критериями анализа выступили: критерий различий (U-критерий Манна-Уитни); корреляционный анализ Спирмена, структурный анализ по обобщённым показателям индекса организованности, интегративности и

дифференцированности структуры (А.В. Карпов).

Результаты исследования. Проведенное исследование позволило получить ряд особенностей защитно-совладающего поведения взрослых. Во-первых, было выявлено, что защитно-совладающее поведение имеет тенденцию к интегрированию от юношеского к зрелому возрасту. Использовались показатели, введенные А.В. Карповым для выявления степени организованности структуры [3].

Таблица 1. - Показатели организованности, интегрированности и дифференцированности защитно-совладающего поведения в разные периоды взрослости

Возрастная группа

I возрастная группа II возрастная группа III возрастная группа

Организованность структуры 386 590 642

Интегрированность структуры 151 442 497

Дифференцированность структуры 235 148 145

На основе этих данных мы можем заключить, что с возрастом поведение людей в стрессе становится более адаптивным, основывающемся на большом количестве связей между мехнаизмами психологической защиты и стилями копинг-поведения. Защитно-совладающее

поведении становится менее

дифферецированным и более интегрированным.

Во-вторых, было обнаружено, что эмоционально-ориентированный стиль

совладающего поведения «вырастает» из незрелых психологических защит: реактивного образования (г=0,40, при р<0,001); регрессии (г=0,34, при р<0,001); замещения (г=0,32, при р<0,001); компенсации (г=0,24, при р<0,01); проекцией (г=0,21, при р<0,05); ЭОК напрямую связан с общим профилем защитного поведения взрослых (г=0,29, при р<0,01). Аналогично было обнаружено, что проблемно-ориентированный копинг связан со зрелыми защитами: интеллектуализация (г=0,24, при р<0,001) [7].

В-третьих, были выявлены также и частные (основанные на шкалах с наибольшим коррелляционным весом) паттерны защитно -

совладающего поведения взрослых, характерные для разных возрастных групп. Приведем некоторые из них.

Полученные паттерны позволили сделать предположение о наличии устойчивых связей защитно-совладающего поведения разных возрастных групп. К примеру, паттерн «Внешняя агрессия» позволяет юношам и девушкам справляться с негативными эмоциями (с переносом вины во вне) посредством перенесения их с недоступного объекта на доступный. Следующий паттерн «Пассивный уход», выявленный в группе людей после 30 лет, демонстрирует инфантильных «уход» от проблем, основанный на защитном поведении (компенсации, замещения, реактивного образования и т.д.) и осознанном отвлечении. Паттерн «Энергичное разрешение указывает на способность личности после 45 лет использовать настойчивые (иногда - агрессивные) действия при разрешении проблем. В целом усредненный профиль защитного и совладающего поведения личности отличался в зависимости от возраста [8].

Рисунок 1. - Паттерны защитно-совладающего поведения в разных возрастных группах

Паттерн поведения «Внешняя агрессия» (юношеский возраст)

Паттерн поведения «Пассивный уход» (первый период среднего возраста)

Паттерн поведения «Энергичное разрешение» (второй период среднего _возраста)_

Условные обозначения корреляционных связей:

полож. корреляция (p<0,05)

отриц. корреляция (p<0,05)

полож. корреляция (p<0,01)

отриц. корреляция (p<0,01)

полож. корреляция (p<0,001)

отриц. корреляция ( p<0,001)

Проведенное исследование частично позволило ответить на поставленные вопросы, но необходимо было сделать погрешность в связи со спецификой его организации. Метод срезов позволяет получить усредненные результаты, без специфики индивидуальных личностных изменений.

