Научная статья на тему 'Механизмы взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования1'

Механизмы взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования1»

претации их результатов. Так, один из московских вузов в своих рекламных проспектах заявляет, что он занимает 1-е место в государственном рейтинге. На деле же вуз занял 1-е место в рейтинге негосударственных аккредитованных вузов с общим числом студентов дневной формы обучения свыше 700 человек за 2004 г. Предоставление неполной информации в этом конкретном случае вводит в заблуждение читателей рекламных проспектов. Кроме того, к сожалению, до сих пор приходится говорить о «заказных» рейтингах вузов.

Одна из возможных сфер применения рейтингов связана с учетом их результатов в процессе государственной и общественно-профессиональной аккредитации вузов. Актуальность этого в современной России обусловлена изменением парадигмы государственной аккредитации. В частности, сегод-

ня активно обсуждается вопрос об использовании показателей удовлетворенности работодателей и выпускников вузов качеством подготовки специалистов. Эти и многие другие аспекты уже длительное время изучаются при составлении рейтингов вузов, и накопленный опыт может быть полезен при государственной аккредитации. Не случайно НРА «РейтОР» в 2008 г. выполнило НИР «Исследование научно-методических основ рейтинго-вания образовательных программ ВПО и использование его результатов в процедурах государственной (национальной) аккредитации» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы задачи II «Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг» мероприятия 8 «Совершенствование государственной системы оценки деятельности ОУ».

В.А. САМОЙЛОВ, генеральный директор

А.А. КОВАЛЕНКО, заместитель директора АККОРК

Механизмы взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования1

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет, что главная задача образовательной политики состоит в создании условий для обеспечения гарантий высокого качества подготовки выпускников на основе сохранения фундаментальности высшего образования и его соответствия актуальным

и перспективным потребностям личности, рынка труда, общества и государства.

В 2003 г. Россия официально присоединилась к Болонскому процессу, подтвердив тем самым свое стремление участвовать в поддержании и повышении качества европейского высшего образования и в создании Евро-

1 Результаты выполнения государственного контракта «Обеспечение взаимодействия государственных и общественно-профессиональных систем оценки качества профессионального образования» по проекту «Совершенствование системы оценки качества деятельности образовательных учреждений, реализующих программы профессионального образования», проводимому в рамках мероприятия 8 задачи II «Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг» ФЦПРО на 2006-2010 годы.

пейского пространства высшего образования. Болонская декларация определяет также преобразования в национальных системах высшего образования, которые должны быть проведены до 2010 г. и которые для стран, подписавших декларацию, являются обязательствами.

Актуальность гарантии качества образования обусловлена высокими темпами расширения сферы высшего образования, значительным ростом затрат на него со стороны государства, бизнеса, студентов и их родителей, стремлением многих стран построить динамичную, основанную на знаниях экономику.

Общепризнано, что в основе гарантии качества лежат такие фундаментальные принципы, как заинтересованность студентов, вузов, работодателей, государства и общества в целом в высоком качестве высшего образования и организационная автономия вузов, которая должна сопровождаться ясным пониманием того, что независимость подразумевает большую ответственность.

Системы оценки качества образования европейских стран различаются как по целям и задачам, процедурам и критериям, так и по степени вовлеченности в этот процесс государственных органов, общественных организаций и профессиональных сообществ. Поэтому европейские страны стремятся гармонизировать действующие системы оценки, сфокусировать процесс обеспечения качества на внутривузов-ских гарантиях и тем самым возложить на вузы реальную ответственность за обеспечение гарантий качества образования. Кроме того, проводятся преобразования национальных систем образования, общая направленность которых соответствует децентрализации и смягчению государственного управления, расширению автономии и

самоуправления вузов, переходу части управленческих и контролирующих функций от государства к вузам и общественным структурам.

В России актуальность проблем обеспечения качества образования определяется рядом дополнительных аспектов: относительным снижением качества подготовки специалистов в российских вузах в конце ХХ века в контексте повышения требований к профессиональным компетенциям специалистов и монополизмом в сфере контроля обеспечения гарантий качества образования.