Реализованное лонгитюдное исследование позволило уточнить специфику изменений в защитно-совладающем на примере курсантов. В исследовании приняли участие 60 юношей, курсантов военно-технического вуза. В статье будут приведены данные курсантов с первого по четвертый курс включительно. Применялись

Анализ показателей организованности, интегрированности и диффернцированности защитно-совладающего поведения позволяет увидеть его динамику на разных курсах. Наиболее «организованным» является второй курс, а наименее - третий. Такая картина может быть обусловлена достижением адаптации курсантами второго курса, пониманием

следующие методики: 1. «Опросник проактивного совладающего поведения»; 2. Опросник «Диагностика механизмов

психологической защиты» Л.Ю. Субботиной. 3. Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой); 4. «Пятифакторный опросник личности» (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова [4]. Обработка результатов осуществлялась с помощью программы Statistica, осуществлялась на основе методов математической статистики, в частности, Т-критерия Стьюдента и анализа ранговой корреляции Спирмена.

требований, принятием условий военного вуза, и общей социализацией курсантов [2]. Третий год обучения характеризуется частичным недовольством курсантов, неудовлетворенностью условиями. Выявленный факт перекликается и с результатами исследований, проведенных на выборке студентов [9]. На основе анализа степени объединенности и разобщенности в защитно-

Таблица 2. - Показатели организованности, интегрированности и дифференцированности защитно-совладающего поведения курсантов на разных курсах

Возрастная группа

I курс II курс III курс IV курс

Организованность структуры 321 335 239 368

Интегрированность структуры 266 315 189 286

Дифференцированность структуры 55 20 51 82

совладающем поведении курсантов также можно Различия в популярности психологических

предположить уникальность стрессового ответа защит и механизмов защиты подтверждаются на

курсантов разных курсов. при анализа значимости различий.

Примечание: * - различия на уровне значимости р<0,05; ** - различия на уровне значимости р<0,01; *** - различия на уровне значимости р<0,001

Рисунок 2. - Показатели проактивного совладающего поведения курсантов с первого по четвертый курс

Отмечается существенное снижение показателя проактивного совладающего поведения курсантов на третьем курсе (в сравнении со вторым и четвертым курсами). На основе полученных результатов можно сделать предположение о том, что курсанты, как и студенты гражданских вузов, переживают кризис третьего курса. В нашем исследовании это подтверждается тем, что юноши перестают

накапливать ресурсы для возможного совладания, их защитно-совладающее поведение становится более разобщенным, менее вариативным (уменьшается количество вариантов поведения в стрессе), менее гибким. Шамионов Р.М. также отмечает, что на третьем году обучения у курсантов снижается предпочтение активных и просоциальных форм поведения и усиливаются пассивные и асоциальные стратегии [10].

Примечание: * - различия на уровне значимости р<0,05; ** - различия на уровне значимости р<0,01; *** - различия на уровне значимости р<0,001; + - тенденции достоверных различий на уровне значимости р<0,10

Рисунок 3. - Показатели механизмов психологической защиты курсантов от первого к четвертому курсу

<N4.

оо

* т^Ц-а о

■ 1-й курс □ 2-й курс Н 3-й курс

■ 4-й курс

Изменения в защитном поведении курсантов иллюстрирует рисунок 3.

Выявлены как защиты, существенно снижающиеся от первого курса к последнему, по мере взросления курсантов (смещение, формирование реакции), так и имеющие разную динамику в течение всего периода обучения. Причем, поскольку речь идет об относительно небольшом периоде (в контексте человеческой

жизни), то сложно судить о том, становится ли защитное поведение курсантов более зрелым или менее. Защитные механизмы имеют свою уникальную динамику (к примеру, показатель зрелой защиты компенсации - растет, а сублимации - снижается).

Аналогичная ситуация со взрослой выборкой, приведем некоторые паттерны защитно-совладающего поведения курсантов [6].

Условные обозначения корреляций: полож. корреляция - (р<0,01)

полож. корреляция (р<0,001)

Рисунок 4. - Паттерн защитно-совладающего поведения (превентивный копинг, II курс)

Превентивный копинг предполагает антиципацию возможных трудностей курсантов. На втором курсе эта способность складывается из возможности отрицать то, что не является значимым направлять энергию на решение проблемы, самореализовываться. Превентивное преодоление также связано с проявлением черт личности необходимых «для дела»

(настойчивости, контролирования,

предусмотрительности), так и важных для общения (получения информации из социума) -теплота, артистичность, эмоциональная стабильность и т.д.