Если в начале 1990-х гг. качество образования в целом соответствовало уровню развития промышленности и требованиям работодателей, то в период перестройки из-за резкого экономического спада основные усилия на протяжении ряда лет были направлены на сохранение высшей школы, что не могло не сказаться на качестве образования. В 2000 г. начался рост производства, и принцип соответствия качества образования требованиям работодателей был нарушен.

В настоящее время затраты на образование со стороны студентов, их родителей, вузов и работодателей значительно возросли, поэтому конфликты интересов ведут к замедлению темпов развития образовательной системы и снижению качества образования. В рамках существующей практики в сфере контроля качества образования нельзя учесть интересы всех субъектов рынка образовательных услуг, поэтому государственные механизмы контроля качества образования необходимо дополнить эффективными общественными механизмами оценки.

Государство поддерживает развитие общественных механизмов оценки качества образования для того, чтобы ускорить развитие образовательной системы и в сжатые сроки повысить качество образования. Поэтому в последнее время начали приобретать реальные очертания формы и механизмы общественного контроля качества: ассоциации работодателей приступили к разработке профессиональных стандартов, представители отраслевых объединений формируют квалификационные требования к выпускникам вузов, рейтинговые агентства ведут мониторинг вузов и образовательных программ, экспертные сообщества начали проводить образовательный аудит и общественную аккредитацию вузов.

Образовательный аудит занимает особое место среди инструментов управления качеством образования, поскольку он представляет собой процесс постоянного взаимодействия с вузом и дает ему возможность оценить свои конкурентные возможности и выработать стратегию дальнейшего развития.

Поддержка государством возникающих общественных механизмов неизбежно приводит к взаимодействию государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества

образования, основанному на использовании процедур и показателей общественно-профессиональной оценки качества образования в процедурах аккредитации и учете результатов оценки при вынесении решения о государственной аккредитации. Поэтому особую актуальность приобретает разработка модели и механизмов взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования.

Модель и механизмы взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования

Государство нуждается в объективной оценке качества образования и потому заинтересовано в привлечении к этому процессу общественной организации, постоянно работающей с вузами и берущей на себя ответственность за результаты оценки. В постоянном мониторинге качества образования заинтересованы и потребители образовательных услуг: студенты, те, кто за них платит, и работодатели. Агентство гарантии качества, оценивая вузы, в свою очередь стремится получить признание общества и государства. Из общей заинтересованности в высоком качестве образования возникает взаимодействие государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества.

Разработка модели и механизмов взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования требует рассмотрения роли каждого из субъектов рынка образовательных услуг во взаимодействии систем оценки качества, механизмов взаимодействия, стандартов и процедур образовательного аудита, механизмов учета результатов общественно-профессиональ-

ной оценки качества образования при вынесении государственным аккредитующим органом решения об аккредитации.

Роль участников общественной оценки качества образования в формировании взаимодействия государственной и общественной систем оценки качества образования Основными участниками общественно-профессиональной оценки качества образования являются общественно-профессиональные сообщества, вузы, студенты и выпускники, работодатели, рейтинговые агентства и агентства гарантии качества, ведущие образовательный аудит.

Анализ позволяет заключить, что общественно-профессиональные сообщества, работодатели, студенты, выпускники и рейтинговые агентства играют и будут играть важную, но не определяющую роль во взаимодействии государственной и общественно-профессиональной систем оценки. Причина заключается в том, что в поле зрения указанных субъектов общественно-профессиональной оценки качества образования попадают только отдельные аспекты внутренней и/ или внешней оценки качества, поэтому никто из них не может провести полную внутреннюю или внешнюю оценку вузов или программ. Вузы намного больше вовлечены во взаимодействие с государственной системой оценки качества, поскольку они проводят полную внутреннюю оценку (самообследование), представляя отчет в государственный аккредитующий орган. Тем не менее вузы как участники общественно-профессиональной оценки качества образования не могут играть роль системообразующих центров в процессе взаимодействия с государственной системой оценки каче-

ства образования, поскольку внешняя оценка качества образования лежит вне зоны их ответственности. Определяющую роль во взаимодействии с государственной системой оценки качества образования следует отвести агентствам гарантии качества и ак-кредитационным агентствам, способным проводить как программный, так и институциональный аудит, вырабатывать рекомендации, направленные на повышение качества образования, разработку стратегических целей и формирование траекторий дальнейшего развития вузов.

Сегодня в России общественной оценкой качества образования занимается ряд организаций, например Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), Ассоциация инженерного образования (АОИР) и Ассоциация юристов России (АЮР). Так, агентство АККОРК является ассоциированным членом Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) и имеет полное членство в

Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE), Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN) и Европейском фонде по гарантии качества в e-Learning (EFQUEL). АККОРК совместно с EFQUEL реализует в России проект «Качество e-Learning в европейских университетах», в рамках которого вузам присваивается европейский знак качества в области обучения с применением информационно-коммуникационных технологий - eQuality Award.

Основные положения модели взаимодействия

Основу модели взаимодействия составляют следующие положения:

1) взаимодействие государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования формируется на основе взаимной заинтересованности всех участников рынка образовательных услуг в качестве образования и дальнейшем расширении академических свобод и автономии вузов;

2) взаимодействие государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования выражается в признании и учете результатов общественно-профессиональной оценки качества образования при принятии решения о государственной аккредитации;

3) при взаимодействии государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования общественная составляющая может быть представлена различными организациями, специализирующимися в сфере гарантий качества образования.

При построении модели взаимодействия предполагается, что:

• взаимодействие государственной и общественной систем оценки качества образования формируется на

основе объединения усилий всех сторон, заинтересованных в высоком качестве образования:студентов, их родителей, вузов, работодателей, государства и общества;

• организации, специализирующиеся в сфере гарантий качества, проводят общественно-профессиональную оценку качества образования на основе собственных стандартов и процедур, а также стандартов и процедур, признанных мировым академическим сообществом;

• государство, доверяя внешней оценке качества образования, выполненной агентством или другой организацией, может использовать результаты оценки при вынесении решения о государственной аккредитации образовательной программы или вуза;

• агентства и другие организации, пользующиеся доверием государства, должны проходить сертификацию и включаться в общероссийский Реестр;

• взаимодействие государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования должно вести к формированию общероссийской системы оценки качества образования.

Механизмы взаимодействия

Теоретически взаимодействие государственной и общественной систем оценки качества образования описывается тремя механизмами взаимодействия: механизмом дополнения, механизмом замещения и механизмом признания.

Механизм дополнения. Взаимодействие систем оценки качества образования выражается в дополнении процедур государственной аккредитации процедурами общественно-профессиональной оценки внедисциплинарных аспектов деятельности вуза, которые влияют на поддержание и повышение качества образования, но не являются

объектом государственной стандартизации.

К внедисциплинарным аспектам работы вуза можно отнести: эффективность научно-исследовательской деятельности, учебно-методической работы, кадровой политики; влияние образовательных технологий на содержание и качество учебных программ; взаимодействие с работодателями; оценку организации и менеджмента вуза; определение тенденций развития вуза и т.д.

Механизм замещения. Взаимодействие систем оценки качества образования выражается в переходе части функций и полномочий государственной системы оценки качества к общественно-профессиональной системе оценки, при этом оценка качества образования проводится по процедурам общественно-профессиональной оценки качества образования, но ее результаты выражаются через показатели и критерии государственной аккредитации.

Указанный механизм с теоретической точки зрения возможен, но на практике не реализуется.

Механизм признания. Взаимодействие систем оценки качества образования выражается в признании государством части или всех процедур общественно-профессиональной оценки качества образования, поэтому при внешней оценке качества образования частично или полностью будут использоваться процедуры общественно-профессиональной оценки качества образования.

Обсуждение

Разработка модели взаимодействия показала, что:

• взаимодействие государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования формируется на основе взаимной

заинтересованности в качестве образования и дальнейшего расширения академических свобод и автономии вузов; оно выражается в учете результатов общественно-профессиональной оценки качества образования при принятии решения о государственной аккредитации;

• взаимодействие систем оценки позволяет повысить объективность и надежность гарантий качества образования, предоставляемых обществу, превратить контроль качества в процесс, направленный на улучшение содержания образования и совершенствование государственной системы управления образованием.