В качестве сравнения приведем паттерн, основанный на превентивном преодолении также, но характеризующий третьекурсника.

Условные обозначения корреляций:

_ полож. корреляция _ _ отриц. корреляция

(p<0,01) " (p<0,001)

Рисунок 5. - Паттерн защитно-совладающего поведения (превентивный копинг, III курс)

Превентивное преодоление, оставаясь на структурообразующих позициях на третьем курсе, имеет меньший структурный вес в сравнении со вторым. И основывается оно только на расслабленности и сдержанности (личностные особенности). Предположим, что если на предыдущем курсе курсанты накапливали ресурсы для преодоления, то на третьем курсе идет речь о ресурсах, направленных на сохранение сил в целом. Формирование такого «сдерженно-расслабленного» типа помогает «держаться на плаву» когда не понятно правильно ли был сделан профессиональный выбор, есть сложности видения себя в профессии в дальнейшем. Акцент делается на этих переживаниях потому, что профессиональная сфера является очень важной для курсантов, в военном училище они находятся практически постоянно (особенно на младших курсах).

Заключение. Проведенные исследования позволяют сделать несколько обобщающих выводов о связи и изменяемости механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения с течением времени.

1. Защитно-совладающее поведение личности, представленное психологическими защитами и копинг-стратегиями/стилями способно изменяться как в течение относительно небольших временных промежутков (в период обучения в вузе, к примеру), а также при переходе от одного возрастного периода к следующему периоду взрослого онтогенеза в целом. Данный результат обнаружен как на уровне анализа

организованности, интегрированности и дифференцированности структуры, так и на уровне анализа значимости различий в выраженности показателей в разные возрастные периоды, анализа коррелограмм.

2. Существуют статистические и логически обоснованные связи между отдельными психологическими защитами и стилями/стратегиями совладающего поведения. Проблемно-ориетированный стиль связан со зрелыми защитными механизмами (сублимация, компенсация, рационализация). Предположим, что эти защитные механизмы, формируясь в поздние этапы детского онтогенеза, имеет большую осознанность, целенаправленность, чем незрелые защиты. Зрелые защиты как раз становятся основой для формирования ПОК. В целом, кстати, эмоционально-ориентированный и проблемно-ориентированный копинг имеют отрицательные связи друг с другом. А положительные связи ЭОК имеет с незрелыми защитами - отрицанием, формированием реакции и т.д. [7].

3. Существует возрастная динамика в объединении и разобщении защитных механизмов и стратегий совладающего поведения. Создавая поведенческие паттерны, они имеют отличнуют структуру на разных возрастных этапах. Причем, большей организованностью и интегрированностью структуры характеризуются паттерны относительно спокойных, некризисных возрастных периодов. Кризисные отличаются

меньшим колическтвом положительных связей между защитами и копингами и большим количеством отрицательным.

Полученные результаты открывают поле для новых вопросов. В частности, требует определения место конкретных защит и копингов на континууме от интрапсихики к осознанному поведению. Раз идет речь о зрелых и незрелых механизмах, об адаптивных и дезадаптивных стратегиях совладания, то вопрос этот

потенциально еще должен быть прояснен. Остается открытым вопрос об индивидуальном возрастном изменении копинга во взрослом онтогнезе, специфике мужского и женского онтогенеза. Защитно-совладающее поведение в ситуации кризиса (личностного,

профессионального и т.д.) также нуждается в анализе, в нахождении схем помощи людям, находящимся в кризисе, индивидуальной коррекции дезадаптивных паттернов защитно-совладающего поведения.

Литература:

1. Богданова М.В., Доценко Е.Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию / М.В.Богданова, Е.Л. Доценко / Тюмень. - 2010. - 204 с.