Модель взаимодействия позволяет найти решение таких задач, как:

• обеспечение объективности и независимости процедур внешней оценки качества профессионального образования;

• разработка единой методологии оценки качества образования и создание общероссийской системы гарантии качества образования;

• привлечение работодателей, представителей производственной сферы и специалистов-практиков к участию в оценке качества учебных курсов и образовательных программ;

• осуществление постоянного мониторинга качества образования в вузе;

• разработка и реализация исследовательских проектов по проблемам оценки качества образования;

• развитие инновационных технологий оценки качества образования.

Апробация модели взаимодействия продемонстрировала:

- адекватность модели существующим механизмам оценки качества образования, обусловленную использованием как российских, так и международных стандартов оценки качества высшего образования и добросовестной практики;

- возможность минимизации затрат вузов и государства на проведение процедур оценки качества образования.

Процедуры, используемые в модели взаимодействия

Рособрнадзор для обеспечения взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования ведет мониторинг деятельности организаций, специализирующихся в сфере гарантий качества образования, отбирает организации, заслуживающие доверия, сертифицирует их и включает в Реестр, который ежегодно утверждается и публикуется. Включение организации в Реестр означает, что Рособ-рнадзор признает результаты оценки и мониторинга качества образования, полученные организацией, и будет использовать их при вынесении решения об аккредитации.

Процедуры, используемые при реализации модели, зависят от выбора механизма взаимодействия.

В рамках механизма дополнения при реализации модели взаимодействия проводятся следующие процедуры.

1. Рособрнадзор ежегодно утверждает список внедисциплинарных аспектов деятельности вуза, оценка которых официально поручается организациям, специализирующимся в сфере гарантий качества образования.

2. Организацией, включенной в Реестр и работающей с вузом на постоянной основе, например агентством, осуществляющим процесс образовательного аудита вуза, проводится оценка внедисциплинарных аспектов деятельности вуза. При подготовке к государственной аккредитации вуз должен выбрать организацию, включенную в Реестр, и заключить с ней договор на проведение оценки в нижеперечисленных случаях: а) вуз не проводил общественно-профессиональной оценки ка-

чества образования; б) организация, услугами которой он воспользовался, не включена в Реестр; в) вуз намерен поручить оценку другой организации.

3. Эксперты организации проводят оценку внедисциплинарных аспектов деятельности вуза, подготавливают и представляют в организацию свои отчеты.

4. Организация на основании отчетов экспертов формирует общее заключение и направляет его в Рособр-надзор и в аккредитуемый вуз.

5. Вуз, не согласный с результатами общественно-профессиональной оценки качества образования, может подать обоснованную апелляцию в организацию и в случае отклонения апелляции организацией - в Рособр-надзор, решение которого считается окончательным.

6. Результаты общественно-профессиональной оценки качества образования включаются в отчет комиссии о проведении комплексной оценки вуза или аккредитации программы и используются при вынесении решения о государственной аккредитации вуза или программы.

В рамках механизма признания для реализации модели взаимодействия проводятся следующие процедуры:

1. Рособрнадзор запрашивает у организации, которая проводила внешнюю оценку и осуществляет мониторинг качества образования в вузе, проходящем государственную аккредитацию, заключение и отчет о результатах внешней оценки (образовательного аудита) качества образования.

2. Организация на основании результатов внешней оценки (образовательного аудита) и мониторинга качества образования формирует заключение и вместе с отчетом о результатах внешней оценки (образовательного аудита)направляет его в Рособрнадзор и в аккредитуемый вуз.

3. Вуз, не согласный с заключением организации, может подать обоснованную апелляцию в организацию и в случае отклонения апелляции организацией - в Рособрнадзор, решение которого считается окончательным.

4. Рособрнадзор сокращает количественный состав комиссии по комплексной оценке вуза или аккредитации программ, не включая в нее экспертов по тем специальностям и/или аспектам деятельности вуза, которые прошли образовательный аудит.

5. Результаты общественно-профессиональной оценки качества образования включаются в отчет комиссии о проведении комплексной оценки вуза или аккредитации программы и используются при вынесении решения о государственной аккредитации вуза или программы.

Как указывалось выше, механизм замещения на практике не реализуется и потому процедуры, необходимые для его реализации, не рассматриваются.