2. Богомаз С.Л., Пашкович С.Ф. Копинг-стратегии и механизмы психологической защиты личности: сопоставительная характеристика / С.Л. Богомаз, С.Ф. Пашкович / Право. Экономика. Психология. - № 3(3). -2015. - С. 62-69.

3. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 6. - С. 18-27.

4. Козлов В.В., Мазилов В.А., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп / В.В.Козлов. - М., МАПН, Изд-во Института Психотерапии. - 2018. - 716 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Корытова Г.С., Еремина Ю.А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия / Г.С. Корытова, Ю.А. Еремина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 42-48.

6. Лапкина Е.В. Проблема связи совладеющего и защитного поведения / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. - С. 201-205.

7. Лапкина Е.В. Психологическая защита и совладание человека в разные периоды взрослости / Е.В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. -2010. - Т. 2. - № 3. - С. 213-218.

8. Лапкина Е.В. Паттерны защитно-совладающего поведения курсантов / Е.В. Лапкина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2020. -№ 2. - С. 40-49.

9. Молоканова Ю.П., Сапрыкин В.П. Динамика структуры мотивации учения студентов вуза с первого по пятый курс обучения / Ю.П. Молоканова, В.П. Сапрыкин // Педагогическое образование и наука. -2019. - № 6. - С. 89-94.

10. Шамионов Р.М., Созонник А.В. Динамика и личностные предикторы предпочитаемых стратегий преодоления курсантов военного вуза / Р.М. Шамионов, А.В. Созонник // Известия саратовского университета. Серия: акмеология образования. Психология развития. -2016. - Том 5. - № 2. - С. 128-136.

1. Bogdanova M.V., Dotsenko E.L. Self-regulation of personality: from defenses to creation / M.V. Bogdanova, E.L. Dotsenko / Tyumen. - 2010. - 204 p.

2. Bogomaz S.L., Pashkovich S.F. Coping strategies and mechanisms of psychological protection of the individual: a comparative characteristic / S.L. Bogomaz, S.F. Pashkovich / Right. Economy. Psychology. - № 3(3). - 2015. - S. 62-69.

3. Karpov A.V. Regularities of the structural organization of reflexive processes / A.V. Karpov // Psychological journal. - 2006. - T. 27. - № 6. - S. 18-27.

4. Kozlov V.V., Mazilov V.A., Fetiskin N.P. Socio-psychological diagnostics of personality and small groups / V.V. Kozlov. - M., MAPN, Publishing House of the Institute of Psychotherapy. - 2018. - 716 p.

5. Korytova G.S., Eremina Yu.A. Protective coping behavior: retrospective reconstruction of the concept / G.S. Korytova, Yu.A. Eremina // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. -2015. - № 3. - S. 42-48.

ces:

6. Lapkina E.V. The problem of communication between coping and protective behavior / E.V. Lapkina // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2015. - № 4. - S. 201-205.

7. Lapkina E.V. Psychological protection and coping of a person in different periods of adulthood / E.V. Lapkina // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2010. - T. 2. - № 3. - S. 213-218.

8. Lapkina E.V. Patterns of protective-coping behavior of cadets / E.V. Lapkina // Psychology of education in a multicultural space. - 2020. - № 2. - S. 40-49.

9. Molokanova Yu.P., Saprykin V.P. Dynamics of the structure of motivation for the teaching of university students from the first to the fifth year of study / Yu.P. Molokanov, V.P. Saprykin // Pedagogical education and science. - 2019. - № 6. - P. 89-94.

10. Shamionov R.M., Sozonnik A.V. Dynamics and personal predictors of the preferred strategies to overcome the cadets of a military university / R.M. Shamionov, A.V. Sozonnik // Izvestia of the Saratov University. New series. Series: Acmeology of Education. Developmental psychology. - 2016. - Volume 5. - № 2. - S. 128-136.

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.