Процедуры и критерии внешней оценки качества образования, используемые в модели взаимодействия

Государственная аккредитация вуза соединяет в себе как жесткую оценку выполнения государственных требований, содержащихся в ГОС и иных нормативно-правовых документах, так и экспертные оценки деятельности вуза в области содержания образования, использования методик и технологий, организации и управления образованием, которые не являются объектом государственной стандартизации. Поэтому представляется целесообразным при внешней оценке образовательных услуг, реализуемых вузами, выделять:

• оценку качества образования, т.е. оценку содержания образовательных программ, структуры и организа-

ции образовательного процесса, его результатов;

• оценку гарантий качества образования, предоставляемых вузом на основе государственных требований и различных стандартов, применяемых на рынке образовательных услуг и не являющихся объектом государственной стандартизации.

Оценка гарантий качества образования включает рассмотрение широкого круга факторов, формирующих условия реализации образования, которые охватываются набором из 11 направлений, позволяющих провести экспертизу деятельности вуза:

1) конкурентоспособность основных образовательных программ, реализуемых вузом;

2) эффективность использования учебно-методического обеспечения;

3) эффективность применения образовательных технологий и степень их влияния на качество образования;

4) эффективность научно-исследовательской деятельности вуза;

5) гарантии качества профессорско-преподавательского состава;

6) инкорпорирование работодателей в образовательную деятельность вузов;

7) качество реализации послевузовского и дополнительного образования;

8) управление вузом и организация деятельности вуза;

9) материально-техническая база и ее соответствие целям обучения;

10) эффективность деятельности филиалов вуза;

11) качество подготовки абитуриентов и учебной деятельности студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждое направление исследования оценивается экспертом на основе показателей, используемых организацией, которая проводит внешнюю оценку качества образования. Если все направления получают положительное

заключение экспертов, то гарантии качества образования считаются достаточными для аккредитации вуза.

Оценка качества образования проводится как на институциональном (оценка вуза в целом), так и на программном (оценка отдельной программы) уровне. Оценка качества образования является интегральной характеристикой и требует экспертизы каждой из реализуемых вузом образовательных программ. Качество образования считается достаточным для аккредитации вуза, если эксперты одобряют качество всех проверяемых программ.

При оценке отдельной образовательной программы (программный уровень) также целесообразно выделять оценку качества обучения и оценку гарантий качества реализации программы. При внешней оценке отдельной образовательной программы эксперт, анализируя основные характеристики образовательной деятельности по ее реализации, определяет, какой вклад каждая из характеристик вносит в выполнение задач программы и позволяет ли уровень выполнения задач программы достигнуть цели обучения. Качество программы одобряется, если эксперт приходит к заключению, что цели программы достигаются.

Апробация модели взаимодействия

Апробация модели взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования была проведена агентством АККОРК при государственной аккредитации двух вузов: ГОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова» (БГТУ) и ГОУ ВПО «Государственный университет управления» (ГУУ). В рамках эксперимента Рособр-надзор поручил агентству АККОРК провести общественно-профессио-

нальную экспертизу отчетов о результатах самообследования вузов, основных образовательных программ, научно-исследовательской деятельности, учебно-методической работы, воспитательной работы, взаимодействия с работодателями (организациями) и программ дополнительного образования и подтвердить достоверность приведенных в них данных. При этом Рособрнад-зор вдвое (с 10 до 5 человек) сократил численность каждой из комиссий по комплексной оценке. В рамках апробации был проведен образовательный аудит деятельности БГТУ и ГУУ в целом, а также 30 программ (16 в БГТУ и 14 в ГУУ). Следует отметить, что образовательный аудит программ, к проведению которого привлекались работодатели, осуществлялся агентством АККОРК и до апробации модели.

Апробация модели в рамках механизма признания. Поскольку решение Рособрнадзора о подтверждении агентством АККОРК данных, содержащихся в отчетах БГТУ и ГУУ о результатах самообследования, означает, что Рособрнадзор признает результаты образовательного аудита вузов, проведенного агентством АККОРК, и доверяет его деятельности в сфере гарантий качества образования, то можно заключить, что апробация модели взаимодействия проходила в рамках механизма признания.

Эксперты, оценивавшие образовательные программы, работали в вузе в течение двух дней, а эксперты, оценивавшие научно-исследовательскую, учебно-методическую и воспитательную работу, взаимодействие с работодателями и реализацию программ дополнительного образования, работали в вузе в течение трех-пяти дней.

Заключение агентства АККОРК о результатах общественно-профессиональной оценки вузов и программ, а также отчеты экспертов АККОРК

были представлены председателям комиссий и использованы комиссиями по проведению комплексной оценки БГТУ и ГУУ.

Результаты образовательного аудита БГТУ и ГУУ вошли в отчеты председателей комиссий, были заслушаны на заседании коллегии Рособрнадзора. Деятельность агентства АККОРК получила положительную оценку, и сотрудничество с агентством было рекомендовано продолжить. Итак, результаты апробации модели позволяют заключить, что она достаточно адекватно и эффективно описывает взаимодействие государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования и может быть использована для дальнейшего изучения и совершенствования.

Расчет аккредитационных показателей БГТУ и ГУУ на основании данных, содержащихся в отчетах о результатах образовательного аудита. Проведение образовательного аудита БГТУ и ГУУ позволяет показать, что результаты общественно-профессиональной оценки качества образования содержат все данные, необходимые для вынесения решения о государственной аккредитации вуза. Для подтверждения этого утверждения по данным отчетов о результатах образовательного аудита БГТУ и ГУУ были рассчитаны аккреди-тационные показатели БГТУ и ГУУ, сравнение которых с пороговыми значениями позволяет заключить, что БГТУ и ГУУ соответствуют требованиям, предъявляемым к содержанию и качеству подготовки выпускников и к показателям деятельности вузов, и могут быть аккредитованы.

Поскольку коллегия Рособрнадзо-ра вынесла решение о государственной аккредитации БГТУ и ГУУ, то можно считать, что результатов образовательного аудита достаточно для вынесения государственным аккредитую-

щим органом решения о государственной аккредитации.

Сравнение качества реализации образовательных программ. Одновременная экспертиза большого количества программ (16 - в БГТУ и 14 - в ГУУ) дает своеобразный «срез» образования, позволяющий увидеть различия в качестве подготовки выпускников разных специальностей (при высоком общем качестве образования, реализуемого в БГТУ и ГУУ).

На рис. приведены результаты сравнения трех образовательных программ, реализуемых в БГТУ, которое проводилось по 7 критериям, каждый из которых эксперты оценивали по 10-балльной шкале. Легко увидеть различие в качестве подготовки выпускников разных программ (критерий 1) при примерно равном качестве структур программ (критерий 2) и материально-техническом обеспечении (критерий 6). Можно выделить следующую закономерность: качество программы тем выше, чем выше качество профессорско-преподавательского состава (критерий 3), информационного обеспечения (критерий 5)и научно-исследовательской работы (критерий 7). Кроме того, следует отметить, что для БГТУ программа 151001 «Технология машиностроения » профильная и давно в нем реализуется, а программа 080105 «Финансы и кредит» - непрофильная, и ее реализация начата недавно.

Проведение сравнительного анализа отдельных образовательных программ дает возможность выявить положительный опыт, наработанный вузами, более успешно реализующими программы, и использовать его для повышения качества подготовки выпускников по другим специальностям.

Отметим, что одновременная экспертиза большого количества программ (в идеале всех) может проводиться в трех случаях.

Баллы

10

1 2 3

151001 Технология машиностроения 200503 Стандартизация и сертификация 080105 Финансы и кредит

4 5

Критерии оценки

1. Результаты освоения ООП

2. Структура ООП

3. Кадровое обеспечение

4. Учебно-методическое обеспечение

Критерии оценки:

5. Информационное обеспечение

6. Материально техническое обеспечение

7. Научно- исследовательская работа

Во-первых, когда успешный вуз, желая добиться дальнейшего прогресса, заказывает аккредитацион-ному агентству внешнюю экспертизу для того, чтобы оценить свои конкурентные возможности, разработать стратегические цели и сформировать траекторию дальнейшего развития.

Во-вторых, когда у государственного органа управления образованием возникают обоснованные сомнения в том, что вуз соответствует установлен-

ному для него виду высшего учебного заведения (институт, академия, университет), и он предлагает аккредита-ционному агентству провести внешнюю экспертизу.

В-третьих, когда у государственного органа управления образованием возникают обоснованные подозрения в низком качестве некоторых образовательных программ, реализуемых вузом, и он предлагает аккредитацион-ному агентству провести внешнюю экспертизу.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.